Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы синтезирования образа воображенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Агглютинация – «склеивание», процесс образования новых образов путем объединения уже существующих элементов, несовместимых в реальности частей предметов, качеств, свойств, размеров, например: русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, аккордеон, человек-амфибия. 2. Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предметов, их частей и качеств. Например, Гоголь писал, что «редкая птица долетит до середины Днепра», желая показать его мощь и необъятную ширину, хотя, в действительности, он не так и широк. Примером гиперболизации могут служить образы Гаргантюа, Пантагрюэля, Гулливера, мальчика-с-пальчика, Дюймовочки. 3. Заострение – это подчёркивание каких-либо признаков, акцентирование какого-то одного элемента в образе, при котором он доводится до неузнаваемости и появляется новый образ или новый взгляд на него: шаржи, карикатуры. 4. Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощения его в каком-либо конкретном образе; создание характерных, общепринятых образов из несуществующих предметов или явлений, например, в одной песне поется о том, что юной девушке желают идеального супруга со следующими чертами: «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, тёщу мамой называл, никогда не обижал» и т. д. Практика показывает, что «идеальный муж» – образ воображения. 5. Схематизация – сглаживание различий и выявление сходства. Вывод Воображение – это психический процесс по созданию новых образов, предметов и явлений, программ поведения, которые помогают представить ход и результат труда до его начала. Воображение является необходимой стороной любой деятельности: элементы, из которых воображение комбинирует свои построения, являются элементами прошлого опыта или знаниями об окружающем; результат воображения тесно связан с действительностью, так как позволяет познать её и изменять; результат воображения, реализованный практически, влияет на саму действительность, становится её частью; воображение тесно связано с внутренней деятельностью человека: с его психическими процессами и свойствами личности, с его представлениями об окружающем мире – он может на них влиять и изменять. Содержание данной темы отражено в рис. 16, 17.
Вопросы для повторения 1. В чем основное отличие представления от воображения? По каким признакам это можно установить? 2. Какие виды и свойства представления вы знаете? 3. Охарактеризуйте каждый вид воображения и покажите его значимость в практической деятельности человека. 4. Какие способы синтезирования образов воображения вы знаете? 5. Какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса, аккордеона и других механизмов? 6. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей жизни и трудовой деятельности. 7. Какие методические приемы могут способствовать развитию воображения?
Рис. 16. Представление и воображение (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 17. Представление и воображение (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428) ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИНТЕЛЛЕКТ План Понятие мышления. Мышление как процесс. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Формы логического мышления. Интеллект. Основные понятия: мышление, абстракция, анализ, синтез, сравнение, дедукция, инсайт, опосредование, проблемная ситуация, когнитивные процессы, понятие, суждение, умозаключение, посылка, силлогизм, креативность, рефлексия, логика, интеллект.
Литература 1. Веккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. / Л. М. Веккер. – Т.2. Мышление и интеллект. – Л., 1976. 2. Микалко, М. Тренинг интеллекта / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2000. 3. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. – СПб.: Издательство Союз, 2000. 4. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 5. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А. – М.: Издательство «Центр», 1996. 6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т.1. – М., 1989. 7. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 8. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. 9. Сухарев, В. А. Психология интеллекта / В. А. Сухарев. – Донецк: Сталкер, 1997. 10. Холодная, М. А. Интегральные структуры понятийного мышления / М. А. Холодная. – Томск, 1983. 11. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.
1. Понятие мышления. Мышление как процесс. Мышление в чистом виде как совершенно независимый, самодостаточный психический процесс реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций. Умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова продуктивно (У. Джемс). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, единичных, а общих свойств и закономерностей. Если главная задача ощущений и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем, а памяти – точное сохранение накопленного, то у воображения и мышления на первый взгляд задача другая – преобразовать полученное. Это творческое начало позволяет считать фантазию и мышление как бы единой мыслительной деятельностью. Но между ними есть и различия: воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых, а мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Результатом воображения является образ, а результатом мышления – выраженные в словах мысли – суждения и понятия. Но различие это очень относительно: ведь любой, даже самый фантастический образ, отражает реальную действительность, а в продуктах мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отлет от непосредственной реальности. И мышление, и фантазия возникли в трудовой деятельности человека. Без преобразующей творческой работы мысли невозможно было бы спланировать трудовые процессы, создать орудия труда, поставить новые цели. Очень хорошо сравнивал поведение животных с трудовой деятельностью человека К. Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда появляется результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально». Благодаря творческой мыслительной деятельности человек способен отражать, познавать такие свойства окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию. Так, о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, измерив температуру тела с помощью термометра. Учитель не видел, как вы дома готовили урок, но на основании ответа почти безошибочно определяет степень вашего прилежания. С такого рода примерами опосредованного познания мы встречаемся на каждом шагу и в повседневной жизни. Непосредственно воспринимать можно только конкретные признаки предметов и явлений, единичные, данные объекты: вот эту книгу, этот стол, это окно, это дерево. Мыслить можно о книгах, столах, деревьях и т. д. вообще. Наша мысль вырывает нас из плена непосредственной конкретной видимости и позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, позволяет открывать закономерные связи между явлениями и событиями. Образ и мысль всегда выступают в неразрывном сплаве. Великий испанский художник Ф. Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес. А вот слова выдающегося физика Э. Резерфорда: «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обеих сил». Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение – первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления – его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает его как бы «из себя», оперируя имеющейся в его распоряжении информацией. Мышление – это высший познавательный психический процесс, заключающийся в опосредованном и обобщенном отражении наиболее существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями действительности (опосредованное – когда не нужен непосредственный контакт; обобщенное – не о частном явлении идет речь, а об отражении обобщенных свойств предметов; отражение существенных свойств предметов – значит характерных для целого класса, а не только конкретному, единичному предмету). Мышление противопоставляется чувственному познанию мира. Как можно чувственным познанием отразить скорость света? Любой процесс имеет внутреннее движение (начало – фазовую динамику – окончание). Мышление как процесс Исходными моментами мышления являются вопросы или проблемы типа: «Что такое? Почему? Как от этого избавиться? Кто виноват? Что делать?». Появление подобных вопросов обычно свидетельствует о «проблемной ситуации», в которой оказался индивид, ситуации, вызывающей мыслительное напряжение. Психологи определяют ее как «стимул» мыслительной активности. Осознать, сформулировать вопрос – значит подняться до известного понимания. А понять, правильно определить проблему – значит найти метод для ее разрешения. Для того чтобы мышление состоялось, нужна потребность и проблемная ситуация. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация. 2. Анализ проблемы. 3. Поиск решения. 4. Логическое обоснование найденной идеи решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция. Если нет желания включиться в проблему, мышление не начнется. Мышление будет присутствовать, пока не решена проблема: от нескольких минут до несколько часов. Есть люди, решающие все проблемы тривиально, на основе своего опыта, не включая мышление. «Проблема – это развернутое противоречие» (В.И. Ленин). Для того чтобы ее решить, надо выдвигать и перебирать гипотезы, то есть совершать мыслительные операции. Когда несколько гипотез сформулировано, происходит взвешивание, анализ, отбрасывание и т.д. Завершается мыслительная деятельность формулированием ответа-мысли, формулировкой нового суждения. Необходимо различать продуктивное и репродуктивно е мышление, основанное на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта»; непроизвольное и произвольное мышление: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. Выделяют 4 стадии решения проблемы: – подготовка, – созревание решения, – вдохновение, – проверка найденного решения. Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.007 с.) |