Классификация методов психолого-педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов психолого-педагогического исследования



I. Организационные: сравнительные, лонгитюдные и психопатологические.

II. Эмпирические:

1) обсервационные: наблюдение, самонаблюдение;

2) экспериментальные: лабораторные, естественные, психолого-педагогические;

3) психодиагностические: тесты (стандартизированные, проективные); опросники, анкеты; интервью, беседы.

4) биографические: анализ жизненного пути, анализ документов.

III. Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

IV. Вспомогательные: физиологические (медицинские), математические (статистические), графические.

 

Для понимания некоторых положений данной темы необходимо знание следующих терминов.

Интериоризация (от лат. interior – внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Следует отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знакомой информации (отличать от восприятия и памяти). Понятие впервые введено французскими и швейцарским психологами (П. Жане, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.). Освоение понятийного аппарата психологии и педагогики осуществляется именно в результате интериоризации научных данных этих дисциплин, то есть присвоения их на внутренний уровень. Когда студент сумеет составить собственный психологический портрет, пользуясь научными терминами, можно сказать, что процесс интериоризации полученных знаний состоялся.

Экстериоризация (от лат. exterior – наружный, внешний) процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериориозации внешней социальной деятельности человека.

Ориентировочная деятельность (ориентировка) заключается в том, что субъект производит обследование ситуаций, содержащей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловое и функциональное значение ее объектов, примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или обновленный путь. Далее в процессе выполнения приходится активно регулировать ход действий по этим значениям объектов.

Поведение, изучаемое психологией, – действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа.

Субъект целенаправленных действий – живой организм, имеющий высшую нервную инстанцию по управлению реакциями во внешней среде на основе образа этой среды и по увязке этих реакций с внутренней средой организма.

Индивид – биологическое явление, представитель Homo sapiens.

Личность – высшая интеграция всех психических явлений, формирование особых, чисто личностных новообразований: убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое включённостью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д.

Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Надёжность – качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

Кратко основная информация по теме оформлена в схемах (студенты В. Абрамов, ЭиУ- 479, Е. Лесова, Е. Мальцева, ЭиУ-329) (см. табл. 1, рис. 2, 3, 4, 5).

 

Вопросы для повторения

1. Дайте определение психологии и педагогики? Чем отличаются объекты и предметы психологии и педагогики, раскройте эти понятия?

2. Определите основные задачи психологии и педагогики?

3. Дайте характеристику основным видам психических явлений? Что такое психика?

4. Какие категории педагогики Вы знаете, дайте им определения?

5. Какие направления и отрасли психологии и педагогики вы знаете?

6. Расскажите об основных исторических событиях развития психологии как науки.

7. Расскажите о значимых исторических событиях развития педагогики как науки.

8. Что такое метод, методика, методология, какие методы психолого-педагогического исследования Вы знаете?

Рис. 2. Психология (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)

Рис. 3. Педагогика (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)


Рис. 4. Педагогика, ч. 1 (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)

Рис. 5. Педагогика, ч. 2 (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)


ТЕМА 2. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

План

Понятие ощущения.

Виды и свойства ощущения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.012 с.)