Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык как система правил оперирования со знакамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Язык позволяет не только формулировать понятия, обозначать их, но и выражать связи и отношения между ними. Благодаря развитию грамматических и логических кодов язык становится системой, способной самостоятельно формулировать любые связи и отношения. Человек, овладевающий системой языка, автоматически овладевает и системой, отражающей различные по своей сложности логические отношения. Введение в конструкцию предложения слов «вследствие», «несмотря на …», «хотя» неизбежно рождает у человека своеобразное ощущение незаконченности структуры, которое является продуктом овладения объективными кодами языка, сложившимися в процессе общественной жизни. Пример: если 4-х летнему ребенку предложить закончить предложение, заканчивающееся словом «вследствие …» или словом «хотя …», он не сможет это сделать. В этом возрасте еще не произошел до конца процесс овладения логическими кодами языка. В истории языка и логики сформировались объективные средства, которые автоматически передают индивидуальный опыт поколений, избавляют от необходимости получать соответствующую информацию из непосредственной личной практики и позволяют получать соответственное суждение теоретическим, логическим путем. Именно логические матрицы, которые человек усваивает в процессе его умственного развития, и составляют объективную основу его продуктивного логического мышления. Пример: «Если он не выполнит мою просьбу, то это значит, что …» (личностное умозаключение).
Единство мышления и речи. Работа с понятиями Важное место в психологическом изучении рациональных форм познания занимает проблема соотношения мышления и речи. Существует несколько психологических теорий взаимосвязи мышления и речи (Брунер, Пиаже). Л.С. Выготский рассматривал речевое мышление как одну из высших психических функций. Роль слова, знака в продуктивной перестройке тех интеллектуальных функций, которые даны человеку природой, является определяющей. Именно благодаря знаковым системам отражения объективной реальности, мир физических предметов, окружающий человека, дополняется для него миром мыслимым. За каждым словом развитого языка скрывается система связей и отношений, в которые включен обозначенный словом предмет. Каждое слово есть обобщение, и оно является средством формирования понятий, т.е. слово выводит обозначаемый им предмет из сферы чувственных образов и включает его в систему логических категорий, позволяющих отражать и познавать мир глубже. Уровни определения понятий 1 уровень. Слово – понятие вызывает систему эмоциональных переживаний и наглядных образов. Данный уровень является преобладающим у детей дошкольного возраста. (Вопрос: «Что такое мята?» Ответ: «Это то, что пахнет сильно, мне бабушка показывала, ее в чай кладут»). 2 уровень. Ребенок называет словом «ка» – кошку, шапку. Признак не является существенным, т.к. он зависит от частной ситуации. За словом стоит прежде всего система наглядных воспоминаний о качествах и функциях данного предмета. Человек мыслит, припоминая. (Вопрос: «Что такое мята?» Ответ: «Это такая трава, ее выращивают на огороде, кладут в салат или чай. Она сильно пахнет, у нее розовые цветочки»). Это определение по функции: человек знает это на собственном опыте. 3 уровень. Слово актуализирует систему логических связей. Человек дает определение через родовое и видовое отличие, т.е. находя для данного понятия определение более обобщенное, включающее в себя данное. При помощи логических мыслительных операций находится специфический существенный признак, отличающий определяемое понятие от других, входящих в этот род. Этот уровень определения понятий преобладает у взрослого человека. (Вопрос: «Что такое мята?» Ответ: «Это многолетнее травянистое растение, листья которого являются лекарственным сырьем и входят в состав сборов, применяемых при желудочно-кишечных заболеваниях»).
Два вида понятий Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи. Так, например, человек хорошо знает содержание каждого из таких понятий как специальность, производство, коллектив, управление, но не всегда легко может сформулировать и словесно определить их. Будучи включенным в профессиональное образование, он может научиться давать определения любым понятиям через родо-видовые отличия. Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются преподавателем и лишь затем наполняются конкретным содержанием, т.е. логическая формулировка предшествует образованию конкретных наглядных связей. Слово, фиксирующее некоторое понятие, с полным основанием может считаться наиболее существенным механизмом, лежащим в основе движения мысли. Существенно при работе с понятиями то, что соотношение наглядно-образных (практических) и вербально-логических компонентов понятия у каждого человека свое и зависит от уровня развития его мышления.
