Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка



УНИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫКИ КУЛЬУТРА РЕЧИ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ООП:

080100 Экономика

080200 Менеджмент

140100 Теплоэнергетика

140400 Электроэнергетика

230100 Информатика и вычислительная техника

280700 Техносферная безопасность

 

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

080100: Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Экономика предприятий и организаций

080200 Производственный менеджмент

Антикризисное управление

140100 Тепловые электрические станции

Промышленная теплоэнергетика

140400 Электропривод и автоматика

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий,

организаций ми учреждений

230100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Программное обеспечение средств вычислительной техники и

автоматизированных систем

280700 Инженерная защита окружающей среды

Защита в чрезвычайных ситуациях

 

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 2 СЕМЕСТР 3

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 2

ПРЕРЕКВИЗИТЫ – школьный курс русского языка

КОРЕКВИЗИТЫ – история, иностранный язык, информационные технологии, основы образовательной программы

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции часов (ауд.)
Практические занятия   часов (ауд.)
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ часов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА часов
ИТОГО часа

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Заочная

 

 

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ зачет

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра СГД НФ ТПУ

 

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ СГД ______________ Чиконина Г.В.

РУКОВОДИТЕЛИ ООП 080100 ______________Барышева Г.А.

080200 ______________Калмыкова Е.Ю.

140100 ______________Беляев Л.А.

140400 _______________Глазачев А.В.

230100 ______________Рейзлин В.И.

280700 _______________Романенко С.В.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Чиконина Г.В.

 

2011 г.


 

1. Цели освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей ООП в области производственной и организационно-управленческой деятельности. Целью дисциплины является формирование коммуникативно-речевых компетенций, развитие умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в деловой и научной сферах. Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к эффективной организационно-управленческой деятельности, ведению переговоров, эффективной работе с деловой документацией, работе над научными исследованиями (с коммуникативно-речевых позиций); к убедительному и грамотному представлению результатов собственных исследований в устной и письменной форме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла, с содержательной и методической точки зрения тесно связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин учебных планов направлений и специальностей ТПУ.

Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать достаточным уровнем компетенций в области русского языка, формируемых в рамках школьной программы. Полученные в результате изучения курса «Деловая коммуникация» знания, умения и опыт позволят студентам более эффективно достигать целей и задач учебной и/или производственной практик: приобретение умения общения с коллегами по работе; практическое освоение форм и методов управленческой деятельности, производственной этики и культуры, приобретение навыков работы с документацией, анализа производственной информации.

Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь представление об истории России и связи языка, культуры и мышления (дисциплина «История»); обладать достаточным уровнем компетенций в области речевого взаимодействия, формируемых в рамках дисциплины «Иностранный язык»,

3. Результаты освоения дисциплины

После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, позволяющие достигнуть универсальные результаты основной образовательной программы (в соответствии с требованиями Стандарта ООП ТПУ, согласованными с требованиями IEA Graduate Attributes and Professional Competencies (для бакалавров), EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes (для специалистов). Соответствие результатов освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» результатам обучения по ООП представлено в таблице.

 

Результаты обучения по ООП в соответствии со Стандартом ООП ТПУ* Результаты освоения дисциплины
2.2, 2.3, 2.4 Врезультате освоения дисциплины бакалавр должензнатьосновы грамматики русского языка, уровни языка, виды и формы национального литературного языка, функциональные стили русского литературного языка, лингвистические и экстралингвистические принципы выделения функциональных стилей русского языка, структуру коммуникативного процесса, приемы эффективной речевой коммуникации, критерии нормативности и признаки литературной нормы, основные характеристики текста, принципы составления текстов различных типов и жанров, принципы русской орфографии и пунктуации, принципы речевого оформления электронной презентации
2.2, 2.3, 2.4 Врезультате освоения дисциплины бакалавр долженуметьиспользовать гибкие стратегии чтения; грамотно писать;обобщать, анализировать, воспринимать информацию; ставить цели и выбирать пути ее достижения; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; анализировать грамматические явления русского языка; готовить публичные выступления различных жанров в научном и деловом стилях; редактировать тексты различных типов и жанров; анализировать логическую структуру высказываний; строить устную коммуникацию в научной и деловой сферах; редактировать тексты различного уровня сложности
2.2, 2.3, 2.4 Врезультате освоения дисциплины бакалавр долженвладетьопытом эффективного чтения, эффективного речевого взаимодействия, работы в команде, ведения переговоров, публичного выступления, редактирования документации, продуцирования самостоятельных письменных текстов различной жанровой принадлежности на основе анализа, сопоставления и обобщения информации, реферирования, аннотирования, подготовки и представления презентации

