Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научный текст – центральная единица научного стиля речи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Текст – это произведение, обладающее смысловой завершенностью и состоящее из названия (заголовка) и абзацев, объединенных разными видами связей. Научный текст представляет собой последовательность рас- суждений, аргументов, тезисов, определений, гипотез. С точки зрения содержания текст - это единство, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном аспекте. Иначе говоря, в тексте всегда раскрывается содержание той или иной темы, в которой допускается членение на подтемы. Тема текста отражается в его названии. Подтемы отличаются от темы более узким аспектом рассмотрения того же объекта. Например, в тексте на тему «Химический элемент» выделяются следующие подтемы: 1) символ, положение в периодической таблице Менделеева; 2) нахождение в природе; 3) физические свойства; 4) химические свойства; 5) получение; 6) применение. В свою очередь, подтема «получение» представлена единицами более низкого уровня (субподтемами): 1) получение в лабораторных условиях; 2) получение в промышленности. Соотношение между темой и под- темой – это всегда соотношение целого и части. Одна и та же тема в разных текстах может быть рассмотрена с разных сторон в зависимости от задач, которые ставит автор. Коммуникативная задача текста может быть отражена в первом предложении, иногда она просто подразумевается, и ее нужно понять. Так, например, если в тексте говорится, из каких частей состоит предмет, то задача текста – показать строение предмета; если говорится, из каких химических элементов состо-ит вещество, то задача – показать химический состав вещества; если описываются физические характеристики предмета, то задача текста – рас- крыть физические свойства предмета; если в тексте описывается внешнее очертание, вид предмета, то задача – описать форму предмета; если в тексте показано, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то его задача – рассказать о функции предмета; если предметы распределяются по классам, видам, разрядам, родам, типам, то задача – дать классификацию предметов и т.д. Текст, как правило, содержит несколько подтем. Каждая подтема может состоять из одного или более предложений (абзацев). Например,
тема текста - механика. Задача текста – рассказать об основных разделах механики. Поэтому текст включает три подтемы в соответствии с тремя разделами механики. Развитие мысли в тексте осуществляется от какой-то исходной, известной информации к неизвестной (данная и новая информация). Данная информация содержится в предложении, передающем задачу текста. Она обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данную информацию, влияет на развитие смысла в тексте. При конспектировании и реферировании текста важно разграничить данную и новую информацию. Новая информация – это информация, ради которой создается текст. Содержание темы в текстах разного типа раскрывается через определенный набор подтем. Одни тексты строятся по строго определенной схеме (тексты типа описание, определение, повествование, рассуждение и доказательство), другие имеют свободную схему построения. Следование одной подтемы за другой в текстах разного типа также происходит по-разному. Так, например, в текстах- описаниях, где объект рассматривается в состоянии статичности, в первом абзаце, как правило, дается определение, в следующем абзаце называется одна из подтем. В тексте-определении в первом абзаце дается определение научного понятия, а в последующих абзацах раскрывается его содержание. Определение можно встретить в текстах любого типа. Оно позволяет судить о сущности явления, его основных чертах и свойствах. Из определения мы узнаем, какими признаками обладает предмет и что отличает его от других предметов. При этом предложение, содержащее определение понятия, не должно включать таких понятий, которые сами нуждаются в определении. При определении научного понятия прежде всего указывается на его отнесенность к родовому (широкому) понятию, к которому относится предмет данного вида, например: «Философия – это наука…» В тексте – повествовании передается информация о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности, поэтому его подтемы можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает один из этапов действия.
