Порядок работы с источниками научной информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок работы с источниками научной информации



Сбор источников для написания выпускной квалификационной работы является трудоемким и длительным процессом, приступить к которому необходимо сразу же после выбора и согласования с руководителем темы исследования. Рекомендуется тщательно продумать план поиска источников, в первую очередь обратиться к библиографическим изданиям, по мере накопления литературы составить аннотированный каталог.

К источникам для написания выпускной квалификационной работы по специальности и направлению «Государственное и муниципальное управление» могут относиться:

− нормативные правовые акты (законы российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) и иные официальные документы;

− монографии российских и зарубежных исследователей;

− авторефераты диссертаций;

− публикации по материалам научных конференций, семинаров, круглых столов;

− научные публикации по теме в газетах и журналах;

− учебные и учебно-методические пособия;

− справочно-информационные издания;

− архивные документы;

− фактические материалы, собранные в процессе преддипломной практики.

Теоретический уровень выпускной квалификационной работы студента университета обеспечивается использованием монографий и научных публикаций, поэтому при написании текста использование учебников должно быть минимальным.

Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующих развитие российской и зарубежной управленческой практики – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.

Эффективной работе с литературными источниками способствует знание и понимание научных понятий и терминов, таких как концепция, метод, методология, объект исследования, предмет исследования, проблема.

Автору выпускной квалификационной работы также предстоит сформировать понятийный аппарат своей работы в рамках исследуемой проблемы.

Понятийный аппарат выпускной квалификационной работы по специальности и направлению «Государственное и муниципальное управление» может включать: а) общие понятия, – государственный орган, государственный служащий, муниципальный орган, муниципальный служащий, нормативный акт, политика, система управления, методы управления; б) понятия, необходимые для раскрытия конкретной темы. К примеру, безработица, безработный, рынок труда, служба занятости, целевая программа занятости в работе о политике государства в сфере труда. При этом общепринятые понятия не обязательно раскрывать дословно или иллюстрировать примерами. Специфические понятия и термины для их обозначения, напротив, желательно раскрыть, привести существующие примеры их различного понимания и обосновать употребление этих слов в тексте.

Структура и объем выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа по своей структуре состоит из следующих элементов:


титульный лист;

задание на работу;

аннотация;

оглавление;

− обозначения и сокращения;

введение;

основная часть работы;

заключение;

библиографический список;

− приложения.


Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в работу по взаимному согласованию студента и руководителя работы.

Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 70 и не более 90 страниц машинописного (компьютерного) текста формата А4.


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Титульный лист

Титульный лист – это первая страница содержания выпускной квалификационной работы, на которой указаны надзаголовочные данные: сведения об авторе, научном руководителе, место и год выполнения работы. Титульный лист выполняется по установленной в университете форме.

Форма титульного листа выпускной квалификационной работы приведена в приложении 2.

Задание

Задание на выпускную квалификационную работу содержит:

− плановый срок сдачи студентом законченной работы;

− исходные данные к работе;

− перечень вопросов, подлежащих разработке;

− перечень иллюстративного материала (плакаты, альбомы, раздаточный материал, макеты, электронные носители и др.) и общего количества иллюстраций по работе;

− календарный план выполнения работы с обязательным указанием сроков выполнения отдельных разделов работы;

− подписи заведующего кафедрой, руководителя работы, студента (с расшифровкой подписи).

Форма задания на выпускную квалификационную работу приведена в приложении 3.

Аннотация

Аннотация – краткое изложение содержания ВКР, дающее о ней обобщенное представление. Аннотация дает возможность установить основное содержание исследования, определить соответствия результатов поиска запросу и решить, следует ли обращаться к полному тексту работы.

Аннотация включает:

− характеристику темы;

− проблемы объекта;

− цели и задачи работы;

− основные результаты.

Средний объем аннотации – около 10 предложений, по объему занимающих не более двух третей страницы формата А4. Пример оформления аннотации приведен в приложении 4.

Задание и аннотацию размещают после титульного листа и сшивают с текстом выпускной квалификационной работы.

Оглавление

Оглавление состоит из перечня разделов, глав, подразделов и/или параграфов работы и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список и наименование приложений, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы. От конца текста до номера страницы дается отточие.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – название глав.

Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста выпускной квалификационной работы (например, заголовки разделов печатаются прописными буквами, как в тексте работы, а заголовки подразделов – строчными).

Пример оформления оглавления приведен в приложении 5.