Психологическая основа решения задач Существует ряд факторов, обеспечивающих полноценное протекание интеллектуальной деятельности при решении задач. 1 фактор. Установление прочного логического отношения между условиями задачи и поставленным вопросом. Без этого условия место избирательной системы операций, подчиненных основному вопросу, могут занять свободные ассоциации. Решить задачу-это значит преобразовать условия так, чтобы обнаружилось искомое отношение. В какой бы форме не вводились условия задачи, это всегда совокупность факторов. Решить задачу – значит открыть значение этих факторов для поиска ответа. 2 фактор. Предварительная ориентировка в условиях задачи, предполагающая возможность одновременного обозрения всех составных элементов условия, позволяющих создать общую схему решения задачи. Обозрение всех составных элементов условия состоит в добавлении к условиям задачи всего, что нам вообще известно об объектах и отношениях, фигурирующих в искомых данных и в использовании этих дополнительных знаний для преобразования в искомое. Мы решаем задачу на основе всех своих знаний о ее предмете, а не только тех сведений, которые изложены в условиях. Но среди всего богатства знаний нужно отобрать такие, которые имеют значение для решения данной задачи. 3 фактор. Переформулировка условий и категориальные обобщения. Процесс анализа и выявления новых связей в условиях задачи осуществляется путем словесной переформулировки условий и требований задачи. Каждая новая формулировка указывает на какие-то новые свойства исходных объектов или ситуации, характеризует их в каком-то новом отношении. Каждая конкретная задача является частным случаем более общей ситуации. Чтобы найти общие закономерности, применимые к данной конкретной задаче, эту задачу следует переформулировать и привести в обобщенный вид. При конкретной формулировке задачи бывает трудно усмотреть связь между заданными условиями. При обобщенной формулировке той же задачи искомое отношение становится более очевидным. Это дает возможность найти общий принцип решения. Следующим шагом является перенесение его на конкретные условия. 4 фактор. Преодоление функциональной ригидности. Как правило, поставленную задачу человек пытается решить привычным, стандартным способом. В случае, когда данный способ оказывается непригодным, следует отказаться от него и искать иной путь решения, однако спонтанно возникшие в уме операции препятствуют поиску иных вариантов: человек «зацикливается» на единственном способе. 5 фактор. Сличение результатов действия на каждом этапе решения с исходными условиями. Если решение задачи осуществляется в несколько этапов, ошибка может быть допущена на любом из них. Важны своевременное обнаружение ошибки и коррекция. Происхождение речи Есть или речь у животных? Животные и птицы много кричат и подают сигналы – это их маленькая «речь». Крик вызывает конкретное поведение, совокупность криков – наследуемая совокупность. У обезьян можно развить прижизненные крики, но научить речи – нельзя. Голосовые пути обезьян не способны производить тонкие звуки, но обезьян можно обучить языку жестов. Самая умная обезьяна в СССР была Султан. Обезьяна Коко (в Америке), самка, понимала 5000 слов и создавала целые жестовые монологи в разговоре с куклой. Самца обезьяны обучали языку жестов и наблюдали, будет ли он обучать этому языку жестов своих детенышей? Оказалось, что нет. У животных нет выполнения такой функции. Келер снабжал обезьян красками и кистями и смотрел, будет ли символическое обозначение чего-либо, но рисунков тоже не было. Когда речь у человека расстраивается, он может пропеть. Есть мнение, что человек – это разновидность поющих обезьян, что вначале было пение, потом – речь. Речь – продукт социальный, недостаточно одних мозговых структур, чтобы человек заговорил. Истории известны более 20 маугли – человеческие детёныши, воспитанные разными животными. У них отсутствовала человеческая речь, потому что речь формируется потребностью выражать свои мысли. Камала – больше всех прожила. Она выучила только 20 слов, когда стала жить среди людей, верх ее достижений – самообслуживание. Для развития каждого вида способностей и психического процесса существует свой благоприятный (сензитивный) период, который на физиологическом уровне способствует значительному скачку в развитии, если его не пропустить, создать все необходимые условия и интенсивно заниматься с ребёнком. Для речи – это период от рождения до 3-х лет. Если пропустить этот период, человек не будет говорить никогда. Речевое общение с помощью языка представляет собой своебразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений). В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков и 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи. То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от рождения до 3–4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений. Речь – это локомотив, который тянет за собой и развивает всю психику. Соотношение мышления и речи Слово – средство общения, поэтому оно входит в состав речи, лишенное значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи. Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Вместе с тем при словесном общении со-держание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, то есть факт мышления. Но есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. В возрасте примерно около 2 лет речь начинает становиться интеллектуальной, а мышление – речевым. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению. Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь, она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Во внутренней речи преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Агглютинация – еще одна особенность семантики внутренней речи. Внутренняя речь есть процесс мышления «чистыми значениями». В процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. Письменный текст – это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. Эгоцентрическая речь – это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эксцентричная речь – речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психической функции.
