Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как фактор социального управления

Поиск

В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюатив-ными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информацион­ная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведения адреса­та. Ведь благодаря информации у ее «потребителя» создается такая кар­тина мира, которая, будучи структурно развернутым образом действи­тельности (внутренней моделью внешнего мира, включая представления о «желаемом будущем» и путях его достижения), регулирует отношение носителей этой модели с реальной действительностью. Значит, журнали­стика несет и управленческое воздействие: информируя, она руководит «потребителем» информации.

Управление есть такое воздействие, которое приводит к изменению в структуре, состоянии и деятельности объекта, на который направлено воздействие. Управление может осуществляться с заранее поставленной целью. Но даже если цель ясно не формулируется или журналистский акт совершается внешне бесцельно, управляющее воздействие протекает в силу внутренних закономерностей информационной деятельности.

Весь спектр поставленных задач журналистика выполняет на протя­жении длительного времени, и, поскольку при выполнении одной задачи неизбежно возникают другие, процесс управления оказывается беско­нечным спутником движения общества.

Конечно, в своем управляющем воздействии журналистика не оди­нока (действуют и другие силы) и не всесильна. И не только потому, что у журналистов не хватает знаний о нуждах общества или творческих способностей. Многое зависит и от активности самой аудитории. Необходимо учитывать, что по причине существующей возможности каждым человеком или группами людей самостоятельно формировать систему представлений об окружающей действительности, в том числе критиче­ски переосмысливая (а порой и отвергая) поступающую от журналисти­ки информацию (тем более, что СМИ разных ориентации предлагают различные варианты оценок и предложений), это управляющее воздей­ствие не носит жестко обязательного характера (как в случае отноше­ний «человек - машина»). Но если СМИ действуют высокоэффективно (т. е. учитывая действительные потребности и интересы аудитории), притом согласованно и консолидированно, сила их влияния может ока­заться весьма значительной.

Поскольку управляющие возможности журналистики высоки, журна­листу особенно важно осознавать свою личную ответственность за то, как формируется сознание аудитории, по какому пути ведет ее массовая ин­формация, распространяемая в обществе.

Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни может носить как характер воздействия на принятие решений раз­личными социальными институтами, так и характер воздействия на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории. Эти два на­правления воздействия определяют принципиальное место журналисти­ки в общественной жизни, ее роль «четвертой власти». Ведь управление и есть осуществление власти.

Огромная и все возрастающая роль журналистики в жизни общества требует все более полной реализации и юридического закрепления пра­ва на информацию (как журналистов, так и аудитории). Отсюда возника­ет требование информационной транспарентности (прозрачности) и гласности деятельности социальных институтов и большей открытости официальных лиц, расширение доступа журналистов к источникам ин­формации (при соблюдении ими, разумеется, юридических и этических норм). Это необходимо для реализации требований информированности общества, являющейся одним из важнейших условий его нормального Функционирования.

В зависимости от того, какую социальную позицию занимает журналистика и интересы каких общественных сил она защищает, влияние ее на социальные процессы, на деятельность социальных институтов и активность масс различно. Это может быть консервативная позиция, нацеленная на решение задач по сохранению status quo, укреплению существующего порядка вещей и поддержанию наличного состояния массового сознания (на основе соответствующей подачи и интерпретации явлений текущей жизни общества). Это может быть реакционная позиция, в соответствии с которой задачей журналистики оказывается стремление способствовать попятному движению общественных структур и массового сознания, к регрессу. Наконец, это может быть прогрессивная позиции журналистики, которая обязывает ее бороться за такие преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, которые предопределяют движение вперед, способствуя все более сво­бодному проявлению творческих возможностей отдельной личности и человечества в целом, его экономическому, социальному, культурному прогрессу. Притом вариантов прогрессивного развития может предла­гаться различными силами - множество в силу различного видения «же­лаемого будущего», так что журналистам и здесь надо выбирать линию своего информационного воздействия на общество.

На протяжении всей истории человечества массовая информация иг­рала важную роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных об­щественно-политических сил. Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения общественных сил. Другое дело «информационная война» - стремление к «победе» над «противником». «Информационные войны» постоянно ведутся между различными социальными силами и сейчас, притом часто с применением сомнительных средств. Во времена военных столкновений противостоя­щими силами вводилась военная цензура, запрещалось пользоваться ра­диоприемниками, глушились радиопередачи противника, активизирова­лась контрпропаганда, для воздействия на население враждебной стороны широко использовалась дезинформация.

Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекват­ности текстов (семантической, синтактической, прагматической) она со­здает в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели. Средствами дезинформации выступает как прямая ложь, так и «полуправда», распро­странение слухов (которые, впрочем, не всегда бывают ложными), утаи­вание сведений, неверные акценты в сообщении, неадекватные коммен­тарии, демагогические обещания, популистские заигрывания с аудиторией и т.д. Формируемое таким образом неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора. Во время второй мировой войны министерство пропаганды фашистской Германии под руководст­вом Геббельса распространяло дезинформацию как на «свою», так и на «чужую» аудиторию. После окончания второй мировой войны наступил? пора «холодной войны», в которой важнейшей составляющей стала «ин­формационная война» - борьба «за умы и сердца» людей с помощью «направленной» информации, в которой применялись также и средства дезинформации.

С распадом СССР и мировой «социалистической системы» информационные отношения внутри стран и между ними (в силу неоднородное позиций различных сил носящие сложный, а порой даже и конфронтационный характер) усложнились и расширились. В едином и взаимозави­симом мире с помощью глобальных коммуникационных систем склады­вается единое мировое информационное пространство, имеющее тенденцию к дальнейшему развертыванию.

Действия разнонаправленных политических сил, неурегулированность международных информационных контактов, неупорядоченность функционирования компьютерных медиасетей типа «Интернета» порож­дают в сфере информационных обменов много проблем, требующих юри­дической регламентации и этической саморегуляции участников инфор­мационной деятельности. Информационные войны разворачиваются и в настоящее время не только на международной арене, но и в информаци­онном пространстве страны, чтобы любыми средствами (часто непозво­лительными с точки зрения права и этики) добиться «победы». Это про­исходит в периоды обострения социальных отношений, в том числе часто в периоды выборов органов власти.

В этой связи возникает вопрос об информационной безопасности применительно к деятельности СМИ. Условие и фактор информацион­ной безопасности - обеспечение действительной информированности «потребителей» массовой информации и охрана ее от влияния дест­руктивного, дезинформирующего воздействия. А такие влияния причи­ной своей имеют и консервативную или даже реакционную позицию СМИ определенных социальных сил, и пренебрежение информацион­ной безопасностью аудитории ради выгоды при распространении «желтой» информации, и незнание истинных потребностей аудитории и т.д. Поэтому так важна осознанность гуманистических ориентиров журналистами и их противостояние тем, кто пренебрежительно относится к истинной информированности аудитории, а тем самым и к ее, информационной безопасности.

Массово-информационная деятельность - сущность журналистики, и овладение ее общими закономерностями составляет фундамент курса. При этом в изложение неизбежно «вторгаются» термины и положения, вторые еще предстоит осваивать в будущих темах. Но необходимость в указании на них уже теперь связана с тем, что понятие «массовая информация» - центральное, базисное и потому неизбежно требующее общения к другим категориям, связанным с ним. Только по завершении курса массово-информационная деятельность как предмет изучения окажется постигнутой вполне, только законченная система сведений о журналистике как сфере массово-информационной деятельности обеспечит целостность понимания.

Глава 3.

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

В процессе изложения концептуальных представлений о центрально категории науки о журналистике - «массовой информации» - уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общем виде говорить о ее целях, задачах, роли в жизни общества.

Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адреса та массовой информации, формирование адекватной картины действительности, а также представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и т.д. - все это функциональные задачи журналистики на современном этапе. И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функциональную направленность характеризуется место и роль в жизни любого предмет, явления или вида деятельности. Невозможно описать значение даже такого простого предмета, как стол, не говоря уже о таком явлении, как обучение, или о таком виде деятельности, как журналистика, если неясно, зачем они существуют, чему служат. Предметы могут выполнять различные роли. Стол, например, выполняет роли, на которые могут указывать таки F определения, как «письменный», «обеденный», «кухонный», «туалетный» и др., в некоторых ситуациях он может быть просто украшением помещения, материалом для баррикад, топливом и т.д. Журналистике также свойственна полифункциональность. Для нас важно выделить ее сущностные социальные роли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.015 с.)