Введение

Введение состоит из следующих подразделов, располагаемых обычно в указанном порядке:

− актуальность темы ВКР;

− степень разработанности данной темы в научной литературе,

− цель и задачи квалификационной работы;

− объект и предмет исследования;

− методологическая и теоретическая основа;

− методы исследования;

− научная новизна и практическая применимость полученных автором результатов.

Актуальность. Актуальность выпускной работы обусловлена сложностью, нерешенностью сложной задачи (проблемы) научного характера. От автора требуются доказательства (3-5 причин), подтверждающие необходимость и своевременность изучения данной темы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений. Сначала может обосновываться актуальность темы для общества в целом; затем – актуальность исследования с позиций конкретной науки, наконец, для практики государственного и/или муниципального управления.

Обоснование должно быть кратким, в объеме от нескольких абзацев до одной страницы печатного текста.

Степень разработанности – это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны или аспекты проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной студентом. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и, наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе.

Пример: Вопросы содержания ***** анализируются в работах *** (перечисляются фамилии авторов). Большой вклад в решение проблем ***** внесли такие ученые, как *** (перечисляются фамилии ученых). Среди зарубежных авторов, рассматривавших вопросы ***** необходимо отметить *** (перечисляются фамилии авторов). Экономическая сущность ***** раскрывается в работах *** (перечисляются авторы работ).

Разработку методологических основ ****** проводили отечественные экономисты / юристы / ученые, специализирующиеся в области государственного и муниципального управления *** (перечисляются фамилии методологов).

Цель и задачи исследования. Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель представляет собой конкретный конечный результат работы. Получение конкретных результатов исследования возможно при условии точного и четкого формулирования целей. Поэтому формулировка цели кратко и предельно точно в смысловом отношении выражает то основное, что намеривается сделать исследователь.

Цель исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая группа задач, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, содержания, природы, структуры изучаемого объекта, концептуальных подходов и методов его исследования;

вторая группа задач – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития; т.е. практического анализа проблем управления исследуемым объектом;

третья группа задач – со способностями преобразования, моделирования, опытно – экспериментальной проверки;

четвертая группа задач – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. расчета и разработки проекта совершенствования управления, обоснования его социально-экономической эффективности.

Цель исследования, сформулированная в терминах намерений («изучение отношений»), равно как и поставленные задачи исследования (к примеру, «исследовать особенности»; «рассмотреть...») не позволяют сделать заключение о том, достигнута ли в данном исследовании поставленная автором цель и решены ли сформулированные им задачи. Поэтому ошибочны формулировки, начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «на основе». Правильно формулировку цели и задач начинать со слов: «определить», «разработать», «выявить», «обосновать», «сформировать/создать» «раскрыть», «проанализировать», «охарактеризовать», «выявить», «уточнить», «установить экспериментальным путем» или близких по значению синонимов.

Объект и предмет исследования. Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. По своему содержанию, понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования». Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы по специальности и направлению «Государственное и муниципальное управление» могут выступать:

− различные сферы и отрасли государственного управления – социально-экономическая сфера (промышленность, сельское хозяйство, энергетика и др.), социально-политическая (безопасность, внутренние или иностранные дела и др.), социально-культурная (здравоохранение, образование, наука, культура, социальное обеспечение);

− направления муниципального управления, включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, культуру и досуг и т. п.;

− органы государственного или муниципального управления,

− комплекс предприятий определенной отрасли государственного или муниципального управления,

− отдельная государственная или муниципальная организация (предприятие, учреждение), а также организации и учреждения, оказывающие публичные услуги;

− различные сферы деятельности изучаемого объекта исследования: управленческая, организационная, правовая, экономическая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, инновационная и другие.

В качестве предмета исследования могут выступать:

− сущность, формы и методы государственного или муниципального управления;

− структура (организационная, производственная, инфраструктура и т.д.);

− функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);

− процесс (прохождение государственной службы, управление и т.д.);

− общественные отношения, складывающиеся в процессе управления государственными или муниципальными органами;

− характеристика (численность, оценка эффективности и т.д.) и др.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют нормативные правовые акты и научные труды российских ученых – ведущих специалистов в области менеджмента, социологии управления, государственного и муниципального управления, экономики, юриспруденции, психологии управления.

Фактической базой исследования могут стать данные и информация, полученная автором при прохождении преддипломной практики в конкретной организации.

Методы исследования. Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В составе методов исследования различают общенаучные и частные методы.

