Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социолгического подхода. Предмет социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3 вида особенностей: 1)осмысление социологии как целостности 2)анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных и конкретных связей, взаимодействий институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы. 3)достижением конкретного знания о реальных людях, их интересах, о соц.процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно социологических исследований наделенных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами. Предмет социологии состоит не в том, что она изучает, а в том, как она это делает, каков ее угол зрения, каковы проблемы и задачи, которые она решает. Однако зачастую под предметом социологии понимают определение того, что такое социология. При этом споры ведутся, как правило, вокруг той или иной формулировки предмета. Под предметом социологии понимают определение того, что такое социология. Предмет ее характеризуется посредством тех или иных понятий, которые можно назвать «ключевыми». Разные авторы при определении используют разные ключевые понятия. «общество в целом», «соц. общности», «соц.процессы». Многообразие “социального”. Уровни социальной организации общества Общераспространенным представлением в социологии является деление общества на микро- и макроуровни. Изучением макроуровня занимается макросоциология, которая сосредоточена на рассмотрении крупных социальных процессов, анализе больших социальных групп и систем (общество, цивилизация и т.д). Микросоциология ориентируется на изучение социальных явлений и процессов в относительно небольших социальных системах (например, семье), составляющих микросоциальный уровень Можно говорить также об объективном и субъективном уровнях социальной реальности. Объективный уровень означает, что то или иное социальное явление существует или, говоря словами Дюркгейма, является "вещью". Это действующие личности, социальные действия и взаимодействия, структуры управления, законы, социальные и экономические институты и т.д. Субъективный уровень относится к явлениям, которые не имеют материального существования (умственные процессы, социальные установки, нормы ценности и т.д.). Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое. Существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями). Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе "Социальная система". В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и личностными системами, а также образцами культуры. Парсонс выделяет 4 уровня структурной иерархии общества: первичный, или индивидуальный, уровень, где отношения строятся по типу "лицом к лицу"; " менеджериальный " уровень, где отношения строятся по типу организованной группы; " институциональный " уровень, где субъектами отношений выступают уже не индивидуумы, а организации; " социетальный " уровень, интегрирующий общество в виде определенной национальной и политической общности. Также следует отметить, что общество — совокупность самых разных групп. Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак. Макро и микро социология Микросоциология фокусирует внимание на личности, охватывает малые и первичные группы. Предмет микросоциологии - взаимодействие людей, поведенческие акты повседневной жизни: ученые фокусируют внимание на мотивах поступков, смыслах, значения действий, жизненный мир личности, который здесь и сейчас. Предмет познания микросоциологии – индивид как субъект (актор). Его соц.поведение и интеракции с другими индивидами, общество создаётся сложными переплетениями процессов интеракции. Методология микро.соц - принцип индивидуализма; все общественные явления результат дейстий, решений, взглядов людей как акторов, а коллективные понятия как класс, государство. Методы микросоц: интерпретирующие смысл и значение соц поведения: включенное наблюдение, инраспекцизм (самонаблюдение), эмпатия (перенесение чужих переживаний на себя), кейстади, биографический. Теории микросоц: феноменалогия (А.Шуц), энтометодология (Г.Горфинкель), символический интеракционизм (Дж. Т. Мид), теория обменя (Дж. Хомакс) Макросоциология связана с представлением об обществе как целом, имеет представления об институтах общества, обобщенных образах поведения людей, организационного свойства. Предмет познания макросоциологии - общество как социальная система социальная структура, как надындивидуальной структурной определяющей индивид. поведение. Поведение индивида детерминирован объективными внешними условиями. Методология – принцип холизма. Целое больше чем сумма соответствующих его частей. Методы макро.соц: качественные, количественные, массовый опрос, историко-сравнительные, контент-анализ, статистоко-математический. Теории макросоц: структурный функционализм (парсонс, мертон) Теория конфликта (маркса и дюргейма)
Проблема теоретического и эмперического. Структура соц.знания. По мере наполнения социологического опыта происходит разделение социологии на теории и эмпирические исследований. В 1950-х гг. разрыв становится очевидным, проблема обозначается во всей своей стороне. В 1967х гг. Ю.Левада читал курс лекции. Как и всякая самостоятельная наука, социология имеет свою теорию, методологию, эмпирическую базу. Период с 1965 по 1972 гг. не был безоблачным, ибо социология не признавалась самостоятельной наукой, на деле широкое распространение получили КСИ. К 60-70 гг. эмпирические социологические исследования приобрели широкий размах. К началу 70-х гг. складывается представления, видение о структуре социологического знания, она вдется как трехуровневая. Модел организована иерархически, по мере восхождения от эмпирических данных, предельно конкретных и осязаемых, но всё более широким, аналитическим обобщением. 1)обобщенная теория (историч. материализм, соц.философия марксизма) 2)специальные социальные теории 3)КСИ (эмперические исслед) Эта модель стала компромиссом. В ней просматривается влияние западной социальной мысли (Парсона,Мертона). Трактовка исторического материализма как общ.социальная теории исключает все немарксистские концепции. Исключается и западный марксизм. Социологическое воображение Обучение социологов преследует четыре цели: (а) научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность; (б) привить определенный взгляд на предмет, перспективу подхода к социальной реальности; (в) научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований; (г) использовать информацию об основных фактах и сведениях о современной общественной жизни. Объединим пункты (а) и (б) — язык и перспективу — одним названием "социологическое воображение", заимствованным из классической работы Чарльза Райта Миллса. По определению Миллса, "социологическое воображение помогает нам понять историю и биографию, а также связь между ними внутри общества" Это умение включает пять компонентов: (а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов, индивидов либо групп и идентифицировать этих агентов; (б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь, в том числе те возможности, которые имеются в распоряжении агентов; (в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; (г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике, изменчивом процессе становления; (д) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни. Иными словами, социологическое воображение — это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных установлений способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстами, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества. Ч. Райт Миллс приводит следующий пример: "Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень непростой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются… Суть дела заключается в следующем: социология — это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это. Если этого не происходит, то социология, как часть либерального образования, оказывается несостоятельной". Преподавание социологии не сводится к "книжной социологии", оно должно ориентировать на "социологию в жизни", что позволит давать более глубокие интерпретации и лучше понимать то, что нас окружает. По словам классика социологии Роберта Парка, "при отсутствии стремления интегрировать знания, полученные в аудитории, с опытом и проблемами действительной жизни процесс обучения становится простым педантизмом. Этот педантизм проявляется в отсутствии ясных суждений и практического понимания вещей, которое мы называем здравым смыслом". Методы социологии Методы социологического исследования делятся на методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей). Метод анализа документов. Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. Документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения. Существует два вида анализа документов - традиционный и контент-анализ. Метод наблюдения. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения. Метод опроса. Опрос - метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос. Интервью - это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом. Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Метод эксперимента.Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий. Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально - психологический.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.107 (0.008 с.) |