Свобода печати в журналистике




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода печати в журналистике



 

Нормы, регламентирующие свободу журналистики:

Конституция РБ:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

«Закон о СМИ»

1. поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

2. регистрация СМИ;

3. владение, пользование и распоряжение СМИ;

4. изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

 

Возникновение журналистики

 

Журналистика возникла не сразу, не тотчас же, как только люди ощутили потребность общаться, что-то сказать друг другу, обменяться мнениями. Для этого нужны были условия, которые характеризуются в основном тремя предпосылками: материально-технической, социально-экономической и культурной (духовной и нравственной). Если первая имела место быть еще в XV веке: в середине 1440 года немецкий инженер Иоганн Гутенберг из Майнца изобрел европейский способ книгопечатания подвижными литерами, что открывало возможность тиражирования газет и журналов, — то две другие: а) выступление на общественно-политическую арену буржуазии с ее глобальными коммерческими и иными устремлениями, что делало необходимым расширить круг действия соответствующей информации, и б) наличие у народа минимальной образованности, хотя бы умения читать и писать, что способно породить потенциальную аудиторию, будущих читателей и «писателей», — относятся к началу XVII в.

И вот публично заявляют о себе первые печатные газеты (слово «газета» происходит от названия венецианской монеты самого мелкого достоинства «gazetta», за которую в XVI—XVII вв. продавались и покупались печатные листки — сводки новостей, рассчитанные на деловых людей): «Aviso — Relation oder Zeitung» и «Relation Adler» в Германии (1609 г.), «Weekly News…» в Англии (1622 г.) и «La Gasette» во Франции (1631 г.). В это время такие же издания появились в Бельгии, Швейцарии и др. европейских странах — всего их было к 1630 году не менее 30. (В Китае ксилография (гравюра на дереве; при печатании краска накатывается валиком на поверхность доски) возникла в VI в., наборная печать — в XI. Газету «Вестник столицы» как старейшую в мире историки датируют 911 годом; с 1361 г. она начала выходить раз в неделю, но публиковала лишь придворные известия. Сами китайские ученые отсчет своей периодики ведут с начала XIX в., когда она обрела свои постоянные признаки: регулярность и периодичность выпуска, приличный тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации и др.). Естественно, первые газеты писали большей частью о торговых путях, о наличии и цене товаров, однако нередко помещали и материал о внутреннем положении и международных (межгосударственных) отношениях стран. Уже в середине XIX в. заработали информационные агентства. Во второй половине столетия вовсю используются новые средства приема и передачи, воспроизведения и иллюстрирования, а также доставки информации: телеграф, гравюра и фото, железнодорожный транспорт; замечательная типографская техника пополнилась новыми изобретениями: ротацией — высокопроизводительной печатной машиной и линотипом — наборной машиной, отливающей целые строчки. И к исходу века определились два отряда прессы: «массовая» (популярная, «пресса новостей») — для широкого читателя из «низов» и «качественная» («элитарная», «пресса мнений») — для «верхов», зажиточных людей, военных, предпринимателей, крупных чиновников и интеллигенции; на первый план вышли ежедневные газеты с аналитическим текстом. (В России это была большей частью революционно-демократическая и народническая печать). В 1900 г. в мире насчитывалось уже около 50 тысяч периодических изданий.

Начало ХХ столетия ознаменовалось небывалым революционным подъемом и одновременно — особенным ростом социал-демократической, социалистической и коммунистической (большевистской) периодики в России.

Таким образом к 60-м годам ХХ века у нас сложилась целостная система (греч. sistema — «составленное из частей») журналистики, в которой особое место заняли три вида (подсистемы) СМИ: печать — как совокупность каналов передачи преимущественно словесной информации посредством воспроизведения буквенных текстов, а также фотографий, рисунков, плакатов, схем и других изобразительно-графических форм на бумажном листе с помощью типографской техники; радио — как совокупность каналов передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн; и телевидение — как совокупность каналов передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн. (Книжные издательства и телеграфные агентства часть специалистов включает в систему СМИ, а часть воздерживается. Причина, по-видимому, в том, что речь идет об образовании, в котором все элементы должны быть устойчиво связаны между собой и с внешней средой и действовать по единым законам и правилам, а это не так просто). В последнее десятилетие в эту систему обязательно входит «интернет» – как совокупность каналов передачи специальной и массовой информации (электронных версий и дайджестов газет, т.н. сетевых газет, журналов, радио- и теле- «сетевещания», «сайтов» (страничек) отдельных журналистов, политических деятелей, различных ведомств и организаций) с помощью компьютерной техники и «мобильников».

