Становление и развитие социологии науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие социологии науки



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ДС.09

Направление 040100 - Социология

Профиль Экономическая социология

 

Квалификация (степень) бакалавр

Санкт-Петербург


Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 020300 - Социология № 68 гум/сп от 10.03.2000 года и в соответствии с Основной образовательной программой и рабочим учебным планом по специальности 020300 - Социология, утверждено Ректором СПбГИЭУ 31.08.2003 года (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. № 1-156).

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

д-р филос. наук, профессор К.М.Оганян

к.филос.наук, доцент Лупанов В.Н.

 

 

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:

д-р соц. наук, профессор С.С. Бразевич

 

 

ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры социологии,

08.02.2011г., протокол № 7

 

ОДОБРЕНО:

Научно-методическим советом по специальности 040201 – Социология 08.02.2011г., протокол № 4


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины.

В результате обучения студент должен получить целостное теоретическое представление об образовании и науки как важнейших институтов современной цивилизации, как неотъемлемой составной части социализации современного человека.

Задачи дисциплины:

Раскрыть роль науки и образования как социального института, их генезис на этапах цивилизованного устройства общества. Представить характеристику современной системы науки и образования, их структурных элементов и функций. Дисциплина предполагает формирование у студентов умений в анализе и диагностике проблемных ситуаций, институциональной, учебно-дисциплинарной и социально-групповой динамики в сфере науки и образования. Освоить методы моделирования и инноваций в сфере науки и образования, проектирования учебных технологий, разработки научно-методических проектов и рекомендаций в области науки и образования.

Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

· способность осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (ОК-1);

· способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-2);

· способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);

· способность понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

· способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления (ОК-8);

· способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-9);

· способность к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);

· способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-12).

 

Профессиональные компетенции:

· способность организовать проведение и сопровождать аттестацию объекта на соответствие требованиям государственных или корпоративных нормативных документов (ПК-6);

· способность организовать работу малого коллектива исполнителей с учетом требований защиты информации (ПК-31).

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА

Усвоение дисциплины основывается на: целостном представлении о функционировании институтов науки и образования; развития сферы науки и образования необходимо в исследовательской практике выпускника; в различных учреждениях образования и наук. Вместе с тем знания в области социологии образования требуются для квалификации выпускника-социолога как преподавателя в его будущей педагогической деятельности.

Особое место в методологическом обеспечении дисциплины «Социология науки и образования» занимают педагогика, общая социология, социальная антропология и социальная политика государства.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен:

Знать:

· определение основных категорий образования как социального института (социализация, воспитание, образование);

· содержание основных этапов становления институтов образования (наставничество, подмастерье, школа);

· характеристики содержания функций системы науки и образования, их структурных компонентов;

· организационное устройство и технологии науки и образования;

· социально-групповую дифференциацию, тенденции и динамики в сфере образования;

· ведущие инновации в образовании.

Уметь:

· ориентироваться в подходах социологического анализа образования, демонстрировать их понимание;

· использовать концептуальное знание в анализе проблемных ситуаций в сфере образования и науки.

Владеть:

· социологическими методами анализа информации, характеризующей состояние и процессы в сфере образования и науки.

· строить выводы и рекомендации по обеспечению эффективности и инноваций в сфере образования и науки.

ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Объем часов учебной работы студента по очной и заочной формам обучения, по видам учебных занятий и самостоятельной работы представлен в таблице 1.


 

Таблица 1 - Объём часов учебной работы учащихся по формам обучения, по видам учебных занятий и самостоятельным работам

Наименование раздела. Наименование темы дисциплины Всего часов Всего Аудиторных занятий в том числе Самостоятельная учебная нагрузка
Лекции семинарские занятия лабораторные работы
очная очно-заоч-ная заоч-ная очная очно-заоч-ная заоч-ная очная очно-заоч-ная заочная очная очно-заоч-ная заоч-ная очная очно-заоч-ная заоч-ная
Тема 1.Наука и образование в системе социологического знания                     -            
Тема 2.Становление и развитие социологии науки и образования                                
Тема 3. Наука и образование как социальный институт                                
Тема 4. Социально-образовательные общности                                  
Тема 5.Традиции и инновации в науке и образовании                                
Тема 6.Научные сообщества: понятие, структура и формы                                  

