Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфраструктура средств массовой информации

Поиск

Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной дея­тельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой -обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без та­кой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятель­ность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.

Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно-технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, ин­ституты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них, ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц, госу­дарственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюда­ющие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д. В деятельности журналистики задействованы также органы прокуратуры, наблюдающие за исполнением законодательства в области журналисти­ки, и суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела при наруше­нии законодательных актов.

Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро,— пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д.

Ближайшим образом со СМИ связаны информационные службы, кото­рые часто называют даже в ряду средств массовой информации («печать, телевидение, радиовещание, агентства»), поскольку они также заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и теле­видения информационные службы отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают сво­ей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако бывает и так, что информационные службы выступают учредителями средств массовой ин­формации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты»), но в этом случае они выступают как всякий другой социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ.

Поскольку информация всегда была необходима различным полити­ческим, экономическим и другим институтам общества, информацион­ные службы возникли задолго до появления первых газет. В частности, функции сбора зарубежной информации выполняли дипломатические службы (в русском государстве - посольский приказ). Кадры первых из­даний первоначально формировались из работников этих служб, а ино­гда возникали и на базе информационных служб (например, француз­ская «Gazette»).

Однако крупные информационные службы, специализировавшиеся на снабжении информацией журналистики, возникли в середине XIX века, когда активно начала складываться массовая ежедневная пресса. Стало очевидным, что собственными силами газеты не могут получить необхо­димый объем информации, особенно зарубежной, а увеличение количе­ства корреспондентов было слишком дорогим и нерациональным делом, поскольку достаточно было передать по телеграфу абонентам различных стран и регионов сообщения об одних и тех же событиях нескольких жур­налистов из агентств. Это привело к созданию почти одновременно в раз­ных европейских странах телеграфных информационных агентств (сна­чала во Франции, потом в Германии и Англии; Английское агентство Рейтер существует и в настоящее время).

Первые агентства, располагая значительной по количеству и разветв­ленной сетью корреспондентов, используя технические средства быстрой (сначала телеграф, затем телефон, телетайп, телекс, телефакс с использо­ванием наземных и космических средств) связи, собирали и обрабатывали большой объем информации, оперативно передавая ее СМИ за соответст­вующую плату. Использовать эту информацию можно было лишь со ссыл­кой на источник (благодаря чему публикующее сообщение СМИ не несло ответственности за его содержание). При передаче такого сообщения воз­можны сокращения и компрессия, а также дополнительные комментарии.

Первоначально агентская информация носила событийный характер и, передаваемая по телеграфу, была предельно краткой (отсюда «телеграф­ный стиль»). Вот легендарный обмен сообщениями Херста и его корреспон­дента перед испано-американской войной 1898 года. «Все спокойно. Ниче­го не происходит. Войны не будет. Хочу вернуться. - Ремингтон». Ответ: «Прошу оставаться. Обеспечивайте рисунки. Я обеспечу войну. - Херст».

Однако по мере развития журналистики и расширения ее нужд в са­мой различной информации характер агентской информации менялся. Стали появляться развернутые сообщения, различные формы коммента­рия. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчи­кам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные ве­стники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тема­тике, характеру изложения материала, источникам сведений.

Появление возможности передачи по каналам связи факсимильной (т.е. точных изобразительных копий оригинала) информации привело к широкому распространению фотоснимков, рисунков, карт, схем и т.п. по фототелеграфу. С распространением радио, а затем телевидения возник­ли специализированные агентства аудиовизуальной информации (иногда они являются подразделениями «старых» информационных агентств). В настоящее время растет число самостоятельных студий аудио- и видеоза­писи. В качестве своеобразного информационного агентства выступает также Интернет, подключаясь к которому СМИ имеют возможность «скачи­вать» для своих нужд огромные объемы информации самого разного ха­рактера по содержанию и по форме (текстовую, аудио, визуальную).

