Сенсации и слухи в журналистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсации и слухи в журналистике



 

Сенсация - выстрел без промаха

Александр ТЕРТЫЧНЫЙ

 

Сенсация на страницах современной отечественной прессы стала привычным явлением. Некоторые издания даже невозможно представить себе без сногсшибательных фото и аршинных заголовков, смысл которых иной раз заставляет читателя содрогнуться и воскликнуть: "Вот это да!" Сенсация - это то, за чем охотятся тысячи журналистов. Сенсация - это не только потрясение для читателя, но и очередной повод задуматься о многих сторонах жизни вокруг.

 

Что же такое "сенсация"?

В "Словаре русского языка" С. Ожегова и Т. Шведовой "сенсация" определяется как "событие или сообщение, производящее волнующее всех сильное впечатление" (Ожегов С., Шведова Т. Словарь русского языка. - М., 1999.). Иногда слово "сенсация" считают синонимом понятий "слух" и "новость". Однако сенсационное сообщение можно назвать слухом лишь тогда, когда оно не имеет конкретного источника. Слух будет сенсацией только тогда, когда он отражает сенсационное событие. Сенсация и новость - также не одно и то же. Всякая сенсация - новость, но не всякая новость - сенсация. Иногда различие новости и сенсации подчеркивается даже соответствующей структурой некоторых редакций. Так, писатель Габриэль Гарсия Маркес в своей статье "Самая лучшая работа на свете" вспоминает, что в годы его сотрудничества в редакции, "газета делилась на три больших отдела: новостей, сенсаций ("гвоздевых материалов") и редакционных статей.

 

Новости - это сообщения об изменениях разного уровня (разной значимости), происходящих в мире. Иногда эти изменения носят несущественный характер, касаются сторон действительности, второстепенных по своему влиянию на жизнь людей. Нередко же речь идет об изменениях существенного плана, касающихся фундаментальных сторон жизни. В наибольшей мере на "звание" сенсаций "претендуют" именно изменения второго рода. Но поскольку люди нередко принимают несущественное за существенное (или с определенными целями выдают первое за второе), то возможно появление публикаций, которые, хотя и называются сенсациями, на деле ими не являются (то есть представляют собой псевдосенсации).

 

Сенсации (как и новости в целом) всегда имеют феноменальный (событийный) характер. Если ничего не происходит (то есть если ничего не "сбывается"), то не может быть и сенсаций.

 

Не все сенсации воспринимаются разными людьми однозначно как таковые. От чего же зависит, что одно и то же явление воспринимается разными людьми либо как сенсационное (то есть волнующее), либо как обыденное, не вызывающее особого впечатления? Во-первых, от степени осведомленности о нем (те, кто знал, например, что Юрий Гагарин скоро полетит в космос, в впоследствии воспринимали его полет более сдержанно, чем те, кто не был ранее осведомлен о готовящемся событии). Во-вторых, от степени понимания, осознания сути происходящего. Одни люди могут сразу оценить смысл того, о чем идет речь, а другие - не сразу или вообще не улавливают, что это событие может значить для них и других людей. В-третьих, от эмоционального восприятия: одни реагируют на все происходящее очень резко, обостренно, а другие без эмоций, равнодушно. Поэтому даже если журналист обнаружил сенсационное, по его мнению, событие, это еще не значит, что и вся аудитория точно так же будет его воспринимать.

 

На восприятие какого-либо сообщения как сенсационного влияет и так называемый психологический "фактор насыщения", который отражает степень удовлетворенности запросов на новую информацию. У тех, кто долго живет в атмосфере сенсационных новостей, может наступить "перенасыщение" или они уже не кажутся интересными. Чтобы поддерживать тонус интереса к изданию, как правило, используют два пути. Первый - когда стремятся чаще давать обыденные факты из реальной жизни. На их фоне даже умеренная сенсация будет выглядеть ярче. Однако этот путь может бы использован тогда, когда нет конкурирующих изданий, наполненных сенсациями. А когда они есть, остается второй путь - предлагать аудитории все новые и новые "возбудители эмоций" - постоянно поднимать "планку сенсационности" (отсюда - самые невероятные выдумки, нередко появляющиеся в СМИ).