В текстах-рассуждениях и доказательствах выделяются следующие элементы:1) тезис – положение, которое доказывается (обосновывается), 2) аргументы – суждения, которые должны подтвердить выдвигаемые положения, 3) вывод. Рассуждение представляет собой последовательность логически вытекающих друг из друга суждений. В качестве аргумента должны использоваться положения, истина которых не вызывает сомнения. Кроме того, не используются аргументы, логически не связанные с тезисом и справедливые лишь в определенных условиях. Большинство же текстов имеет разнородную структуру и включает разные способы изложения информации. При сжатии информации текста (например, при реферировании) необходимо учитывать эти особенности, поскольку пропуск логически важного звена, например, в тексте-рассуждении приведет к нарушению логики. Предложение в научном тексте выполняет ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, как развивается в нем информация. Увеличение объема текста и количества информации в нем называется прогрессией текста. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, обычно расположенное в начале текста или в начале каждой подтемы (1-З предложение). Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит оттого, как сформулирована задача, какова данная информация – однонаправленная или разнонаправленная. Если в тексте только одна данная информация (один смысловой центр), то информация текста развивается в одном направлении, например: Главнейшими материалами, производимыми человеком, являются текстильные материалы. Они используются для изготовления белья, одежды, упаковочного материала (мешки, веревки и т.д.), а также хирургических материалов (бинты, нити для зашивания ран). Текстильные материалы находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, а также в медицине. Если в тексте несколько смысловых центров, то информация развивается в нескольких направлениях (разнонаправленная информация). Средства связи в научном тексте Как уже отмечалось, основная задача научного стиля – это адекватная передача научной информации, поэтому научный текст отличает обобщенность изложения информации, логичность, точность и связность. Так, обобщенность изложения проявляется в том, что результаты научных исследований чаще всего представляются как результат коллективного творчества. Этим объясняется широкое использование в научных текстах неопределенно-личных предложений, в которых подлежащее выражено формой 3 лица множественного числа, а также безличных предложений, в которых производитель действия не называется. В том случае, когда возникает необходимость указать на производителя действия, употребляются пассивные глагольные и причастные конструкции. Логичность в научном тексте выражается с помощью повторов од- них и тех же слов в разной форме. Наиболее распространенный вид повтора - местоименный, чаще других в этой функции выступают местоимения это, этот, эта, эти. Воспроизведение части содержания предыдущего предложения в последующем осуществляется сочетанием местоимения и слов с обобщенным значением: Это вещество, это явление, это определение, этот процесс, эти свойства, эта особенность, эта характеристика,
эта классификация и т.д. Повторы слов позволяют следить за предметом рассуждения. Логическая связность текста отражает отношения, объективно существующие в природе и в нашем мышлении. В научном тексте наблюдаются самые различные смысловые отношения между частями информации. Назовем основные виды смысловых отношений и языковые средства связи, их фиксирующие: 1. Тождества, близости субъекта действия или места действия: он, этот, тот, такой; здесь, там, туда, сюда, выше, ниже и др.; 2. Причинно-следственные и условно-следственные: поэтому, от- сюда, тем самым, в результате этого, следовательно, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, в связи с этим, в этом случае, ввиду того что, в связи с тем что, потому что и др.; 3. Присоединение и соединение: и, также, вместе с тем, кроме того, более того, при этом и др.; 4. Сопоставление и противопоставление: с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, не только, но и; однако, зато, же, так, так же, таким образом, аналогично, следующим образом, в противоположность этому и др.; 5. Порядок перечисления информации: во-первых, во-вторых, в- третьих, наконец. 6. Пояснение-иллюстрация, уточнение, выделение частного случая: например; так, например; именно, только, даже, лишь, особенно, другими словами, иначе говоря, точнее говоря, в частности, причем и др. 7. Начало рассуждения: сначала, в начале, прежде всего, в первую очередь, сейчас, теперь, предварительно и др. 8. Одновременность, повторяемость действий, завершение действия: в то же время, одновременно, наряду с, только что, уже, еще раз, вновь, позже, впоследствии, в дальнейшем, далее, в заключение. 9. Связь с предыдущей и последующей информацией: как указывалось, как отмечалось, как было показано, согласно этому, соответствен- но этому, в соответствии с этим; изложенный выше, вышеприведенный, доказанный, отмеченный, рассмотренный, последующий, рассматриваемый, анализируемый и др. 10. Оценка степени достоверности информации: разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, в самом деле, видимо. 11. Обобщение, вывод: итак, таким образом, словом, следователь- но; в заключение. Как мы видим, показателями логической связности в тексте являются различные союзы, вводные слова, отыменные предлоги, наречия, сочетания из разных частей речи. Особо следует обратить внимание на использование специальных оборотов речи – так называемых «скрепов», которые
используются для соединения совершенно самостоятельных частей текста, логически не связанных друг с другом: далее перейдем к рассмотрению…,сначала выясним, чем отличается…, ниже рассмотрим …следует еще раз подчеркнуть…, как было установлено ранее…, в дальнейшем мы увидим, приведем еще пример, теперь постараемся выяснить и др. Логичность изложения достигается также тем, что все рассуждения в научном тексте должны заканчиваться выводами: Все сказанное позволяет сделать выводы; все сказанное позволяет утверждать, что… Логика изложения должна соблюдаться как между предложениями, так и на уровне текста.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.014 с.) |