Типы и методологические основы творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и методологические основы творчества



Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематичес­кие линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчест­ва, выработанных человечеством, - научного, художественного, публици­стического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные издания (и про­граммы) в качестве основных используют либо научные, либо художест­венные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них мо­жет быть найдено место для любой из форм.

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хо­тя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования науч­ной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и дру­гие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходя­щих процессов и тенденциях социального развития, о характере совре­менной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономичес­кой, политической, социальной и других областях жизни. Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно-идеологи­ческие, научно-популярные произведения.

Вот почему все большее значение приобретает привлечение к участию в журналистике ученых разных профилей, которые могут составить авторский актив издания (программы) или работать «на журналистику» по спорадиче­ским заказам. Вместе с тем среди сотрудников СМИ становится все больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в области экономики и юриспруденции, международных отношений и истории, биологии и медици­ны, экологии и т.д. Это и пришедшие в журналистику ученые, и журналисты, ставшие учеными - кандидатами и докторами наук. Однако задачи, решае­мые журналистикой с помощью ученых, столь обширны и столь значимы, что и от «рядовых» журналистов требуется овладение навыками работы с науч­ной литературой, банками данных, оперативной научной информацией. Проникновение в язык науки, строгость обращения с научными понятиями, данными, концепциями, повседневное деловое общение с учеными - все это важные качества журналистов, необходимые в повседневной работе. Но при этом журналист должен непременно оставаться журналистом, «обслу­живающим» массовую аудиторию, умеющим видеть и показывать связь на­учного знания с актуальными вопросами современности.

Художественный тип творчества также широко представлен в жур­налистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения зани­мают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способно­стью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, про­шлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.

Поэтому так важно, чтобы в журналистике работали художественно образованные и одаренные сотрудники. Ведь отбирать и тем более спе­циально заказывать произведения этого типа творчества можно лишь об­ладая знаниями и художественным вкусом, совмещенными с журналист­ским видением проблем современности. Кроме организации «трансляции» произведений искусства перед журналистом стоит задача подготовки комментариев, вводящих читателя (зрителя) в тему, связыва­ющих публикацию рассказов, повестей, романов, стихотворений, переда­чу спектаклей, фильмов и концертов, репортажей с выставок, музеев и ча­стных собраний коллекционеров с актуальными вопросами дня. Органическое введение в структуру номера или программы художествен­ных произведений - непростая задача, требующая соединения журна­листских качеств и художественного вкуса. Тем более это необходимо, когда на основе художественных произведений создаются специальные передачи (музыкально-поэтические композиции, радиофильмы о творчестве и жизни композиторов, музыкантов, телесериалы о художниках, скульпторах, архитекторах, «путешествия» по музеям, архитектурным ан­самблям и т.д.).

В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров - это люди, приобретшие «вторую специальность» искусствоведов, деятелей искусств, а также про­фессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства.

Однако при всей значимости научных и художественных произведе­ний ведущее место в журналистике занимают произведения публицисти­ческого типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творче­ства сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерца­нием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказыва­ется тем более значимой.

Публицистика (лат. publkus «общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря на­чало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобыт­ном обществе), хотя само слово «публицистика» вошло в употребление в первой половине XIX века в России. При этом понятие «публицистика» до сих пор разными учеными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие - массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведе­ния; четвертые - статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения. Имеются и другие мнения.

Если же рассматривать публицистику как творческую форму, возник­шую для «обслуживания» общественного мнения как особого компонен­та массового сознания, можно (в соответствии с нуждами и особенностя­ми общественного мнения) выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества.

Прежде всего публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздает целостную панораму со­временности как «момента» перехода из прошлого в будущее. Текущая история может быть дана во всей полноте, если публицистика отобража­ет действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций, типических фрагментов настоящего, поэтому панорама современности в публицистике складывается из мно­жества произведений. Каждое из них имеет самостоятельную ценность, но подлинное свое значение оно обретает лишь будучи на газетной стра­нице или в программе ТВ состыкованным с другими. Только отобразив (через множество конкретных ситуаций) все богатство тематических пла­стов жизни в ее характерных проявлениях, публицистика может выпол­нить свой долг перед общественным мнением.