 

Как сенсация "пришла" в прессу

Стремление "оседлать" сенсацию как надежное средство преуспевания в газетном бизнесе - не изобретение последних лет, а давний принцип оперативной журналистики. Победное шествие сенсаций по страницам прессы началось когда-то "по инициативе" юного эмигранта мадьяро-еврейско-немецкого происхождения Джозефа Пулитцера (1847-1911), случайно оказавшегося в американской газете. Благодаря своим способностям, он уже в возрасте 25 лет вошел в высший менеджмент редакции, а в 30 стал издателем нью-йоркской газеты "Уорлд". За короткий срок Пулитцер поднял тираж этого издания до невиданных в то время 600 000 экземпляров. И все это благодаря тому, что Пулитцер требовал, чтобы каждый журналистский материал, поступавший в редакцию, обладал сенсационным характером. Именно он ввел в повседневный обиход газеты публикацию расследований коррупции, разоблачений всевозможных махинаций, преступлений, примеров нечестного добывания богатств и т.д. Дело Пулитцера продолжил и развил один из его учеников - некто Уильям Херст. Именно он создал то, что сейчас мы называем "желтой прессой". В 1887 году Херст приобрел газету "Икзэминер". Решив сделать свое издание развлекательной, сенсационной, разнообразной и беспристрастной газетой, он в течение первого же года провел с десяток сенсационных газетных кампаний: против принятия городской хартии, за снижение платы за воду, против высоких тарифов Южно-Тихоокеанской железной дороги и т.д. При этом ради повышения сенсационности публикаций Херст требовал от журналистов больше писать об убийствах, разрешал им приукрашивать выступления "произвольными инсинуациями", сплетнями, скандалами.

 

Херст был невысокого мнения о своих читателях. Он считал, что у них мало образования и дурной вкус, а поэтому они вполне удовлетворятся дутыми сенсациями, описаниями убийств. Именно он придумал "украшать" полосы огромными заголовками, обильными и пошлыми иллюстрациями, использовать примитивный язык. В газетной войне за кошелек нью-йоркцев он заставил "пожелтеть" и издания своего прежнего учителя Пулитцера.

 

Следующая знаменательная фигура на поле становления сенсационности в прессе - австралиец Руперт Мэрдок. Он осуществил наступление на США, Азию и Европу из Сиднея, где владел общенациональной газетой "Острэлиэн". Созданная им империя - это масса газет, журналов, телеканалов, киностудия "XX век Фокс" и пр. В своих интервью он нередко заявлял, что все издания им выпускаются только для того, чтобы извлекать прибыль, и что он ничего не делает из соображений респектабельности. Именно Мэрдок окончательно сделал сенсацию нормой журналистики и эффективным способом наживы.

 

Виды современных сенсаций

Надо различать технологию сенсационных сообщений и предмет их - сами явления и события. Сенсационные события бывают естественными, порожденными развитием природы и общества и искусственными (специально создаваемыми на потребу СМИ).

 

1. "Естественные" сенсации

 

Важнейший поток сенсационных сообщений в журналистике основан на отображении именно естественных необычайных событий, которые можно условно разделить на следующие виды:

 

1) Феномены (события), представляющие собой резкие, иногда - фундаментальные изменения в мире, окружающем человека. Это могут быть внезапные катастрофы, природные катаклизмы, войны и т.п. Пример - событие, о котором рассказывается в тексте М. Аносова "В центре столицы взорван троллейбус" ("Вечерняя Москва", 11 июля 1996 г.):

 

"Сегодня в центре Москвы взорван троллейбус 12-го маршрута. Ровно месяц спустя после взрыва в столичном метрополитене, день в день, в Москве вновь совершен теракт. И вновь он был направлен против ни в чем не повинных и самых беззащитных - пассажиров городского транспорта… (Далее следуют подробности).

 

Как удалось установить репортерам "Вечерки", взрыв произошел в 8 часов 58 минут, в тот момент, когда переполненный троллейбус проезжал между кинотеатром "Россия" и выходом станции метро "Чеховская". По предварительным данным, ранено трое пассажиров. Тяжелые ранения получили также и водитель троллейбуса, и водитель обгонявшего его микроавтобуса. Взрывом разворотило кабину и практически снесло крышу троллейбуса…". И т.д.

 

2) События (достижения), резко изменяющие (прежде всего - расширяющие) возможности воздействия человека на мир, взаимодействия с ним. Такого рода событие отображено в публикации Андрея Кибальникова "Свинья размером со слона" (Комсомольская правда", 11 декабря 1999 г.), в которой рассказывается о перспективах в сельском хозяйстве, связанных с открытиями генной инженерии:

 

"Специалисты по генной терапии из медицинского колледжа имени Бэйлора в Хьюстоне объявили о создании методики, благодаря которой поросята растут гораздо быстрее, а также оказываются на 40 процентов больше и тяжелее своих сородичей. По этой методике двухнедельному поросенку впрыскивают не гормоны роста, а синтетический состав, который содержит "задание" для ДНК, активизирующее гипофиз. Получившие такие прививки двухмесячные поросята весили на 11 кг больше сверстников, съедая на четверть меньше комбикорма. (И т.д.).

