Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 15. Социология молодежиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Молодежь как особая социально-демографическая группа. 2. Молодежная субкультура. 3. Социальные проблемы молодежи.
Молодежь как особая социально-демографическая группа. Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Еще в древности к молодым относили тех, кому от 20 до 40 лет, сейчас широко распространена точка зрения, что молодые от 16 до 24 лет. Такие расхождения вытекают из различия исследовательских подходов и разных исторических, социально-экономических условий каждого общества. Так, в США молодежь к 17 годам может быть экономически самостоятельной. Это обусловлено: 1) возможностью раннего трудоустройства; 2) совмещением работы и учебы; 3) более рациональными отношениями между родителями и детьми; 4) возможностью общества дать молодежи экономические льготы, кредиты. Но распространение высшего образования в США существенно продлевает период социализации. Большинство отечественных социологов считают началом молодежного возраста 16 лет, когда заканчивается первичная социализация. Концом – 30 лет, когда заканчивается подготовка к выполнению ролей взрослого. Но развитие рыночных отношений содействует проявлению инициативы и самостоятельности у части молодежи и в более раннем возрасте. Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации и подготавливаемых обществом к выполнению социальных ролей взрослых. Молодость – это возраст, ступень развития личности (степень ее социализации и индивидуализации) и определенный социальный статус. В социологии молодежь рассматривается как определенная возрастная когорта людей – сверстников. В статистике, демографии берутся возрастные границы молодежи – 16 – 29 лет. Это позволяет оценить тенденции демографического развития общества, ориентиры социальной и молодежной политики. Социологи принимают этот жесткий подход, но и учитывают социализацию, текучесть ее процессов. Так, 16 лет – с юридически правовой точки зрения – это совершеннолетие. Но отметим влияние акселерации, более раннего физического, полового и интеллектуального взросления подростков. По данным ВЦИОМ, из подростков в 13-15 лет ставят на первое место учебу – 35% юношей, 43% девушек. То есть роль учебы перестала быть исключительной. Наряду с ней выделяют бизнес (19% и 5% соответственно) и работу (8% и 3%). Но и верхние границы не застывшие. К 30 годам большинство опрошенной молодежи не устраивает ее материальное положение, половину – жилищные условия. В социологии не только выделяется молодежь как целостная возрастная группа, но и осуществляется возрастная дифференциация внутри самой молодежи. Как правило, 15 лет молодежного возраста делится на 16-20, 21-24 и 25-29 лет. Когда эта возрастная градация осуществляется на практике, могут возникать серьезные проблемы. Одна из них – дедовщина, когда старший по возрасту, сроку службы унижает младшего. Причем, эта проблема не только армии. Корни ее в гражданском обществе. По данным социологов, до 35 лет большинство считают себя молодыми, в 40 лет таких не менее 1/5, а в 50 лет – 5-10%. Это психологическая самооценка. Социологический подход преодолевает жесткость возрастных границ демографического и безграничность психологического подходов. Ступень развития личности рассматривается с точки зрения социализации. Молодость – это период подготовки к взрослой жизни. Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и зрелого служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность человека. За 15 лет несколько раз резко меняется социально-демографический статус. До 18 лет – подростки, учащиеся на иждивении. Это потребительская группа, но с низким доходом. 18-24 года – молодежь работающая, студенты и молодые люди, завершившиеся профессиональную подготовку. Они активно вступают в брак, часто живут отдельно от родителей. 25-29 лет – молодые люди с определенной квалификацией, жизненным и профессиональным опытом. Что считать проявлением самостоятельности? Были времена и в 20 лет командовали армиями, а сегодня - в студенческих аудиториях, не в состоянии прокормить семью. Есть закономерность: в экстремальные периоды истории, в войны и революции молодежь быстрее получает общественное признание. Для спокойного периода критерии самостоятельности следующие: 1) сам себя обеспечивает средствами существования; 2) распоряжается деньгами независимо; 3) самостоятелен в выборе образа жизни; 4) проживает независимо от родителей. Еще как критерии называют способность отвечать перед законом, допуск к голосованию, вступление в брак. При оценке социального статуса принимается во внимание: 1) роль, удельный вес молодежи в обществе. Может быть три типа воспроизводства населения: 1) расширенное – доля молодежи резко возрастает как результат высокой рождаемости; 2) суженное – доля молодежи снижается из-за низкой рождаемости, увеличивается до 3-4 число сосуществующих поколений; 3) отрицательное – доля молодежи и рождаемость резко снижается, угроза депопуляции, вымирания. Для России характерен второй тип. Ныне лишь один из пяти человек населения входит в молодежную группу (а в 1979 г. был один из четырех). Доля молодежи еще больше будет уменьшаться, а это увеличивает социальную нагрузку на молодых; 2) состав самой молодежи, ее стратификация. Выделяют три типа такой дифференциации: - первый – стратификационный – когда в каждой общности, группе, страте выделяется ее молодежная часть – молодые рабочие, молодые инженеры, предприниматели. Или в рамках молодежного поколения выделяются группы по основным занятиям – школьники, студенты и т.п.; - второй – возрастной – по определенным возрастным группам внутри молодежи; - третий – субкультурный – по образу и характеру ценностных ориентаций и установок. Социология чаще всего использует многомерную модель молодежи с учетом ее интегративных признаков как целостной группы, прежде всего по общности социально-психологических качеств молодежи, таких как: - бескорыстие и отзывчивость молодого человека, не обремененного еще излишне рациональным подходом к окружающему миру; - особая эмоциональная восприимчивость, наивно – восторженная реакция, романтический настрой, но и вытекающая отсюда повышенная обидчивость, ранимость; - стремление к идеалу, вера в собственные силы и возможность многое изменить, вера в любовь и счастье; - стремление к максимальному проявлению сил, самоотдача в расчете на авторитет и положительную оценку окружающих. На молодой возраст приходится 90% первых браков и до 30 лет рождаются все запланированные дети. Социология молодежи – отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, процесс социальной преемственности, образ жизни, социальную мобильность. То есть молодежь рассматривается как объект воспитания и субъект становления. Социология молодежи ставит конкретные задачи выявлять: - специфические особенности молодежи как социально-демографической группы; - изменения в ней в определенных исторических условиях; - ее функции и сферы жизни; - особенности сознания и поведения.
