Основные лингвистические словари русского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные лингвистические словари русского языка.



 

Все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области, т. е. описывает мир, объясняет понятия, дает биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических событиях и т. п.

 

Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.

 

Существуют различные типы лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др.

 

Толковые словари описывают смысл слов: к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой; «Словарь русского языка» в 4 томах АН СССР (так называемый Малый академический). Есть «Толковый словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (так называемый Большой академический словарь) и «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Есть и специальные школьные толковые словари.

 

Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов. Хотя этбму словарю более 100 лет, его ценность не меркнет со временем: словарь Даля — неисчерпаемая сокровищница для всех тех, кто интересуется историей русского народа, его культурой и языком.

 

Происхождение слова, его путь в языке, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари (например, «Этимологический словарь русского языка» М. Фас-мера, «Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов» Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой).

 

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

 

В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный «Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов. В середине 80-х гг. был опубликован «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова, содержащий объяснения наиболее употребительных фразеологизмов.

 

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.

 

Есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова.

 

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

 

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».

 

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

 

Современный русский литературный язык

Язык как явление социальное выполняет, как уже отмечалось, различные функции. Для реализации основных функций языка (общения, сообщения и воздействия) исторически сложились и оформились разновидности литературного языка, каждая из которых традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обла-

дает определенными особенностями и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. Эти разновидности принято называть функциональными стилями. Возникнув на внеязыковой основе, стили различаются между собой внутриязыковы-

ми признаками - принципами отбора, сочетания и организации средств из общенационального языка.В настоящее время выделяется следующие стили: разговорный, осуществляющий функцию общения, и книжные (научный, официально-

деловой, публицистический и литературно-художественный). Поскольку функции в реальном общении часто переплетаются, то можно говорить лишь об относительной замкнутости, изолированности стилей друг от

друга. Прежде всего отметим, что объединяет все стили.

1. Основную часть языкового материала в любом стиле составляют нейтральные, межстилевые средства. В то же время ядро каждого из них образуют присущие именно ему особые языковые средства с одинаковой

стилистической окраской, с едиными нормами употребления. Именно это определяет «лицо» стиля. Например, слова молекула, соединение, вещество, элемент мы безошибочно отнесем к научному стилю, слова депутат,

выборы, правительство, премьер-министр и др.- к газетно-публицистическому, а слова налогоплательщик, работник, работодатель и др. – к официально-деловому.

2. Между стилями существует тесное взаимодействие, взаимопроникновение. Например, сочетание «подписать договор» может употребляться как в политической сфере, так и в сфере деловых отношений.

Значительная часть разговорной лексики сейчас используется в разных стилях.

3. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в устной, так и в письменной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, имеющих свою специфику.

4. Каждый стиль представляет собой особую речевую систему с характерными только для нее лексическими и грамматическими особенностями, подчиненными выполнению какой-либо коммуникативной за-

дачи. Знание специфики каждого стиля позволяет говорящему или пишущему создавать такой речевой вариант, который наиболее целесообразен и уместен для конкретной ситуации общения.Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется. Стилистическая норма связана с таким явлением, как экспрессивность. Экспрессия придает

речи образность и стилистическую окрашенность. Например, по сравнению с нейтральным словом квартира, сфера употребления которого практически не ограничена, слова коммуналка и хрущевка подразумевают неофициальность и непринужденность общения, кроме того, в конкретных текстах они могут приобретать эмоционально-экспрессивную

окраску. Стилистическая окраска слова может со временем меняться. Многие слова, которые раньше оценивались как книжные, воспринимаются сейчас как нейтральные и не имеют помет в современных словарях (без-

властье, героизм, интуиция и др.), а слова, которые ранее не имели стилистической окраски (например, слово танцовщик в значении артист балета), даются в современных словарях с пометами «спец. и офиц.»

Различная стилистическая окраска языковых единиц позволяет наилучшим образом выразить не только содержание речи, но и показать, как собеседники оценивают ситуацию и цель общения, как относятся

друг к другу. Если в одном стиле употребляются языковые средства, типичные для другого, то это приводит к стилистическим ошибкам. Наиболее часто встречаются ошибки, связанные со стилистически неправильным

словоупотреблением. К их числу относится неуместное употребление канцеляризмов, злоупотребление специальными терминами в ненаучном тексте, использование разговорной и просторечной лексики в книжных текстах. Стилистические ошибки портят речь, нередко производят комическое впечатление. Особенно важно соблюдение стилистических норм в письменной речи.

 

 

Литературный язык

- это строго нормированная форма общенародного национального языка.

Само слово «норма» (от лат. norma) значит «руководящее начало,

правило, образец» (Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический

словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007, с. 178).

В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все

его уровни: фонетика (произношение и ударение), лексика, грамматика,

письмо, словообразование и др.