 

3) Предметом сенсационного сообщения могут быть и открытия, резко меняющие устоявшиеся представления людей о мире, других людях и самом себе. Чаще всего они случаются в науке. Вот, например, с каким историческим казусом знакомит аудиторию Н. Добрюха в своей публикации "Пушкина должны были повесить" под рубрикой "Сенсация" ("АиФ", №45 за 1999 г.):

 

"Перед 200-летием А.С. Пушкина через центральные СМИ был обнародован, быть может, самый позорный факт русской истории, а именно: За участие в дуэли с Дантесом Пушкина судили посмертно, и решением военного суда при лейб-гвардии конном полку 19 февраля 1837 года приговорили к казни через повешение…В решении суда говорится: "по указу его императорского величества Комиссия военного суда, учрежденная…над поручиком… бароном Ж. Геккерном….Александром Пушкиным и Данзасом, переданные суду первые двое за произведенную между ними дуэль, на которой Пушкин, будучи жестоко ранен, умер, а последний, Данзас, за нахождение при оной….секундантом…" И далее: "Комиссия военного суда соображая все вышеизложенное, подтвержденное собственным признанием подсудимого…Геккерна, находит как его, так и Пушкина виновными…приговорила… повесить…" Это решение до сих пор официально не отменено…".

 

2. "Искусственные" сенсации

 

Такого рода "сенсации" создаются специально - прежде всего для того, чтобы рассказав о них в прессе, привлечь внимание аудитории и к изданию, и к тому предмету, о котором шла речь. Эта цель, что вполне понятно, может быть названа рекламной или "пиаровской". Такие сенсации еще называются подготовленными, или "паблисити". Специально организованные сенсационные события должны быть прежде всего оригинальными. Другое важное требование - они должны отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям публики. Классическим примером "паблисити" являются Игры Доброй Воли, придуманные Тэдом Тернером и впервые проведенные в Москве в 80-х годах. К этому разряду относятся и так называемые конкурсы красоты (местные, национальные, международные) на звания, скажем, "мисс Москва", "мисс Россия", "мисс Вселенная" и т. п.

 

Команда "творцов сенсаций" составляется из специалистов (экспертов), занимающихся подготовкой отдельных частей общего действа. Именно специалисты, знатоки своего дела способны обеспечить успех задуманному проекту. Как правило, в паблисити участвуют специалисты пиар-служб, юристы, фотохудожники, дизайнеры, модельеры и парикмахеры, телережиссеры и, разумеется, сами журналисты. Последние - самые значимые участники "паблисити", так как без них сенсация никогда не станет таковой. Поэтому выбор места и времени осуществления "сенсации" не может быть случайным, - они учитывают интересы прежде всего прессы. Подготовка такого рода сенсаций, безусловно, непроста и требует больших затрат, но именно такие акции и приносят огромный доход mass-media. По разным причинам организованные сенсации могут таковыми не стать.

 

Наиболее частые из них следующие:

 

1) описываемый случай является тривиальным, обыденным;

 

2) событие, лежащее в основе сообщения, - выдумка.

 

Пример первого рода - событие, о котором идет речь в тексте "Сергей Ястржембский все еще женат" ("Комсомольская правда", 7 июня 2002 г.):

 

"На днях в одной московской газете появилась сенсационная информация о том, что помощник президента Сергей Ястржембский, которого журналисты шутя называют "Ястреб женский", расстался с женой. Однако сам Сергей Ястржембский, к которому я обратилась за комментариями, только рассмеялся…"

 

- Жене первой сообщили об этой публикации, она нашла газету и показала мне. Но к информации "желтой прессы" нельзя относиться серьезно".

 

Это сообщение не является сенсацией не только потому, что оно "несерьезное", но и потому, что ничего необычного в том, что люди разводятся (даже если они высокопоставленные чиновники), нет.

