Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прикладное социологическое исследованиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прикладная социология – практическая часть социологической науки. Теоретическая социология изучает законы развития социальных отношений и взаимодействий в масштабах всего общества. Прикладная социология: 1) изучает процессы в социальных подсистемах, в конкретных организациях, на уровне социальных институтов; 2) имеет свои методы исследования (опрос, наблюдение, анализ документов и другие); 3) вскрывает источники и причины развития или торможения конкретных социальных явлений, ее выводы имеют значение для управления социальной жизнью; 4) представляет единство конкретных социологических исследований и специальных социологических теорий; 5) разрабатывает проекты (программы), гипотезы конкретных социологических исследований, их этапы, надежность и достоверность получения и анализа социальной информации, процедуры сбора и обработки ее. Наряду с прикладным выделяется эмпирическое социологическое исследование. Его суть в получении системы фактов и зависимостей между ними. Прикладные социологические исследования, как правило, включают в себя эмпирическое исследование, опираются на него. Применительно к эмпирическому исследованию выделяют: 1) методы – основные способы сбора, обработки и анализа данных. Так, методы сбора информации: опрос, наблюдение, интервью и другое; 2) методику – совокупность технических приемов, частных операций, их последовательность, взаимосвязь, стратегический план исследования. Методика предстает в виде конкретных вопросников, инструкций, анкетерам, интервьюерам, организаторам опросов; 3) процедуры – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Они повторяются при проведении различных по целям и характеру социологических исследований, то есть они значимы как стереотипы. Их недооценка ведет к нерациональным затратам, теоретическим или методическим ошибкам. Таким образом, методы, методики, процедуры – это совокупность путей решения конкретной задачи. Такая совокупность может быть в виде программы социологического исследования или типовых нормативных рекомендаций. В ходе прикладного социологического исследования, как правило, решаются следующие задачи: 1) поиск готового способа решения проблемы в социологической или в смежных отраслях (экономической, демографической, психологической и др.), литературе, путем обращения к социологам и специалистам - экспертам. Нужная информация может быть еще не опубликована. Если нет (или мало) опубликованных работ и готовых способов решения исследовательских задач, тогда приходится самим разрабатывать способы решения вопроса. Но и исследование может в значительной мере стать теоретическим, а не прикладным; 2) сбор информации об изучаемом объекте исследования. Если найдены типовые решения исследуемой проблемы, берутся готовые методики, адаптируются применительно к условиям конкретного объекта исследования. Если не нашли готовых решений, то на основе разработанной теории создаются и используются свои методики сбора информации; 3) анализ собранной информации и разработка нескольких вариантов решения проблемы, их обсуждение с экспертами, экспериментальная проверка (что не всегда возможно); 4) внедрение разработки в практику. Она дает оценку качеству исследователькой работы. Организация прикладного социологического исследования имеет свою специфику. Успешность его проведения зависит от установления атмосферы взаимопонимания с заказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Если такого взаимопонимания нет, то исследование обычно постигает неудача. Важным фактором прикладного социологического исследования является время. Результаты должны быть достигнуты во взаимно согласованные заказчиком и исполнителем сроки. Прикладной социологический анализ имеет разные аспекты применения. В одних случаях он используется для выработки долгосрочной социально-экономической политики большого предприятия, фирмы, органа управления, в других – для определения личной социально-психологической программы работы, карьеры, деловых взаимоотношений специалиста. Он может проводиться как внутри организации, так и в более широкой среде в интересах организации. Выделяются следующие основные виды социологического исследования: в зависимости от того изучается статика или динамика социальных процессов, может быть 1) разовое исследование. Оно дает знание о явлениях и процессах на текущий момент; 2) повторное исследование. Дает картину динамики, изменений. Повторное исследование может быть панельным, когда изучается один и тот же социальный объект с интервалом по времени по одной программе и методике, и лонгитюдным, когда ведется повторное исследование одной и той же совокупности людей в течение ряда лет с разных сторон По задачам социологические исследования различают: 1) разведывательное – его цель получение оперативной социологической информации. Оно не требует сложной программы, в нем используется сжатый по объему инструмент, опрашиваются небольшие группы. Например, экспресс-опрос по одному – двум актуальным вопросам. Еще вид разведывательного исследования – пилотажное, когда надо проверить качество разработанного рабочего инструмента, например, анкеты. Анкета апробируется на малом числе респондентов, уточняются формулировки вопросов, их восприятие респондентами и т.