Прикладное социологическое исследование



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикладное социологическое исследование



Прикладная социология – практическая часть социологической науки. Теоретическая социология изучает законы развития социальных отношений и взаимодействий в масштабах всего общества. Прикладная социология: 1) изучает процессы в социальных подсистемах, в конкретных организациях, на уровне социальных институтов; 2) имеет свои методы исследования (опрос, наблюдение, анализ документов и другие); 3) вскрывает источники и причины развития или торможения конкретных социальных явлений, ее выводы имеют значение для управления социальной жизнью; 4) представляет единство конкретных социологических исследований и специальных социологических теорий; 5) разрабатывает проекты (программы), гипотезы конкретных социологических исследований, их этапы, надежность и достоверность получения и анализа социальной информации, процедуры сбора и обработки ее.

Наряду с прикладным выделяется эмпирическое социологическое исследование. Его суть в получении системы фактов и зависимостей между ними. Прикладные социологические исследования, как правило, включают в себя эмпирическое исследование, опираются на него. Применительно к эмпирическому исследованию выделяют:

1) методы – основные способы сбора, обработки и анализа данных. Так, методы сбора информации: опрос, наблюдение, интервью и другое;

2) методику – совокупность технических приемов, частных операций, их последовательность, взаимосвязь, стратегический план исследования. Методика предстает в виде конкретных вопросников, инструкций, анкетерам, интервьюерам, организаторам опросов;

3) процедуры – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Они повторяются при проведении различных по целям и характеру социологических исследований, то есть они значимы как стереотипы. Их недооценка ведет к нерациональным затратам, теоретическим или методическим ошибкам.

Таким образом, методы, методики, процедуры – это совокупность путей решения конкретной задачи. Такая совокупность может быть в виде программы социологического исследования или типовых нормативных рекомендаций.

В ходе прикладного социологического исследования, как правило, решаются следующие задачи:

1) поиск готового способа решения проблемы в социологической или в смежных отраслях (экономической, демографической, психологической и др.), литературе, путем обращения к социологам и специалистам - экспертам. Нужная информация может быть еще не опубликована. Если нет (или мало) опубликованных работ и готовых способов решения исследовательских задач, тогда приходится самим разрабатывать способы решения вопроса. Но и исследование может в значительной мере стать теоретическим, а не прикладным;

2) сбор информации об изучаемом объекте исследования. Если найдены типовые решения исследуемой проблемы, берутся готовые методики, адаптируются применительно к условиям конкретного объекта исследования. Если не нашли готовых решений, то на основе разработанной теории создаются и используются свои методики сбора информации;

3) анализ собранной информации и разработка нескольких вариантов решения проблемы, их обсуждение с экспертами, экспериментальная проверка (что не всегда возможно);

4) внедрение разработки в практику. Она дает оценку качеству исследователькой работы.

Организация прикладного социологического исследования имеет свою специфику. Успешность его проведения зависит от установления атмосферы взаимопонимания с заказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Если такого взаимопонимания нет, то исследование обычно постигает неудача. Важным фактором прикладного социологического исследования является время. Результаты должны быть достигнуты во взаимно согласованные заказчиком и исполнителем сроки.

Прикладной социологический анализ имеет разные аспекты применения. В одних случаях он используется для выработки долгосрочной социально-экономической политики большого предприятия, фирмы, органа управления, в других – для определения личной социально-психологической программы работы, карьеры, деловых взаимоотношений специалиста. Он может проводиться как внутри организации, так и в более широкой среде в интересах организации.

Выделяются следующие основные виды социологического исследования: в зависимости от того изучается статика или динамика социальных процессов, может быть 1) разовое исследование. Оно дает знание о явлениях и процессах на текущий момент; 2) повторное исследование. Дает картину динамики, изменений. Повторное исследование может быть панельным, когда изучается один и тот же социальный объект с интервалом по времени по одной программе и методике, и лонгитюдным, когда ведется повторное исследование одной и той же совокупности людей в течение ряда лет с разных сторон

По задачам социологические исследования различают:

1) разведывательное – его цель получение оперативной социологической информации. Оно не требует сложной программы, в нем используется сжатый по объему инструмент, опрашиваются небольшие группы. Например, экспресс-опрос по одному – двум актуальным вопросам. Еще вид разведывательного исследования – пилотажное, когда надо проверить качество разработанного рабочего инструмента, например, анкеты. Анкета апробируется на малом числе респондентов, уточняются формулировки вопросов, их восприятие респондентами и т.п.;

2) описательное – позволяет получить сведения целостного характера об изучаемом объекте, явлении, его составляющих;

3) аналитическое – наиболее сложное. Здесь выявляются причины, условия, противоречия, пути и способы решения проблемы. Оно включает в себя описательное, но идет дальше.

