Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т Е М А 1. Сущность языка. Функции языка↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания К семинарским занятиям для студентов Всех специальностей
Красноярск 2007 Федеральное агентство по образованию Сибирский федеральный университет Институт цветных металлов и золота
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания К семинарским занятиям для студентов Всех специальностей
Красноярск СФУ 2007 УДК 81
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Русский язык и культура речи: метод. указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей / сост. Т. В. Михайлова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т цв. металлов и золота, 2007. – 20 с.
Приведены темы и планы семинаров, методические рекомендации по подготовке к ним, литература и вопросы к зачету. Предназначены для студентов гуманитарных и экономических специальностей вузов и всех интересующихся проблемами стилистики, культуры речи и норм речевого общения.
© Институт цветных металлов и золота СФУ, 2007 Введение В настоящее время курс «Русский язык и культура речи» включается в государственные образовательные стандарты многих специальностей и направлений высшего образования, в том числе в негуманитарные, технические. Это обусловлено требованиями интенсивной деловой коммуникации, предусматривающей активное говорение, слушание в монологических и диалогических формах. Для студентов различных специальностей (филологических, гуманитарных, естественно-научных) объём курса «Русский язык и культура речи», разумеется, будет весьма различаться. Тем не менее в деятельности представителей всех названных направлений присутствует педагогический аспект. В связи с этим в программу включается также методико-педагогический аспект, т.е. формы и способы обучения владению не только богатствами литературного языка, но и профессиональной речью, профессионально ориентированными лексикой, синтаксисом, грамматикой, современным деловым письмом. Ведущим при этом остаётся обучение основам литературного языка и речи. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» осуществляется в течение одного семестра:
Студент должен овладеть знаниями по следующим основным темам: уровни языковой структуры, структура общенационального языка, норма современного русского литературного языка в её вариантах, жанры речевых высказываний, функциональные стили языка и стилистические ресурсы современного русского литературного языка, риторические механизмы языка, средства, формы и способы речевого воздействия. После изучения курса студент должен обладать следующими умениями: углублять собственные знания; работать над литературой вопроса; строить тексты различных жанров устной и письменной речи в различных функциональных стилях; использовать основные интонационные конструкции в монологической и диалогической устной речи; при устном воспроизведении письменных текстов различных жанров использовать интонационные средства, адекватные содержанию, эмоциональной и экспрессивной окрашенности текста; править с точки зрения литературного языка тексты устного и письменного характера; применять риторические средства убеждения в дискуссии.
ТЕМЫ семинаров Т е м а 1. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
План семинара 1. Язык как система знаков и средство общения. Функции языка – коммуникативная, кумулятивная, номинативная, когнитивная, экспрессивная, эмоциональная, изобразительно-выразительная и др. 2. Культура речи и стилистика. Стили современного русского литературного языка. 3. Стилистика русского языка. Функциональная стилистика. Стили: научный, научно-публицистический, технический, официально-деловой, публицистический, разговорный. 4. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. 5. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Методические рекомендации При освоении данной темы следует обратить внимание на важность следующих основных понятий: сема, семантика, язык как система знаков, язык как средство общения. Среди функций языка важнейшими являются: коммуникативная, кумулятивная, номинативная, когнитивная, экспрессивная, эмоциональная, изобразительно-выразительная и др. Наука о языке рассматривает языковедческие дисциплины в системе и иерархии. Культура речи и стилистика находятся на вершине этой иерархии. Стили современного русского литературного языка вычленяются на основе сфер общения, всего их выделяется пять. В становлении и функционировании литературного языка большую роль играет языковая норма. В качестве основных единиц общения рассматриваются жанры текстов и образцы текстов. Существуют две основные разновидности литературного языка – устная и письменная. Они отличаются нормативными, коммуникативными, этическими аспектами. Функциональная стилистика изучает следующие стили: научный, научно-публицистический, технический, официально-деловой, публицистический, разговорный. В научном стиле вычленяются подстили (например учебно-научный). Необходимо раскрыть специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, рассказать о речевых формах учебной и научной сфер деятельности. При характеристике официально-делового стиля назвать сферу его функционирования, описать жанровое разнообразие. Привести языковые формулы официальных документов, рассказать о приемах унификации языка служебных документов. Описать интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, также необходимо проанализировать язык и стиль распорядительных документов. Литература Голуб, И. Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. М., 2005. Кожин, А. Н. Функциональные типы русской речи [Текст] / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. М., 1982. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина. М., 1993. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения [Текст] / В. В. Колесов. СПб., 2004. Мечковская, Н. Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н. Б. Мечковская. М., 1996. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. / под ред. В. И. Максимова. М., 2003.