*Расшифровка кодов результатов обучения и составляющих результатов обучения (по Стандарту ООП ТПУ, приложение 3):

 

2.2. Коммуникации. Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности.

2.3. Индивидуальная и командная работа. Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных задач.

2.4. Профессиональная этика. Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения комплексной инженерной деятельности.

 

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции (в соответствии с ФГОС различных направлений и специальностей):

1. Универсальные (общекультурные) компетенции:

– способность владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

– способность к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности.

2. Профессиональные компетенции:

– способность выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение;

– способность к управлению малыми коллективами исполнителей,

– способность координировать деятельность членов трудового коллектива;

– способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;

– способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью;

– готовность к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ; умение составлять техническую документацию и готовить отчеты

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины

 

Раздел 2. Речевое общение

 

Понятие эффективной речевой коммуникации. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения. Понятие об ораторском искусстве. Убедительность и доказательность речи. Основные виды аргументов. Этапы подготовки речи. Приемы поиска материалов. Структура речи. Словесное оформление публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Приемы взаимодействия оратора и аудитории.

 

Раздел 3. Текст

 

Понятия «текст». Основные признаки текста. Текстообразующие категории: содержание и смысл, завершенность, связанность. Стилистические категории текста (оценочность, экспрессивность, образность) и речевые средства их выражения. Композиция текста. Функции текста. Ситуация общения и текст. Классификация текстов. Способы создания и редактирования текстов.

 

Темы докладов и рефератов

1. Литературный язык – основа культуры речи.

2. Что делает речь яркой и выразительной.

3. Из истории ораторского искусства.

4. Вербальные и невербальные средства общения.

5. Искусство отвечать на вопросы.

6. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

7. Речевой этикет. Этика в профессиональной деятельности.

8. Речевой этикет в документе.

9. История становления культуры речи как науки и учебной дисциплины.

10. Дискуссионная речь: дискуссия, диспут, полемика.

11. Культура речи в профессиональной сфере. Культура делового общения.

12. Риторика Древней Греции.

13. Риторика Древнего Рима.

14. Изменение литературных норм как показатель развития литературного языка.

15. Связь культуры речи с риторикой и другими дисциплинами.

16. Основные признаки и функции художественной речи.

17. Слово как основная единица языковой системы.

18. Средства массовой информации и культура речи.

19. Развитие норм современного русского литературного произведения.

20. Основные характеристики понятия «речевой этикет».

21. Условия успешного и неудачного речевого общения

22. Фразеология – неиссякаемый источник изобразительности и выразительности речи.

23. Изобразительные и выразительные средства языка.

24. Роль невербальной сферы поведения в процессе общения.

25. Культуры речи современной молодежи.

26. Понятие "функция" и "функциональный" в современной лингвисти­ческой науке (отечественные и зарубежные исследования).

27. Культура официальной переписки.

28. Роль иноязычных заимствований в публичной речи.

29. Пословицы и поговорки в современном языке.

30. Понятие «текст». Виды текстов.

31. Изобразительно-выразительные средства языка/речи (классифика­ция, анализ).

32. Стилистические возможности лексических единиц.