п.; 2) описательное – позволяет получить сведения целостного характера об изучаемом объекте, явлении, его составляющих; 3) аналитическое – наиболее сложное. Здесь выявляются причины, условия, противоречия, пути и способы решения проблемы. Оно включает в себя описательное, но идет дальше. Проведение социологического исследования предполагает ряд последовательных этапов: 1) подготовительный – разработка программы (на него затрачивается до 30% времени на все исследование); 2) полевой - сбор первичной социологической информации (до 10% времени); 3) подготовка к обработке и обработка полученных данных (до 10% времени); 4) анализ и обобщение собранной и обработанной информации, проверка гипотез (до 30% времени); 5) составление отчета о результатах исследования (до 20% времени); 6) внедрение результатов, реализация социальных технологии. Подготовительный этап в большой степени предопределяет успех или неудачу всего исследования. Ошибки, допущенные на этом этапе, оказывается затем трудно, а подчас и невозможно исправить. Он самый трудоемкий: до 50% интеллектуальных затрат на все исследование. Для социологии пришло время признания, а значит и более широкой реализации общественной потребности в социологических исследованиях. Общественные науки стремятся соединить в изучении действительности социально-философский и конкретно-социологический анализ. Лучший способ этого соединения – разработка методологии решения задач конкретного исследования. Эта проблема особенно актуальна для непрофессиональных социологов. Они полагают зачастую, что заняты практической деятельностью и стоят к жизни ближе, чем теоретики, за методологию выдают основные способы сбора, обработки и анализа информации. Социологическое исследование – прежде всего исследование научное. Какой бы прикладной ни была задача любого исследования, его сущность в научном анализе тех сторон, частей и характеристик социального процесса, которые попадают в круг зрения исследователя. При изучении социальных процессов одинаково важны как теоретическая подготовка, так и знание методов и инструментария работы. Таким образом, социология должна располагать соответствующими ее предмету способами сбора и описания фактов, способами их упорядочения и объяснения их взаимосвязи. На основе такого подхода в рамках социологического метода выделяются методы сбора фактов, методы их упорядочения и научного обобщения.
Программа исследования Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, описание его процедур и организации. Ее главное назначение в предварительном теоретическом анализе проблемы. Программа должна содержать ответы на три основных вопроса: «Что надо делать?» «Чем делать?» «Как делать?» Любая программа должна отвечать требованиям необходимости; ясности и четкости; гибкости; логичности. Программа выполняет три функции: 1. методологическую (формулирует научную проблему, цели и задачи исследования); 2. методическую (предлагает методический план исследования, средства сбора и обработки информации); 3. организационную (обеспечивает разделение труда и контроль за проведением основных этапов исследования). В методологической части программы прежде всего формулируется проблема. В основе любой социальной проблемы лежит какое-то реальное жизненное противоречие. Его надо выявить и сформулировать как проблему. Если же проблемы нет, то не стоит и проводить исследование. Любая реальная проблема несет что-то новое, представляет собой пока не решенную (познавательную или практическую задачу). Научную проблему должны отличать острота, актуальность, новизна и проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это, например, противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и не знанием путей, средств, методов реализации этих действий. Далее в программе определяются цели и задачи исследования. Цель - это общая направленность исследования, что должно быть достигнуто в результате. Четко обозначенная цель ведет к новому знанию, дает возможность оценить социальные явления под определенным углом зрения, позволяет сформулировать гипотезу, определить объем работы и затрат на исследование, взаимоотношения заказчика и исполнителя. Задачи – конкретизируют цель, это по сути вопросы, на которые должен быть получен ответ в ходе исследования. Тем самым реализуется его цель. Постановка задач позволяет выбрать средства и методы познавательных действий. В программе обрисовывается объект – подлежащее исследованию явление или процесс. Он характеризуется количественно, структурно, в пространстве и времени. Чаще всего это какая-то совокупность людей. Определение объекта исследования делает обозримой проблему, обозначает носителей проблемной ситуации. Указывается предмет исследования – те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. Это могут быть какие-то виды или характеристики деятельности, потребности, состояния сознания, интересы, идеалы, мнения, мотивы, ценностные ориентации людей и т.