Т е м а 2. РУССКИЙ ЯЗЫК СРЕДИ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
План семинара 1. Происхождение языка. 2. Место русского языка среди индоевропейских языков. 3. Источники развития литературного языка в X–XVII вв. 4. Русский язык в XX в. Языковое строительство в СССР. Русский язык в эмиграции (этапы, своеобразие). Языковое сознание перестроечной и постперестроечной эпохи.
Методические рекомендации Рассказывая о происхождении русского языка, необходимо рассмотреть теории его развития. Следует охарактеризовать место русского языка среди других славянских и индоевропейских языков. Изложить различные взгляды на языковую ситуацию в Древней Руси (сосуществование старославянского и древнерусского, диглоссия), перечислить источники построения истории русского литературного языка в X–XVII вв. (древнерусские книжники о языке). Рассказывая о русском языке в XX в., нужно остановиться на том, как социальные преобразования отразились на литературном языке, раскрыть сущность и этапы языковой политики в Советском Союзе. Проанализировать, как русский язык развивался в эмиграции (этапы, своеобразие). Охарактеризовать языковое сознание перестроечной и постперестроечной эпохи. Рассмотреть, как политика и художественная литература повлияли на русский литературный язык в конце XX в. Дать понятие языковой политики.
Литература Донских, О. А. Происхождение языка [Текст] / О. А. Донских. Новосибирск, 1998. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] /под ред. В. Н. Ярцева. М., 2004. Русский язык в конце XX в. [Текст] /под ред. Л. П. Крысина. М., 2001.
План семинара 1. Литературный язык и его функциональные разновидности. 2. Территориальные и социальные разновидности в общенациональном русском языке. 3. Уровни языковой структуры.
Методические рекомендации Общенациональный русский язык состоит из многих частей: литературного русского языка в его современной и исторически изменчивой частях, территориальных и социальных разновидностей, профессиональных языков, жаргонов, просторечия. Кроме того, есть еще и функциональные разновидности литературного языка. В общенациональном русском языке своеобразное место занимают жаргон, диалекты, сленги, арго. Уровни языковой структуры вычленяются со времен глубокой древности, но в систему эти знания были окончательно приведены Ф. де Соссюром: лексика, фонетика, графика, словообразование, морфология, синтаксис им были представлены в виде ярусов дома.
Литература Культура русской речи [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Е. Н. Ширяева. М., 1999. Реформатский, А. А. Введение в языковедение [Текст] / А. А. Реформатский. М., 2004. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. / под ред. В. И. Максимова. М., 2003. Современный русский язык [Текст] / под ред. В. А. Белошапковой. М., 2004.
И ЕГО НОРМЫ
План семинара 1. Стилистика ресурсов. Стилистика речи. 2. Лексическая стилистика. Лексические образные средства. Фоника. 3. Стилистика словообразования. 4. Стилистика частей речи. 5. Синтаксическая стилистика. Методические рекомендации Для освоения данной темы важны понятия стилистических средств и ресурсов. Среди ресурсов называются единицы уровней языковой структуры, которые перечислены ниже. Нейтральная, сниженная, высокая лексика. Стилистические пометы в словарях. Стилистика ресурсов. Стилистика речи. Лексическая стилистика. Выбор слова. Речевые ошибки. Лексическая сочетаемость. Нарушение сочетаемости. Избыточность и недостаточность. Приём стилистический. Стилистика синонимов. Типы лексических синонимов. Стилистика антонимов. Употребление антонимов. Стилистическое использование многозначных слов и омонимов. Паронимы и парономазия. Стилистическое разделение лексики. Функциональный признак. Эмоционально-экспрессивный признак. Канцеляризмы и речевые штампы. Лексика ограниченного распространения. Диалектная лексика в художественной речи, в устной речи, в литературном языке. Профессиональная лексика. Жаргонная лексика. Устаревшие слова. Архаизмы. Неологизмы. Колорит эпохи. Типы неологизмов. Иноязычная лексика. История заимствований. Стилистическая классификация заимствований. Способы лексикализации. Фразеологизмы в речи. Типы фразеологизмов. Синтаксически несвободные конструкции. Искажение значения фразеологизмов. Лексические образные средства. Тропы. Определение тропа. Основные тропы. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Метонимия. Синекдоха. Антономасия. Эпитет. Сравнение. Перифраза. Гипербола. Литота. Фоника. Звуковая организация речи. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение. Благозвучие. Звукопись. Сочетаемость звуков. Оценка звуков с точки зрения благозвучия. Частота звуков. Длина слова. Аббревиатуры и благозвучие. Звукоподражание. Смысл, композиционное значение звукописи в художественной речи. Звукообраз. Звукоподражания в устной и письменной литературной речи, в устной разговорной речи. Звукопись в художественной речи. Звуковая организация прозаической и поэтической речи. Стилистика словообразования. Средства создания оценки в словообразовании. Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи. Книжные, просторечные, диалектные словообразовательные средства в современном русском языке. Динамика словообразовательных средств, неологизмы, архаизмы в словообразовании. Окказиональные средства словообразования. Стилистика частей речи. Стилистическое использование имён существительных. Отвлечённые, конкретные имена существительные. Имена собственные и нарицательные в речи. Стилистическое использование категориальных значений рода, падежа, числа. Стилистика прилагательного в речи. Полные и краткие формы. «Стяженные формы». Стилистические характеристики вариантных форм прилагательных. Стилистика имени числительного. Имена числительные в художественной речи. Стилистика вариантных форм числительного. Стилистика местоимения. Использование устаревших местоимений. Глагол в разных стилях речи. Глагольные формы в художественной речи. Стилистические характеристики категорий времени, вида, наклонения, лица, числа, залога. Функционирование форм причастий, деепричастия, инфинитива в речи. Стилистика наречия. Разряды наречий по стилистической роли. Степени сравнения и степени качества у наречий. Синтаксическая стилистика. Стилистическое использование различных типов простого предложения. Стилистика порядка слов. Стилистические параметры членов предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование определений. Управление и его варианты. Ряды однородных членов предложения. Стилистическое использование обращений. Стилистика вводных и вставных конструкций. Стилистика способов передачи чужой речи. Стилистика сложного предложения. Синонимические синтаксические конструкции. Синтаксис экспрессивной речи. Выражение эмоциональной составляющей семантики фразы. Выражение оценки в тексте.
Литература Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение [Текст] / Р. И. Аванесов. М., 1996. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. / под ред. В. И. Максимова. М., 2003. Русский язык и культура речи [Текст]: практикум / под ред. В. И. Максимова. М., 2003. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи [Текст] / В. Г. Костомаров. М., 1994.
Т е м а 5. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
План семинара 1. Языковая ситуация и ее разновидности. Дифференциальные признаки языковых ситуаций. 2. Диглоссия как особый вид двуязычия. Языки межэтнического общения. 3. Международные и мировые языки. 4. Правовой статус языков. Национальная языковая политика. Методические рекомендации При освоении этой темы нужно обратить внимание на следующие термины: языковая ситуация, многоязычие, языки-посредники, дифференциальный признак, маркер. Изучение типологии языковых ситуаций требует анализа исторически и социально конкретных условий взаимодействия и сосуществования языков, начиная с глубокой древности (например, взаимодействие древнегреческого и латинского языков в Древнем Риме, древнерусского и старославянского, латинского и европейских языков т.д.). Диглоссия представляет собой особый вид двуязычия, с существованием которого согласны не все филологи. Языки межэтнического общения выполняют особые роли в межкультурных контактах. В некоторых случаях происходит так называемая «этническая мобилизация», развивается «этнический лингвицизм» (термин М.Н. Губогло). Важную роль во взаимодействии между языками играет креолизация языков-пиджинов. Возникают креольские языки, которые обладают практически всеми признаками национального языка. Среди международных и мировых языков выделяются рабочие языки международных организаций (прежде всего ООН: русский, английский, французский, испанский, китайский) и других международных структур (например, Британского Содружества наций). Искусственные языки рассматриваются также как языки-посредники, вспомогательные, решающие частные задачи. Такими языками занимается интерлингвистика. «Право на различие» наций предполагает и право на этноязыковую самобытность, направленную часто против стандартизации и глобализма. Проведение продуманной долговременной национальной языковой политики связано с политическим курсом государства. Интересны в связи с этим языковые политики Франции («чистота языка»), Советского Союза («содружество языков братских наций»), США («этнический котел»), Китая («одна страна – один язык») и других стран. Правовой статус языков важен для их носителей и для регуляции отношений внутри многонациональных государств. Законы о языке неразрывно связаны с правами человека, особенно если речь идет о статусе малых народов, языков с небольшим количеством носителей, языке с исчезающими носителями. Поэтому так важны европейские инициативы, к примеру, о Европейском языковом портфеле, Европейская языковая хартия и пр. Сознательное воздействие на развитие языка позволит ему и сохраниться, и развиться во многих отношениях (например, языковая ситуация в Израиле за 100 лет). Литература Беликов, В. И. Социальная лингвистика [Текст] / В. И. Беликов. М., 2005. Колесов, В. В. Философия русского слова [Текст] / В. В. Колесов. СПб., 2004. Мечковская, Н. Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н. Б. Мечковская. М., 1996. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи [Текст] / В. Г. Костомаров. М., 1994.
