Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие социологии науки↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДС.09 Направление 040100 - Социология Профиль Экономическая социология
Квалификация (степень) бакалавр Санкт-Петербург Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 020300 - Социология № 68 гум/сп от 10.03.2000 года и в соответствии с Основной образовательной программой и рабочим учебным планом по специальности 020300 - Социология, утверждено Ректором СПбГИЭУ 31.08.2003 года (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. № 1-156).
СОСТАВИТЕЛИ: д-р филос. наук, профессор К.М.Оганян к.филос.наук, доцент Лупанов В.Н.
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР: д-р соц. наук, профессор С.С. Бразевич
ОБСУЖДЕНО: на заседании кафедры социологии, 08.02.2011г., протокол № 7
ОДОБРЕНО: Научно-методическим советом по специальности 040201 – Социология 08.02.2011г., протокол № 4 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины. В результате обучения студент должен получить целостное теоретическое представление об образовании и науки как важнейших институтов современной цивилизации, как неотъемлемой составной части социализации современного человека. Задачи дисциплины: Раскрыть роль науки и образования как социального института, их генезис на этапах цивилизованного устройства общества. Представить характеристику современной системы науки и образования, их структурных элементов и функций. Дисциплина предполагает формирование у студентов умений в анализе и диагностике проблемных ситуаций, институциональной, учебно-дисциплинарной и социально-групповой динамики в сфере науки и образования. Освоить методы моделирования и инноваций в сфере науки и образования, проектирования учебных технологий, разработки научно-методических проектов и рекомендаций в области науки и образования. Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции: · способность осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1);
· способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2); · способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3); · способность понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); · способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); · способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-8); · способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-9); · способность к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11); · способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12).
Профессиональные компетенции: · способность организовать проведение и сопровождать аттестацию объекта на соответствие требованиям государственных или корпоративных нормативных документов (ПК-6); · способность организовать работу малого коллектива исполнителей с учетом требований защиты информации (ПК-31).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА Усвоение дисциплины основывается на: целостном представлении о функционировании институтов науки и образования; развития сферы науки и образования необходимо в исследовательской практике выпускника; в различных учреждениях образования и наук. Вместе с тем знания в области социологии образования требуются для квалификации выпускника-социолога как преподавателя в его будущей педагогической деятельности. Особое место в методологическом обеспечении дисциплины «Социология науки и образования» занимают педагогика, общая социология, социальная антропология и социальная политика государства.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен: Знать: · определение основных категорий образования как социального института (социализация, воспитание, образование); · содержание основных этапов становления институтов образования (наставничество, подмастерье, школа); · характеристики содержания функций системы науки и образования, их структурных компонентов; · организационное устройство и технологии науки и образования; · социально-групповую дифференциацию, тенденции и динамики в сфере образования; · ведущие инновации в образовании. Уметь: · ориентироваться в подходах социологического анализа образования, демонстрировать их понимание; · использовать концептуальное знание в анализе проблемных ситуаций в сфере образования и науки. Владеть: · социологическими методами анализа информации, характеризующей состояние и процессы в сфере образования и науки. · строить выводы и рекомендации по обеспечению эффективности и инноваций в сфере образования и науки. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Объем часов учебной работы студента по очной и заочной формам обучения, по видам учебных занятий и самостоятельной работы представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Объём часов учебной работы учащихся по формам обучения, по видам учебных занятий и самостоятельным работам
Окончание табл. 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Социология науки и образования»
Таблица 1
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИН
МОДУЛЬ 1. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Тема 1. Наука и образование в системе социологического знания Наука и образование как объекты социологического анализа. Наука: разнообразные знания, системы и методологии. Наука как сфера человеческой деятельности и совокупность истинных знаний о мире и человеке. Основные характеристики науки: объективность, общность, систематичность, точность, способность развиваться. Объект, предмет и проблемное поле социологии образования. Особенности социологического подхода к науке и образованию и социологии образования. Методы социологии науки и образовании. Теоретическая и прикладная социология науки и образования. Проблемное поле социологии науки и образования. Из истории научных подходов к предмету социологии образования. Наука и образование в системе социально-гуманитарного знания. Наука как специфический способ познания мира. Знание как основа науки. Системный характер науки. Дифференциация наук. Классификация наук Ф. Бэкона, О. Конта, В. Вундта, П. Сорокина, Ф. Энгельса, Р.-К. Мертона. Естественные, гуманитарные и общественные науки. Фундаментальные (чистые) и прикладные науки. Соотношение обыденного, религиозного и научного знания. Связь социологии науки и образования с науками об образования несоциологического профиля: педагогикой, психологией и др. Соотношение науки и культуры, науки и религии, науки и образования, образования и культуры. Влияние науки на современное религиозное восприятие мира. Социология образования как отрасль социологической науки. Состояние знания об образовании как общественном явлении. Социальная сущность и социальная обусловленность образования. Формы образования. Институциализация образования. Соотношение практики, теории и «стратегии» управления образованием.