Разумеется, объективная панорама текущих событий в публицистике носит осмысленный субъективно-личностный характер, т.е. содержит не только факты, но и мнения о них. В соответствии с направлением каждо­го издания (программы) создается картина жизни и даются свои оценки. Поэтому в разных СМИ публицистические панорамы могут приобретать разные черты, отличаясь друг от друга как в нюансах, так и по существу. Поэтому важно, чтобы каждое СМИ отмечало, чем отличается представ­ленная им картина от остальных. В противном случае читателю придется либо обращаться также и к другим СМИ, либо доверять единственному.

Передавая мгновения текущей истории, рассматривая развивающиеся, незавершенные события, чрезвычайно сложно вскрыть их глубинные при­чины (часто не лежащие на поверхности), показать существенные связи одних событий с другими и определить возможные последствия происхо­дящего. Но эта трудность не должна быть причиной отказа от отображения и оценки горячих событий, наоборот, она должна повышать ответствен­ность за суждения, вести к осторожности и осмотрительности (выражае­мых в ряде случаев оговорками типа «можно предположить», «кажется», «по-видимому» и т.д.). Вспомним, что даже историки по прошествии деся­тилетий спорят о сущности и значении многих событий, явлений, лиц. Возможные ошибки в отражении незавершенных фрагментов жизни требуют поправок, дополнений и уточнений в следующих выпусках, что­бы представляемая изменяющаяся картина действительности оставалась максимально адекватной.

В силу того что общественное мнение всегда судит о жизни целостно, публицистика также призвана целостно рассматривать явления действи­тельности, т.е. давать их характеристики на пересечении политического, экономического, правового, этического, эстетического, философского подходов к ситуациям жизни. В тех случаях, когда какой-либо из данных подходов к осмыслению тех или иных явлений становится ведущим, воз­никают произведения публицистики особых видов (политическая, фило­софская, правовая и т.д.).

Важной чертой публицистики является также ее синкретизм, т.е. ис­пользование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств. Это также связано с характером отражения действительности в общественном мнении. Ко­нечно, в разных ситуациях и у разных публицистов «пропорции» поня­тийного и образного могут существенно меняться, но сочетание того и другого неизбежно.

В силу того что публицистические произведения возникают как отоб­ражение разнохарактерных фрагментов действительности, фиксируемых разными способами, публицистическая картина жизни состоит из произ­ведений разных жанровых форм. Эти жанровые формы очень многооб­разны и составляют несколько групп. Группа репортажных произведе­ний (заметки, отчеты, интервью, репортажи) дает преимущественно событийный срез текущих явлений, фиксируя события и мнения о них участников и свидетелей. Эта группа жанров требует широкого обраще­ния к фактам и максимальной оперативности в сообщении о них при ми­нимуме комментария «от публициста». Группа статейных жанров (корре­спонденции, комментарии, статьи, обозрения) занята главным образом публицистическим осмыслением явлений жизни, раскрытием их сущно­сти, разработкой проблем и путей их решения. Очерковые жанры (очер­ки, фельетоны, памфлеты) обращены к обрисовке крупных типических персонажей современной истории, представляют панораму жизни в ее личностном проявлении. Конечно, в репортаже также так или иначе бу­дут представлены лица и даны начатки анализа событий, а в статье пуб­лицист обратится и к характеристике участников, и к сообщению фактов. Но в центре внимания каждой группы жанров находятся соответственно события, явления, характеры.

Наконец, следует иметь в виду, что глубокая публицистика таким об­разом представляет текущую действительность, что содержащиеся в ней обобщения способны формировать мировоззрение читателей, оставляя след в историческом сознании общества.

Будучи центральным типом творчества в журналистике, публицистика неизбежно оказывает влияние на произведения других его типов. Это проявляется в них как публицистичность, т.е. обогащение научных и ху­дожественных произведений чертами публицистики - прежде всего по­становкой современных вопросов и ответами на запросы современной аудитории в связи с проблемами текущей действительности.