План семинара 1. Взаимосвязь культуры речи и форм общения. Рефлексия над культурой. 2. Культура слушания, культура чтения, культура говорения, культура письменной речи. 3. Основные качества речи. 4. Нормы литературного языка.
Методические рекомендации Очевидна взаимосвязь культуры речи и форм общения. В формировании культуры речи важна рефлексия носителя языка над собственной речевой культурой и речевой культурой общества. Выделяются разновидности культуры речи: культура слушания, культура чтения, культура говорения, культура письменной речи. Среди основных качеств речи наиболее важными являются: богатство словаря, чистота, образность и выразительность, ясность и понятность, точность речи, правильность. Норма вырастает из рефлексии над узусом специалистов по языку, мастеров слова, авторитетных носителей языка. Узус противопоставлен норме. Понятие нормы всегда относительное и исторически динамичное. Нормы литературного языка распространяются на устную и письменную речь. В устной речи орфоэпические требования важны в нескольких регистрах – официально-деловом, публицистическом, научном, а в художественном стиле норма своеобразна, отступления от нее частотны и мотивированы художественными задачами.
Литература Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно [Текст] / Л. А. Вербицкая. М., 2005. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи [Текст] / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М., 2003. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст]: справ.-практикум /сост. А. Г. Петрякова. М., 1997. Мучник, Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления [Текст] / Б. С. Мучник. М., 1996.
Т е м а 7. ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ План семинара 1. История ораторского искусства. 2. Риторические навыки и умения. 3. Этапы работы по подготовке выступления. 4. Приёмы привлечения внимания аудитории.
Методические рекомендации При раскрытии этой темы необходимо начать с изложения основ и истории ораторского искусства, дать понятие риторики (рефлексия над формами ораторского искусства), перечислить и охарактеризовать русские риторические руководства. Рассказать о риторических навыках и умениях, необходимо обратить внимание на подготовку к публичным выступлениям и повышение культуры речи. Дать понятие «техника речи». К основным этапам работы по подготовке выступления относятся: «изобретение» темы, структуризация элементов («композиция»), подбор аргументов, речевое оформление. Применяется ряд способов привлечения внимания аудитории.
Литература Андреев, В. И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства [Текст] / В. И. Андреев. М., 1995. Аннушкин, В. И. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. Пермь, 1994. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение [Текст] / О. А. Баева. Минск, 2000.
ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
План семинара 1. Сущность дискуссии, спора. 2. Формы дискуссионных мероприятий. 3. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. 4. Полемические приёмы.
Методические рекомендации При организации дискуссии нужно исходить из понимания целей и условий коммуникации, аудитории, с которой приходится общаться. Кроме того, следует овладеть полемическими приемами. Основными формами дискуссионных мероприятий являются лекция-беседа, диспут на семинарском занятии, деловые игры, дебаты. Рассказывая о жанровой дифференциации и отборе языковых средств в публицистическом стиле, необходимо перечислить особенности устной публичной речи. Оратор ориентируется на то, как будет воспринимать его аудитория. Требуется овладение основными видами аргументов: к человеку, к сути, к авторитетам и пр.
Литература Граудина, Л. К. Теория и практика русского красноречия [Текст] / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. М., 1989. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е. Н. Зарецкая. М., 2004. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм [Текст] / Г. Н. Иванова-Лукьянова. М., 2003. Кохтев, Н. Н. Основы ораторской речи [Текст] / Н. Н. Кохтев. М., 1992. Марченко, О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры [Текст] / О. И. Марченко. М., 1994. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст] / А. П. Панфилова. СПб., 1999. Поварнин, С. И. Искусство спора [Текст] / С. И. Поварнин. М., 1992.