33. Типы словарей русской лексикографии.

34. Самая молодая отрасль науки о языке (из истории стилистики).

35. О ясности речи.

36. Метонимия и синекдоха.

37. Стилистическая оценка диалектизмов.

38. Лексика пассивного словарного состава.

39. Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе языка.

40. Явление паронимии в русской лексике.

41. Русский язык в современном мире.

42. Язык и культура.

43. Язык в ряду знаковых систем

6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Работа с материалами лекций: повторение материалов, подготовка к лекциям, самостоятельный поиск дополнительной информации (в соответствии с тематикой лекций).

2. Домашние задания: упражнения на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, чтение и конструирование текстов различных типов, продуцирование текстов различных жанров научного и делового стилей (резюме, заявление, объяснительная записка, аннотация, тезисы, конспект), редактирование текстов.

3. Работа с материалами учебника

4. Публичное выступление по актуальной научной, философской и /или этической, эстетической проблеме (на выбор студента)

6.4. Контроль самостоятельной работы

1. Качество работы студентов с материалами лекции контролируется на практических занятиях в виде устного опроса.

2. Письменные домашние задания и электронные задания проверяются и оцениваются преподавателем. По результатам проверки домашних заданий при необходимости проводятся консультации.

3. Публичная речь оценивается преподавателем и студентами на занятии по результатам выступления.

6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. Штрекер, Нина Юрьевна. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 384 с.

2. Деловая письменная коммуникация: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина, С.В. Малервейн. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 159 с.

3. Язык ведения переговоров: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 72 с.

4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка [электронный ресурс]: Учеб. пособие. - Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/about.htm. - Дата обращения 25.08.2011

5. Шенкевец Н.П. Русский язык и культура речи [электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов экономического и юридического факультетов вузов/Благовещенский филиал МосАП. – 2-е изд., испр. и доп. – Благовещенск: Издательство «Зея», 2006. – 188 с. – Режим доступа: http://www.bfmap.ru/pdf/gumdis/7.pdf

· Интернет-ресурсы:

· http://www.gramota.ru
Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. Законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line (9 словарей). Бесплатно. Правописание и культура речи. Журнал «Русский язык». Библиотека русской литературы. Конкурсы, олимпиады. Подборка ссылок на словари и др. ресурсы по русскому языку. Бесплатная справочная служба русского языка.

· http://www.gramma.ru/MAP/ - Портал «Культура письменной речи».

· http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm - Студентам - учебные материалы по русскому языку.

· http://www.ruslang.ru/agens.php?id=res

Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН.

· http://etymolog.ruslang.ru/

Этимология и история слов русского языка

· http://www.lingling.ru/video/videolinks.php Лингвистические видеолекции и телепередачи в сети

· http://www.sokr.ru
Словарь сокращений. http://www.vedu.ru/ExpDic
Толковый словарь русского языка. Точный поиск словарной статьи, поиск по части словарной статьи, полнотекстовый поиск по содержанию статьи.

· http://cultrechi.narod.ru
Грамотная речь, или учимся говорить по-русски. Словари, ссылки. Сайт, посвященный вопросу речевой грамотности.

· http://www.cspu.ru/rus-site/?what=practice_lab_arg:

· http://www.gramota.ru/biblio/research/rubric_370/

М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин. Не говори шершавым языком (О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ)

 

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества
освоения дисциплины

Оценка текущей успеваемости студентов осуществляется по результатам:

– устного опроса на практическом занятии (по материалам лекции);

– проверки письменных домашних заданий (языковые упражнения, продуцирование письменных текстов различных жанров научного и делового стилей);

– устного / письменного мини-мониторинга в конце лекции;

– выполнения двух контрольных работ (тестовые задания, письменные задания с развернутым ответом);

– подготовки публичного выступления;

– презентации публичного выступления.