Чтобы стать публицистом, мало иметь склонности и способности к этой сфере деятельности, недостаточно и желания активно служить обществен­ному мнению (хотя все это безусловно необходимо). Важно обладать так­же и методологической культурой, на базе которой склонности, способ­ности и стремления смогут реализоваться наилучшим способом.

Методология (греч. methodos «путь, способ изучения; logos «понятие, учение») - совокупность знаний о сущности, системе и способах деятель­ности в данной сфере, обеспечивающих эффективное решение творчес­ких задач. Методологическая культура журналиста складывается по меньшей мере из четырех областей знаний и умений, которые находятся в органической связи между собой. Это - общая методология социально­го познания, общая журналистская методология, методология получения эмпирических данных и методологические основы интерпретации полу­ченных данных. Схематически эту систему можно представить следую­щим образом:

Основу методологической культуры журналиста, как и всякого обще­ственно-политического деятеля, составляет общая методология социаль­ного познания. Ее ядро - социальная философия, которой придержива­ется журналист, т.е. система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество (в диапазоне между жесткой экономической детерминацией и представлением об определяющей ис­торию воле исторических деятелей). К общей методологии относятся так­же владение материалом конкретных общественных наук: экономически­ми учениями, политологией, теорией управления, юриспруденцией, этикой, религиоведением и др.

Журналист не может обойтись без ориентации в области теории по­знания, логики, социологии и социальной психологии, истории, литерату­ры и искусства. Специализируясь в какой-то конкретной области, ему не­обходимо обратиться к соответствующим научным дисциплинам, «описывающим» эту область (теория государства или знания в области спорта, сельскохозяйственная наука или рекламоведение, теория культу­ры или основы жизнедеятельности семьи и т.д. и т.п.). Иначе говоря, в силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универ­сальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сферы жизни. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими поль­зоваться в творчески-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному под­ходу к явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение аудиторию.

Вторая составляющая методологической культуры журналиста - об­щая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной дея­тельности, используемых в процессе творчества, любые знания о жур­налистике - от сущности массовой информации и ее функций до зако­нов творческой деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социаль­ного познания, но придает ее использованию специфицирующий харак­тер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов истори­ческого и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности, практичности познания и т.д.

Третья область методологической культуры - методы получения эмпи­рических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят зна­ния и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официаль­ных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбо­ра информации находятся также умение работать в архивах и библиоте­ках, вести досье и записные книжки, документировать полученные дан­ные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов.

Фактом являются не любые сведения, полученные журналистом. Фактом можно назвать, во-первых, такие сведения, которые отражают действитель­но свершившееся и допускают проверку (верификацию). При этом важно различать документально подтвержденные сведения (завизированный текст интервью, должным образом сделанная копия документа, точная отсылка на книгу или статью и т.д.) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников» или (крайний случай) - слухи. Оперирование такими сведениями (как и данными, полученными в реально состоявшихся беседах, но не зафиксированными документально) требует специальных оговорок.

Во-вторых, фактом обычно называют существенные, значимые, игра­ющие важную роль события, заявления, поступки, тогда как мелкие, не­значимые, нехарактерные явления действительности называют фактика­ми, годными только для упоминания «между прочим». Вопрос о характерности факта прямо связан с социальной позицией и методологи­ческими подходами журналиста: неверная методологическая база ведет к неверным подходам к сбору и оценке полученных сведений, неверное мышление - к фабрикации ложных фактов.

Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста - методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выра­ботки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реаль­ного содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволя­ют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументированно высказать свою оценку и сде­лать выводы в соответствии с действительной природой того или иного со­бытия, его динамикой, истинным значением для жизни. Объективность рас­смотрения и оценки текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками, глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации данных. Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки опре­деляется социальной позицией журналиста, умением приложить к конкрет­ной ситуации адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точнос­ти характеристик и оценок.

Теоретические знания в области методологии журналистско-публицистической деятельности находят практическое применение в процессе со­здания публицистических произведений.