ВОПРОСЫ к ЗАЧЁТу
Зачет принимается следующим образом: во-первых, студент проводит стилистический анализ отрывка из русского письменного текста; во-вторых, отвечает на два теоретических вопроса из предлагаемого ниже перечня. 1. Сущность языка. Функции языка. 2. Структура и иерархия языковедческих дисциплин. Понятие о культуре речи. Место культуры речи в системе языковедческих дисциплин. 3. Противопоставленность языка и речи. Культура языка и культура речи. 4. Основные качества речи. Понятие нормы. 5. Взаимосвязь культуры речи и форм общения. Литературный язык и его функциональные разновидности. Территориальные и социальные разновидности в общенациональном русском языке. 6. История русского литературного языка. 7. Русский национальный язык и литературный язык в XX в. 8. Языковая политика в СССР и русский литературный язык. 9. Перестройка в СССР и литературный язык. 10. Новейшие явления и тенденции в русском литературном языке. 11. Нормы литературного языка. 12. Орфографические нормы. Орфоэпические нормы. 13. Морфологические нормы. 14. Синтаксические нормы. 15. Стилистика русского языка. Стили языка. 16. Нейтральная, сниженная, высокая лексика. Стилистические пометы в словарях. 17. Лексическая стилистика. 18. Фразеологизмы в речи. 19. Лексические образные средства. Тропы. 20. Фоника. Звуковая организация речи. 21. Стилистика словообразования. Средства создания оценки в словообразовании. 22. Книжные, просторечные, диалектные словообразовательные средства в современном русском языке. 23. Синтаксическая стилистика. 24. Синтаксис экспрессивной речи. Выражение эмоциональной составляющей семантики фразы. Выражение оценки в тексте. 25. Виды текстов по назначению, стилистической отнесённости, форме существования. 26. Стилистика научных текстов. 27. Стилистика деловых текстов. Особенности языка деловых бумаг. 28. Служебные документы: типология, языковое оформление. 29. Социолингвистика. Взаимодействие языка и общества. 30. Национальная языковая политика. 31. Правовой статус языков. 32. Риторика. Риторические навыки и умения. 33. Изобретение речи. 34. Диспозиция в построении речи. 35. Речевое оформление (элокуция). 36. Приёмы привлечения внимания аудитории. 37. Полемические приёмы. 38. Формы дискуссионных мероприятий.
Рекомендательный Библиографический список
Учебная и научная литература
1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение [Текст] / Р. И. Аванесов. М., 1996. 2. Андреев, В. И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства [Текст] / В. И. Андреев. М., 1995. 3. Аннушкин, В. И. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. Пермь, 1994. 4. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение [Текст] / О. А. Баева. Минск, 2000. 5. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов на/Д., 1995. 6. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно [Текст] / Л. А. Вербицкая. М., 2005. 7. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи [Текст] / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М., 2003. 8. Граудина, Л. К. Теория и практика русского красноречия [Текст] / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. М., 1989. 9. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е. Н. Зарецкая. М., 2004. 10. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм [Текст] / Г. Н. Иванова-Лукьянова. М., 2003. 11. Кожин, А. Н. Функциональные типы русской речи [Текст] / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. М., 1982. 12. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина. М., 1993. 13. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения [Текст] / В. В. Колесов. СПб., 2004. 14. Кохтев, Н. Н. Основы ораторской речи [Текст] / Н. Н. Кохтев. М., 1992. 15. Кохтев, Н. Н., Практическая стилистика русского языка [Текст]: сб. упражнений / Н. Н. Кохтев, И. Б. Голуб, Г. Я. Солганик. М., 1987. 16. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] /сост. А. Г. Петрякова. М., 1998. 17. Культура русской речи [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Е. Н. Ширяева. М., 1999. 18. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст]: практикум / сост. А. Г. Петрякова. М., 1997. 19. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст]: справ.-практикум / сост. А. Г. Петрякова. М., 1997. 20. Марченко, О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры [Текст] / О. И. Марченко. М., 1994. 21. Мечковская, Н. Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н. Б. Мечковская. М., 1996. 22. Михальская, А. К. Основы риторики: Мысль и слово [Текст] / А. К. Михальская. М., 1996. 23. Михальская, А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике [Текст] / А. К. Михальская. М., 1996. 24. Мучник, Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления [Текст] / Б. С. Мучник. М., 1996.
