Раздел 4. Культура устной и письменной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Культура устной и письменной речи



Орфографическая подготовка как важнейший компонент общего речевого и языкового развития. Принципы русской орфографии. Понятие орфограммы. Синтаксис и пунктуация. Пунктуационные знаки. Общая характеристика официально-делового стиля. Особенности официально-деловой письменной речи. Документ. Типы документов. Требование к оформление реквизитов документов. Деловые бумаги. Русская и зарубежная школа делового письма. Психология делового общения. Культура устной деловой речи. Речевой этикет. Общая характеристика научного стиля. Стилевые черты. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Жанры научной речи. Реферирование, аннотирование. Правила оформления ссылок, сносок, цитат. Электронная презентация. Структура презентации. Правила языкового оформления презентации.

4.2 Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения

Структура дисциплины

по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы Аудиторная работа (час) СРС (час) Контр. раб. Ито-го
Лек-ции Практ. занятия Лаб. зан.
Раздел 1. Структурные и коммуникативные свойства языка
1. Язык и речь. Формы существования языка. Коммуникативные качества речи. Нормативный аспект культуры речи   -   -     Контр. раб.  
2. Функциональные стили литературного языка - - -    
Раздел 2. Речевое общение
3. Эффективная речевая коммуникация   - -   Публ. выст.  
4. Вербальное и невербальное общение -   -    
5. Публичная речь -   -    
6. Особенности публичного выступления -   -    
Радел 3. Текст
7. Текст как единица коммуникации   - -   Контр. раб.  
8. Стилистика и содержание текста -   -    
9. Способы создания текстов -   -    
10. Приемы исправления текстов -   -    
Раздел 4. Культура устной и письменной речи
11. Основы русской орфографии -   -   Презентация.  
12. Синтаксис и пунктуация -   -    
13. Официально-деловая письменная речь -   -    
14. Особенности устного делового общения -   -    
15. Научные тексты -   -    
  - - -      
Итого     -      

5. Образовательные технологии

 

Для эффективного достижения поставленных целей с учетом компетентностного подхода используются современные образовательные технологии, ориентированные на активное обучение, субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса, проблемно-ориентированный подход; направленные на формирование личности, способной к самообучению в течение всей жизни.

 

Сочетание методов и форм организации обучения отражено в таблице.

 

 

Методы и формы организации обучения (ФОО)

 

ФОО   Методы ЛК ПР СРС
Работа в команде     +
Игра      
Проблемное обучение +    
Обучение на основе опыта     +
Опережающая самостоятельная работа +   +
Проектный метод      
Поисковый метод      
Технология развития критического мышления +    

6. Организация и учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов

6.1. Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС в рамках дисциплины «Русский язык» включает следующие виды работ:

– работа с лекционным материалом;

– выполнение репродуктивных и творческих домашних заданий;

– опережающая самостоятельная работа;

– подготовка к контрольной работе и зачету.

6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов, включает следующие виды работ:

– поиск, анализ, структурирование и презентация информации;

– работа над темой и презентацией публичного выступления;

– исследовательская работа, участие в научной студенческой конференции (по желанию), в олимпиадах по русскому языку.

Темы докладов и рефератов

1. Литературный язык – основа культуры речи.

2. Что делает речь яркой и выразительной.

3. Из истории ораторского искусства.

4. Вербальные и невербальные средства общения.

5. Искусство отвечать на вопросы.

6. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

7. Речевой этикет. Этика в профессиональной деятельности.

8. Речевой этикет в документе.

9. История становления культуры речи как науки и учебной дисциплины.

10. Дискуссионная речь: дискуссия, диспут, полемика.

11. Культура речи в профессиональной сфере. Культура делового общения.

12. Риторика Древней Греции.

13. Риторика Древнего Рима.

14. Изменение литературных норм как показатель развития литературного языка.

15. Связь культуры речи с риторикой и другими дисциплинами.

16. Основные признаки и функции художественной речи.

17. Слово как основная единица языковой системы.

18. Средства массовой информации и культура речи.

19. Развитие норм современного русского литературного произведения.

20. Основные характеристики понятия «речевой этикет».

21. Условия успешного и неудачного речевого общения

22. Фразеология – неиссякаемый источник изобразительности и выразительности речи.

23. Изобразительные и выразительные средства языка.

24. Роль невербальной сферы поведения в процессе общения.

25. Культуры речи современной молодежи.

26. Понятие "функция" и "функциональный" в современной лингвисти­ческой науке (отечественные и зарубежные исследования).

27. Культура официальной переписки.

28. Роль иноязычных заимствований в публичной речи.

29. Пословицы и поговорки в современном языке.

30. Понятие «текст». Виды текстов.

31. Изобразительно-выразительные средства языка/речи (классифика­ция, анализ).

32. Стилистические возможности лексических единиц.

33. Типы словарей русской лексикографии.

34. Самая молодая отрасль науки о языке (из истории стилистики).