Зачетное задание включает вопросы, ответы на которые дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения теоретических и фактических знаний на уровне знакомства, а также задания для оценки приобретенных студентами когнитивных умений на продуктивном уровне.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Общие методические указания

При освоении курса «Русский язык и культура речи» от студента тре­буется самостоятельная работа со словарями и привлечение материала учеб­ников и другой справочной литературы. Изучив лекционный материал и ма­териал учебных пособий, студент должен выполнить контрольную работу и написать реферат.

Контрольная работа состоит из двенадцати контрольных заданий. Каждый студент выполняет все задания одного из вариантов. Номер варианта заданий выбирается по последней цифре зачетной книжки (нечетная - вари­ант, четная - 2 вариант).Темареферата выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

Перед выполнением контрольной работы необходимо повторить мате­риал практического занятия (речевые ошибки, лексика с точки зрения стиле­вой принадлежности и др.). Работа выполняется в отдельной тетради или в печатном виде на листах формата А4.

Итоговый контроль (зачет) проводится в устной форме в конце 3 семе­стра. Зачет считается сданным, если студент выполнил контрольную работу и удовлетворительно ответил на вопросы.

Варианты контрольных заданий

Вариант № 1

ГРОЗА

Между дал…ю и правым г…ризонтом мигнула молния и так ярко что осветила часть степи и место где ясное небо гранич…ло с ч…рнотой. Страшная туча надв…галась (не) спеша сплошной мас…ой; на ее краю висели большие ч…рные лохмот…я; точно такие( же) лохмот…я давя друг друга гр…моздились на прав…м и на лев…м горизонт…. Этот оборва…ый разлохмач…ый вид тучи пр…давал ей какое(то) п…яное оз…рническое выражение. Я…ственно и (не) глухо пров…рчал гром...

Вдруг рванул ветер и …со свистом поне…я по степи бе…порядочно закружился и поднял с травою такой шум что из(за) него (не) было слышно (н…) грома (н…) скрипа колес. Он дул с ч…рной тучи неся (с) собой обл…ка пыл…и запах д…ждя и мокрой земл…. Лун..ый свет затуман…лся стал как(бу..то) гр…знее звезды еще больше нахмурились и видно было как по краю дорог… сп…шили куда(то) назад обл…ка пыли и их тени…

Черн…та на неб… раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тот(час) же опять загр…мел гром…

Вдруг над самой гол…вой со страшным оглушит…льным треск…м разл…малось небо. Р…здался новый удар такой (же) сильный и ужас…ный. Небо уже (н…)гремело (н… )грох…тало а изд…вало сухие тр…скучие п…хожие на треск сух…го дерева звуки.

Вариант № 2

1. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений обращайтесь к словарю.

Агрономия, алкоголь, баловать, бензопровод, верование, генезис, гер­бовый, диспансер, добыча, забронировать (покрыть броней), заговор, жесто­ко, исповедание, исчёрпать, каучук, километр, кладовая, маневр, мускули­стый, налоговый, оптовый, откупорить, плесневеть, побасенка, таможня, тре­тировать, эксперт, языковая (система), нет гуся, сидеть в тени, без степеней сравнения, понял трудный текст, подала пример, зазвана на вечеринку, взне­сти золу, опереться на щеку, пересечение плоскостей, разложить по сто штук, дети дружны, заняла денег, пролил на скатерть, запломбированный зуб, при­няты в институт.

Требования к зачету, критерии оценок

По окончании обучения студенты сдают зачет, предполагающий ответы на вопросы по всему разделу курса (в билете два вопроса и одно практическое задание). Это позволяет выявить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными на занятиях. Для получения допус­ка к зачету у студентов должна быть выполнена контрольная работа.

Вопросы и задания к зачету

1. Раскройте содержание понятия «система языка».

2. Назовите и охарактеризуйте основные единицы языка.

3. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

4. Как соотносятся такие понятия как «язык» и «речь»?

5. Перечислите основные признаки литературного языка.

6. Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы.