Структура и функции социологии образования. Основные категории социологии образования. Основные функции науки и образования. Культурно-мировоззренческая функция науки. Законы становления, развития и функционирования науки и образования.
Тема 2. Становление и развитие социологии науки и образования
Теоретические предпосылки возникновения социологии науки и образования. Первое осмысление науки в рамках общей социологии, философии науки, социологии знания.Наука - семейство многочисленных научных дисциплин. Дискуссии о дате и месте рождения науки. Теоретические модели науки. Наука как практическая и познавательная деятельность вообще.Наука как особый вид познания. Исторические аспекты развития науки и образования. Развитие научных знаний и представлений в Древней Греции и Риме. Развитие науки в средневековье. Схоластика. Фома Аквинский: разделение понятий «наука», «религия», «философия». Роль опыта в познании (Р. Гроссет, Ф. Бэкон, Т. Бродварин), Наука как естествознание, свободное от философского спекулятивного мышления.Развитие науки в Новое время. Наука как новейшее естествознание. Рассуждения посредством мысленного эксперимента. Признание социального статуса науки. Наука - особый социальный институт.Наука в XIX веке. Совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (В. фон Гумбольдт). Наука как коллективная деятельность. Особенности науки в XX веке. Парадигмы в социологии науки. Возникновение социологии науки. Р.-К. Мертон. Мертонианская парадигма - наука как социальный институт. Исследования структуры научного сообщества (У. Хэгстром), «невидимых колледжей» (Д. Крейн), сети социальных связей и коммуникаций (Н. Малинис), социальной стратификации в науке (С. Коул и Дж. Коул), науки как социальной системы (Н. Сторер). Критика мертонианской парадигмы. Когнитивная парадигма. Т. Кун: «Структура научных революций». Понятие парадигмы. Когнитивность науки и динамика научного сообщества. Этапы развития науки: генезис науки, нормальная наука, кризис нормальной науки, научная революция. Теоретические концепции в социологии образования. История становления социологии образования. Ранняя рефлексия социальной сущности и функций образования (вторая половина Х1Х - начало ХХ века). Дюркгейм о роли социологии образования. Социология образования и педагогика: история "некомфортабельных" отношений. Морализм. Функционализм. Институ-ционализм. Марксизм, теории конфликта и неомарксизм. Критическая педагогика. Развитие социальных исследований образования в отдельных странах. Развитие социологии образования в СССР и России. Работы Ф. Р. Филиппова, Л. Я. Рубиной, Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева. Социология образования и практика управления государственной системой образования.
МОДУЛЬ 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ И СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.