Итак, сначала (XV – XVI вв.) зародилось книгопечатание, затем (XVII в.) – газеты и чуть позднее (XVII – XVIII вв.) – журналы; в середине XIX в. развернулась деятельность информагентств; в первой половине ХХ в. началось широкое развитие радиовещания и телевидения; второая половина и особенно конец ХХ в. – время появления аудиовидеотерминалов, а XXI в. принадлежит Интернету.

 

Проблема военно-патриотического воспитания на страницах газет

 

Для самостоятельной подготовки!!!

 

Освещение экологических проблем

на страницах специализированных изданий

 

Для самостоятельной подготовки!!!

 

Народное творчество и печать

 

Для самостоятельной подготовки!!!

 

 

Статус журналиста

 

Под журналистом имеется в виду лицо, профессионально занимающееся сбором, редактированием, созданием либо подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации, связанное с ней трудовыми либо другими договорными отношениями или занимающееся такой деятельностью по ее уполномочению.

Журналисты- штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут автор­скую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, ком­поновке массовой информации в номера газет и журналов, программ ра­дио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

В связи с осуществлением профессиональной обязанности журналист имеет ряд прав и обязанностей.

Статус журналиста производен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ - доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста как основного функционального звена массово-информационной инфраструктуры общества главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Речь идет о тех важнейших свойствах, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, и прежде всего о ее творческом характере и элементах публичной службы. Отсюда следует обязанность дальновидного законодателя, с одной стороны, установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции , а с другой, обеспечить ему повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей как лицу, выполняющему общественный долг.

Нельзя не обратить внимание на то, что в законах о СМИ ряда стран с развитой системой демократии отсутствуют какие-либо специальные юридические нормы, касающиеся особых прав журналистов. Именно на это ссылались наши оппоненты в рабочей группе Верховного Совета СССР, готовившей проект первого, союзного закона о печати. Во-первых, парировали мы, многие соответствующие правила зафиксированы в подзаконных актах, кодексах профессиональной этики, обычаях делового оборота или существуют в качестве политических традиций. Во-вторых, право искать, получать и распространять информацию столь же необходимо журналисту, как хирургу - право резать человека скальпелем. Наконец, в-третьих, мы бы нисколько не возражали против закрепления, например, права на запрос информации с возможностью судебного обжалования отказа не только за журналистами, но и за всеми гражданами.

Результатом длительных открытых дискуссий и изнурительной борьбы "под ковром" стала глава V союзного закона, в большей степени провозглашавшая, чем гарантировавшая, но все-таки юридически фиксировавшая права и обязанности журналиста. В дальнейшем, при работе над российским Законом о СМИ удалось не только восстановить ту конструкцию правового статуса журналиста, что изначально содержалась в инициативном авторском проекте 1988 г., но и значительно продвинуть ее в сторону укрепления гарантий.

Ныне права и обязанности журналиста определяются нормами главы V Закона о СМИ, а также отдельными положениями, содержащимися в различных нормативных актах и касающимися в первую очередь вопросов допуска представителей СМИ к информации. Причем, что совершенно естественно, в Законе о СМИ формулируются конкретные специальные правомочия журналистов, вытекающие из конституционного права граждан на информацию, в других же - конкретные ограничения этих правомочий, предопределенные особенностями соответствующего предмета регулирования. Например, закрепленному в части первой статьи 47 Закона о СМИ праву журналиста "искать, запрашивать, получать и распространять информацию".