7. Назовите основные типы языковых норм.

8. Назовите отличия устной и письменной речи.

9. Охарактеризуйте систему функциональных стилей русского языка.

10. Дайте характеристику понятий «точность», «общепонятность», «общедоступность» речи.

11. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения ее употребления.

12. Охарактеризуйте основные средства речевой выразительности.

13. В чем заключается богатство русского языка?

14. Охарактеризуете основные единицы речевого общения.

15. Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые?

16. От чего зависит эффективность речевой коммуникации?

17. Назовите и охарактеризуйте основные виды аргументации.

18. Что понимается под невербальными средствами общения?

19. Какие типы жестов бывают и чем они различаются?

20. Охарактеризуйте этапы подготовки публичной речи.

21. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателем.

22. Дайте определение понятия культура официальной переписки.

23. Назовите основные типы служебных документов, деловых писем. Охарактеризуйте их.

24. Дайте общую характеристику научного стиля русского языка.

25. Назовите и охарактеризуйте основные жанры научного стиля.

26. Раскройте приемы аннотирования, реферирования и конспектирования.

УНИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫКИ КУЛЬУТРА РЕЧИ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ООП:

080100 Экономика

080200 Менеджмент

140100 Теплоэнергетика

140400 Электроэнергетика

230100 Информатика и вычислительная техника

280700 Техносферная безопасность

 

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

080100: Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Экономика предприятий и организаций

080200 Производственный менеджмент

Антикризисное управление

140100 Тепловые электрические станции

Промышленная теплоэнергетика

140400 Электропривод и автоматика

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий,

организаций ми учреждений

230100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Программное обеспечение средств вычислительной техники и

автоматизированных систем

280700 Инженерная защита окружающей среды

Защита в чрезвычайных ситуациях

 

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 2 СЕМЕСТР 3

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 2

ПРЕРЕКВИЗИТЫ – школьный курс русского языка

КОРЕКВИЗИТЫ – история, иностранный язык, информационные технологии, основы образовательной программы

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции часов (ауд.)
Практические занятия   часов (ауд.)
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ часов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА часов
ИТОГО часа

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Заочная

 

 

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ зачет

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра СГД НФ ТПУ

 

 

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ СГД ______________ Чиконина Г.В.

РУКОВОДИТЕЛИ ООП 080100 ______________Барышева Г.А.

080200 ______________Калмыкова Е.Ю.

140100 ______________Беляев Л.А.

140400 _______________Глазачев А.В.

230100 ______________Рейзлин В.И.

280700 _______________Романенко С.В.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Чиконина Г.В.

 

2011 г.


 

1. Цели освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей ООП в области производственной и организационно-управленческой деятельности. Целью дисциплины является формирование коммуникативно-речевых компетенций, развитие умения оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в деловой и научной сферах. Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к эффективной организационно-управленческой деятельности, ведению переговоров, эффективной работе с деловой документацией, работе над научными исследованиями (с коммуникативно-речевых позиций); к убедительному и грамотному представлению результатов собственных исследований в устной и письменной форме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла, с содержательной и методической точки зрения тесно связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин учебных планов направлений и специальностей ТПУ.

Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать достаточным уровнем компетенций в области русского языка, формируемых в рамках школьной программы. Полученные в результате изучения курса «Деловая коммуникация» знания, умения и опыт позволят студентам более эффективно достигать целей и задач учебной и/или производственной практик: приобретение умения общения с коллегами по работе; практическое освоение форм и методов управленческой деятельности, производственной этики и культуры, приобретение навыков работы с документацией, анализа производственной информации.

Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь представление об истории России и связи языка, культуры и мышления (дисциплина «История»); обладать достаточным уровнем компетенций в области речевого взаимодействия, формируемых в рамках дисциплины «Иностранный язык»,

3. Результаты освоения дисциплины

После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, позволяющие достигнуть универсальные результаты основной образовательной программы (в соответствии с требованиями Стандарта ООП ТПУ, согласованными с требованиями IEA Graduate Attributes and Professional Competencies (для бакалавров), EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes (для специалистов). Соответствие результатов освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» результатам обучения по ООП представлено в таблице.

