![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 15. Социология молодежи
1. Молодежь как особая социально-демографическая группа. 2. Молодежная субкультура. 3. Социальные проблемы молодежи.
Молодежь как особая социально-демографическая группа. Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Еще в древности к молодым относили тех, кому от 20 до 40 лет, сейчас широко распространена точка зрения, что молодые от 16 до 24 лет. Такие расхождения вытекают из различия исследовательских подходов и разных исторических, социально-экономических условий каждого общества. Так, в США молодежь к 17 годам может быть экономически самостоятельной. Это обусловлено: 1) возможностью раннего трудоустройства; 2) совмещением работы и учебы; 3) более рациональными отношениями между родителями и детьми; 4) возможностью общества дать молодежи экономические льготы, кредиты. Но распространение высшего образования в США существенно продлевает период социализации. Большинство отечественных социологов считают началом молодежного возраста 16 лет, когда заканчивается первичная социализация. Концом – 30 лет, когда заканчивается подготовка к выполнению ролей взрослого. Но развитие рыночных отношений содействует проявлению инициативы и самостоятельности у части молодежи и в более раннем возрасте. Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации и подготавливаемых обществом к выполнению социальных ролей взрослых. Молодость – это возраст, ступень развития личности (степень ее социализации и индивидуализации) и определенный социальный статус. В социологии молодежь рассматривается как определенная возрастная когорта людей – сверстников. В статистике, демографии берутся возрастные границы молодежи – 16 – 29 лет. Это позволяет оценить тенденции демографического развития общества, ориентиры социальной и молодежной политики. Социологи принимают этот жесткий подход, но и учитывают социализацию, текучесть ее процессов. Так, 16 лет – с юридически правовой точки зрения – это совершеннолетие. Но отметим влияние акселерации, более раннего физического, полового и интеллектуального взросления подростков. По данным ВЦИОМ, из подростков в 13-15 лет ставят на первое место учебу – 35% юношей, 43% девушек. То есть роль учебы перестала быть исключительной. Наряду с ней выделяют бизнес (19% и 5% соответственно) и работу (8% и 3%). Но и верхние границы не застывшие. К 30 годам большинство опрошенной молодежи не устраивает ее материальное положение, половину – жилищные условия. В социологии не только выделяется молодежь как целостная возрастная группа, но и осуществляется возрастная дифференциация внутри самой молодежи. Как правило, 15 лет молодежного возраста делится на 16-20, 21-24 и 25-29 лет. Когда эта возрастная градация осуществляется на практике, могут возникать серьезные проблемы. Одна из них – дедовщина, когда старший по возрасту, сроку службы унижает младшего. Причем, эта проблема не только армии. Корни ее в гражданском обществе. По данным социологов, до 35 лет большинство считают себя молодыми, в 40 лет таких не менее 1/5, а в 50 лет – 5-10%. Это психологическая самооценка. Социологический подход преодолевает жесткость возрастных границ демографического и безграничность психологического подходов. Ступень развития личности рассматривается с точки зрения социализации. Молодость – это период подготовки к взрослой жизни. Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и зрелого служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность человека. За 15 лет несколько раз резко меняется социально-демографический статус. До 18 лет – подростки, учащиеся на иждивении. Это потребительская группа, но с низким доходом. 18-24 года – молодежь работающая, студенты и молодые люди, завершившиеся профессиональную подготовку. Они активно вступают в брак, часто живут отдельно от родителей. 25-29 лет – молодые люди с определенной квалификацией, жизненным и профессиональным опытом. Что считать проявлением самостоятельности? Были времена и в 20 лет командовали армиями, а сегодня - в студенческих аудиториях, не в состоянии прокормить семью. Есть закономерность: в экстремальные периоды истории, в войны и революции молодежь быстрее получает общественное признание. Для спокойного периода критерии самостоятельности следующие: 1) сам себя обеспечивает средствами существования; 2) распоряжается деньгами независимо; 3) самостоятелен в выборе образа жизни; 4) проживает независимо от родителей. Еще как критерии называют способность отвечать перед законом, допуск к голосованию, вступление в брак. При оценке социального статуса принимается во внимание: 1) роль, удельный вес молодежи в обществе. Может быть три типа воспроизводства населения: 1) расширенное – доля молодежи резко возрастает как результат высокой рождаемости; 2) суженное – доля молодежи снижается из-за низкой рождаемости, увеличивается до 3-4 число сосуществующих поколений; 3) отрицательное – доля молодежи и рождаемость резко снижается, угроза депопуляции, вымирания. Для России характерен второй тип. Ныне лишь один из пяти человек населения входит в молодежную группу (а в 1979 г. был один из четырех). Доля молодежи еще больше будет уменьшаться, а это увеличивает социальную нагрузку на молодых; 2) состав самой молодежи, ее стратификация. Выделяют три типа такой дифференциации: - первый – стратификационный – когда в каждой общности, группе, страте выделяется ее молодежная часть – молодые рабочие, молодые инженеры, предприниматели. Или в рамках молодежного поколения выделяются группы по основным занятиям – школьники, студенты и т.п.; - второй – возрастной – по определенным возрастным группам внутри молодежи; - третий – субкультурный – по образу и характеру ценностных ориентаций и установок. Социология чаще всего использует многомерную модель молодежи с учетом ее интегративных признаков как целостной группы, прежде всего по общности социально-психологических качеств молодежи, таких как: - бескорыстие и отзывчивость молодого человека, не обремененного еще излишне рациональным подходом к окружающему миру; - особая эмоциональная восприимчивость, наивно – восторженная реакция, романтический настрой, но и вытекающая отсюда повышенная обидчивость, ранимость; - стремление к идеалу, вера в собственные силы и возможность многое изменить, вера в любовь и счастье; - стремление к максимальному проявлению сил, самоотдача в расчете на авторитет и положительную оценку окружающих. На молодой возраст приходится 90% первых браков и до 30 лет рождаются все запланированные дети. Социология молодежи – отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, процесс социальной преемственности, образ жизни, социальную мобильность. То есть молодежь рассматривается как объект воспитания и субъект становления. Социология молодежи ставит конкретные задачи выявлять: - специфические особенности молодежи как социально-демографической группы; - изменения в ней в определенных исторических условиях; - ее функции и сферы жизни; - особенности сознания и поведения.
