Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.

Поиск

Место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.


1. Место социологии в системе гуманитарных и социальных дисциплин

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей культурных и духовных артефактов. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук определяется тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется "n" разных объектов изучения, то их будет изучать "n" частных наук, к которым присоединится "n+1" наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека. Предмет социальной антропологии - это ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом проявляется родство социальной антропологии и социологии.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Общим для социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как социальный тип. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности.

Политическая экономия. Учение о государстве изучает политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

С оциальная психология и психология. Если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального "Я", а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия "Мы".

История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология - in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только "социальное". Поэтому объект социологии уже объекта истории.

Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности.

Социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.

Особенности социолгического подхода. Предмет социологии

3 вида особенностей:

1)осмысление социологии как целостности

2)анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных и конкретных связей, взаимодействий институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3)достижением конкретного знания о реальных людях, их интересах, о соц.процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно социологических исследований наделенных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

Предмет социологии состоит не в том, что она изучает, а в том, как она это делает, каков ее угол зрения, каковы проблемы и задачи, которые она решает. Однако зачастую под предметом социологии понимают определение того, что такое социология. При этом споры ведутся, как правило, вокруг той или иной формулировки предмета.

Под предметом социологии понимают определение того, что такое социология. Предмет ее характеризуется посредством тех или иных понятий, которые можно назвать «ключевыми». Разные авторы при определении используют разные ключевые понятия. «общество в целом», «соц. общности», «соц.процессы».

Макро и микро социология

Микросоциология фокусирует внимание на личности, охватывает малые и первичные группы.

Предмет микросоциологии - взаимодействие людей, поведенческие акты повседневной жизни: ученые фокусируют внимание на мотивах поступков, смыслах, значения действий, жизненный мир личности, который здесь и сейчас.

Предмет познания микросоциологии – индивид как субъект (актор). Его соц.поведение и интеракции с другими индивидами, общество создаётся сложными переплетениями процессов интеракции.

Методология микро.соц - принцип индивидуализма; все общественные явления результат дейстий, решений, взглядов людей как акторов, а коллективные понятия как класс, государство.

Методы микросоц: интерпретирующие смысл и значение соц поведения: включенное наблюдение, инраспекцизм (самонаблюдение), эмпатия (перенесение чужих переживаний на себя), кейстади, биографический.

Теории микросоц: феноменалогия (А.Шуц), энтометодология (Г.Горфинкель), символический интеракционизм (Дж. Т. Мид), теория обменя (Дж. Хомакс)

Макросоциология связана с представлением об обществе как целом, имеет представления об институтах общества, обобщенных образах поведения людей, организационного свойства.

Предмет познания макросоциологии - общество как социальная система социальная структура, как надындивидуальной структурной определяющей индивид. поведение. Поведение индивида детерминирован объективными внешними условиями.

Методология – принцип холизма. Целое больше чем сумма соответствующих его частей.

Методы макро.соц: качественные, количественные, массовый опрос, историко-сравнительные, контент-анализ, статистоко-математический.

Теории макросоц: структурный функционализм (парсонс, мертон)

Теория конфликта (маркса и дюргейма)

 

Социологическое воображение

Обучение социологов преследует четыре цели: (а) научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность; (б) привить определенный взгляд на предмет, перспективу подхода к социальной реальности; (в) научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований; (г) использовать информацию об основных фактах и сведениях о современной общественной жизни. Объединим пункты (а) и (б) — язык и перспективу — одним названием "социологическое воображение", заимствованным из классической работы Чарльза Райта Миллса. По определению Миллса, "социологическое воображение помогает нам понять историю и биографию, а также связь между ними внутри общества"

Это умение включает пять компонентов: (а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов, индивидов либо групп и идентифицировать этих агентов; (б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь, в том числе те возможности, которые имеются в распоряжении агентов; (в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; (г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике, изменчивом процессе становления; (д) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни.

Иными словами, социологическое воображение — это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных установлений способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстами, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества.

Ч. Райт Миллс приводит следующий пример: "Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень непростой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются… Суть дела заключается в следующем: социология — это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это. Если этого не происходит, то социология, как часть либерального образования, оказывается несостоятельной". Преподавание социологии не сводится к "книжной социологии", оно должно ориентировать на "социологию в жизни", что позволит давать более глубокие интерпретации и лучше понимать то, что нас окружает. По словам классика социологии Роберта Парка, "при отсутствии стремления интегрировать знания, полученные в аудитории, с опытом и проблемами действительной жизни процесс обучения становится простым педантизмом. Этот педантизм проявляется в отсутствии ясных суждений и практического понимания вещей, которое мы называем здравым смыслом".

Методы социологии

Методы социологического исследования делятся на методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).

Метод анализа документов. Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. Документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения. Существует два вида анализа документов - традиционный и контент-анализ.

Метод наблюдения. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.

Метод опроса. Опрос - метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.

Интервью - это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом. Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону).

Метод эксперимента.Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий. Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально - психологический.

