Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт первых социологических исследований книгиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для самостоятельной подготовки!!! Журналистика в системе социальных институтов
Для самостоятельной подготовки!!!
Маркетинг прессы
Под редакционным маркетингом понимают особый вид деятельности, которая включает в себя целенаправленное исследование конкурентной среды, читательской аудитории, рекламного рынка, поиск способов продвижения СМИ на рынок. Для успешного продвижения газеты на рынок немалое значение имеет изучение конкурирующих изданий, выявление их недостатков и слабых мест. Довольно важное место в структуре редакционного маркетинга занимает исследование читательской аудитории. Это позволяет выявить целевую аудиторию СМИ, сформировать такую тематическую и жанровую структуру газеты, которая бы в полной мере соответствовала запросам читателей. Маркетинговое исследование читательского рынка часто проводится в форме анкетирования. На страницах газеты публикуется анкета с рядом вопросов. Читателям предлагается заполнить ее и выслать в редакцию. Подобное исследование позволяет определить «портрет» типичного читателя газеты. Если редакция не стеснена в финансах, для комплексного исследования читательского рынка привлекают профессиональных маркетологов и социологов. Деятельность отдела маркетинга также включает в себя систематическое исследование рекламного рынка. Оно позволяет определить рекламодателей, размещающих объявления в конкурирующих СМИ, выявить их предпочтения.
Реклама в газете Публикация рекламы в газете – это ее «хлеб», выгодное дело и прибыльный бизнес. Значительную часть доходов от рекламы получают также теле- и радиостанции. Практически каждому рекламодателю (крупной фирме, индивидуальному предпринимателю, частному лицу и др.) редакция СМИ может предоставить подходящую услугу -- изготовление оригинал-макета, размещение модульного или строчного объявления, публикация рекламной статьи, выпуск промо-ролика, размещение рекламного баннера в Интернете и др. Реклама в газете может быть текстовой, модульной, табличной, строчной. Макетированием рекламных объявлений занимается дизайнер. Работа журналиста с рекламодателями включает в себя поиск новых источников рекламы. Итак, рекламу можно определить как комплекс психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, будь то товар, услуга или политический деятель, а также с целью создания позитивного имиджа фирме, организации и отдельным институтам общества. Рекламисты на протяжении столетий пытаются совершенствовать рекламу. Тем не менее и сегодня никто не возьмется утверждать, что выработан ее «абсолютный» образец. Более того, нынешний арсенал рекламы мало чем отличается от того арсенала, которым она обладала два столетия назад, если не считать новых форм, связанных с развитием техники, прежде всего — телевидения. Но и телевизионная реклама в принципе не отличается радикально от других ее форм — апелляции остаются все те же. Почти все, и на Западе, и на Востоке спешат высказать свое скептическое отношение к рекламе. Но реклама остается несомненно действенным инструментом торговли. Что же нас ждет в недалеком будущем? Зарубежные рекламопроизводители предсказывают такие тенденции в развитии рекламы: • Будущее рекламы — это глобальные рекламные кампании, свободные от культурных противоречий и национальных предубеждений, рассчитанные на потребителей всего мира и доходящие до них в считанные секунды. • Будущее рекламы — это точно адресованные и детализированные сообщения, которые распространяются среди тщательно подобранных аудиторий потребителей. • Реклама не так активно будет заниматься «упаковкой» товара и меньше концентрироваться на творческом подходе к информированию потребителей. • Реклама в мировой компьютерной сети Internet и на рынке мультимедиа заменит устаревшие традиционные методы рекламы. Но это — в будущем. Пока же нам надо осваивать специфику нашего рынка, исходить из наших сегодняшних потребностей.
Публицистика и публицист
Публицистика – высший вид общественно-политической литературы, главным назначением которой является политическое осмысление действительности путем сочетания рационально-аналитического и эмоционально-образного способов литературной разработки жизненных ситуаций с целью оперативного достижения конкретного результата. Главной функцией публицистики является отражение и формирование общественного мнения. Модель публицистического произведения включает в себя последовательную систему фактов и систему аргументации.
Оформление номера молодежной газеты (система иллюстрирования, заголовок)
См. Свороб А.К. Дизайн молодежной газеты. Мн., 2005. Для самостоятельной подготовки!!!
Типы и методологические основы Журналистской деятельности
Для самостоятельной подготовки!!!