Проведение социологического исследования предполагает ряд последовательных этапов:

1) подготовительный – разработка программы (на него затрачивается до 30% времени на все исследование);

2) полевой - сбор первичной социологической информации (до 10% времени);

3) подготовка к обработке и обработка полученных данных (до 10% времени);

4) анализ и обобщение собранной и обработанной информации, проверка гипотез (до 30% времени);

5) составление отчета о результатах исследования (до 20% времени);

6) внедрение результатов, реализация социальных технологии.

Подготовительный этап в большой степени предопределяет успех или неудачу всего исследования. Ошибки, допущенные на этом этапе, оказывается затем трудно, а подчас и невозможно исправить. Он самый трудоемкий: до 50% интеллектуальных затрат на все исследование.

Для социологии пришло время признания, а значит и более широкой реализации общественной потребности в социологических исследованиях. Общественные науки стремятся соединить в изучении действительности социально-философский и конкретно-социологический анализ. Лучший способ этого соединения – разработка методологии решения задач конкретного исследования. Эта проблема особенно актуальна для непрофессиональных социологов. Они полагают зачастую, что заняты практической деятельностью и стоят к жизни ближе, чем теоретики, за методологию выдают основные способы сбора, обработки и анализа информации.

Социологическое исследование – прежде всего исследование научное. Какой бы прикладной ни была задача любого исследования, его сущность в научном анализе тех сторон, частей и характеристик социального процесса, которые попадают в круг зрения исследователя. При изучении социальных процессов одинаково важны как теоретическая подготовка, так и знание методов и инструментария работы.

Таким образом, социология должна располагать соответствующими ее предмету способами сбора и описания фактов, способами их упорядочения и объяснения их взаимосвязи. На основе такого подхода в рамках социологического метода выделяются методы сбора фактов, методы их упорядочения и научного обобщения.

 

Программа исследования

Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, описание его процедур и организации. Ее главное назначение в предварительном теоретическом анализе проблемы. Программа должна содержать ответы на три основных вопроса: «Что надо делать?» «Чем делать?» «Как делать?»

Любая программа должна отвечать требованиям необходимости; ясности и четкости; гибкости; логичности.

Программа выполняет три функции:

1. методологическую (формулирует научную проблему, цели и задачи исследования);

2. методическую (предлагает методический план исследования, средства сбора и обработки информации);

3. организационную (обеспечивает разделение труда и контроль за проведением основных этапов исследования).

В методологической части программы прежде всего формулируется проблема. В основе любой социальной проблемы лежит какое-то реальное жизненное противоречие. Его надо выявить и сформулировать как проблему. Если же проблемы нет, то не стоит и проводить исследование. Любая реальная проблема несет что-то новое, представляет собой пока не решенную (познавательную или практическую задачу). Научную проблему должны отличать острота, актуальность, новизна и проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это, например, противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и не знанием путей, средств, методов реализации этих действий.

Далее в программе определяются цели и задачи исследования. Цель - это общая направленность исследования, что должно быть достигнуто в результате. Четко обозначенная цель ведет к новому знанию, дает возможность оценить социальные явления под определенным углом зрения, позволяет сформулировать гипотезу, определить объем работы и затрат на исследование, взаимоотношения заказчика и исполнителя. Задачи – конкретизируют цель, это по сути вопросы, на которые должен быть получен ответ в ходе исследования. Тем самым реализуется его цель. Постановка задач позволяет выбрать средства и методы познавательных действий.

В программе обрисовывается объект – подлежащее исследованию явление или процесс. Он характеризуется количественно, структурно, в пространстве и времени. Чаще всего это какая-то совокупность людей. Определение объекта исследования делает обозримой проблему, обозначает носителей проблемной ситуации.

Указывается предмет исследования – те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. Это могут быть какие-то виды или характеристики деятельности, потребности, состояния сознания, интересы, идеалы, мнения, мотивы, ценностные ориентации людей и т.п. Объект может быть одним и тем же в разных исследованиях, предмет же - это угол зрения на объект. Определить предмет исследования, значит установить границы и рамки научного поиска, объем отбора эмпирического материала для анализа.

Проводится интерпретация основных понятий. Она должна охватить сущность рассматриваемых явлений, процессов, раскрыть их важнейшие стороны и признаки. То есть раскрывается содержание терминов, отражающих предмет изучения. Причем, в ходе исследования они могут уточняться.