 

Пример другого рода - публикация "Уцелевшие при гибели "Титаника" обнаружены живыми" ("Всемирные новости" №10 за 1995 г.):

 

Обнаружение потрясенного, но невредимого капитана Е. Дж. Смита. 9 августа 1991 года произошло после того, как другая уцелевшая с "Титаника", Винни Каутс, была спасена с айсберга. И это заставило некоторых экспертов предположить, что и другие пассажиры с "Титаника" могут дрейфовать в океане в ожидании того, что их обнаружат…" (И т.д.)

 

То, что это очевидная и нелепая выдумка, доказывать нет смысла. Даже трудно предположить, что найдутся читатели, которые примут эту "сенсацию" за чистую монету.

 

Подача сенсационного сообщения в СМИ

Сенсационное сообщение, как и любое другое, прежде всего должно отвечать на вопросы: что, где, когда произошло? Когда сказано главное, можно, если есть время и место, изложить и наиболее важные детали. Журналист должен помнить, что сенсационное сообщение потеряет свою сенсационность, если будет упущено время и то, что хотели рассказать вы, расскажут другие СМИ. Поэтому надо успеть опубликовать информацию первым.

 

Сенсационное сообщение должно быть соответствующим образом построено. В западной журналистике за многие десятилетия выработаны достаточно устойчивые рецепты построения сенсационного сообщения. Один из них, пожалуй, самый распространенный, предлагает излагать материал в форме перевернутой смысловой пирамиды, состоящей из трех элементов. Первый элемент - "хедлайн", то есть "заглавная строка". В эту "строку", состоящую из 3-5 отдельных предложений, каждое из которых содержит примерно столько же слов, надо вместить суть события. "Хедлайн" обычно выделяется графически (жирный шрифт и пр.). Второй элемент - "лид". Это часть текста, следующая за "хедлайном" и уточняющая суть события. Третий элемент - "корпус" - часть текста, излагающая второстепенные детали события.

 

В отечественной журналистике западный опыт используется. Однако гораздо чаще применяется традиционное построение "заголовок - основной текст". Надо иметь в виду, что часто освещение того или иного сенсационного события не ограничивается одним текстом. По ходу развития события могут появляться и другие публикации, рассказывающие о его "поворотах", деталях (вспомним освещение катастрофы атомной подводной лодки "Курск", трагедии "Норд-Оста" и др.). Однако первое сообщение всегда воспринимается как самое сенсационное, самое важное, поскольку излагает базовый факт.

 

Сенсация и журналистская этика

Изначальной предпосылкой нарушения журналистской этики может стать установка СМИ на максимальное "раскручивание" сенсационного события с тем, чтобы как можно дольше приковывать внимание аудитории к своему изданию, своей программе. Так, когда речь идет о крупных происшествиях, катастрофах, журналисты могут спекулировать на деталях, подробностях события, выдумывая то, чего на самом деле не было. Ярчайший пример - освещение в СМИ трагедии, произошедшей 11 сентября 2001 года в США. Слухов, догадок, вымыслов, связанных с ней, было огромное множество, что не могло не отражаться на людях, которые имели к ней непосредственное отношение. Телекомментатор и политический обозреватель газеты "Известия" Максим Соколов в своей статье ("Журналист", №10 за 2000 г.) очень точно охарактеризовал СМИ, "смакующие" подробности катастроф, смертей, назвав их "средствами массовой истерии".

 

Нарушения этики неизбежны и в том случае, когда журналисты пытаются, например, предвосхитить последствия научных открытий, нередко выдавая желаемое за действительное. То же самое происходит, когда сенсационный слух преподносится как достоверное сообщение. Нельзя назвать этичным и стремление отдельных журналистов "раздувать" любую мелочь до размера события вселенского масштаба. Стремление к сенсации (это в порядке вещей в журналистике) не должно оборачиваться откровенными оскорблениями, унижениями других людей. Это уже уголовно наказуемые деяния.

 

Не является ли бегство сибирских крестьянок явле­нием пусть болезненным, но положительным, по­скольку отражает их проснувшееся гражданское са­мосознание… Крестьянка, которая доросла до той сте­пени сознательности, когда она может в любой мо­мент порвать с мужем, курятником и коровой, — это ли не тот элемент, в котором больше всего нуждается сейчас наша коммуна?

 

Вот, собственно, и весь пример. Свежая, острая для своего времени и глубокая мысль автора обеспечила неожиданный поворот теме, что, в свою очередь, не могло не привлечь внимания общественности к собы­тиям, происшедшем в далекой сибирской деревне.