Тема 3. Возникновение науки как социального института Законы становления, развития и функционирования науки и образования. Наука - семейство многочисленных научных дисциплин. Дискуссии о дате и месте рождения науки. Теоретические модели науки. Наука как практическая и познавательная деятельность вообще. Наука как особый вид познания. Развитие научных знаний и представлений в Древней Греции и Риме. Первые образцы исследовательской деятельности. Почему это происходит (модель космоса). Развитие науки в средневековье. Схоластика. Фома Аквинский: разделение понятий «наука», «религия», «философия». Роль опыта в познании (Р. Гроссет, Ф. Бэкон, Т. Бродварин), Наука как естествознание, свободное от философского спекулятивного мышления. Развитие науки в Новое время. Наука как новейшее естествознание. Рассуждения посредством мысленного эксперимента. Признание социального статуса науки. Наука - особый социальный институт. Наука в XIX веке. Совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (В. фон Гумбольдт). Наука как коллективная деятельность. Особенности науки в XX веке. Тема 5. Образование как социальный институт. Образование как социальный институт и фактор развития личности, образование и карьера. Образование в современном мире. Этапы развития, и мировой кризис в образовании. Кризис образования в нашей стране. Институциональный и системный подходы в социологии. "Система образования" как теоретическая предпосылка научного исследования. Понятие функций образования и их основные трактовки. Системный характер функций и особенности их реализации. Цивилизационные тенденции развития образования. Функциональный анализ и социальный заказ. Бюрократический характер управления и реформы образования. Социологический анализ "кризиса образования". Образование как социальная система. Традиции исследования системы образования в педагогике, социологии, философии образования. "Уровневый" подход к системе. Образование как разновидность социума. Структура системы образования. Социологические характеристики и проблемы структурных элементов образования. Образовательное учреждение как система, его организационная и социальная структуры. Групповые интересы в образовании. Социально-практические возможности, связанные с исследованием структуры системы образования.
МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА
Тема 6. Социально-образовательные общности
Работники образования и учащиеся как социальные группы. Функции образования и функции школы. Функциональные особенности дошкольного, допрофессионального, профессионального образования. Функции школьного коллектива. Социальные и профессиональные функции учителя и их эволюция. Социальный статус учителя. М. Вебер о "полупрофессионалах". Противоречия в природе труда учителей. Социально-экономические, демографические и культурные характеристики учительства в России, в региональной системе образования. Учителя в городской и в сельской школе. Положение учащихся в социальной структуре общества. Социальные группы учащихся. Социальные роли учащихся в образовательных общностях. Социальное стереотипирование в профессиональной деятельности работников образования. Проблемы социальной дифференциации в образовании. Образование как механизм и среда социального воспроизводства. Образование и социальная структура общества. Социальные идеологии и теории о природе социальных различий в образовании. Социально-классовая дифференциация через образование. Социальные функции образования. Город и село. Мужчины и женщины. Расовые и национальные отношения в образовании. Семья и образование. Возраст и образование. Элитарное и элитное образование. Неравенство образовательных возможностей и проблема конфликтов в образовании. Образовательная политика как средство социальной политики. Перспективы образования в мире.
МОДУЛЬ 4. НУАКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОДУЛЬ 5. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОРЕМЕННОСТЬ Тема 10. Становление и развитие университетов: история и современность Университетское образование как фактор творческого роста научного потенциала. Историческое развитие университетов. История возникновения классического университета (теологическое, гуманитарное, научно-исследовательское направления). Факторы инновационной деятельности университета (формирование ученого-исследователя, развитие мыслительной деятельности как формы научного анализа, развитие коммуникативных форм научной аргументации и др.). Концепции университетского образования. Причины появления первых университетов в Южной Европе в XI-XII веках. Основные тенденции, лежащие в основе университетов. Теория университетов. Либеральное и утилитарное образование. Критика обеих концепций. Идеальная модель университета Дж. Ньюмена. Университет как научное общение студентов и преподавателей. Интеллектуальное развитие и поиск истины. Университет как источник и механизм социальных перемен. Модели университетского образования в ХХ в. В. фон Гумбольдт об объединении науки и высшего образования. Новая модель университета. Отрицание утилитаризма, приоритет опытной науки и гуманитарного образования. Университет как центр науки, научных исследований и высшего научного преподавания. Развитие университетской науки в XX веке. Значение роли научной информации и высшего знания. Д. Белл - университетская наука в постиндустриальном обществе. Две модели университетской науки в конце XX века: регионально-экономическая и культуросозидающая.