«Принятые в общественно-речевой практике образованных людей

правила произношения, словоупотребления, использование традиционно

сложившихся грамматических, стилистических и других средств»

(Щукин А. Н. Лингводидактический словарь: более 2000 единиц / А. Н.

Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007, с. 178) называется языковой

нормой литературного языка.

Выделяют нормы произносительные, лексические, орфографические,

словообразовательные, грамматические и другие.

Языковая норма (или норма литературная) - одно из важнейших ус-

ловий стабильности, единства и самобытности национального языка. Она

характеризуется:

- распространенностью,

- относительной устойчивостью,

- общеобязательностью,

– вариативностью.

Распространенность норм определяется тем, что:

- норма принята (используется) в речи большинства носителей языка и

оценивается в их сознании как наиболее употребительные и образцовые

(правильные) языковые средства;

- она сознательно поддерживается речевой практикой образованных

людей.

Относительная устойчивость сопряжена с двумя факторами.

Во-первых, норма устойчива, и об этом свидетельствует тот факт,

что она всегда есть в языке. Другими словами, норма существует в литературном языке в любой исторический период его развития.

Во-вторых, эта устойчивость относительна, т.к. норма – категория

историческая, т.е. меняющаяся. Это значит, что, будучи в известной мере

устойчивой, стабильной, норма вместе с тем подвержена изменениям. Историческая смена норм – закономерное и объективное явление, вытекающее из природы самого языка как явления социального, находящегося в

постоянном развитии вместе с его творцом и носителем языка – обществом. Отсюда следует, что:

- смена норм не зависит от воли и желания отдельных носителей языка;

- правила, определяющие образцовое применение языковых средств,

выводятся из языковой практики и складываются на протяжении длительной истории языка. Прекрасно об этом сказал В. Г. Белинский: «Создать

язык невозможно, ибо его творит народ: филологи только открывают его

законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем, сообразно с

сиими законами» (Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX веков, - М., с.175);

- норму нельзя отменить или ввести административным путем. Ее

можно только наблюдать и фиксировать;

- к обновлению норм приводит развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, совершенствование отношений между людьми, функционирование литературы, искусства.

Общеобязательность норм определяется тем, что:

- литературно-языковые нормы закреплены в словарях, в справочной

и учебной литературе;

- они обязательны для радио и телевидения, массовой печати, зрелищных предприятий;

- нормы являются предметом и целью школьного обучения русскому

языку, а также преподавания лингвистических дисциплин в вузах.

Источники изменения норм литературного языка различны: разговорная речь, местные говоры, просторечие, жаргон и заимствование из

других языков. В результате влияния указанных факторов мы можем наблюдать, например, что то, что было нормой в прошлом столетии или 15-

20 лет назад, сегодня стало отклонением.

В учебнике Л. А. Введенской «Русский язык и культура речи» есть

такой пример, взятый из «Литературной газеты»: «…в статье о правильности речи был рассказан такой случай. На трибуну поднялся лектор и начал

говорить так: «Некоторые плЮют на нормы литературной речи. Нам, мол,

всё позволенО, мы семьЯми так говорим, нас так и похоронЯт. Я вздрогнУл, услышав такое, но не стал выступать протИв…» Сначала аудитория

недоумевала, затем послышался ропот возмущения и, наконец, раздался

смех. Лектор подождал, пока аудитория успокоится, и сказал: «Вы зря

смеетесь. Я говорю самым лучшим литературным языком. Языком классиков». И он стал приводить цитаты, в которых находились «неправильные»

слова из его лекции, сопоставляя их с показаниями словарей той поры. Таким примером выступающий продемонстрировал, как за 100 с лишнем лет

изменилась норма языка» (Введенская, с.73).Изменяются не только фонетические нормы, но и все остальные

(лексические, орфографические, грамматические и т.п.). Возьмем для примера окончание множественного числа имен существительных мужского

рода:

огород - огороды, сад- сады, стол- столы, забор- заборы; но есть и

рог - рога, берег- берега, глаз- глаза.

Как видим, в именительном падеже множественного числа существительные имеют окончание не только –ы но и -а. Наличие двух окончаний

связано с историей склонения. В древнерусском языке, помимо единственного и множественного числа, было еще и двойственное число, которое

употреблялось в том случае, когда речь шла о двух, трех или четырех

предметах (ср.: стол, столы, но два стола). С ХIII века эта форма начинает разрушаться и постепенно устраняется. Однако следы ее обнаруживаются, во-первых, в окончании именительного падежа множественного

числа существительных, обозначающих парные предметы, типа: рога, глаза, рукава, берега, бока; во-вторых, форма родительного падежа единственного числа имен существительных при числительных два, три, четыре

(два стола, три дома, четыре ножа) исторически восходит к форме именительного падежа двойственного числа. Это подтверждается различием в

ударении: «в два рядА» и «вышел из рЯда».