Окончание табл. 1

 

 


Наименование раздела. Наименование темы дисциплины Всего часов Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции семинарские занятия лабораторные работы
очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная
Тема 7.Особенности научной и преподавательской деятельности                                
8. Университетская наука и образование: история и со- временность                                
Тема 9. Наука и образование в современном обществе                                
Всего                                
Итоговый контроль - зачет   5 сем.   5 к.                        
Контрольная работа                                  
                                   

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Социология науки и образования»

Таблица 1

Наименование раздела Наименование темы дисциплины Всего часов Зачетных единиц Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции семинарские занятия лабораторные работы (деловые игры)
очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная
Модуль 1. Наука и образование как социальное явление и отрасль социологического знания                                    
Тема 1. Наука и образование в системе социологического знания   0,1 ОК- 1-5             -                
Тема 2. Становление и развитие социологии науки и образования   0,11 ОК- 1-5                              
Модуль 2. Проблемы возникновения и развития науки и социологии образования как социальных институтов     0,15 ОК- 1-5,8,9                                
Тема 3. Наука и образование как социальный институт     ОК- 1-5, 11, 12                              
Тема 4. Мертонианская и когнитивная парадигмы в социологии науки                                    
Тема 5. Образование как социальный институт                                    
Модуль 3. Социально-образовательные общности и научные сообщества                                    
Тема 6. Социально-образовательные общности   0,1 ОК- 1-5, 11, 12             -                
Тема 7.Научные сообщества: понятие, структура и формы   0,16 ОК- 1-5, 11, 12 ПК-6                              
Модуль 4. Наука и образование как виды профессиональной деятельности                                    
Тема 8.Особенности научной и преподавательской деятельности   0,14 ОК- 1-5, 9                              
Тема 9.Традиции и инновации в науке и образовании                                    
Модуль 4. Университетская наука и образование: история и современность                                    
Тема 10. Становление и развитие университетов: история и современность   0,1 ОК- 1-5             -                
Тема 11. Наука и образование в современном обществе   0,16 ОК- 1-5, 11, 12                              
    0,2 ОК- 1-5, 8, 9                              
Всего                                    
Зачет       2 сем.                            
                                       

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИН

МОДУЛЬ 1. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Тема 1. Наука и образование в системе социологического знания

Наука и образование как объекты социологического анализа. Наука: разнообразные зна­ния, системы и методологии. Наука как сфера человеческой деятель­ности и совокупность истинных знаний о мире и человеке. Основные характеристики науки: объективность, общность, систематичность, точность, способность развиваться.

Объект, предмет и проблемное поле социологии образования. Особенности социологического подхода к науке и образованию и социологии образования.

Методы социологии науки и образовании. Теоретическая и прикладная со­циология науки и образования. Проблемное поле социологии науки и образования. Из истории научных подходов к предмету социологии образования.

Наука и образование в системе социально-гуманитарного знания. Наука как специфический способ познания мира. Знание как ос­нова науки. Системный характер науки. Дифференциация наук. Классифика­ция наук Ф. Бэкона, О. Конта, В. Вундта, П. Сорокина, Ф. Энгельса, Р.-К. Мертона. Естественные, гуманитарные и общественные науки. Фундаментальные (чистые) и прикладные науки.

Соотношение обыденного, религиозного и научного зна­ния. Связь социологии науки и образования с науками об образования несоциологического профиля: педагогикой, психологией и др. Соотношение науки и культуры, науки и религии, науки и образования, образования и культуры. Влияние нау­ки на современное религиозное восприятие мира.

Социология образования как отрасль социологической науки. Со­стояние знания об образовании как общественном явлении. Социальная сущ­ность и социальная обусловленность образования. Формы образования. Институциализация образования. Соотношение практики, теории и «стратегии» управления образованием.

Структура и функции социологии образования. Основные кате­гории социологии образования.

Основные функции науки и образования. Культурно-мировоззренческая функ­ция науки.

Законы становления, развития и функционирования науки и образования.

