ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как область творческой деятельности



 

Для самостоятельной подготовки!!!!

 

СМИ как «четвертая власть».

Достижение информационной безопасности

 

Актуальность проблемы информационной безопасности обусловлена фундаментальной зависимостью всех сфер современного общества (экономики, культуры, науки, обеспечения национальной и международной безопасности) от мировой информационной системы, от нормального развития и обмена информацией, что связано с повсеместным внедрением новейших информацион-ных, телекоммуникационных и кибернетических технологий.

Необходимо иметь в виду следующие проблемы.

1. Глобальная взаимосвязь национальных информационных пространств. Зависимость национальных усилий по охране своего информационного ресурса от уровня защищенности и «неагрессивности» информационных пространств других (не обязательно соседних) государств. Труднопреодолимый, а то и не-преодолимый разрыв в уровнях развития информационных систем разных стран, который дает более развитым в информационном отношении государствам возможность манипулировать общественным сознанием для осуществления информационной, политической, культурной и других видов экспансии.

2. Информационное оружие — новое средство, используемое в сепаратистских и гражданских конфликтах, а также для ведения широкомасштабных войн. Возник новый термин — «информационный терроризм».

3. Обеспечение безопасности компьютерных и информационных систем. Регулирование деятельности Интернета и других компьютерных систем.

4. Сложность правового регулирования деятельности в сфере международного использования информационных технологий. Главная проблема — отсутствие надлежащего законодательства. Приоритетная задача в этой области — выработка соответствующих международных правовых норм, обеспечивающих защиту как национальной, так и международной безопасности в отношении использования новейших информационных технологий.

5. Информационная война и информационное противоборство — новые вызовы международной и национальной безопасности

Вот почему остро стоит вопрос о разработке основ международной информационной безопасности. Таковыми, с нашей точки зрения, могли бы быть:

- сотрудничество в свободном и беспрепятственном распространении идей мира, разоружения, взаимопонимания, сотрудничества, международной безопасности с помощью СМИ;

- безусловное уважение в международной практике права каждого народа суверенно избирать формы и пути своего информационного развития;

- исключение из международной практики всех форм информационной дискриминации; отказ от политики информационного диктата; установление гарантии на равную информационную безопасность всех государств;

- взаимное уважение свободы печати и информации;

- содействие развитию всех видов информационной деятельности на благо и в интересах экономического и социального развития народов.

 

Белорусский союз журналистов.

Основные направления деятельности

 

Белорусский союз журналистов объединяет в своих рядах творческих работников в основном государственных СМИ (более 2000 человек). Созданный в 1959 г., он раньше входил в систему Союза журналистов СССР. Сегодня БСЖ – это творческая, профессиональная общественная организация. Руководит белорусским союзом журналистов главный редактор газеты «Рэспублiка» Анатолий Иванович Лемешенок. До осени 2005 г. эту организацию возглавлял Леонид Семенович Екель.

Белорусский союз журналистов способствует консолидации творческих работников СМИ. Члены БСЖ объединяются в первичные и областные журналистские организации. Белорусский союз журналистов содействует реализации принципов свободы слова и печати, защите экономических и творческих интересов сотрудников редакций, укреплению правовой базы деятельности СМИ, развитию их материально-финансовой базы, обеспечению высокого профессионального и творческого уровня журналистских публикаций.

Под эгидой БСЖ регулярно проводятся журналистские форумы, конференции, семинары, фестивали. За высокопрофессиональные работы ежегодно присуждаются премии республиканского конкурса "Золотое перо". Известные белорусские журналисты награждаются почетными грамотами БСЖ. Им также присуждаются почетные звания "Почетный журналист Белорусского союза журналистов" и "Заслуженный журналист Белорусского союза журналистов". Раньше БСЖ издавал газету «Вдохновение». В 2005 г. планируется выпускать журнал «Журналист и полиграфист».

На девятом съезде БСЖ 18 октября 1995 г. был принят «Кодекс профессиональной этики журналиста», который действует по сей день.

В Беларуси есть еще две журналистские организации. Это Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) и Белорусская ассоциация спортивной прессы (БАСП).

 

Критика и самокритика на страницах газет

 

Для самостоятельной подготовки!

