Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 4. Культура устной и письменной речи
Орфографическая подготовка как важнейший компонент общего речевого и языкового развития. Принципы русской орфографии. Понятие орфограммы. Синтаксис и пунктуация. Пунктуационные знаки. Общая характеристика официально-делового стиля. Особенности официально-деловой письменной речи. Документ. Типы документов. Требование к оформление реквизитов документов. Деловые бумаги. Русская и зарубежная школа делового письма. Психология делового общения. Культура устной деловой речи. Речевой этикет. Общая характеристика научного стиля. Стилевые черты. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Жанры научной речи. Реферирование, аннотирование. Правила оформления ссылок, сносок, цитат. Электронная презентация. Структура презентации. Правила языкового оформления презентации. 4.2 Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения
5. Образовательные технологии
Для эффективного достижения поставленных целей с учетом компетентностного подхода используются современные образовательные технологии, ориентированные на активное обучение, субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса, проблемно-ориентированный подход; направленные на формирование личности, способной к самообучению в течение всей жизни.
Сочетание методов и форм организации обучения отражено в таблице.
Методы и формы организации обучения (ФОО)
6. Организация и учебно-методическое обеспечение 6.1. Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС в рамках дисциплины «Русский язык» включает следующие виды работ: – работа с лекционным материалом; – выполнение репродуктивных и творческих домашних заданий; – опережающая самостоятельная работа; – подготовка к контрольной работе и зачету. 6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов, включает следующие виды работ: – поиск, анализ, структурирование и презентация информации; – работа над темой и презентацией публичного выступления; – исследовательская работа, участие в научной студенческой конференции (по желанию), в олимпиадах по русскому языку. Темы докладов и рефератов 1. Литературный язык – основа культуры речи. 2. Что делает речь яркой и выразительной. 3. Из истории ораторского искусства. 4. Вербальные и невербальные средства общения. 5. Искусство отвечать на вопросы. 6. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.
7. Речевой этикет. Этика в профессиональной деятельности. 8. Речевой этикет в документе. 9. История становления культуры речи как науки и учебной дисциплины. 10. Дискуссионная речь: дискуссия, диспут, полемика. 11. Культура речи в профессиональной сфере. Культура делового общения. 12. Риторика Древней Греции. 13. Риторика Древнего Рима. 14. Изменение литературных норм как показатель развития литературного языка. 15. Связь культуры речи с риторикой и другими дисциплинами. 16. Основные признаки и функции художественной речи. 17. Слово как основная единица языковой системы. 18. Средства массовой информации и культура речи. 19. Развитие норм современного русского литературного произведения. 20. Основные характеристики понятия «речевой этикет». 21. Условия успешного и неудачного речевого общения 22. Фразеология – неиссякаемый источник изобразительности и выразительности речи. 23. Изобразительные и выразительные средства языка. 24. Роль невербальной сферы поведения в процессе общения. 25. Культуры речи современной молодежи. 26. Понятие "функция" и "функциональный" в современной лингвистической науке (отечественные и зарубежные исследования). 27. Культура официальной переписки. 28. Роль иноязычных заимствований в публичной речи. 29. Пословицы и поговорки в современном языке. 30. Понятие «текст». Виды текстов. 31. Изобразительно-выразительные средства языка/речи (классификация, анализ). 32. Стилистические возможности лексических единиц. 33. Типы словарей русской лексикографии. 34. Самая молодая отрасль науки о языке (из истории стилистики). 35. О ясности речи. 36. Метонимия и синекдоха. 37. Стилистическая оценка диалектизмов. 38. Лексика пассивного словарного состава. 39. Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе языка. 40. Явление паронимии в русской лексике. 41. Русский язык в современном мире. 42. Язык и культура. 43. Язык в ряду знаковых систем 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине 1. Работа с материалами лекций: повторение материалов, подготовка к лекциям, самостоятельный поиск дополнительной информации (в соответствии с тематикой лекций). 2. Домашние задания: упражнения на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, чтение и конструирование текстов различных типов, продуцирование текстов различных жанров научного и делового стилей (резюме, заявление, объяснительная записка, аннотация, тезисы, конспект), редактирование текстов. 3. Работа с материалами учебника 4. Публичное выступление по актуальной научной, философской и /или этической, эстетической проблеме (на выбор студента) 6.4. Контроль самостоятельной работы 1. Качество работы студентов с материалами лекции контролируется на практических занятиях в виде устного опроса. 2. Письменные домашние задания и электронные задания проверяются и оцениваются преподавателем. По результатам проверки домашних заданий при необходимости проводятся консультации. 3. Публичная речь оценивается преподавателем и студентами на занятии по результатам выступления. 6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 1. Штрекер, Нина Юрьевна. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 384 с.
2. Деловая письменная коммуникация: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина, С.В. Малервейн. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 159 с. 3. Язык ведения переговоров: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 72 с. 4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка [электронный ресурс]: Учеб. пособие. - Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/about.htm. - Дата обращения 25.08.2011 5. Шенкевец Н.П. Русский язык и культура речи [электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов экономического и юридического факультетов вузов/Благовещенский филиал МосАП. – 2-е изд., испр. и доп. – Благовещенск: Издательство «Зея», 2006. – 188 с. – Режим доступа: http://www.bfmap.ru/pdf/gumdis/7.pdf · Интернет-ресурсы: · http://www.gramota.ru · http://www.gramma.ru/MAP/ - Портал «Культура письменной речи». · http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm - Студентам - учебные материалы по русскому языку. · http://www.ruslang.ru/agens.php?id=res Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. · http://etymolog.ruslang.ru/ Этимология и история слов русского языка · http://www.lingling.ru/video/videolinks.php Лингвистические видеолекции и телепередачи в сети · http://www.sokr.ru · http://cultrechi.narod.ru · http://www.cspu.ru/rus-site/?what=practice_lab_arg: · http://www.gramota.ru/biblio/research/rubric_370/ М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин. Не говори шершавым языком (О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ)
7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества Оценка текущей успеваемости студентов осуществляется по результатам: – устного опроса на практическом занятии (по материалам лекции); – проверки письменных домашних заданий (языковые упражнения, продуцирование письменных текстов различных жанров научного и делового стилей);
– устного / письменного мини-мониторинга в конце лекции; – выполнения двух контрольных работ (тестовые задания, письменные задания с развернутым ответом); – подготовки публичного выступления; – презентации публичного выступления. Зачетное задание включает вопросы, о тветы на которые дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения теоретических и фактических знаний на уровне знакомства, а также задания для оценки приобретенных студентами когнитивных умений на продуктивном уровне. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Общие методические указания При освоении курса «Русский язык и культура речи» от студента требуется самостоятельная работа со словарями и привлечение материала учебников и другой справочной литературы. Изучив лекционный материал и материал учебных пособий, студент должен выполнить контрольную работу и написать реферат. Контрольная работа состоит из двенадцати контрольных заданий. Каждый студент выполняет все задания одного из вариантов. Номер варианта заданий выбирается по последней цифре зачетной книжки (нечетная - вариант, четная - 2 вариант).Темареферата выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Перед выполнением контрольной работы необходимо повторить материал практического занятия (речевые ошибки, лексика с точки зрения стилевой принадлежности и др.). Работа выполняется в отдельной тетради или в печатном виде на листах формата А4. Итоговый контроль (зачет) проводится в устной форме в конце 3 семестра. Зачет считается сданным, если студент выполнил контрольную работу и удовлетворительно ответил на вопросы. Варианты контрольных заданий Вариант № 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.028 с.) |