После исчезновения двойственного числа наряду со старым окончанием –ы у существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа появилось новое окончание –а, которое как более молодое стало распространяться и вытеснять окончание –ы.

Так, в современном русском языке существительное «поезд» имеет

окончание –а (поезда). В то время как в ХIХ веке нормой было –ы. («Поезды на железной дороге останавливаются по причине больших выпавших

снегов на четверо суток»,- писал Н.Г.Чернышевский в письме отцу от 8

февраля 1855 года.) Но не всегда окончание –а побеждает старое окончание –ы: в словах «шофер», «инженер» и др. окончание –а во множествен-

ном числе так и остается за пределами литературной нормы (оно считается

вариантным с пометой либо «просторечное» - инженера, либо «жаргон-

ное» - шофера).

Вариативность определяется тем, что наличие нормы не исключает

возможность параллельного существования языковых вариантов.

Варианты языкового знака – это его разновидности или видоизменения, например: шофёры и шофера, нет и нету, оптОвый и Оптовый и др.

Наличие вариантов у языкового знака, которые реально сосуществуют

на определенном этапе развития языка и активно используются его носителями, может быть обусловлено различными причинами.

Прежде всего, наличие вариантов обусловлено появлением в языке

чего-либо нового, меняющего старую норму. Считается, что существование таких вариантов свидетельствуют о предстоящем историческом изменении нормы.

Например, в «Словаре современного русского литературного языка»

(1950-1963г.г.) как равноправные фиксируются акцентные варианты таких

слов, как нормировАть и нормИровать, маркировАть и маркИровать,

мышлЕние и мЫшление. Если же обратиться к «Словарю трудностей …»

(Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2000. – 304 с.), то можно про-

следить за судьбой этих вариантов. Так, слова нормировАть и мышлЕние

становятся предпочтительными, а нормИровать и мЫшление имеют помету «доп.» (допустимо). Из вариантов маркировАть и маркИровать становится единственно правильным маркировАть.

Необходимо отметить, что степень исторической подвижности нор-

мы неодинакова на разных языковых уровнях. Например, орфоэпические

нормы (литературное произношение и ударение) претерпели значительные

изменения на протяжении XX столетия, а грамматические нормы (правила

образования слов, словосочетаний и предложений) более устойчивы.

Существование вариантов может быть обусловлено не появлением

нового, а совершенно иными причинами, в частности стилистическими.

Таким образом в языке появляются варианты, один из которых является

общелитературным, а другой стилистически ограниченным или выходящим за пределы литературной нормы, например: манжета (общелитературная форма), а манжет (стилистически ограниченная форма, т.к. ис-

пользуется обычно в технической литературе) или плескать, плещет (об-

щелитературная форма) – плескает (просторечная).

Наряду со стилистическим может отмечаться и смысловое различие

между вариантами, например: размыкАть (рассоединять)- размЫкать

(разбросать, растерять) или выйти из дома (из любого дома)- выйти из

дому (из своего дома).

Говоря о современной норме, некоторые исследователи предлагают

говорить о трех степенях нормативности:

- норма 1 степени – строгая, или жесткая (не допускающая вариантов),

например: вера в дружбУ (во что? –в + В.п.), но уверенность в дружбЕ(в

чем?- в + П.п.) – слова «вера, уверенность» управляют только указанными

падежами;

- норма 2 степени – нейтральная (допускает равнозначные варианты),

например симмЕтрия и симметрИя (двоякое ударение в данном слове считается нормативным);

- норма 3 степени – подвижная (допускает использование книжных,

разговорных, а также устаревших форм), например: веснОЙ и веснОЮ

(второй вариант окончания Тв. п. считается книжным).

Указанные степени есть не что иное, как языковые варианты (исключением является норма 1 степени).

Языковые варианты, или варианты норм, отражаются в словарях или

справочниках современного литературного языка, описываются в учебниках.

Литературная норма имеет важнейшее значение для языка:

- она ограждает национальный язык от привнесения в него всего случайного, частного;

- она защищает литературный язык от потока диалектной речи, социального и профессионального жаргона, просторечия, засилья иностранных

слов и т.п., что позволяет литературному языку выполнять свою основную

функцию – культурную;

- она помогает литературному языку сохранять свою целостность и

общепонятность, ибо без твердо установленных языковых норм люди плохо понимали бы друг друга;

- она не зависит от условий, в которых осуществляется речь: она не

делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает их коммуникативную целесообразность. Это значит, что языковые средства, уместные в од-

ной ситуации (например, бытовое общение) могут оказаться нелепыми в

другой (например, официально-деловое общение).

Источниками отбора норм являются речь образованных людей (ученых, писателей, государственных деятелей), язык газет и журналов, радио

и телевидения, а также живой опрос носителей языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 6336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.069 с.)