п. Объект может быть одним и тем же в разных исследованиях, предмет же - это угол зрения на объект. Определить предмет исследования, значит установить границы и рамки научного поиска, объем отбора эмпирического материала для анализа. Проводится интерпретация основных понятий. Она должна охватить сущность рассматриваемых явлений, процессов, раскрыть их важнейшие стороны и признаки. То есть раскрывается содержание терминов, отражающих предмет изучения. Причем, в ходе исследования они могут уточняться. Осуществляется предварительное системное описание проблемы исследования. Строится как бы модель объекта, выделяются и раскрываются его элементы, их внутренние и внешние связи, по сути развертывается проблема исследования на основе следующих требований: во-первых, возможно более точного разграничения между проблематичным, неизвестным и данным, известным; во-вторых, отчетливого отделения существенного от несущественного в общей проблеме; в-третьих, расчленения общей проблемы на частные и упорядочение их по приоритету. Предварительный анализ ведется как логический; системный (выделяются составные части, внутренние и внешние связи); функциональный (выделяются механизмы, факторы, условия воздействия на изучаемую проблему); комплексный (междисциплинарный). За предварительным описанием проблемы в программе следует выдвижение гипотез. Гипотеза – это научное обоснованное предположение, объяснение каких-либо фактов или явлений, пока не подтвержденных, не проверенных. Это может быть предположение о структуре изучаемого объекта, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями, о причинах каких-либо явлений и о возможных подходах к решению социальной проблемы. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми; преемственно связаны с предшествующим знанием; обоснованными, не противоречить фактам; простыми и строгими. Гипотезы ориентируют и направляют исследование. Это, по сути, предварительный проект решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. Гипотезы должны быть органично связаны с задачами исследования и предварительным системным анализом проблемы. Они должны содержать предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы и объяснять логические связи в проблеме. Гипотезы, как и задачи, важны для подготовки методик сбора информации. Если методика – анкета, то ответы в ней на соответствующие вопросы (блоки вопросов) дают информацию по каждой задаче и гипотезе исследования. Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей эмпирического исследования, итог которого все же не выдвижение гипотез, а получение новых знаний. Подтвержденные гипотезы становятся теорией и законом, используются в практической деятельности. Наряду с гипотезами в программе могут называться другие ожидаемые результаты исследования. В методической части программы обосновывается выбор методов сбора первичной информации. В социологии традиционно применяются сплошные и несплошные методы исследования. Сплошные требуют полного охвата объекта исследования, всех его элементов без исключения. Но такое исследование многих социальных объектов весьма трудоемко или практически невозможно (избирателей в Челябинской области, например, более 2 миллионов 620 тысяч). В таких случаях прибегают к несплошным методам: монографическому, когда изучается типическая часть объекта; основного массива, когда изучается большая часть объекта или его важнейшие элементы, выборочному, когда опрашивается оптимальная численность лиц. По любому из таких методов дается обоснование или расчет. При подготовке программы определяются и с методиками сбора информации. Это могут быть анкеты, опросные листы для интервью, памятки качественного анализа или таблицы контент – анализа документов, протоколы или дневники наблюдений и другие. Набор методик может быть лишь перечислен в программе, или описан или приложен полностью. При этом следует помнить основные правила методической стратегии: - ни один метод не является универсальным, каждый имеет свои возможности; - не существует «хороших» или «плохих» методов, есть лишь адекватные и неадекватные исследовательским задачам; - надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил применения. В соответствии с расчетными выборками по каждой совокупности опрашиваемых для анкетеров – интервьюеров составляется задание на опрос и памятка с требованиями к его проведению. Социолог разрабатывает задание на математическую обработку информации с анкет. В соответствии с ним математик составляет (адаптирует к целям настоящего исследования) программу ввода в компьютер и обработки социологической информации. Научное исследование проводится на основе социального заказа. Заказчик, как правило, это управленческая структура, в условиях трудностей, наличия проблем, неудовлетворенности результатами стремится получить инновационную информацию и рекомендации по решению проблем. Выполняет работу исполнитель – профессиональная группа исследователей – ВТК (временный творческий коллектив). Она ведет поиск оптимальных решений поставленной проблемы, предлагает соответствующие технологии. Научно-исследовательская работа осуществляется на основе хозяйственных договоров, соглашений о творческом сотрудничестве или в других приемлемых для сторон формах. Исследование осуществляется с разделением труда по календарному плану, где указываются этапы и основные виды работ, их стоимость, исполнители и сроки, формы отчетности. Такой календарный план тоже включается в программу исследования. контрольные вопросы для самостоятельной работы 1. Что понимается под методом в прикладной социологии? 2. Как можно определить сущность прикладной социологии? 3. Назовите известные вам этапы проведения социологических исследований. 4. Что такое программа социологического исследования? Ее структура? 5. Как определяются цели и задачи социологического исследования? 6. Что представляет собой операционализация понятий в прикладном социологическом исследовании? 7. Что такое гипотеза в социологическом исследовании?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.009 с.) |