Осуществляется предварительное системное описание проблемы исследования. Строится как бы модель объекта, выделяются и раскрываются его элементы, их внутренние и внешние связи, по сути развертывается проблема исследования на основе следующих требований:

во-первых, возможно более точного разграничения между проблематичным, неизвестным и данным, известным;

во-вторых, отчетливого отделения существенного от несущественного в общей проблеме;

в-третьих, расчленения общей проблемы на частные и упорядочение их по приоритету. Предварительный анализ ведется как логический; системный (выделяются составные части, внутренние и внешние связи); функциональный (выделяются механизмы, факторы, условия воздействия на изучаемую проблему); комплексный (междисциплинарный).

За предварительным описанием проблемы в программе следует выдвижение гипотез. Гипотеза – это научное обоснованное предположение, объяснение каких-либо фактов или явлений, пока не подтвержденных, не проверенных. Это может быть предположение о структуре изучаемого объекта, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями, о причинах каких-либо явлений и о возможных подходах к решению социальной проблемы. Гипотезы должны быть принципиально проверяемыми; преемственно связаны с предшествующим знанием; обоснованными, не противоречить фактам; простыми и строгими.

Гипотезы ориентируют и направляют исследование. Это, по сути, предварительный проект решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. Гипотезы должны быть органично связаны с задачами исследования и предварительным системным анализом проблемы. Они должны содержать предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы и объяснять логические связи в проблеме. Гипотезы, как и задачи, важны для подготовки методик сбора информации. Если методика – анкета, то ответы в ней на соответствующие вопросы (блоки вопросов) дают информацию по каждой задаче и гипотезе исследования.

Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей эмпирического исследования, итог которого все же не выдвижение гипотез, а получение новых знаний. Подтвержденные гипотезы становятся теорией и законом, используются в практической деятельности.

Наряду с гипотезами в программе могут называться другие ожидаемые результаты исследования.

В методической части программы обосновывается выбор методов сбора первичной информации. В социологии традиционно применяются сплошные и несплошные методы исследования. Сплошные требуют полного охвата объекта исследования, всех его элементов без исключения. Но такое исследование многих социальных объектов весьма трудоемко или практически невозможно (избирателей в Челябинской области, например, более 2 миллионов 620 тысяч). В таких случаях прибегают к несплошным методам: монографическому, когда изучается типическая часть объекта; основного массива, когда изучается большая часть объекта или его важнейшие элементы, выборочному, когда опрашивается оптимальная численность лиц. По любому из таких методов дается обоснование или расчет.

При подготовке программы определяются и с методиками сбора информации. Это могут быть анкеты, опросные листы для интервью, памятки качественного анализа или таблицы контент – анализа документов, протоколы или дневники наблюдений и другие. Набор методик может быть лишь перечислен в программе, или описан или приложен полностью. При этом следует помнить основные правила методической стратегии:

- ни один метод не является универсальным, каждый имеет свои возможности;

- не существует «хороших» или «плохих» методов, есть лишь адекватные и неадекватные исследовательским задачам;

- надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил применения.

В соответствии с расчетными выборками по каждой совокупности опрашиваемых для анкетеров – интервьюеров составляется задание на опрос и памятка с требованиями к его проведению.

Социолог разрабатывает задание на математическую обработку информации с анкет. В соответствии с ним математик составляет (адаптирует к целям настоящего исследования) программу ввода в компьютер и обработки социологической информации.

Научное исследование проводится на основе социального заказа. Заказчик, как правило, это управленческая структура, в условиях трудностей, наличия проблем, неудовлетворенности результатами стремится получить инновационную информацию и рекомендации по решению проблем. Выполняет работу исполнитель – профессиональная группа исследователей – ВТК (временный творческий коллектив). Она ведет поиск оптимальных решений поставленной проблемы, предлагает соответствующие технологии.

Научно-исследовательская работа осуществляется на основе хозяйственных договоров, соглашений о творческом сотрудничестве или в других приемлемых для сторон формах. Исследование осуществляется с разделением труда по календарному плану, где указываются этапы и основные виды работ, их стоимость, исполнители и сроки, формы отчетности. Такой календарный план тоже включается в программу исследования.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Что понимается под методом в прикладной социологии?

2. Как можно определить сущность прикладной социологии?

3. Назовите известные вам этапы проведения социологических исследований.

4. Что такое программа социологического исследования? Ее структура?

5. Как определяются цели и задачи социологического исследования?

6. Что представляет собой операционализация понятий в прикладном социологическом исследовании?

7. Что такое гипотеза в социологическом исследовании?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.12.229 (0.009 с.)