Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные функции языка и речи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Виды речи. Роль речи в жизни человека. Основные понятия: речь, язык, знак, слово, внутренняя речь, внешняя речь, письменная речь, устная речь, диалогическая речь, монологическая речь. Литература 1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Т. 2, 3, 6. – М., 1982, 1983, 1984. 2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 3. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. – Т.1. – М. – 1983. 4. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. 5. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М., 1979. 6. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 7. Хомский, Н. Язык и мышление / Н. Хомский. – М., 1972. 8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. – Т.1. – М., 1989.
1. Понятие языка и речи. Для того чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях (недоступных систематическому наблюдению), человеку необходимо осуществлять ряд особых операций: а) фиксировать полученные знания для передачи их последующим поколениям; б) сопоставлять эти знания между собой в целях открытия существенных сторон объективной реальности; в) иметь для этого компактные, сокращенные формы и способы мыслительной деятельности, не дублирующие оперирование внешними физическими объектами. Язык является системой знаков и правил оперирования с ними. Язык и речь – самые главные приобретения человечества. Язык – это система взаимосвязанных знаков. Какие существуют знаки, такие и языки: машинные языки, язык морской, азбука Морзе, язык флажковый и т. д. Мы пользуемся словесными знаками – языком словесных знаков. Знак – это символ. Слово – разновидность знаков, это содержание, условно связанное с тем или иным звучанием или написанием суммы нашего знания о предмете или явлении. Почему кошку назвали кошкой? Важно отличать язык от речи. Речь – реализация языка, язык в действии, язык, функционирующий в контексте определенного сознания (индивидуального), преломленный в культурной среде, который зависит от образования, воспитания, профессии, возраста, национальности человека. Речь является индивидуально своеобразной. Речь – это использование языка для передачи информации. Речь – это сквозной познавательный психический процесс, служащий для формулирования мыслей. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным. Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Речь несёт в себе определённый смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл отличия значений выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми, например: такса, ключ, доминанта – многозначные слова. Роль слова состоит в том, что в своём значении оно обобщённо отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального сознания. Смысл отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. В своём общении и мышлении мы вполне удовлетворительно обходимся весьма ограниченным их количеством, и наш словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Знать понятие – значит уметь правильно указать на объём и содержание соответствующего понятия, например: дерево – такого предмета нет, это понятие, а есть ель, сосна, дуб, берёза и т. д. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов, поэтому редко возникает необходимость придумывать новые слова. С помощью ограниченного числа слов можно обозначать практически неограниченное количество явлений и предметов. Этой цели, в частности, служат многозначные слова и выражения. Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти. Оно придаёт всем этим процессам избирательность и глубину. Анатомо-физиологической основой речи являются большие полушария головного мозга, то есть речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга: левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое – влияет на модуляцию голоса, тембр и т. п. Речевая аффектация идёт по трём каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами. Речь носит рефлекторный характер. Её мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т. д. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется прежде всего социальными факторами. А. Р. Лурия на большом клиническом материале показал существование трёх функциональных блоков: 1. Энергетический блок, поддерживающий рабочий тонус коры. 2. Блок приёма, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. В больших полушариях существуют 4 речевых центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Выпадение отдельных звеньев системы ведёт к нарушению различных видов речевой деятельности. Центр Брока расположен в верхней лобной извилине левого полушария и связан с громкостью произношения речи. Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария и связан с пониманием смысла. Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария и связан с процессом чтения. Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария и связан с письменной речью.
Теории речи Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Теория научения утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения. Теория речевого развития. В организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Но развитие речи без проблем происходит только в течение сензитивного периода (от 0 до 3 лет, от 9 до 12 лет, от 14 до 17 лет). Когнитивная теория. С огласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления. На развитие речи влияет мотивация ребенка. Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций в плане становления все более совершенной структуры речи.
Речь как средство общения В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. Человек способен пользоваться речью при решении интеллектуальных задач, а животные нет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи. Речь первоначально выполняет у человека роль психологического контакта с себе подобными, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая роль речи. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами. В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь. Высшие животные понимают обращенную к ним речь человека, поэтому многие считают, что животные обладают развитой системой коммуникаций. Доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития. Язык как система знаков Для выполнения определенных задач ряд чувственно воспринимаемых человеком звуков, жестов, предметов, событий, орудий обретают особую функцию: они становятся обозначениями, знаками других предметов, событий, действий. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета (говоря «стол», мы относим это слово к определенному предмету – столу). Это первая основная функция слова – предметная отнесенность. Эта функция слова позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов и иметь с ними дело даже в их отсутствие. Слово позволяет «удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и с образами предметов, вызываемыми во внутреннем представлении с помощью слова. Вторая функция слова – «значение слова». Она дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Оно является средством абстракции и обобщения и отражает связи и отношения, которые стоят за пределами наблюдаемого мира. Почти каждое слово многозначное, составленное как из наглядно-образных, так и из отвлеченных и обобщающих компонентов. Это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений и, в одном случае, употреблять данное слово в его конкретном, образном, а в другом случае – в отвлеченном и обобщающем смысле, исходя из целей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.008 с.) |