35. О ясности речи.

36. Метонимия и синекдоха.

37. Стилистическая оценка диалектизмов.

38. Лексика пассивного словарного состава.

39. Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе языка.

40. Явление паронимии в русской лексике.

41. Русский язык в современном мире.

42. Язык и культура.

43. Язык в ряду знаковых систем

6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Работа с материалами лекций: повторение материалов, подготовка к лекциям, самостоятельный поиск дополнительной информации (в соответствии с тематикой лекций).

2. Домашние задания: упражнения на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, чтение и конструирование текстов различных типов, продуцирование текстов различных жанров научного и делового стилей (резюме, заявление, объяснительная записка, аннотация, тезисы, конспект), редактирование текстов.

3. Работа с материалами учебника

4. Публичное выступление по актуальной научной, философской и /или этической, эстетической проблеме (на выбор студента)

6.4. Контроль самостоятельной работы

1. Качество работы студентов с материалами лекции контролируется на практических занятиях в виде устного опроса.

2. Письменные домашние задания и электронные задания проверяются и оцениваются преподавателем. По результатам проверки домашних заданий при необходимости проводятся консультации.

3. Публичная речь оценивается преподавателем и студентами на занятии по результатам выступления.

6.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. Штрекер, Нина Юрьевна. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Н. Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 384 с.

2. Деловая письменная коммуникация: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина, С.В. Малервейн. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 159 с.

3. Язык ведения переговоров: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 72 с.

4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка [электронный ресурс]: Учеб. пособие. - Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/about.htm. - Дата обращения 25.08.2011

5. Шенкевец Н.П. Русский язык и культура речи [электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов экономического и юридического факультетов вузов/Благовещенский филиал МосАП. – 2-е изд., испр. и доп. – Благовещенск: Издательство «Зея», 2006. – 188 с. – Режим доступа: http://www.bfmap.ru/pdf/gumdis/7.pdf

· Интернет-ресурсы:

· http://www.gramota.ru
Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. Законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line (9 словарей). Бесплатно. Правописание и культура речи. Журнал «Русский язык». Библиотека русской литературы. Конкурсы, олимпиады. Подборка ссылок на словари и др. ресурсы по русскому языку. Бесплатная справочная служба русского языка.

· http://www.gramma.ru/MAP/ - Портал «Культура письменной речи».

· http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm - Студентам - учебные материалы по русскому языку.

· http://www.ruslang.ru/agens.php?id=res

Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН.

· http://etymolog.ruslang.ru/

Этимология и история слов русского языка

· http://www.lingling.ru/video/videolinks.php Лингвистические видеолекции и телепередачи в сети

· http://www.sokr.ru
Словарь сокращений. http://www.vedu.ru/ExpDic
Толковый словарь русского языка. Точный поиск словарной статьи, поиск по части словарной статьи, полнотекстовый поиск по содержанию статьи.

· http://cultrechi.narod.ru
Грамотная речь, или учимся говорить по-русски. Словари, ссылки. Сайт, посвященный вопросу речевой грамотности.

· http://www.cspu.ru/rus-site/?what=practice_lab_arg:

· http://www.gramota.ru/biblio/research/rubric_370/

М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин. Не говори шершавым языком (О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ)

 

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества
освоения дисциплины

Оценка текущей успеваемости студентов осуществляется по результатам:

– устного опроса на практическом занятии (по материалам лекции);

– проверки письменных домашних заданий (языковые упражнения, продуцирование письменных текстов различных жанров научного и делового стилей);

– устного / письменного мини-мониторинга в конце лекции;

– выполнения двух контрольных работ (тестовые задания, письменные задания с развернутым ответом);

– подготовки публичного выступления;

– презентации публичного выступления.

Зачетное задание включает вопросы, о тветы на которые дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения теоретических и фактических знаний на уровне знакомства, а также задания для оценки приобретенных студентами когнитивных умений на продуктивном уровне.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Общие методические указания

При освоении курса «Русский язык и культура речи» от студента тре­буется самостоятельная работа со словарями и привлечение материала учеб­ников и другой справочной литературы. Изучив лекционный материал и ма­териал учебных пособий, студент должен выполнить контрольную работу и написать реферат.

Контрольная работа состоит из двенадцати контрольных заданий. Каждый студент выполняет все задания одного из вариантов. Номер варианта заданий выбирается по последней цифре зачетной книжки (нечетная - вари­ант, четная - 2 вариант).Темареферата выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

Перед выполнением контрольной работы необходимо повторить мате­риал практического занятия (речевые ошибки, лексика с точки зрения стиле­вой принадлежности и др.). Работа выполняется в отдельной тетради или в печатном виде на листах формата А4.

Итоговый контроль (зачет) проводится в устной форме в конце 3 семе­стра. Зачет считается сданным, если студент выполнил контрольную работу и удовлетворительно ответил на вопросы.

Варианты контрольных заданий

Вариант № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.028 с.)