2. Основные функции языка и речи. Язык и речь имеют определённые функции. Функции языка Язык – средство мышления, искусственным образом кодирующее информацию. Благодаря языку как средству кодирования мы усваиваем общественно-исторический опыт, полученный предшествующими поколениями, и передаём накопленную информацию об окружающем мире и самом человеке последующим поколениям. Язык – средство коммуникации, общения, а, значит, управления, воздействия, взаимодействия. Язык – средство интеллектуальной деятельности: восприятия, памяти, понятийного мышления, воображения; основное орудие планирования интеллектуальной деятельности и решения мыслительных задач. Изучая язык, мы осваиваем логику. Функции речи Речь – инструмент мышления: а) сигнальная функция – понимание речи реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей. б) функция обобщения – связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. Факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Доказано, что в самые сложные и напряжённые моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: физической и тонической. Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развёрнутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия – с её редукцией, то есть исчезновением этих речедвигательных импульсов. Существует некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, быстро и точно. Речь как средство общения: а) коммуникативная функция, то есть передача информации как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми; б) экспрессивная функция (выразительная) помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; в) побудительная (волеизлиятельная) функция направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего; г) сигнификативная (обозначения) функция состоит в том, что взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через ораны чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Вывод По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является средством мышления и общения, а также носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
3. Виды речи. Речь является полиморфной деятельностью, то есть в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах. Классификация видов I. По функциональному назначению: – внешняя – средство передачи информации, средство общения; – внутренняя – средство формирования мысли. Внешняя речь может быть звуковой, жестовой, пальцевой, знаковой, образно-знаковой. Внутренняя речь направлена на себя. Носит свёрнутый, фрагментарный характер. Пользоваться внутренней речью для человека естественно, но если человеку не хватает лития, он теряет осознание воображаемого собеседника и говорит сам с собой вслух. II. По форме передачи (по форме знаков): – устная – аудиальные (звуковые) символы; – письменная – визуальные (графические) символы. Устная речь может быть звуковой и жестовой. Это передача информации по содержанию с помощью невербальных средств (эмоций, индивидуальных личностных особенностей, темперамента). Владеть устной речью правильно важно для людей коммуникативных профессий («Человек – Человек»): для преподавателей, журналистов, руководителей, инженеров, работающих как с техническими системами, так и с людьми (начальников отделов, прорабов и т. д.). Письменная речь способна передавать информацию на расстоянии. Если в устной речи необходимо овладеть стилистической и орфоэпической грамотностью, в письменной – важно обладать стилистическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными навыками, чтобы успешно вести деловые официальные бумаги и переписку: «Казнить нельзя помиловать». Какое содержание несёт этот приказ? Письменная речь развёрнута и не передаёт эмоций (деловая). III. По количеству участников: – диалог – активны в равной степени два участника общения; – монолог – доминирующее участие одного участника в общении. Диалогическая речь не требует специальной подготовки, возникает как ответ на вопрос. Обычно диалогическая речь имеет выраженную профессиональную направленность или аффективна по характеру. Она свёрнутая, ситуативная, отрывочная, контекстная.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.013 с.) |