 

Книгоиздательское дело в деятельности СМИ

 

Выпуск книг (собственно книг, сборников, монографий, учебников и учебных пособий, словарей, справочников, энциклопедий, альманахов, альбомов – печатных изданий объемом больше 48 страниц) и брошюр (печатных изданий объемом от 4 до 48 страниц) у нас осуществляют 6 государственных издательств («Беларусь», «Беларуская навука», «БелЭН», «Мастацкая літаратура», «Вышэйшая школа», «Народная асвета») и более 600 издающих предприятий различных форм собственности («Аверсев», «Адукацыя і выхаванне», «Белый ветер», «Книжный Дом», «Новое знание», «Попурри», «Современный литератор», «Современное слово», «ТетраСистемс», «Харвест» (работает совместно с российскими издателями), «Юнипресс» и др.), а также министерства и ведомства.

Всего в 2003 году было выпущено 9.148 наименований книжной продукции, общим тиражом 48,4 млн. экз., в том числе государственными издательствами — 527 названий, тиражом 4,5 млн. экз., «негосударственными» (их около 170) —5.713 названий, тиражом 41,58 млн. экз., министерствами и ведомствами — 2.908 названий, тиражом 2,32 млн. экз. Средний тираж одной книги составил 5,3 тыс. экз., средний объем — 14,8 п.л. (один п.л. – это 16 страниц печатного текста). На каждого жителя республики приходилось 4,9 книги и брошюры. На белорусском языке вышло 857 наименований, тиражом 3,4 млн. экз., на русском — 7.804 наименования, тиражом 43,4 млн. экз., на прочих — 487 наименований, тиражом 1,57 млн. экз. Для государственных нужд выпущено 359 названий, тиражом 3,98 млн. экз., что от общей массы книжной продукции составило по названиям — 64,5 %, по тиражу — 86,0 %.

Вместе с тем в 2003 году был осуществлен в лучших традициях отечественного книгоиздания выпуск социально значимых книг, получивших большой общественный резонанс. Это 16 и 17 тома 18-томной «Беларускай энцыклапедыі», заключительный том 6-томной энциклопедии «Гісторыя Беларусі», 2-й том энциклопедии «Тэатральная Беларусь», «Гісторыя Беларусі» в 2-х томах, фотоальбомы «Прыпяць. Жывая вада Палесся», «Возера Свіцязь»,«Пад небам Беларусі», «Мінск», «Гродно», «Витебск», «Валентин Елизарьев», альбомы «Жывапіс барока Беларусі» и «Пинск», книга М. Габруся «Страчаная спадчына», возобновленные по заказу библиотек книги серии «Беларуская народная творчасць» «Метрыка Вялікага Княства Літоўскага. Кн. № 43» и «Песня аб паходзе Ігара».

Нельзя не отметить положительные тенденции в оформительской и художественно-конструкторской культуре белорусской книги, благодаря чему она стала участником международных конкурсов и наши лучшие экспонаты получают признание (призовые места и премии) не только в стране, но и в ближнем (Москва, Киев, Кишинев) и дальнем (Франкфурт-на-Майне, Болонья, Братислава) зарубежье.

 

Журналистика как информационная деятельность

 

Для самостоятельной подготовки!!!

 

Журналистская этика

 

Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

Требования морали как не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной прак­тики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общественными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.

Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста.

Области этических норм:

1. «журналист - аудитория».Это нравственная обязанность, ясно представ­ляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации.

2. «журналист -источник информации».Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (когда журналист предстает перед но­сителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о сво­их намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение).

Такт (лат. tactus «прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собствен­ное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии.

3. «журналист - персонаж».

- Обычно недопустимо в каче­стве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей.

- Имея дело с реальным человеком журналист обязан не на­рушить известное правило «прежде всего не навреди».

4. «журналист - автор».За каждым письмом, материалом, заказанным или поступившим «самотеком», стоит человек, требующий к себе чуткого отношения (здесь мы не говорим о графоманах, это особый случай). Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а во­время и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или пе­реработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего со­трудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами.

5. «журналист -редакционный коллектив».Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации ре­дакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение.

Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.

6. «журналист - коллеги».Коллегиальность и товарищеское взаимодействие.

Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельнос­ти.

А теперь про этику.

- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Журналист должен использовать только честные методы для получения информации, фотографий и документов, не злоупотребляя чьим-либо расположением. В обязанности журналиста входит необходимость представляться людям, с которыми он общается, за исключением тех случаев, когда речь может идти о вопросах значительного общественного интереса.

Журналист обязан уважать право граждан на частную жизнь. Исключение могут составлять те случаи, когда вмешательство в частную жизнь продиктовано особым общественным значением происходящих событий или когда поведение лица приходит в противоречие с теми ценностями и принципами, которые он защищает.

На этом сей мега-вопрос считаю закрытым.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.012 с.)