Молодежная субкультура. Это один из типов дифференциации молодежи. Более того в зарубежной социологии взаимодействие поколений раскрывается через трактовку молодежной культуры. Она рассматривается как особая форма организации молодежи, автономное образование внутри господствующей культуры с определенным стилем жизни и мышлением ее носителей. Через это раскрывается ее место в культуре общества. Молодежная субкультура возникла как негативная реакция на господствующую в обществе культуру. Развитие представлений о молодежной культуре, например, в американской социологии шло так: 4. 1950 гг. – концепция «культуры ганга» (с анг. Gang – шайка, банда, группа). Молодежная культура – это преимущественно культура подростков с отклоняющимся (преступным, делинкветным) поведением. Она устойчива у молодежи низших слоев общества; 5. 1960 гг. – концепция «субкультуры» (суб – под) акцент на своебразие, отличие молодежной культуры от культуры взрослых и многообразие молодежных субкультур; 6. конец 60 – 1970 гг. – концепция контркультуры. Культура протеста и неравенства. С этим выступили молодежные движения – антивоенные, экологические. Они критиковали буржуазный образ жизни, массовую культуру и воспевали индивидуальную свободу. Борьба шла через шокирующее нарушение общественных приличий. Подчеркивалась враждебность молодежной культуры, протест против культуры взрослых. Молодежная культура утвердилась через молодежную революцию. 7. 1980 – 90 гг. – возврат к концепции молодежной субкультуры. Акцент делается на разнообразие молодежных субкультур и специфику культуры отдельных групп молодежи. В качестве черт молодежных субкультур выделяют: - специфические своеобразные нормы и ценности; - специфический язык и жаргон; - особые каналы коммуникаций (аудиовизуальные средства, тусовки); - своеобразный стиль жизни (одежда, жесты, ритуалы); - чувство принадлежности к группе, солидарность с ней; - свои критерии статуса, престижа; - особая роль лидера в группе; - свои институты; - язык. Развитие субкультурных процессов в молодежной среде России, например, в 90-е годы характеризуется: - формированием территориальных группировок (люберы, казаки и превращением их в криминогенные); - многообразием стилевых группировок (рокеры, спортивные фанаты, хиппи, панки, металлисты и т.п.); - деполитизацией большинства молодежных группировок, усилением религиозных групп (белое братство, кришнаиты); - снижением возраста участников (большинство до 20 лет). В субкультурном подходе к молодежи есть три точки зрения: - критическая, осуждающая (потерянное, равнодушное, взрывающее поколение), но это неверие в будущее общества; - восторженно-оптимистическая идеализация и захваливание («молодым везде у нас дорога», «молодежь – наше будущее»). Это - заигрывание, популизм; - позитивно-объективная, когда отмечаются слабые и сильные стороны, ведущие формы жизнедеятельности. В молодежной субкультуре преобладают стереотипы, она носит групповой характер, во многом суррогатна, наполнена искусственными заменителями реальных ценностей, призрачным участием, бегством от реальной действительности, иллюзорностью. В соответствии с подходами выстраиваются и стратегии отношения к молодежной культуре. Особенности молодежной субкультуры вытекают из: - попыток формирования собственного мировоззрения, оппозиционного старшим поколениям; - склонности к инноватике и творчеству; - непризнания авторитетов; - стремления к автономии и независимости; - экономической несамостоятельности и меньших прав и обязанностей, но попыток играть роль взрослых.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.192.241 (0.008 с.) |