Общенаучные методы могут применяться в гуманитарных, естественных и технических дисциплинах. В их числе выделяют общелогические, теоретические и эмпирические методы.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

К методам теоретического уровня относятся: аксиоматический, гипотетический, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системный.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Частные методы исследования используются в родственных науках. Так, частными методами государствоведения и правоведения являются формально-юридический и конкретно-социологический.

Научная новизна. Научная новизна квалификационной работы теоретической направленности определяется тем, что нового вносится в теорию и методику исследуемого предмета. Для работы практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые либо развивает, уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования и разработанных автором рекомендаций в практической деятельности, как данной организации, так и других организаций при решении аналогичных управленческих проблем.

Объем текста введения составляет 2,5–3 страницы машинописного текста. Пример оформления введения приведен в приложении 6.

Основная часть

Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из 3-х глав, разбитых на параграфы. Объем текста параграфа может составлять от 9 до 15 печатных страниц.

В конце каждой главы приводятся краткие выводы.

Все главы и параграфы внутри глав должны быть примерно равны по объему текста (т.е. количеству печатных страниц).

Для написания ВКР используется научный стиль речи. Многообразные способы организации сложного предложения необходимо унифицировать в научной речи до некоторого количества наиболее простых, лаконичных и убедительных. Конструкции (обороты, фразы, выражения, словосочетания) научного стиля содержатся в приложении 7. Рекомендуем использовать их при написании научной работы.

Основная часть квалификационной работы, независимо от выбранной темы исследования, должна состоять из части, отражающей теоретические аспекты выбранной темы, и содержательной, в которой приводятся методика и техника исследования, практический анализ проблем управления, расчет и разработка проекта совершенствования управления, его экономическое обоснование, формулируются выводы.

Первая глава, как правило, посвящается истории и теории вопроса. В ней содержатся теоретические положения, подходы различных научных школ к пониманию сути проблемы и путей ее решения, анализ устоявшихся и спорных точек зрения, изложение и аргументация автором квалификационной работы собственной точки зрения.

Вторая глава содержит анализ изучаемой проблемы в конкретной организации.

Исходным материалом для анализа могут выступать организационно-распорядительная документация (Уставы, положения, инструкции, регламенты, локальные нормативные акты), структура организации, планы работы организации и ее подразделений, годовые отчеты, материалы статистической и финансовой отчетности, основные функциональные обязанности сотрудников и другая документация, изученная студентом в ходе преддипломной практики. В этой же главе может быть представлен анализ проведенного исследования, организованного автором, с полным его описанием: цели (например, анкетирования / тестирования), выбора методик, организации исследования, описания выборки испытуемых, представления полученных результатов и их обсуждения. Здесь же может быть помещен анализ судебной практики, по теме исследования.

Третья глава содержит представление проекта совершенствования управления, необходимого для разрешения выявленных проблем в организации. Автор квалификационной работы может наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, а также запланировать, обосновать и предложить управленческие решения, обеспечивающие достижение целей и выполнение задач проекта.

В основной части квалификационной работы целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Иллюстративный материал должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приводимые в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к квалификационной работе.

Заключение

Заключение – обобщенный итоговый результат (синтез) выполненного исследования. В нем представлены выводы по всему тексту работы.

Наиболее оптимальной будет следующая структура заключения:

краткая характеристика и обобщенные выводы по теоретической части исследования. При изложении выводов обязательно указать авторскую позицию по вопросам, рассматриваемым в этой части работы;

выводы по аналитической (эмпирической) части работы. При изложении выводов обязательно перечислить выявленные проблемы;

основные идеи предлагаемого авторского проекта (разработки, программы), как результата исследования. Обязательно указать авторскую роль (что разработано, предложено, рассчитано именно автором);

основные показатели социально-экономической эффективности предлагаемого решения выявленных проблем;

достижение поставленной в исследовании цели и полноту раскрытия темы ВКР.

Пример: Если во введении написано, что «цель исследования состоит в определении наиболее эффективных стратегий и конкретных мер борьбы с коррупцией в современных условиях, и в первую очередь, путей и способов повышения эффективности предупреждения коррупции в государственном аппарате», то в заключении необходимо прокомментировать каждое слово:

* под эффективной стратегией понимается то-то и то-то;

* к стратегиям борьбы с коррупцией можно отнести … (перечисление стратегий);

* кроме того конкретные меры борьбы с коррупцией предполагают … (назвать меры);

* главные условия повышения эффективности предупреждения коррупции в государственном аппарате – это (реальная политическая воля, проявляющаяся в том-то и том-то; качественная правовая база, а именно …; центральная консолидирующая роль представителей гражданского сообщества – общественных объединений и организаций, что предполагает то-то и то-то) и т.п.;

краткое перечисление предлагаемых автором решений по кругу выявленных проблем. Такие предложения должны быть обязательно увязаны с выявленными в работе проблемами и максимально конкретизированы.

