Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социологического мышления. Предмет социологии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности социологического мышления. Предмет социологии К определению предмета какой-либо науки необходимо подходить диалектически, исходя из принципа историзма, т.е. не рассматривать какое-либо определение предмета науки как раз и навсегда данное, устоявшееся, нечто незыблемое, а рассматривать его становление, т.е. "движение", развитие, изменение, каким было, каким является сейчас и какие тенденции, направления исследования в этом отношении ожидаются в будущем. Такой подход способен предостеречь от субъективизма и произвола в определении предмета науки. Так, по мнению В.А. Ядова, предмет науки не может быть стабильным. Предмет науки конструируется учеными, предмет науки результат теоретической деятельности ученого, социология не имеет своего уникального объекта, она разделяет его с другими науками, альтернатива социологии выражается в том, что строго предмета у нее нет. Специфика социологии является то, что она изучает общество как целое в целом, как социальную систему – набор взаимосвязанных частей, подсистем, где каждая часть имеет взаимосвязь с другими в пределах целого. Конт является основоположником социологии. Предмет социологии, по Конту – первичная реальность. Предметом является все то, на что направлена деятельность исследования. Спенсер, рассматривал общество как организм. Объект – все то, что противостоит исследователю в качестве неопознанного (по Смелзеру). Ю. Левада определял социологию как эмпирическую дисциплину, изучающую общественные системы в их функционировании и развитии. Социология – это общественная наука, предметом которой являются социальные институты, возникшие в результате преобразования за последние 200-300 лет. Она обращена к социальной реальности, но это современность имеет два измерения, последние 200-300 лет и современность (Путинская Россия). Социология помнит о прошлом, изучает настоящее и смотрит в будущее (По Гидденсу). По Веберу, социология изучает поведение индивида или группы индивидов, следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение ценностей и убеждений, лежащих в основе человеческого поведения. Предмет социологии по Сорокину, социальное взаимодействие. Дюркгейм считал, что предметом социологии являются социальные факты (любые социальные явления, которые нужно рассматривать как вещи), которые составляют систему социальной действительности. Многообразие “социального”. Уровни социальной организации общества Во-первых, социальное – это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения. Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности. В-третьих, социальное есть результат взаимодействий и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т. д. Такой подход к понятию «социальное» позволяет социологам разграничить уровни его проявления, а также сферы, например социально-экономическая, социально-политическая и т. д. Это разграничение имеет большое методическое значение при эмпирическом анализе проблем (т. е. конкретном изучении реального мира, реальных человеческих отношений). Например, зная о характере социальных норм на уровне общества, мы можем определить их соотношение с групповыми и межличностными вариантами их функционирования. И наоборот, изучая личностные и групповые ценности, — выйти на общесоциальный уровень. Одна из наиболее влиятельных школ - американский структурный функционализм, в котором общество понималось как соц система. Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое. Существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями). Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе "Социальная система". В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и личностными системами, а также образцами культуры. Парсонс выделяет 4 уровня структурной иерархии общества: первичный, или индивидуальный, уровень, где отношения строятся по типу "лицом к лицу"; "организационный" уровень, где отношения строятся по типу организованной группы; "институциональный" уровень, где субъектами отношений выступают уже не индивидуумы, а организации; "социетальный" уровень, интегрирующий общество в виде определенной национальной и политической общности. Уровни организации общества (по лекции):1) личностный; 2) межличностный; 3) групповой; 4) организационный; 5) институциональный; 6) социетальный. Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль различным образом (от убеждения до принуждения) ликвидирует отклонения и восстанавливает нормальное функционирование социальной системы. На каждом из уровней организации общества действуют специфические нормы и ценности. Решения, которые влияют на большее число людей, принимаются на более высоких уровнях. Каждый из уровней различается степенью соц. солидарности и спецификой интеграции. Социальная норма - некое правило, образец действия, который регулирует поведение людей, устанавливает допустимые границы человеческой деятельности. Соц. норма функционирует в самых разных формах: законы, полит традиции, нравственность, мораль, эстетические принципы, религиозные догмы. Не всяко правило, а только социально значимое. Оно может быть значимо в рамках малой группы до значимости в пределах общества как целого. Соц. норма является безличным требованием, общезначимым, обязательным требованием. Соц. нормы направляют массовое приведение, дают целостность. Они противодействует процессам дезорганизации общества. За соблюдение соц. норм полагается награда – соц. вознаграждение. Нарушение соц. норм - применение санкций. При изучении общества возникает дилемма. Нет общества без конкретного индивида. Любое общества в качестве своего базиса имеет тысячи или миллионы людей. Конкретный человек проживает жизнь, а общество продолжает существовать. Дилемма - неразрешимое противоречие. Дилемма конкретного и абстрактного, объективного и субъективного, макро и микросоциального. Нам важно понять, как эта дилемма разрешается в социологии. Личностный (микросоциологический) и социетальный (макросоциологический) уровни. Социологическое воображение Заботы — частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни отдельного человека, осознаваемые им и поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии. Проблемы (issues) носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но, так или иначе, влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества. Это могут быть циклы деловой активности и экономические кризисы, смена правительства, университетская политика, войны, безработица и т.д. Когда в городе со стотысячным населением только один безработный, это его личное затруднение, связанное с потерей средств существования и с психологическими переживаниями. Но если в стране, где 50 млн. жителей, 5 млн. безработных, то речь идет о социальной проблеме, к обсуждению которой необходимо привлечь внимание общественности. Причиной могут быть нарушения или неполадки в институтах образования, занятости, производства, следствием — резкое изменение психологического климата в обществе. То же самое касается и войны. Если стоит вопрос о том, как выжить на войне, как сделать на этом карьеру, куда вложить деньги, чтобы превратить войну в прибыльный бизнес, надо говорить о личных вопросах. Но сама по себе война как форма массового действия, затрагивающая судьбы многих людей, является социальной проблемой. Наконец, в семье конфликт между супругами — это их личная забота, но когда уровень разводов в первые четыре года брака превышает 250 на 1 тыс., — это показатель структурных сдвигов в обществе. Чтобы малое понимать в тесной связи с большим, надо развивать социологическое воображение. Оно позволяет увидеть, что социальная сцена общества заполнена живыми людьми с их каждодневными заботами и тревогами. Системами координат социального анализа, который присущ классикам социологии, обладавшим, согласно Миллсу, богатым воображением, служат человеческие заботы и социальные проблемы, т.е. микро- и макро- события. Такова исходная точка отсчета социолога. Современные социологи пытаются заменить их абстрактными статистическими величинами. «Социальная наука должна касаться проблем биографии и истории, а также их пересечения внутри социальной структуры. Три момента — биография, история, общество — служат точками отсчета изучения человека». Философия «социологического воображения» не сводит индивида к совокупности биологических или неповторимо личностных черт. Человек — социальный тип, которого можно адекватно понять, только пропустив его биографию через призму социальных институтов и социальной структуры. Человек рождается в организации, растет в семье, обучается в школе и университете, работает на предприятии. Вся его жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых им в конкретных институтах. Смена ролей — это одновременно и смена уровней зрелости личности. Социологическое воображение — особый угол зрения, методологический инструмент, прием социального ученого. В его основе лежит идея о том, что индивид может осмыслить жизненный опыт и «масштаб» своей судьбы, только поместив себя в рамки своего времени и своего общества; он может оценить жизненные шансы, только соотнеся собственное положение с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Классики определяют идеал и нормы социологического анализа, который решает три группы взаимосвязанных вопросов. Социолог должен ответить: а) какова структура данного общества (из каких компонентов она состоит, как они взаимосвязаны, какое конкретное влияние оказывают)?; б) какое место занимает это общество в человеческой истории?; в) какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период? Таковы вопросы, которые обязательно задает себе ученый, обладающий социологическим воображением. Миллс предлагает способы стимулирования воображения: 1) выливание скрытых связей (перекликается с латентными функциями Мертона); 2) игра в слова – обнаружение домыслов в синонимах того явления, которые мы рассматриваем; 