Молодежная субкультура. Это один из типов дифференциации молодежи. Более того в зарубежной социологии взаимодействие поколений раскрывается через трактовку молодежной культуры. Она рассматривается как особая форма организации молодежи, автономное образование внутри господствующей культуры с определенным стилем жизни и мышлением ее носителей. Через это раскрывается ее место в культуре общества. Молодежная субкультура возникла как негативная реакция на господствующую в обществе культуру. Развитие представлений о молодежной культуре, например, в американской социологии шло так: 4. 1950 гг. – концепция «культуры ганга» (с анг. Gang – шайка, банда, группа). Молодежная культура – это преимущественно культура подростков с отклоняющимся (преступным, делинкветным) поведением. Она устойчива у молодежи низших слоев общества; 5. 1960 гг. – концепция «субкультуры» (суб – под) акцент на своебразие, отличие молодежной культуры от культуры взрослых и многообразие молодежных субкультур; 6. конец 60 – 1970 гг. – концепция контркультуры. Культура протеста и неравенства. С этим выступили молодежные движения – антивоенные, экологические. Они критиковали буржуазный образ жизни, массовую культуру и воспевали индивидуальную свободу. Борьба шла через шокирующее нарушение общественных приличий. Подчеркивалась враждебность молодежной культуры, протест против культуры взрослых. Молодежная культура утвердилась через молодежную революцию. 7. 1980 – 90 гг. – возврат к концепции молодежной субкультуры. Акцент делается на разнообразие молодежных субкультур и специфику культуры отдельных групп молодежи. В качестве черт молодежных субкультур выделяют: - специфические своеобразные нормы и ценности; - специфический язык и жаргон; - особые каналы коммуникаций (аудиовизуальные средства, тусовки); - своеобразный стиль жизни (одежда, жесты, ритуалы); - чувство принадлежности к группе, солидарность с ней; - свои критерии статуса, престижа; - особая роль лидера в группе; - свои институты; - язык. Развитие субкультурных процессов в молодежной среде России, например, в 90-е годы характеризуется: - формированием территориальных группировок (люберы, казаки и превращением их в криминогенные); - многообразием стилевых группировок (рокеры, спортивные фанаты, хиппи, панки, металлисты и т.п.); - деполитизацией большинства молодежных группировок, усилением религиозных групп (белое братство, кришнаиты); - снижением возраста участников (большинство до 20 лет). В субкультурном подходе к молодежи есть три точки зрения: - критическая, осуждающая (потерянное, равнодушное, взрывающее поколение), но это неверие в будущее общества; - восторженно-оптимистическая идеализация и захваливание («молодым везде у нас дорога», «молодежь – наше будущее»). Это - заигрывание, популизм; - позитивно-объективная, когда отмечаются слабые и сильные стороны, ведущие формы жизнедеятельности. В молодежной субкультуре преобладают стереотипы, она носит групповой характер, во многом суррогатна, наполнена искусственными заменителями реальных ценностей, призрачным участием, бегством от реальной действительности, иллюзорностью. В соответствии с подходами выстраиваются и стратегии отношения к молодежной культуре. Особенности молодежной субкультуры вытекают из: - попыток формирования собственного мировоззрения, оппозиционного старшим поколениям; - склонности к инноватике и творчеству; - непризнания авторитетов; - стремления к автономии и независимости; - экономической несамостоятельности и меньших прав и обязанностей, но попыток играть роль взрослых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.013 с.) |