Нужды средств массовой информации в получении широкой, разно­образной, собранной и обработанной журналистами различных ориента­ции агентской информации повлекли создание наряду с крупными уни­версальными информационными агентствами специализированных информационных служб, небольших региональных агентств, а также «не­зависимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer), инициативно или по заказу готовящих сообщения и предлагающих их средствам массовой информации. Существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.

Универсальные агентства собирают, обрабатывают, распространяют информацию по широкому спектру тем в рамках региона, страны, всего мира. Последние обычно называют «мировыми агентствами», к ним отно­сятся Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС (бывшее Теле­графное агентство Советского Союза, преобразованное в Информацион­ное телеграфное агентство России). В СМИ, установивших договорные отношения с этими агентствами, редакционные телетайпы выдают ин­формацию со всего мира практически непрерывно, а «бюллетени ново­стей», например Интерфакса, выходят несколько раз в день.

Сеть агентских служб постоянно расширяется. Возникают специали­зированные агентства по тематике (Агентство экономических новостей, Христианское информационное агентство), по характеру распространяе­мых материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов), по источникам сведе­ний (Интерсепт, «Эфир-дайджест», создающие материалы на основе пе­редач зарубежных радиостанций), по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков Данных). Возникает здоровая конкуренция, которая требует оперативно­сти, широкой осведомленности, умения находить новости более важные, менее открытые, поиск которых требует находчивости, а нередко и риска. Поэтому информация Интерфакса и других информационных служб час­то бывает уникальной, а при обращении их к одной теме - взаимодопол­няющей, взаимокорректирующей, а иногда и взаимоотрицающей. Все это делает работу с агентской информацией в редакциях СМИ сложной и ин­тересной, требующей вдумчивого отношения и умелого сопоставления сведений, быстрой реакции на сообщения.

В мировом информационном пространстве все большее место зани­мают всемирные информационные компьютерные сети типа Интернета, выходя в которые можно получать самую разнообразную специальную и массовую информацию. Через Интернет предоставляется и большой объ­ем других услуг (торговых, кредитно-банковских и т.д.) Благодаря Интер­нету возникла так называемая кибержурналистика - электронные версии СМИ, специальные сетевые СМИ, странички (сайты) отдельных журналис­тов, политических деятелей, различных ведомств и организаций и т.д. Информацией, размещенной в Интернете, может непосредственно вос­пользоваться и отдельный пользователь, и СМИ, используя сведения как агентскую информацию. Юридическая и организационная неурегулиро­ванность функционирования Интернета порождает много проблем, кото­рые еще предстоит разрешать всему мировому сообществу.

Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются минис­терствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организа­циями в целях налаживания отношений со средствами массовой инфор­мации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Такова, в частности, пресс-служба Президента или пресс-центр МИДа России.

Ведомственные пресс-центры являются посредниками между СМИ и подразделениями данного ведомства и действуют по нескольким на­правлениям.

Работники пресс-центров (в большинстве своем профессиональные журналисты, специализирующиеся по тематике ведомственной деятельно­сти) консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразде­лениями ведомства, в получении информации о его деятельности. В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут восполь­зоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые раз­личным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнитель­ной, отвечающей требованиям редакции обработки. Разумеется, в данном случае необходима ссылка на источник. Кроме того, пресс-центры направ­ляют в различные газеты, журналы, редакции радио и телевидения специ­ально подготовленные ими для публикации материалы. По заказу или по согласованию с руководством тех или иных СМИ в пресс-центрах готовят специальные подборки и даже полосы. Журналисты пресс-центров в силу широкой информированности и высокой компетентности в данной облас­ти нередко оказываются предпочитаемыми авторами. При этом важно по­мнить, что, являясь работниками ведомства, они могут быть склонны к од­ностороннему, «ведомственному», подходу в освещении тех или иных проблем, а сами ведомства через сотрудников своих пресс-центров могут заниматься саморекламой (причем не вполне добросовестной).

Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистра­ция и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данно­го ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане). Пресс-центры информируют об этих материалах руководство и заинтересованных лиц, следят за реакцией и принимаемыми в подразделениях мерами, помогают в случае необходимости готовить ответные выступления от имени ведомства или его официальных лиц.

Во время важных политических форумов, общественных кампаний, крупных спортивных соревнований и т.д. помимо постоянных пресс-цен­тров создаются временные. Они проводят аккредитацию прибывающих на эти мероприятия журналистов, собирают и распространяют большой объем информации, выпускают пресс-релизы, ведут работу с аккредито­ванными корреспондентами.

Наряду с агентствами пресс-центры становятся все более важным звеном информационной инфраструктуры журналистики, их значение растет, а объем деятельности увеличивается.

Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью (так обычно переводят с англ. термин «public relation» часто используется абривиатура PR). Но их функции ши­ре, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, по­скольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказ­чика» - политического деятеля, предпринимателя, менеджера, ученого, артиста и т.д., различных организаций политического, экономического, культурного, религиозного, научного характера и т.п. Цель этих служб -налаживание взаимопонимания, формирование положительного общест­венного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи. Лицо (например, президент страны) или организация могут организовать свою собственную службу связи с обще­ственностью, но могут обратиться и в службу, принимающую заказы на временное или постоянное «обслуживание» за соответствующую плату.

К информационной инфраструктуре журналистики прямое отношение имеют также рекламные агентства, принимающие заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специ­альные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентства­ми и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.

Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики уча­ствуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ. Это киностудия документальных и худо­жественных фильмов, «Мультфильм» и др.; звукозаписывающие фирмы; различные хранилища - библиотеки, архивы письменных и кинофонодокументов, фильмофонды, Книжная палата и др.

В инфраструктуру журналистики наряду с агентствами входят также организации, задействованные в сфере международного обмена словесно-текстовой и аудиовизуальной информацией. Это организаторы все­возможных ярмарок и фестивалей, где можно приобретать информацион­ную продукцию, и службы, представляющие и защищающие права авторов интеллектуальной собственности.

Техническую часть инфраструктуры составляют предприятия полиграфии; технические центры телевидения и радио; предприятия связи, в том числе космической; организации, занимающиеся книготорговлей, подпис­кой, распространением, доставкой прессы; производители телевизоров и радиоприемников, бумаги, пленок, оргтехники, технических средств для СМИ и т.д. Через них журналистика практически «входит» во все отрасли экономики и культуры страны. От технической части инфраструктуры очень многое зависит в оптимальном функционировании журналистики, посколь­ку, например, сбои в связи или высокие цены доставки могут серьезно блокировать поступление массовой информации «потребителю».

Система работы с кадрами - особая часть инфраструктуры журналистики. В нее входят факультеты и отделения журналистики университе­тов, готовящие журналистов подразделения других учебных заведений (в т.ч. коммерческих), различные семинары, курсы, занимающиеся повыше­нием квалификации работников печати, радио и телевидения. Значитель­ную роль в работе с кадрами занимают творческие союзы журналистов, кинематографистов, писателей и др.

Организационно-управленческая инфраструктура включает множе­ство социальных институтов самого разного уровня - от парламентских, занимающихся законодательством в области журналистики и ее инфраст­руктур, до местных органов власти, ведущих, в частности, регистрацию выходящих на определенной территории СМИ. Важнейшим государствен­ным органом, выполняющим многообразные функции, является Минис­терство по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. Свои задачи выполняют объединения по защите интеллектуальной собст­венности. В статусе общественных организаций действуют Ассоциация книгоиздателей. Всероссийская ассоциация издателей и редакторов га­зет. Эти и другие ведомства и объединения заняты организацией взаимо­действий между заинтересованными сторонами, выработкой и согласова­нием возможных решений, координацией усилий по оптимизации функционирования журналистики и ее многочисленных инфраструктур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.23 (0.009 с.)