 

Результаты обучения по ООП в соответствии со Стандартом ООП ТПУ* Результаты освоения дисциплины
2.2, 2.3, 2.4 Врезультате освоения дисциплины бакалавр должензнатьосновы грамматики русского языка, уровни языка, виды и формы национального литературного языка, функциональные стили русского литературного языка, лингвистические и экстралингвистические принципы выделения функциональных стилей русского языка, структуру коммуникативного процесса, приемы эффективной речевой коммуникации, критерии нормативности и признаки литературной нормы, основные характеристики текста, принципы составления текстов различных типов и жанров, принципы русской орфографии и пунктуации, принципы речевого оформления электронной презентации
2.2, 2.3, 2.4 Врезультате освоения дисциплины бакалавр долженуметьиспользовать гибкие стратегии чтения; грамотно писать;обобщать, анализировать, воспринимать информацию; ставить цели и выбирать пути ее достижения; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; анализировать грамматические явления русского языка; готовить публичные выступления различных жанров в научном и деловом стилях; редактировать тексты различных типов и жанров; анализировать логическую структуру высказываний; строить устную коммуникацию в научной и деловой сферах; редактировать тексты различного уровня сложности
2.2, 2.3, 2.4 Врезультате освоения дисциплины бакалавр долженвладетьопытом эффективного чтения, эффективного речевого взаимодействия, работы в команде, ведения переговоров, публичного выступления, редактирования документации, продуцирования самостоятельных письменных текстов различной жанровой принадлежности на основе анализа, сопоставления и обобщения информации, реферирования, аннотирования, подготовки и представления презентации

*Расшифровка кодов результатов обучения и составляющих результатов обучения (по Стандарту ООП ТПУ, приложение 3):

 

2.2. Коммуникации. Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности.

2.3. Индивидуальная и командная работа. Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных задач.

2.4. Профессиональная этика. Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения комплексной инженерной деятельности.

 

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции (в соответствии с ФГОС различных направлений и специальностей):

1. Универсальные (общекультурные) компетенции:

– способность владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

– способность к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности.

2. Профессиональные компетенции:

– способность выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение;

– способность к управлению малыми коллективами исполнителей,

– способность координировать деятельность членов трудового коллектива;

– способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;

– способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью;

– готовность к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ; умение составлять техническую документацию и готовить отчеты

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины

 

Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка

 

Введение. Цели и задачи освоения дисциплины. Язык как знаковая система. Формы существования языка. Литературный язык. Устная и письменная речь. Книжная и разговорная речь. Русский язык как национальный язык. Язык и речь. Общие принципы коммуникации. Коммуникативные качества речи. Культура речи. Понятие о литературной норме. Вариативность норм. Критерии нормативности. Типология речевых ошибок. Функционально-стилистическая система русского языка. Принципы выделения функциональных стилей русского языка. Общая характеристика функциональных стилей.

 

Раздел 2. Речевое общение

 

Понятие эффективной речевой коммуникации. Организация вербального взаимодействия. Невербальные средства общения. Понятие об ораторском искусстве. Убедительность и доказательность речи. Основные виды аргументов. Этапы подготовки речи. Приемы поиска материалов. Структура речи. Словесное оформление публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Приемы взаимодействия оратора и аудитории.

 

Раздел 3. Текст

 

Понятия «текст». Основные признаки текста. Текстообразующие категории: содержание и смысл, завершенность, связанность. Стилистические категории текста (оценочность, экспрессивность, образность) и речевые средства их выражения. Композиция текста. Функции текста. Ситуация общения и текст. Классификация текстов. Способы создания и редактирования текстов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.014 с.)