Журналистское расследование
См. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М., 2004. Понятие «расследовательская журналистика» существует на тех же правах, что и «репортерская журналистика», «обозревательская журналистика», «очеркистика», «сатирическая журналистика» и пр. Все эти и им подобные обозначения достаточно условны. Тем не менее они могут быть признаны резонными, поскольку обозначают вполне определенные, устойчивые направления журналистской деятельности (включая «расследовательскую») и уже применяются как в ее теории, так и на практике. С той, однако, разницей, что в отличие от понятия «журналистское расследование», характеризующего своеобразный метод и процесс выяснения интересующих журналиста фактов, «расследовательская журналистика» предполагает определенный вид журналистской деятельности, а значит должна быть рассмотрена со стороны не только метода, этапов познания действительности, но также структуры субъекта и объекта этого вида деятельности, условий, в которых она осуществляется, и т.д. Понятия «расследования», «расследовательская журналистика» прочно вошли в лексикон журналистов в последнее десятилетие. В советской журналистике их в том смысле, в каком они бытуют в российской прессе сейчас, практически не существовало. Причина становится ясной, когда мы обращаемся к сути современных журналистских расследований. Как известно, их темами в наше время обычно становятся чрезвычайные происшествия и события, имеющие негативный характер: трагедии, уголовные преступления, факты коррупции, финансовые махинации и т.п. Это могут быть также некие тайны и темные страницы истории (например, одна из последних передач «Независимое расследование» на НТВ была посвящена покушению Ф. Каплан на В.И. Ленина). На современном этапе расследовательская журналистика отчетливо заявила о себе в конце шестидесятых – в семидесятые годы (вспомним опыт Аллы Трубниковой, Аркадия Ваксберга, Анатолия Рубинова и некоторых других журналистов). Правда, в то время расследования обычно посвящались производственным недостаткам, конфликтам в социально-бытовой сфере, в работе почтовиков, связистов, общепитовцев, транспортников и пр. Причем к подготовке расследовательских по духу публикаций журналистов часто побуждала редакционная почта. Так, автору данного учебного пособия неоднократно приходилось проводить расследования по письмам читателей в редакцию «Красной звезды». Но никакого обособления подобного рода деятельности в то время не существовало. Публиковались расследовательские тексты в указанный период под привычными «личинами» очерка, статьи, репортажа и пр. Почти два десятилетия, несмотря на цензурные препоны, в «Литературной газете» печатались «Эксперименты ЛГ», которые очень нравились ее читателям. В 1990 году автор большинства материалов этой рубрики А. Рубинов был приглашен в Швецию на собрание общества «Gravande journalistik» («Раскапывающая журналистика»), где выступил с интересным докладом о методах независимого журналистского расследования. В том же году в Стокгольме вышел в свет сборник расследований разных авторов под названием «Scoop», в котором был опубликован и расследовательский материал советского журналиста под названием «Большая пересадка» – о негативных сторонах перестройки в Советском Союзе. Однако следует заметить, опыт расследовательства, подобный тому, который существовал в «Литературной газете», был, скорее, не правилом для советской журналистики, а исключением из него. Сейчас у российских СМИ более широкие возможности для развития этого трудного, но столь необходимого обществу, вида журналистики. Перестройка предоставила журналистам оформленное законом право писать о теневых сторонах общественной жизни. Но, к сожалению, она инициировала и процессы, которые, наряду с некоторыми позитивными, породили настоящий вал явлений негативных, создав таким образом обширнейшее поле деятельности для журналистов-расследователей. Сегодняшние журналистские расследования вызваны стремлением лучших представителей профессии, энтузиастов своего дела, чувствующих социальную ответственность за происходящее вокруг, «выгрести навоз из авгиевых конюшен». Без такого очищения вести речь о создании правового, гражданского общества вряд ли возможно. Кроме этой основной цели, журналистские расследования помогают реализовать и другие задачи, например, привлекая общественное мнение к публикующим их изданиям, теле- и радиопрограммам. Как известно, на Западе расследования являются самым популярным, скандальным и, соответственно, прибыльным направлением деятельности «четвертой власти». В настоящее время российские журналисты-расследователи находятся, образно говоря, на стремнине общественной жизни. Имена многих из них (Юрия Щекочихина, Рустама Ариджанова, Дмитрия Филимонова, Леонида Никитинского, Александра Борина, Андрея Константинова, Евгения Кириченко, Зои Ерошок, Владимира Воронова, Вячеслава Измайлова, Сергея Соколова, Александра Хинштейна, Александра Минкина, Артема Боровика, Игоря Королькова, Ларисы Кислинской, Олега Лурье, Николая Николаева, Евгения Толстых и др.) хорошо известны россиянам. Появилось множество изданий, телепрограмм, которые считают расследовательскую деятельность важнейшей частью своей работы («Совершенно секретно», «Ваш тайный советник», «Новая газета», «Московский комсомолец», «Независимое расследование» (НТВ) и т.