Побудительным мотивом, начальным стимулом творческой деятельнос­ти по созданию конкретного произведения могут быть разные факторы - и задание редакции, и взволновавший журналиста вопрос, и попавший в его поле зрения необычный факт, и «заказ» в письме, и случайно услышанный разговор и т.д. Этот начальный стимул часто называют «запускающим меха­низмом», потому что благодаря ему активизируются и вступают в действие все «запасы» знаний журналиста, накопленный им опыт, умения и навыки творческого труда. Иначе говоря, «запускается», приводится в рабочее со­стояние методологическая культура журналиста. В силу ее развитости и ау­тентичности творческой ситуации первичное осмысление материала приво­дит к начальному формированию замысла - еще неясному, со множеством вариантов (иногда даже исключающих друг друга) представлению о буду­щем произведении. В замысле прежде всего определяется возможное буду­щее содержание произведения - его тема (греч. thema «положенное в ос­нову»), совокупность явлений жизни, о которых пойдет речь; проблема (греч. problema «выдвигаемое вперед, задача») - вопрос, рассматриваемый на данном жизненном материале; идея (греч. idea «мысль, знание») - выво­ды, суждения, мнения, предложения, которые будут обосновываться и дока­зываться при решении поставленных вопросов на материале рассматривае­мых явлений действительности. Наряду с этим, пусть неотчетливо, в различных вариантах формируется представление о форме произведения - наметки жанрового, композиционного, стилевого решения.

В первоначальном замысле слагаемые содержания и формы находят­ся преимущественно в состоянии гипотез (греч. hipothesis «предполо­жение, вероятное основание») - возможных, предполагаемых вариантов решения. Их множественность не вредит, а, наоборот, помогает работе публициста, дальнейшая деятельность которого состоит в «расположе­нии» имеющегося и вновь собранного материала определенным образом, так, чтобы подтвердить, опровергнуть или видоизменить гипотезы.

Работу над гипотезами при развитии, видоизменении, уточнении за­мысла и превращением его в завершенную концепцию будущего произве­дения публицист ведет на базе своей методологической культуры, которая и на этом этапе определяет характер его творческой деятельности. Подго­товленность к решению творческих задач может оказаться недостаточной, и тогда возникает необходимость в дополнительной подготовке, а иногда и в значительных изменениях в принятых подходах. «Открытость» публи­циста жизни должна быть очень высокой, чтобы догмы не сковывали его мысль и не порождали стереотипных решений. Только в этом случае воз­можен сложный, требующий напряжения творческих сил поиск относя­щихся к теме фактов, создание целостной картины рассматриваемой ситу­ации, разработка проблематики и формирование идейного наполнения произведения и его «оформления».

Завершающая фаза творческого акта - создание текста произведения - также направляется различными составляющими методологической культу­ры журналиста. Специфичность процессов и результатов создания текста за­висит от его индивидуальных творческих качеств, личного опыта и склонно­стей, интуиции, характера фантазии, стиля мышления и чувствования и т.д.

Овладение методологической культурой, развитие творческих ка­честв, умений и навыков требуют неустанного труда, изучения законов творчества, знания произведений мастеров журналистики, проникновения в их творческую лабораторию, накопления и осмысления своего лич­ного опыта, и работа должна продолжаться непрестанно. На первой стадии творческой жизни формируются первичные зна­ния, умения и навыки журналиста, технологические начала в сфере ре­дакторской, организаторской, авторской работы в различных СМИ. На этой базе - в зависимости от способностей и образованности, прове­ренных опытом, - возникает возможность подняться на следующую ступень профессиональной творческой деятельности - овладеть искус­ством журналистского творчества. Искусство предполагает искусное владение профессией, доступное тем, кто оказался более искушенным в творчестве, сформировал свой личный вкус и внутренне утвердился в профессии (прошел искус). Искусство предполагает своеобразие творческого облика.

Если технологическим приемам (при наличии способностей и склоннос­тей) можно научиться, а искусством - овладеть в процессе труда, то мастер­ство - высшая ступень творческой деятельности, достигается талантливым человеком с помощью напряженного труда, при максимальной реализации его внутренних потенций. В характере и уровне мастерства находят интег­рированное выражение социальная позиция, профессиональная подготов­ленность и методологическая культура творчески одаренной личности.

 

Глава 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.02 с.)