3) составление классификаций, типологий, построение графиков, моделей, таблиц, диаграмм; 4) рассмотрение противоположного; 5) историческое сравнение; 6) обновление форм изложения материала – применяется научная лексика. С точки зрения Миллса, научное письмо должно быть интересным, приближенным к журналистскому тексту. Миллс рекомендует избегать жестких исследовательских процедур, нужно быть методологом, рассматривать личные заботы и общественные проблемы, не изучать последовательно мелкие фрагменты, а схватывать социальную структуру в целом, избегать узкую академическую специализацию, воспринимать человека как действующее лицо на социально – исторической арене, а не как изолированный фрагмент реальности. Социологическое воображение – способность отстраниться от привычной рутинной повседневности, чтобы взглянуть на нее новыми глазами (по Гидденсу). Функции социологии. 1) Познавательная - изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия личностей и социальных групп друг с другом и условиями жизнедеятельности. 2) Идеологическая формирование на основе научного мировоззрения базовых для данного общества ценностей, идеалов. 3) Мировоззренческая - формирование научных взглядов на природу социальных процессов и структуру общества. 4) Прогностическая - на основе знания закономерностей общественного развития выработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов в социальной сфере (напр.: демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.) для разработки рекомендаций в политическом и социальном управлении. 5) Управленческая выработка рекомендаций для органов государственной власти на основе выявления тенденций и закономерностей социального развития и определения прогнозов. 6) Описательная - формулирование понятий, категорий, теорий и правил описания, отражающих особенности социальной реальности. 7) Оценочная - осуществление оценки соответствия того или иного общества, существующих в нем социальных институтов и организаций, прав и норм ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям, интересам. 8) Образовательная - тиражирование и распространение социологических знаний и оценок через систему учебных заведений и повышения квалификации. Функции социологии (по лекции): • Теоретико-познавательная; • Мировоззренческая (идеологическая); • Информационная; • Практико-преобразовательная; • Прогностическая; • Просветительская; • Функция социальной критики: 1) социолог выступает защитником (инвалиды, дети, жители малых сел и т.д.); 2) социолог стоит в оппозиции к власти, выявляя проблемные зоны, о которых власти забывают. Особенности социологического мышления. Предмет социологии К определению предмета какой-либо науки необходимо подходить диалектически, исходя из принципа историзма, т.е. не рассматривать какое-либо определение предмета науки как раз и навсегда данное, устоявшееся, нечто незыблемое, а рассматривать его становление, т.е. "движение", развитие, изменение, каким было, каким является сейчас и какие тенденции, направления исследования в этом отношении ожидаются в будущем. Такой подход способен предостеречь от субъективизма и произвола в определении предмета науки. Так, по мнению В.А. Ядова, предмет науки не может быть стабильным. Предмет науки конструируется учеными, предмет науки результат теоретической деятельности ученого, социология не имеет своего уникального объекта, она разделяет его с другими науками, альтернатива социологии выражается в том, что строго предмета у нее нет. Специфика социологии является то, что она изучает общество как целое в целом, как социальную систему – набор взаимосвязанных частей, подсистем, где каждая часть имеет взаимосвязь с другими в пределах целого. Конт является основоположником социологии. Предмет социологии, по Конту – первичная реальность. Предметом является все то, на что направлена деятельность исследования. Спенсер, рассматривал общество как организм. Объект – все то, что противостоит исследователю в качестве неопознанного (по Смелзеру). Ю. Левада определял социологию как эмпирическую дисциплину, изучающую общественные системы в их функционировании и развитии. Социология – это общественная наука, предметом которой являются социальные институты, возникшие в результате преобразования за последние 200-300 лет. Она обращена к социальной реальности, но это современность имеет два измерения, последние 200-300 лет и современность (Путинская Россия). Социология помнит о прошлом, изучает настоящее и смотрит в будущее (По Гидденсу). По Веберу, социология изучает поведение индивида или группы индивидов, следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение ценностей и убеждений, лежащих в основе человеческого поведения. Предмет социологии по Сорокину, социальное взаимодействие. Дюркгейм считал, что предметом социологии являются социальные факты (любые социальные явления, которые нужно рассматривать как вещи), которые составляют систему социальной действительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.014 с.) |