Словари
1. Алексеев, Д. И. Словарь сокращений русского языка [Текст] / Д. И. Алексеев. М., 1999. 2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2004. 3. Орфографический словарь русского языка [Текст] / под ред. М.В. Панова. М., 2005. 4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы [Текст] / сост. Р. И. Аванесов. М., 2005. 5. Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке [Текст] / Д. Э. Розенталь. М., 2002. 6. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М., 2004. 7. Сводный словарь современной русской лексики [Текст] / сост. Р. П. Рогожникова. М., 1990. 8. Словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / сост. А. П. Евгеньева. М., 1985. 9. Современный словарь иностранных слов [Текст] / гл. ред. Ф. Н. Петров. М., 1993. 10. Толковый словарь русского языка: в 20 т. [Текст] / под ред Г. Н. Скляревской. М., 1989–2004. 11. Учебный словарь сочетаемости слов современного русского языка [Текст] /. М., 2004. 12. Фразеологический словарь русского языка [Текст] / сост. А. И. Молотков. М., 2005. 13. Языкознание. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 2004.
Оглавление
Учебно-методическое издание
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания К семинарским занятиям для студентов Всех специальностей
Составитель Редактор Л.Г. Семухина РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания К семинарским занятиям для студентов Всех специальностей
Красноярск 2007 Федеральное агентство по образованию Сибирский федеральный университет Институт цветных металлов и золота
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания К семинарским занятиям для студентов Всех специальностей
Красноярск СФУ 2007 УДК 81
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Русский язык и культура речи: метод. указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей / сост. Т. В. Михайлова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т цв. металлов и золота, 2007. – 20 с.
Приведены темы и планы семинаров, методические рекомендации по подготовке к ним, литература и вопросы к зачету. Предназначены для студентов гуманитарных и экономических специальностей вузов и всех интересующихся проблемами стилистики, культуры речи и норм речевого общения.
© Институт цветных металлов и золота СФУ, 2007 Введение В настоящее время курс «Русский язык и культура речи» включается в государственные образовательные стандарты многих специальностей и направлений высшего образования, в том числе в негуманитарные, технические. Это обусловлено требованиями интенсивной деловой коммуникации, предусматривающей активное говорение, слушание в монологических и диалогических формах. Для студентов различных специальностей (филологических, гуманитарных, естественно-научных) объём курса «Русский язык и культура речи», разумеется, будет весьма различаться. Тем не менее в деятельности представителей всех названных направлений присутствует педагогический аспект. В связи с этим в программу включается также методико-педагогический аспект, т.е. формы и способы обучения владению не только богатствами литературного языка, но и профессиональной речью, профессионально ориентированными лексикой, синтаксисом, грамматикой, современным деловым письмом. Ведущим при этом остаётся обучение основам литературного языка и речи. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» осуществляется в течение одного семестра:
Студент должен овладеть знаниями по следующим основным темам: уровни языковой структуры, структура общенационального языка, норма современного русского литературного языка в её вариантах, жанры речевых высказываний, функциональные стили языка и стилистические ресурсы современного русского литературного языка, риторические механизмы языка, средства, формы и способы речевого воздействия. После изучения курса студент должен обладать следующими умениями: углублять собственные знания; работать над литературой вопроса; строить тексты различных жанров устной и письменной речи в различных функциональных стилях; использовать основные интонационные конструкции в монологической и диалогической устной речи; при устном воспроизведении письменных текстов различных жанров использовать интонационные средства, адекватные содержанию, эмоциональной и экспрессивной окрашенности текста; править с точки зрения литературного языка тексты устного и письменного характера; применять риторические средства убеждения в дискуссии.
ТЕМЫ семинаров Т е м а 1. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
План семинара 1. Язык как система знаков и средство общения. Функции языка – коммуникативная, кумулятивная, номинативная, когнитивная, экспрессивная, эмоциональная, изобразительно-выразительная и др. 2. Культура речи и стилистика. Стили современного русского литературного языка. 3. Стилистика русского языка. Функциональная стилистика. Стили: научный, научно-публицистический, технический, официально-деловой, публицистический, разговорный. 4. Научный стиль. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. 5. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Методические рекомендации |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.20.66 (0.012 с.)