 

Да, никакой факт, даже кричащий, сенсационный, не может «повлиять на умы», если он не осмыслен авто­ром, не снабжен размышлениями, доводами, резона­ми, не обеспечен темой, имеющей свой портрет. Сен­сация сама по себе чаще всего рождает кривотолки, оставляет читателя в недоумении, не организует его отношения к событию, факту, а в итоге не формирует общественного мнения, не будит общественной мыс­ли, стало быть, не способствует выполнению главной задачи журналистики. Не помню в своей практике случая, когда бы я взялся за перо, соблазнившись «по­трясающим» фактом, не попытавшись прежде транс­формировать замысел в тему. Нет темы — и такое бывало, — и я без сожаления отказывался от написа­ния материала. Потому что просто нечего сказать чи­тателю. Голая сенсация в журналистике — это гром литавр в оркестре, звучащих вне всякой связи с мело­дией и содержанием.

 

Еще приведу примеры, но уже из собственной прак­тики. Без лишних предисловий еще раз опубликую не­сколько работ, написанных и напечатанных за минув­ший 1998 год в центральной прессе, уверенный в том, что мой искушенный читатель справедливо оценит повороты тем, ему предложенных. Не могу, да и не хочу открывать «америк», но принести пользу вам по­пытаюсь. Рассчитываю на извечный читательский опыт и способность видеть глазами один текст, прони­кать, однако, в его междустрочье, и еще думать при этом, анализировать и даже фантазировать. Иными словами, быть соавтором журналиста. После такого неприкрытого подмазывания я готов предъявить чи­тателю журналистские «нюни» и слезы, на сей раз даже без надежды на финальную улыбку; впрочем, я могу смягчиться позже. Ни вы, ни я, этого пока не знаем. Итак, с Богом.

 

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ СОБЫТИЯ

 

Такие события должны быть прежде всего оригинальными (по замыслу, по "исполнению"). Это самое главное их отличительное достоинство обеспечивается масштабностью мероприятий, высокой степенью организационно-технического обеспечения.

 

Другое важное требование - специальное событие должно отвечать ожиданиям, интересам и предпочтениям публики.

 

Мастерство ПР-специалиста способно превратить

 

"обычное" событие - в паблисити;

 

неумелые действия ПР-мэна могут свести на нет возможности "естественного" события, в котором стихийно образовалась уже ситуация паблисити

 

ПЕРЕЧЕНЬ таких событий заведомо будет неполным; поэтому можно дать только несколько ПРИМЕРОВ на этот счет:

 

События международного плана: Игры Доброй Воли, придуманные Тэдом Тернером и впервые проведенные в Москве в 80-х годах;

 

события, актуальные для страны (в национальном масштабе): конкурс красоты на титул "Мисс Россия" и т.п.;

 

события регионального масштаба: открытие Нижегородской ярмарки (возобновление в 1993 году после длительного перерыва; заметим, что это событие лишь формально относится к региональным, подлинное значение ее имеет, несомненно, более масштабный характер);городские события: День города (Москва, 1993 г.).

 

В журналистике новостей ("ньюз") тяготеют к паблисити все СОБЫТИЯ-СЕНСАЦИИ:

 

в мире политики: частная жизнь лидеров партий и государств;

в науке: открытия, изобретения, относящиеся к космосу, энергетике, ресурсосберегающей технологии и пр.;

в литературе, искусстве: жизнь и творчество мастеров искусства, мыслителей, творчески одаренных людей;

в массовой культуре: жизнь и творчество "звезд" эстрады, кино, шоу-бизнеса;

в жизни средней школы, высшего образования: вундеркинды;

в спорте: чемпионы мира, Олимпийских игр, страны, их победы и поражения;

в истории древнего мира: семь чудес света (египетские пирамиды, Геликарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Дианы Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, висячие сады Семирамиды);

в повседневной жизни обывателя: катастрофы, убийства, пожары, наводнения, военные действия, самоубийства, грабежи, преступления сексуального характера и пр.;

в светской жизни: бракоразводные процессы, скандалы;

в сфере бизнеса: сделки, контракты, доходы, банкротства, благотворительные акции, аукционы, конкурсы проектов и пр.;

и т.д. и т.п.

ПОИСК СОБЫТИЯ, достойного паблисити в мире рекламы и Паблик Рилейшнз, ориентирован на цели, преследуемые фирмой (организацией). Событие должно стать возбудителем общественного внимания к его устроителям, т.е. к фирме, спонсору, общественной организации и т.п., и на этой волне переадресовать (переключить) интерес публики на рекламное или ПР-обращение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.186.149 (0.079 с.)