п.). Хотя журналистское расследование – рискованное предприятие, проблем при его проведении возникает огромное количество. Подготовка расследования – это прежде всего поиск информации. Со стороны оно ничем не отличается от обычной журналистской работы – ведь информацию ищет и комментатор, и репортер, и рецензент, и обозреватель и др. Но получить нужную именно в расследовании становится порой исключительно трудной задачей. Ведь журналисты ищут при этом не просто чрезвычайно актуальные и значимые для общества сведения, а те, которые малодоступны или вообще скрываются от них и общества в целом. И те «драконы», которые этим «владеют», порой готовы пойти на любые преступления, лишь бы информация осталась нераскрытой. Так что расследователю приходится иногда мучительно долго добираться до истины и при этом понимать, что избранный путь – не один-единственный: каждая «уходящая в сторону» тропинка может оказаться не менее важной. Проблемы, которые сопровождают журналистское расследование, отнюдь не носят исключительно познавательно-психологический характер. Над тем, кто его проводит, постоянно висит «дамоклов меч» – преследования за «пасквиль» или «клевету», за «вторжение в частную жизнь». Это могут быть судебные иски власти или отдельных лиц к журналисту, уголовные дела, заключения под стражу на срок ведения следствия и лишения свободы по приговору суда. Причем не всегда подобные решения судебных инстанций могут представляться правомочными (вспомним дело Александра Никитина, о котором так много говорилось и писалось в СМИ). А для журналистов реальна смертельная угроза. Особенно если расследуемое дело касается денег и власти. В настоящее время Российская Федерация считается одним из самых опасных мест на земле для таких расследователей. За десять же лет перестройки в нашей стране погибли почти двести журналистов[1]. Причиной стала именно профессиональная деятельность. В 1998 году убита Лариса Юдина, главный редактор газеты «Советская Калмыкия сегодня». Это была единственная в республике газета, которая открыто критиковала ярого почитателя «подвигов» известного литературного героя Остапа Бендера – президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Юдину нашли мертвой с проломленным черепом и множеством ножевых ранений на окраине Элисты, столицы этой «независимой республики». Геннадий Юдин, муж трагически погибшей журналистки, неоднократно заявлял, что после публикации статей, в которых содержалась критика в адрес Илюмжинова и его правительства, ей постоянно угрожали по телефону. Когда через месяц арестовали четверых подозреваемых в убийстве, оказалось, что двое из них тесно связаны с калмыцким президентом. До убийства Лариса Юдина проверяла сведения о некой государственной фирме, которая не только присвоила выплачиваемые другими компаниями деньги из местных налогов, но и столь же незаконно воспользовалась значительными льготами по налогообложению, существующими в Калмыкии. Именно телефонный звонок человека, который пообещал передать ей документы, подтверждающие эту информацию, побудил журналистку выйти из своей квартиры в Элисте. Это был последний раз, когда ее видели живой. Она спустилась во двор своего дома в домашних тапочках и, по данным газеты, доверчиво села в поджидавшую ее машину. Ловушка, в которую попала Юдина, сходна с причиной гибели за пять лет до этого журналиста газеты «Московский комсомолец» Дмитрия Холодова, который расследовал коррупцию в армии. Иногда жертвы бывают как бы случайными. Так было, например, с Игорем Домниковым, заведующим спецпроектами «Новой газеты». Его имя известно не так широко, как других убитых, скажем, Холодова или Листьева. Говорят, что Домников жил в одном подъезде со своим коллегой, руководителем аналитической группы той же газеты Олегом Султановым, которому якобы и «предназначался» удар молотком по голове. А Домников, мол, внешне похож на него. И вот... Но если даже так и не случилось бы «ошибки», разве не был бы и тогда убит журналист, на которого «походил» Домников? И до каких пор будут продолжаться «случайные» и «безошибочные» убийства, сказать не может никто... В дополнение к этому следует сказать, что начиная с 1997 года наметилась тенденция перехода от кровавых методов борьбы с неугодными расследователями к противодействию им путем сокрытия информации (чаще всего под предлогом ее государственной или коммерческой секретности) на ранних этапах подготовки выступлений. Такого рода «бескровная борьба», не столь откровенная, как, скажем, убийство, одновременно менее рискованна для тех, кто противостоит раскрытию всевозможных преступлений. Но это отнюдь не облегчает поиск и получение информации в процессе журналистских расследований, а кроме того, не исключает всякого рода судебных тяжб, нанесения разными способами имущественного или морального ущерба расследователям. Все, о чем шла речь, разумеется, требует от журналиста, решившего заниматься расследованиями, не только большого гражданского мужества, но и готовности к самым трудным испытаниям. Кроме того, ему надо быть и профессионалом высокого уровня. Мастерство, опытность, умение находить выход из любых ситуаций – без этого не обойтись. А в полной мере такие качества могут быть обретены и отточены только в практической журналистской деятельности, при самостоятельно проводимых расследованиях. Белорусские журналисты, работающие в жанре журналистского расследования – Виктор Пономарев («СБ. Беларусь сегодня»), Леонид Юнчик («Рэспублiка»), Сергей Сацук («БДГ. Деловая газета», сейчас – главный редактор газеты «Ежедневник» www.ej.by).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.015 с.) |