Научный текст – центральная единица научного стиля речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный текст – центральная единица научного стиля речи.



Текст – это произведение, обладающее смысловой завершенностью и

состоящее из названия (заголовка) и абзацев, объединенных разными видами связей. Научный текст представляет собой последовательность рас-

суждений, аргументов, тезисов, определений, гипотез. С точки зрения содержания текст - это единство, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в

определенном аспекте. Иначе говоря, в тексте всегда раскрывается содержание той или иной темы, в которой допускается членение на подтемы.

Тема текста отражается в его названии. Подтемы отличаются от темы более узким аспектом рассмотрения того же объекта. Например, в тексте на

тему «Химический элемент» выделяются следующие подтемы: 1) символ,

положение в периодической таблице Менделеева; 2) нахождение в природе; 3) физические свойства; 4) химические свойства; 5) получение; 6) применение. В свою очередь, подтема «получение» представлена единицами

более низкого уровня (субподтемами): 1) получение в лабораторных условиях; 2) получение в промышленности. Соотношение между темой и под-

темой – это всегда соотношение целого и части.

Одна и та же тема в разных текстах может быть рассмотрена с разных сторон в зависимости от задач, которые ставит автор. Коммуникативная задача текста может быть отражена в первом предложении, иногда она

просто подразумевается, и ее нужно понять. Так, например, если в тексте

говорится, из каких частей состоит предмет, то задача текста – показать

строение предмета; если говорится, из каких химических элементов состо-ит вещество, то задача – показать химический состав вещества; если описываются физические характеристики предмета, то задача текста – рас-

крыть физические свойства предмета; если в тексте описывается внешнее

очертание, вид предмета, то задача – описать форму предмета; если в тексте показано, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то его задача – рассказать о функции предмета; если предметы распределяются по

классам, видам, разрядам, родам, типам, то задача – дать классификацию

предметов и т.д.

Текст, как правило, содержит несколько подтем. Каждая подтема

может состоять из одного или более предложений (абзацев). Например,

тема текста - механика. Задача текста – рассказать об основных разделах

механики. Поэтому текст включает три подтемы в соответствии с тремя

разделами механики.

Развитие мысли в тексте осуществляется от какой-то исходной, известной информации к неизвестной (данная и новая информация). Данная

информация содержится в предложении, передающем задачу текста. Она

обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах).

Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данную информацию, влияет на развитие смысла в тексте.

При конспектировании и реферировании текста важно разграничить

данную и новую информацию. Новая информация – это информация, ради

которой создается текст.

Содержание темы в текстах разного типа раскрывается через определенный набор подтем. Одни тексты строятся по строго определенной схеме (тексты типа описание, определение, повествование, рассуждение и

доказательство), другие имеют свободную схему построения. Следование

одной подтемы за другой в текстах разного типа также происходит по-разному. Так, например, в текстах- описаниях, где объект рассматривается

в состоянии статичности, в первом абзаце, как правило, дается определение, в следующем абзаце называется одна из подтем.

В тексте-определении в первом абзаце дается определение научного

понятия, а в последующих абзацах раскрывается его содержание. Определение можно встретить в текстах любого типа. Оно позволяет судить о

сущности явления, его основных чертах и свойствах. Из определения мы

узнаем, какими признаками обладает предмет и что отличает его от других

предметов. При этом предложение, содержащее определение понятия, не

должно включать таких понятий, которые сами нуждаются в определении.

При определении научного понятия прежде всего указывается на его отнесенность к родовому (широкому) понятию, к которому относится предмет

данного вида, например: «Философия – это наука…»

В тексте – повествовании передается информация о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности, поэтому

его подтемы можно представить в виде цепочки, каждое звено которой

обозначает один из этапов действия.

В текстах-рассуждениях и доказательствах выделяются следующие

элементы:1) тезис – положение, которое доказывается (обосновывается), 2)

аргументы – суждения, которые должны подтвердить выдвигаемые положения, 3) вывод. Рассуждение представляет собой последовательность логически вытекающих друг из друга суждений. В качестве аргумента должны использоваться положения, истина которых не вызывает сомнения.

Кроме того, не используются аргументы, логически не связанные с тезисом и справедливые лишь в определенных условиях.

Большинство же текстов имеет разнородную структуру и включает

разные способы изложения информации.

При сжатии информации текста (например, при реферировании) необходимо учитывать эти особенности, поскольку пропуск логически важного звена, например, в тексте-рассуждении приведет к нарушению логики.

Предложение в научном тексте выполняет ряд текстообразующих

функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, как развивается в нем информация.

Увеличение объема текста и количества информации в нем называется прогрессией текста. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, обычно расположенное в начале текста или в начале

каждой подтемы (1-З предложение).

Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит оттого, как сформулирована задача, какова данная

информация – однонаправленная или разнонаправленная. Если в тексте

только одна данная информация (один смысловой центр), то информация

текста развивается в одном направлении, например:

Главнейшими материалами, производимыми человеком, являются

текстильные материалы. Они используются для изготовления белья,

одежды, упаковочного материала (мешки, веревки и т.д.), а также хирургических материалов (бинты, нити для зашивания ран). Текстильные материалы находят широкое применение в различных отраслях народного

хозяйства, а также в медицине.

Если в тексте несколько смысловых центров, то информация развивается в нескольких направлениях (разнонаправленная информация).

Средства связи в научном тексте

Как уже отмечалось, основная задача научного стиля – это адекватная передача научной информации, поэтому научный текст отличает

обобщенность изложения информации, логичность, точность и связность. Так, обобщенность изложения проявляется в том, что результаты

научных исследований чаще всего представляются как результат коллективного творчества. Этим объясняется широкое использование в научных

текстах неопределенно-личных предложений, в которых подлежащее выражено формой 3 лица множественного числа, а также безличных предложений, в которых производитель действия не называется. В том случае,

когда возникает необходимость указать на производителя действия, употребляются пассивные глагольные и причастные конструкции.

Логичность в научном тексте выражается с помощью повторов од-

них и тех же слов в разной форме. Наиболее распространенный вид повтора - местоименный, чаще других в этой функции выступают местоимения

это, этот, эта, эти. Воспроизведение части содержания предыдущего

предложения в последующем осуществляется сочетанием местоимения и

слов с обобщенным значением: Это вещество, это явление, это определение, этот процесс, эти свойства, эта особенность, эта характеристика,

эта классификация и т.д. Повторы слов позволяют следить за предметом

рассуждения.

Логическая связность текста отражает отношения, объективно существующие в природе и в нашем мышлении. В научном тексте наблюдаются самые различные смысловые отношения между частями информации.

Назовем основные виды смысловых отношений и языковые средства

связи, их фиксирующие:

1. Тождества, близости субъекта действия или места действия:

он, этот, тот, такой; здесь, там, туда, сюда, выше, ниже и др.;

2. Причинно-следственные и условно-следственные: поэтому, от-

сюда, тем самым, в результате этого, следовательно, в силу этого,

вследствие этого, в зависимости от этого, в связи с этим, в этом случае,

ввиду того что, в связи с тем что, потому что и др.;

3. Присоединение и соединение: и, также, вместе с тем, кроме

того, более того, при этом и др.;

4. Сопоставление и противопоставление: с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, не только, но и; однако, зато, же, так,

так же, таким образом, аналогично, следующим образом, в противоположность этому и др.;

5. Порядок перечисления информации: во-первых, во-вторых, в-

третьих, наконец.

6. Пояснение-иллюстрация, уточнение, выделение частного случая: например; так, например; именно, только, даже, лишь, особенно,

другими словами, иначе говоря, точнее говоря, в частности, причем и др.

7. Начало рассуждения: сначала, в начале, прежде всего, в первую

очередь, сейчас, теперь, предварительно и др.

8. Одновременность, повторяемость действий, завершение действия: в то же время, одновременно, наряду с, только что, уже, еще раз,

вновь, позже, впоследствии, в дальнейшем, далее, в заключение.

9. Связь с предыдущей и последующей информацией: как указывалось, как отмечалось, как было показано, согласно этому, соответствен-

но этому, в соответствии с этим; изложенный выше, вышеприведенный,

доказанный, отмеченный, рассмотренный, последующий, рассматриваемый, анализируемый и др.

10. Оценка степени достоверности информации: разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, в самом деле, видимо.

11. Обобщение, вывод: итак, таким образом, словом, следователь-

но; в заключение.

Как мы видим, показателями логической связности в тексте являются различные союзы, вводные слова, отыменные предлоги, наречия, сочетания из разных частей речи. Особо следует обратить внимание на использование специальных оборотов речи – так называемых «скрепов», которые

используются для соединения совершенно самостоятельных частей текста,

логически не связанных друг с другом: далее перейдем к рассмотрению…,сначала выясним, чем отличается…, ниже рассмотрим …следует

еще раз подчеркнуть…, как было установлено ранее…, в дальнейшем мы

увидим, приведем еще пример, теперь постараемся выяснить и др. Логичность изложения достигается также тем, что все рассуждения в научном

тексте должны заканчиваться выводами: Все сказанное позволяет сделать

выводы; все сказанное позволяет утверждать, что… Логика изложения

должна соблюдаться как между предложениями, так и на уровне текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.51.235 (0.027 с.)