Тема 11. Наука и образование в современном обществе
Особенности развития науки и техники в конце XX века. Научно-технический прогресс. Развитие промышленных технологий. Особенности науки в индустриально-развитых странах и странах «третьего мира». Российская наука конца XX века. Новый облик науки и системы высшего образования в России. «Большая наука». Основные характеристики современной науки и образования. Наука и образование как приоритетное направление в деятельности государства. Финансирование науки и образования. Историческая необходимость человеческой ориентации науки и образования. Перспективы развития науки и образования. Социологические проблемы высшего профессионального образования. Студенчество вузов: ценностностные ориентации, учебно-познавательная активность, профессионализация студентов. Преподаватели вузов: условия труда, перспективы научного роста, проблемы подготовки научно-педагогических кадров. Болонский процесс и высшая школа в России.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА Таблица 2
Таблица 3. Перечень тем семинарских занятий
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) Курсовая работа рабочими учебными планами не предусмотрена УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 9.1. Рекомендуемая литература. 9.1.1. Основная литература. Словари и справочники 1. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. Минобрнауки РФ, Росстат, ГУ ВШЭ. М., 2009. Образование в РФ.: 2007. Статистический сборник.- М.: - Минобрнауки. – ГУ ВШЭ. М., 2007.- 363 с. Федеральный закон об «Образовании» № 3266-1 от 10.07.1992. 4. Кто есть кто в России. Наука. Культура. Образование: Энциклопедия.-Новосибирск: Макс Медиа Сибирь. Выпуск 1 -2009.-256 с. Учебные пособия:
1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие /Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.- 59 с. 2. Всероссийская социологическая конференция `Образование и общество`. Москва, 20-22 октября 2009 г. - М.: ИС РАН; РОС, 2009. 3. Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие/ Отв. ред. О.Н. Яницкий. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 52 с. 4. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с. 5. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет /МО и науки РФ; Федеральное агентство по образованию; Центр социологических исследований; РАН, Институт социологии; М.К.Горшков, Ф.Э.Шереги.- М.:ЦСПиМ, 2010.-592 с. 6. Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки. М.: РАН. 2008. 7. Костылева Л.В. Социально-экономическое неравенство населения региона: Учебное пособие/Л.В.Костылева, К. А. Гулин, Р.В.Дубиничев.- Вологда:ИСЭРТ РАН,2009.-148 с. 8. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.:Проспект,2009.-240 с. 9. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах /Отв. Ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. – 400 с. 10. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-декабре 2009 года (экономический доклад в таблицах)/Петростат.-СПб.:Петростат,2010.- 292 с. 11. Трубников, Наука и образования, Учебник, М.: Университет, 2008.
9.1.2. Дополнительная литература.
1. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ. 2008. №4 2. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. 2008. № 6. 3. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: Учебное пособие. – М.: Университет, 2007. 4. Дробницкий, Этика науки, М.: Аспект, 2007. 5. Константиновский Д.Л.Неравенство и образование. Опыт социологических иcследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) - М.: ЦСО, 2008. - 551 с. 6. Зиятдинова Ф.Г. «Образование и наука в трансформирующемся обществе» Социс. №11, 2008. 7. Константиновский Д.Л. Размышления о социологии образования / Социологические исследования. 2008. №7. Методы и средства обучения Изучение курса «Социология науки и образования» наряду с традиционными методами обучения (лекции, семинары, доклады и др.) предполагает использование активных методов обучения. Среди активных методов обучения, используемых в учебном процессе в курсе социологии, используются: мультимедийные лекции, структурно-логические схемы, презентации; деловые игры, анализ конкретных ситуаций, решение имитационных задач. С внедрением информационных технологий в учебный процесс при самостоятельном изучении курса сегодня используются также электронные учебники, схемы и сл
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.83 (0.012 с.) |