Функции социологии.

Познавательная - изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия личностей и социальных групп друг с другом и условиями жизнедеятельности.

Идеологическая формирование на основе научного мировоззрения базовых для данного общества ценностей, идеалов.

Мировоззренческая - формирование научных взглядов на природу социальных процессов и структуру общества.

Прогностическая - на основе знания закономерностей общественного развития выработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов в социальной сфере (напр.: демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.) для разработки рекомендаций в политическом и социальном управлении.

Управленческая выработка рекомендаций для органов государственной власти на основе выявления тенденций и закономерностей социального развития и определения прогнозов.

Описательная - формулирование понятий, категорий, теорий и правил описания, отражающих особенности социальной реальности.

Оценочная - осуществление оценки соответствия того или иного общества, существующих в нем социальных институтов и организаций, прав и норм ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям, интересам.

Образовательная - тиражирование и распространение социологических знаний и оценок через систему учебных заведений и повышения квалификации.

Социализация.

Социализация – включение индивида в общество, процесс приобретения (освоения) соц опыта, ценностных ориентаций и норм для исполнения социальных ролей. Если задатки к соц развитию е поучают развитие, тогда происходит нарушение в генетической и психологической развитии человека.

Три этапа социализации:

1)дотрудовая:

а)первичная (в семье: элемент знания о добре или зле, плохо или хорошо)

б) вторичная (институт воспитания, образования)

Трудовая

3)послетрудовая (большой жизненный опыт, возможно одиночество, маленькая пенсия, смерть супруга)

Социализация бывает:

А)детей – направлена на получение ценностных ориентаций (способность критически регулировать нормами)

Б)взрослых – направлена на изменение внешних ценностных ориентаций, а не глубинных (приобретение соц навыков)

Молодежь (по Мангейму) - считает молодежь силой, которая готова к любым начинаниям, в силу своего переходного положения, но это не прогрессивная сила.

- Молодежь рассматривается как «маргинальная группа, в нейтральном смысле, как группа не относящаяся по возрасту ни к взрослым ни к детям.

Ресоциализация (переподготовка, переобучение) – овладение новыми ценностями, ролями, взамен тем, которые не соответствуют новой ситуации.

Агент социализации – тот, кто транслирует опыт, знание: СМИ, образование, соц группы, отдельные люди, друзья, спорт клуб.

Большинство людей демонстрируют конформное поведение – некритичное принятие, подчинение господств, мнением и образом поведения.

Контркултиура – образцы мышления и действия, которые резко расходятся с принятыми в обществе

(фашистские, рассисткие, антигуманистические идеи.)

Субкультура – культурные образцы, обособленный некот частью общества. С одной стороны субкультура может делать общество более разнообразным, с другой является провоцирующим некот. проблемы в обществе.

Адаптация- усвоение ценностей, правил приспособленных к ним.

Интернализация – внутренний регулятор поведения.

 

Партия

В современных обществах, указывает Вебер, важным инструментом власти становятся партии, которые оказывают влияние на стратификацию, независимо от класса и статуса. “Партия” определяется как группа людей, которые работают вместе, потому что у них общие истоки, цели и интересы. Маркс объяснял возникновение различных статусов и партий, используя понятие класса. Однако Вебер считает, что ни формирование статуса, ни возникновение партий не может быть объяснено только с точки зрения классового подхода, хотя определенное влияние классов здесь очевидно. В свою очередь, и статус, и партийная принадлежность могут весьма существенно влиять на экономические условия жизни отдельных людей и групп, а следовательно — классов. Партии могут взывать к эмоциям, идущим вразрез с классовыми различиями, например, они могут основываться на религиозной принадлежности или националистических идеях. Марксист может попытаться объяснять конфликт между католиками и протестантами Северной Ирландии в терминах классовой борьбы, так как среди рабочих больше католиков. Однако последователь Вебера сочтет такое объяснение неудовлетворительным, поскольку многие протестанты также являются выходцами из рабочего класса. Партии, к которым принадлежат данные люди, отражают как классовые, так и религиозные различия.

Работы Вебера по стратификации показывают, что на жизнь людей, помимо классовой принадлежности, существенно влияют другие виды стратификации. Большинство социологов согласны с важностью такого подхода, поскольку схема Вебера предлагает более гибкую и совершенную основу для анализа стратификации, чем марксовская.

Место социологии в системе гуманитарных и общественных наук.


1. Место социологии в системе гуманитарных и социальных дисциплин

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей культурных и духовных артефактов. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук определяется тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется "n" разных объектов изучения, то их будет изучать "n" частных наук, к которым присоединится "n+1" наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека. Предмет социальной антропологии - это ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом проявляется родство социальной антропологии и социологии.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Общим для социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как социальный тип. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности.

Политическая экономия. Учение о государстве изучает политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

С оциальная психология и психология. Если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального "Я", а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия "Мы".

История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология - in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только "социальное". Поэтому объект социологии уже объекта истории.

Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности.

Социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.011 с.)