Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции языка и речи.

Поиск

Виды речи.

Роль речи в жизни человека.

Основные понятия: речь, язык, знак, слово, внутренняя речь, внешняя речь, письменная речь, устная речь, диалогическая речь, монологическая речь.

Литература

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 2, 3, 6. – М., 1982, 1983, 1984.

2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

3. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. – Т.1. – М. – 1983.

4. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

5. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М., 1979.

6. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский. – М., 1972.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т.1. – М., 1989.

 

1. Понятие языка и речи. Для того чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях (недоступных систематическому наблюдению), человеку необходимо осуществлять ряд особых операций:

а) фиксировать полученные знания для передачи их последующим поколениям;

б) сопоставлять эти знания между собой в целях открытия существенных сторон объективной реальности;

в) иметь для этого компактные, сокращенные формы и способы мыслительной деятельности, не дублирующие оперирование внешними физическими объектами. Язык является системой знаков и правил оперирования с ними.

Язык и речь – самые главные приобретения человечества. Язык – это система взаимосвязанных знаков. Какие существуют знаки, такие и языки: машинные языки, язык морской, азбука Морзе, язык флажковый и т. д.

Мы пользуемся словесными знаками – языком словесных знаков. Знак – это символ. Слово – разновидность знаков, это содержание, условно связанное с тем или иным звучанием или написанием суммы нашего знания о предмете или явлении.

Почему кошку назвали кошкой? Важно отличать язык от речи.

 
Язык – это система условных (визуальных, аудиальных, кинестетических и т. д.) символов, с помощью которых передаются сочетания соответствующих сигналов, имеющих для людей определённые значение и смысл. Язык един для всех людей, пользующихся им.

Речь – реализация языка, язык в действии, язык, функционирующий в контексте определенного сознания (индивидуального), преломленный в культурной среде, который зависит от образования, воспитания, профессии, возраста, национальности человека. Речь является индивидуально своеобразной. Речь – это использование языка для передачи информации.

Речь – это сквозной познавательный психический процесс, служащий для формулирования мыслей.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны.

Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь несёт в себе определённый смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл отличия значений выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми, например: такса, ключ, доминанта – многозначные слова.

Роль слова состоит в том, что в своём значении оно обобщённо отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального сознания. Смысл отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален.

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. В своём общении и мышлении мы вполне удовлетворительно обходимся весьма ограниченным их количеством, и наш словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Знать понятие – значит уметь правильно указать на объём и содержание соответствующего понятия, например: дерево – такого предмета нет, это понятие, а есть ель, сосна, дуб, берёза и т. д. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов, поэтому редко возникает необходимость придумывать новые слова.

С помощью ограниченного числа слов можно обозначать практически неограниченное количество явлений и предметов. Этой цели, в частности, служат многозначные слова и выражения. Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти. Оно придаёт всем этим процессам избирательность и глубину.

Анатомо-физиологической основой речи являются большие полушария головного мозга, то есть речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга: левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое – влияет на модуляцию голоса, тембр и т. п.

Речевая аффектация идёт по трём каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами. Речь носит рефлекторный характер. Её мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т. д. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется прежде всего социальными факторами.

А. Р. Лурия на большом клиническом материале показал существование трёх функциональных блоков:

1. Энергетический блок, поддерживающий рабочий тонус коры.

2. Блок приёма, переработки и хранения информации.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

В больших полушариях существуют 4 речевых центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Выпадение отдельных звеньев системы ведёт к нарушению различных видов речевой деятельности.

Центр Брока расположен в верхней лобной извилине левого полушария и связан с громкостью произношения речи. Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария и связан с пониманием смысла. Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария и связан с процессом чтения. Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария и связан с письменной речью.

 

Теории речи

Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи.

Теория научения утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения.

Теория речевого развития. В организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Но развитие речи без проблем происходит только в течение сензитивного периода (от 0 до 3 лет, от 9 до 12 лет, от 14 до 17 лет).

Когнитивная теория. С огласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления. На развитие речи влияет мотивация ребенка.

Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций в плане становления все более совершенной структуры речи.

 

Речь как средство общения

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. Человек способен пользоваться речью при решении интеллектуальных задач, а животные нет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Речь первоначально выполняет у человека роль психологического контакта с себе подобными, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом.

Но человеческого индивида не может удовлетворять такая роль речи. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.

В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет.

Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь. Высшие животные понимают обращенную к ним речь человека, поэтому многие считают, что животные обладают развитой системой коммуникаций.

Доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития.

Язык как система знаков

Для выполнения определенных задач ряд чувственно воспринимаемых человеком звуков, жестов, предметов, событий, орудий обретают особую функцию: они становятся обозначениями, знаками других предметов, событий,

действий. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета (говоря «стол», мы относим это слово к определенному предмету – столу).

Это первая основная функция слова – предметная отнесенность. Эта функция слова позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов и иметь с ними дело даже в их отсутствие. Слово позволяет «удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и с образами предметов, вызываемыми во внутреннем представлении с помощью слова.

Вторая функция слова – «значение слова». Она дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Оно является средством абстракции и обобщения и отражает связи и отношения, которые стоят за пределами наблюдаемого мира. Почти каждое слово многозначное, составленное как из наглядно-образных, так и из отвлеченных и обобщающих компонентов. Это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений и, в одном случае, употреблять данное слово в его конкретном, образном, а в другом случае – в отвлеченном и обобщающем смысле, исходя из целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.74.189 (0.008 с.)