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права и законные интересы граждан и организаций. Не допускается использование прав журналиста для сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу посторонних лиц и организаций, дискриминации граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, политических убеждений. Государство, в свою очередь, гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

 

63. Пути повышения популярности изданий

 

-- проведение Дней подписчика

-- спонсорство спортивных соревнований, концертов, массовых мероприятий

-- розыгрыши призов среди читателей

-- проведение различных конкурсов

-- участие в выставках («СМИ в Беларуси)

-- бесплатная раздача номеров газеты

-- реклама в место, на телевидении и радио

-- создание и продвижение Интернет-сайта

-- социологические исследования аудитории

-- приоритетная выкладка в киосках «Белсоюзпечати».

 

Организация работы редакции

 

Под редакцией средства массовой информацииимеется в виду организация, учреждение, предприятие, отдельные граждане, осуществляющие производство и выпуск массовой информации.

Перечень сотрудников редакции (в том числе журналистов), указанных в штатном расписании газеты, непосредственно зависит от ее типа, объема, периодичности выхода номеров, тиража, региона распространения и других факторов. Для выпуска республиканской газеты создают достаточно большую редакцию.

Существует три направления деятельности редакции: творческое, техническое и коммерческое.

К творческим сотрудникам редакции относятся главный редактор, его заместители, ответственный секретарь, заведующие творческими отделами, корреспонденты, фотокорреспонденты, обозреватели. Технический персонал представляют операторы компьютерного набора, корректоры, стилистические и выпускающие редакторы, верстальщики. Коммерческий персонал включает в себя директора по маркетингу, заведующего рекламным отделом, менеджеров по рекламе. К специалистам вспомогательных служб можно отнести секретаря, юрисконсульта, бухгалтера, инспектора по кадрам, начальника отдела распространения.

Виды журналистской деятельности: публицистическая, редакторская и организаторская.

Особенности журналистской работы: труд журналиста носит комплексный характер, журналистскому труду присущ индивидуально-коллективный и производственно-творческий характер. Оперативность и непрерывность. Сочетание универсальности со специализацией.

Работа редакции в советский период: в советский период журналистика представляла собой совсем другой общественный институт. Формы и методы партийного руководства. Работа редакции в условиях рынка: в рыночных условиях периодические издания получили разный статус. Он определяется конкретной формой собственности, имущественной базой, на которой действует редакция.

Структура редакции как трудового коллектива. Величина и состав редакционного коллектива. Кадровая политика редакции. Источники редакционных кадров. Система найма работников.

Технические (компьютерный цех, корректорская, дизайн центр) и коммерческие части редакции (отдел маркетинга, рекламная служба, бухгалтерия).

Редакционные (бухгалтерия, отделы рекламы, объявлений, распространения и экспедиция, информагентство, издательство и др.) и приредакционные структуры (малые и совместные предприятия).

Рекламное агентство. Сервисные и производственные предприятия. Правовые и экономические основы их отношений с редакцией.

Управление редакционным коллективом

Субъекты управления прессой. Уровни менеджмента в редакции. Функции сотрудников звена управления: главный редактор, ответственный секретарь, редакционный менеджер, редколлегия. Функции сотрудников звена исполнения: руководители творческих, технических и коммерческих подразделений, журналисты.

Система управления редакцией. В управлении коллективами наблюдаются авторитарный, демократический и пассивный стили руководства. Экономические методы управления коллективом. Формы и методы стимулирования сотрудников редакции. Направления функционирования редакции. Менеджмент и организация деятельности редакции, особенности моделирования и планирования издания.

Планирование работы редакции

Объекты, субъекты и источники планирования редакционной деятельностью.

Редакционный план имеет содержательно-организационный характер.

Субъекты: главный редактор, его заместители, редакционная коллегия, секретариат редакции, отдел редакции и журналист. Источники планирования: официальные, неофициальные, внутриредакционные. Принципы планирования: системный подход; сочетание перспективности и оперативности; комплексность; программно-целевой подход; гибкость; учет прямой и обратной связи.

Виды редакционных планов: долговременный план развития газеты, перспективный план, месячный план, недельный план, план номера, план целевого номера, план газетной кампании, план организационно-массовой работы, план внутриредакционной работы, индивидуальный творческий план журналиста, бизнес-план редакции.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)