Вклад Р. Мертона и мертоновской парадигмы в социологию науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад Р. Мертона и мертоновской парадигмы в социологию науки



Социология науки — отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности. Социология науки рассматривает как процессы становление науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и социальные функции науки. Важную роль играет изучение вопросов организации совместной деятельности научных коллективов. Первые исследования по социологии науки начались в 1930-е годы. Среди них работы Роберта Мертона «Наука, технология и общество в Англии XVII в.» и «Наука и социальный порядок», в которых Мертон формулирует институциональную концепцию науки. Мертона принято считать основоположником "институциональной" социологии науки, так как наука для него прежде всего социальный институт. Он считал, что предметом этой дисциплины должна быть наука как социальный институт, т.е. как специфическая система норм и ценностей. Он сформулировал научный этос – совокупность норм, действующих в научном сообществе. Заложил основу для теоретически согласованных эмпирических исследований науки, дал, по его собственному выражению, "аналитическую парадигму". Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функцию императивов, задают ориентации членам научного сообщества, составляют основу их профессионального поведения. Эти универсальные нормы образуют этос науки. К их числу Мертон отнес "универсализм", "коллективизм", "бескорыстность" и "организованный скептицизм".

1. Универсализм - убеждение в объективности, универсальности и независимости положения науки от личных и соц. качеств учёного (от его расы, пола, религии).

2. Всеобщность (коммунизм)- научное знание должно становиться общим достоянием, им надо обмениваться, делать публичным. Мертон пишет:" обладание наукой коллективно"

3. Бескорыстие (незаинтересованность)- представляет собой запрет для использование науки в личных целях, например ради личной карьеры или материальной выгоды. Эта норма означает, что существует институциональный контроль за мотивацией, существует ответственность перед коллегами.

4. Организованный скептицизм - 1) предписание критического оценивания к предлагаемым научным результатам (защита курсача). 2) ответственность учёного за те оценки, кот он выносит работам коллег. Выражается в том, что любая статья в научном журнале.

Как любой социальный институт наука имеет свой механизм распределения вознаграждения - обмен научного результата, полученного знания на признание со стороны научного сообщества, то есть интеллектуальная собственность в науки носит символический характер.

Формы признания в науке: Эпонимия - присвоение имени учёного каким-то результатом его деятельности; Обозначение эпох в науке;Нобелевская премия;Избрание в почетные научные общества; Академические звания и почетные награды, медали; Именные кафедры в НИИ и образовательных институтах.

Система цитирования и ссылок. Две функции: 1) инструментально-познавательная - в этом случае ссылка отправляет к авторам. 2) символическая-институциональная - регистрирует интеллектуальную собственность.

Требование интеллектуальности. Амбивалентность - противоречивость поведения учёного. Формы девиантности в науке: 1) плагиат; 2) Фабрикация данных, потасовка данных

Девиация в науке - результат нарушения баланса между взаимосвязанными нормами научного этоса. Со временем 50х нач 60х годов Мертон переходит от нормативного взгляда.

Мертон пишет, что учёный должен как можно скорее предать свои научные результаты коллегам, но не торопиться с публикациями. 2) быть восприимчивым к новым идеям, но н поддаваться интеллектуальной моде. 3) стремиться получить результат, который будет высоко оценён.

Мертоновская парадигма - направление в социологии науки, возникшее в 1950-1960 гг. в результате деятельности Мертона и его школы и сохранявшее устойчивость своих исследовательских ориентаций до сер 1970 годов.

Эффект Матфея – выдающиеся ученые получают неоправданно большее вознаграждение за свой вклад, относительно неизвестные неоправданно малое признание.

 

32. Альтернативные концепции в социологии науки:

1.Когнитивные (ученые пытаются ответить на вопрос, что считается знанием и почему)

2.Релятивистские (относительность знания в пространстве и времени)

3.Конструктивистские (знания – это не отражение реальности, а результат конструирования действительности, которая определяется социальным интересом и позицией ученого, знания – не только упорядоченная действительность, но и средство контроля)

4.Интерпертативные (подчеркивается отличие от нормативов науки Мертона, акцент на формы коммуникации, т.е. на язык науки)

Альтернативные концепции в социологии науки представлены двумя направлениями: "Сильная программа" и этнометодологическая социология знания.

Сильная программа. «Знание и социальное представление» — книга Д. Блура представителя Эдинбургской школы, в которой выдвинута натуралистическая программа социологии познания, которую автор называет «сильной программой». Общими исходными пунктами программы является взгляд на науку как специфическую форму культуры, которую можно анализировать эмпирически и при помощи социологии знания, кроме того, у СП натуралистический взгляд на знания и идеи, что означает, что их можно объяснить точно так же, как объясняют "природные" явления. «Сильная программа» социологии познания включает четыре тезиса (принципа):

1) социология познания должна заниматься причинным объяснением знания, хотя такое объяснение не исчерпывается социальными причинами; 2) она должна объяснять все виды знания, оставаясь безразличной к его истинности или ложности, рациональности или иррациональности; 3) Объяснительная модель его должна быть симметрична, одни и те же причины должны объяснять как "истинные", так и "ложные" представления. 4) социология знания должна быть рефлексивной и применяться к себе самой так же, как к другим системам знания.

Сами сторонники СП не считают это чем-то новым, а лишь монтажом ранее проявлявшихся тенденций, почерпнутых, в частности, у Дюркгейма и Маннгейма. По мнению Блура, любое знание имеет социальный компонент. Знание, в первую очередь научное, обладая свойством сакральности, может рассматриваться как отражающее общественные идеологии, т.е. те упрощенные картины общества, которыми располагает субъект в данном обществе. Блур считает идеологии первоисточником как систем знания, так и философских представлений о природе знания. Он выделил два принципа программы: 1) принцип непредвзятости и 2) принцип симметрии. Содержание научного знания зависит от "Социального интереса". Интерес состоит в том, чтобы реальность поставить на контроль. Знание - средство упорядочений действительности и контроля за ней. Френология(греч phren- душа, ум+ logos- учение). Ошибочная теория о связи формы черепа (наличие выступов и "шишек") со свойствами личности (характера). В основе её лежит теория (не подтвердилась) о том, что череп может изменяться благодаря развитию отдельный функциональных участков коры головного мозга. Этнометодология – это направление в социологии, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции близкой к этнографической. Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. По мнению социологов, задача этнометодологии состоит в характеристике методов социологического исследования, связанного с рациональным, корректным языковым описанием практических повседневных социальных взаимодействий. Одним из решающих условий успешности этого описания является значение контекста (социальной среды), в котором происходит взаимодействие. Этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности. Исходя из этого, Гарфинкель изучал поведение людей в суде, очередь как явление социального порядка, беседы между людьми и т.д. Главное, что его интересовало, - как, каким образом, благодаря каким методам и каким действиям осуществляется деятельность группы, непосредственно производящей социальный порядок.

В поле зрения оказывается научный язык, фокус зрения переносится на фокус аргументации. Описание соц. практики с акцентом на её значение, а не причинные объяснения. Деятельность лаборатории это последовательность операций по преобразованию одних типов высказывания в другие с различными степенями достоверности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.113.41 (0.052 с.)