− можно указать, что проведенное исследование в рамках ВКР является только частью общей проблемы (при этом необходимо сформулировать обобщенную проблему).

пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

В более простом варианте заключения можно, опираясь на поставленные во введении ВКР задачи, написать краткие выводы по каждой из них на один-два абзаца. Если во введении было поставлено пять задач, то и в заключении должно быть пять «ответов» на поставленные задачи. Последний абзац заключения ВКР должен носить общий характер, резюмировать актуальность темы исследования и дальнейшее развитие рассматриваемого субъекта.

Пример оформления введения приведен в приложении 8.

Библиографический список

Библиографический список должен содержать сведения обо всех информационных источниках, использованных при составлении выпускной квалификационной работы. Число использованных источников – не менее 50 наименований.

Приложение

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной выпускной квалификационной работой, которые по каким-либо причинам не были включены в основную часть:

- результаты обзора литературных источников;

- документы органов власти и управления, судебных органов, предприятий и организаций;

- схемы, таблицы, диаграммы;

- инструкции, методики и другие материалы, разработанные автором в процессе выполнения работы;

- проекты договоров, нормативно-правовых актов и т.д.


ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

4.1 Общие требования

Основной текст квалификационной работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman размером 14 пт с одинарным межстрочным интервалом. Красная строка абзаца набирается с отступом 0,7 см. Параметры страницы: верхнее поле – 2,0 см; нижнее поле – 2,5 см (расстояние от края листа до нижнего колонтитула – 2,0 см); левое поле – 3 см; правое поле – 1,0 см.

Во избежание трудностей последующего форматирования параметры страниц рукописи необходимо задавать до начала набора текста.

При подготовке текста работы не следуетиспользовать разрывы строк, более одного пробела подряд, явную расстановку переносов с помощью дефисов. В случае необходимости допускается использование курсива, подчеркивания, полужирного шрифта.

Недопустимо применять висячие строки, т.е. неполные строки в начале страницы.

Текст на странице после распечатки должен быть без косины.

Текст должен быть отформатирован.

Внизу каждой страницы по мере необходимости делаются сноски.

Разделы и нумерация работы

Основная часть работы делится на главы и параграфы.

Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Главы должны иметь порядковую нумерацию 1, 2, 3 и т.д. в пределах всей работы, за исключением приложений. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы.

Главы и параграфы должны иметь заголовки, которые точно и кратко отражают их содержание. Заголовки глав печатают прописными буквами, а заголовки параграфов – строчными или шрифтом другой гарнитуры или другим шрифтом. Разделам «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» номера не присваиваются.

Заголовки могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. В конце заголовка точка не ставится. Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста. После заголовка в конце страницы должно размещаться не менее трех строк текста.

Пункты и подпункты внутри параграфа целесообразно оформлять без нумерации, а выделять шрифтовым оформлением (одинаковым на протяжении всего текста выпускной квалификационной работы).

Внутри глав, параграфов или пунктов могут быть приведены перечисления. Запись при этом производится с абзацного отступа. Для обозначения перечислений допускается использовать маркеры, дефис, строчные буквы русского алфавита (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которых ставится круглая скобка; арабские цифры, после которых ставится круглая скобка.

Расстояние между заголовком главы и заголовком параграфа составляет 1,5 интервала. Расстояние между заголовком параграфа и текстом равняется одному пробелу (пустой абзац).

Нумерация страниц

Нумерация страниц работы должна быть сквозной. Первой страницей считается титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится, но он входит в общее число страниц работы.

Титульный лист, задание, аннотацию и оглавление включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на этих листах не проставляют. Введение считается 3-й страницей. Далее весь последующий объем выпускной квалификационной работы, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы.

Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку, приложениям. Параграфы на отдельные страницы работы не выносятся.

Целесообразно использовать нумерацию страниц с размещением номера в нижнем колонтитуле (внизу страницы), параметры которого указаны выше, с выравниванием номера по середине. Номера страницы следует нумеровать арабскими цифрами.

Наличие в работе пустых страниц не допускается.

Оформление текста

Сокращения слов и словосочетаний. Во всех видах текстов, кроме литературно-художественных, допускается употребление следующих общепринятых графических сокращений.

Самостоятельно употребляемые сокращения: и др., и пр., и т. п., т. о., т. е. Слова, сокращаемые только при именах, фамилиях, названиях: г-жа, г-н. им. (имени), т. (товарищ). Слова, сокращаемые только при географических названиях: г., д., обл., с. Слова, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в., вв., г., гг., до н. э., н. э., ок. Слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: руб., коп.; млн, млрд, тыс., экз. Сокращения при внутритекстовых ссылках и сопоставлениях: гл., п.(параграф), с. (страница), см., ср., ч.

Переносы. Не допускается разделение переносами сокращений и аббревиатур, набираемых: прописными буквами (например, ЧТПЗ), прописными с отдельными строчными (например, КоАП, ЮУрГУ).

При переносах не должны быть оторваны фамилии от инициалов и инициалы друг от друга. Перенос с разрывом фамилии допускается. Не допускается размещение: в разных строках чисел и их наименований (например, 250 кг); знаков номера и параграфа и относящихся к ним чисел, (например, № 25).

Интервалы значений. Для обозначения интервала значений ставят: а) многоточие; б) тире; в) предлог «от» перед первым числом и «до» – перед вторым. Например: на расстоянии 15...25 мм; температура –5...+10 °С; длиной 5–10 м.

При интервале и перечне числовых значений одной физической величины обозначение единицы физической величины ставят только после завершающей цифры, например, от 50 до 100 м; 50–100 м; доски длиной 5, 10, 15 м.

Для обозначения дат и интервалов страниц используется только тире: в 1981 – 1985 гг.; с. 134–142.

Падежное окончание. Правила наращения падежного окончания следующие. Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должно быть: 1) однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук, например: 5-й, 5-я, 5-е, 5-м, 5-х; 2) двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный, например: 5-го, 5-му, 5-ми. Исключение: 10%-ный; 15%-ного; 32%-ному и т.д.

Пробелы. Фамилия от инициалов отбивается неразрывным пробелом, а между инициалами пробелы не ставятся.

Также ставятся пробелы и в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п.», «т. е.».

Цифры в записи длинных чисел (более четырех цифр) разделяются в тексте неразрывными пробелами. Например, 10 000 000.

Пробел не ставится после открывающей и перед закрывающей кавычкой или скобкой. Например, «Мирель», (или другие).

С неразрывными пробелами набираются ссылки на рисунки и таблицы. Например, (рисунок 1, таблица 2).

Размерности и проценты отделяются от цифры неразрывным пробелом. Например, (100 кПа; 77 К; 50 %; 23 100 руб.; 20 °С. но 20°) и после знаков $, например, $ 5.

Знаки препинания. Точка никогда не ставится в конце глав и параграфов, заголовков и подзаголовков, отделенных от текста. Если подзаголовок является частью основного текста, в конце его ставится соответствующий знак препинания.

Точки не используются: в заголовках таблиц, в конце подписей под рисунками, схемами и диаграммами.

Точка не ставится: в сокращениях названий единиц систем мер, например, га, мм, см, кг, км. кВт, с, мин, ч, млн, млрд; в условных сокращениях обозначений, например, в/м, б/у, х/б.

Если слова сокращаются не по общепринятым правилам или общепринятого сокращения не существует, точка после сокращения должна стоять (например, кв., эл. прибор, кв. м, мм вод. ст.)

Запятая ставится при отделении десятичной дроби от целого в дробном числе. Дробные числа должны записываться как 3,25; 100,5; но никак не 3.25; 100.5.

Пробел никогда не ставится перед знаками препинания (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие и т.д.), а только после них.

Тире в тексте всегда должно быть заключено в пробелы с обеих сторон.

При использовании в тексте кавычек и скобок: знак препинания в конце ставится только один раз; если скобки (кавычки) стоят в середине предложения, то знаки препинания ставятся вне скобок (кавычек); если скобка (кавычка) заканчивает предложение, то точка ставится сразу за ней.

Дефис и тире. Дефис используется только в сложных словах, например, где-то, все-таки, Олимпиада-80, Голенищев-Кутузов и не отбивается пробелами.

Тире используется при указании границ диапазона, например, ХIХ–ХХ вв., 15–20. В этом случае тире, как и дефис, пробелами не отбивается.

Обозначение дат. Элементы даты приводят арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например: дату 14 февраля 2003 г. следует оформлять 14.02.2003.

При указании на век (века) используют только римские цифры:

I в. до н. э.

XVIII–XIX вв.

Конца XX - начала XXI вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.497 с.)