 

Тема 2. Становление и развитие социологии науки и образования

 

Теоретические предпосылки возникновения социологии науки и образования. Первое осмысление науки в рамках общей социологии, филосо­фии науки, социологии знания.Нау­ка - семейство многочисленных научных дисциплин. Дискуссии о дате и месте рождения науки. Теоретические модели науки. Наука как практическая и познавательная деятельность вообще.Наука как особый вид познания.

Исторические аспекты развития науки и образования. Развитие научных знаний и представлений в Древней Греции и Риме. Развитие науки в средневековье. Схоластика. Фома Аквинский: разделение понятий «наука», «религия», «философия». Роль опыта в познании (Р. Гроссет, Ф. Бэкон, Т. Бродварин), Наука как естество­знание, свободное от философского спекулятивного мышления.Развитие науки в Новое время. Наука как новейшее естествозна­ние. Рассуждения посредством мысленного эксперимента. Признание социального статуса науки. Наука - особый социальный институт.Наука в XIX веке. Совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (В. фон Гумбольдт). Наука как коллективная деятельность. Особенности науки в XX веке.

Парадигмы в социологии науки. Возникновение социологии науки. Р.-К. Мертон. Мертонианская парадигма - наука как социальный институт. Ис­следования структуры научного сообщества (У. Хэгстром), «невиди­мых колледжей» (Д. Крейн), сети социальных связей и коммуника­ций (Н. Малинис), социальной стратификации в науке (С. Коул и Дж. Коул), науки как социальной системы (Н. Сторер). Критика мертонианской парадигмы.

Когнитивная парадигма. Т. Кун: «Структура научных револю­ций». Понятие парадигмы. Когнитивность науки и динамика научно­го сообщества. Этапы развития науки: генезис науки, нормальная наука, кризис нормальной науки, научная революция.

Теоретические концепции в социологии образования. История станов­ления социологии образования. Ранняя рефлексия социальной сущности и функций образования (вторая половина Х1Х - начало ХХ века). Дюркгейм о роли социологии образования. Социология образования и педагогика: исто­рия "некомфортабельных" отношений. Морализм. Функционализм. Институ-ционализм. Марксизм, теории конфликта и неомарксизм. Критическая педа­гогика. Развитие социальных исследований образования в отдельных стра­нах. Развитие социологии образования в СССР и России. Работы Ф. Р. Фи­липпова, Л. Я. Рубиной, Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева. Социология обра­зования и практика управления государственной системой образования.

 

МОДУЛЬ 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ И СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

 

Тема 3. Возникновение науки как социального института

Законы становления, развития и функционирования науки и образования. Нау­ка - семейство многочисленных научных дисциплин. Дискуссии о дате и месте рождения науки. Теоретические модели науки.

Наука как практическая и познавательная деятельность вообще. Наука как особый вид познания. Развитие научных знаний и представлений в Древней Греции и Риме. Первые образцы исследо­вательской деятельности. Почему это происходит (модель космоса).

Развитие науки в средневековье. Схоластика. Фома Аквинский: разделение понятий «наука», «религия», «философия». Роль опыта в познании (Р. Гроссет, Ф. Бэкон, Т. Бродварин), Наука как естество­знание, свободное от философского спекулятивного мышления.

Развитие науки в Новое время. Наука как новейшее естествозна­ние. Рассуждения посредством мысленного эксперимента. Признание социального статуса науки. Наука - особый социальный институт.

Наука в XIX веке. Совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (В. фон Гумбольдт). Наука как коллективная деятельность. Особенности науки в XX веке.

Тема 5. Образование как социальный институт.

Образование как социальный институт и фактор развития личности, образование и карьера. Образование в современном мире. Этапы развития, и мировой кризис в образовании. Кризис образования в нашей стране.

Институциональный и систем­ный подходы в социологии. "Система образования" как теоретическая пред­посылка научного исследования. Понятие функций образования и их основ­ные трактовки. Системный характер функций и особенности их реализации. Цивилизационные тенденции развития образования. Функциональный анализ и социальный заказ. Бюрократический характер управления и реформы обра­зования. Социологический анализ "кризиса образования".

Образование как социальная система. Традиции исследования системы образования в педагогике, социологии, философии образования. "Уровневый" подход к системе. Образование как разновидность социума. Структура системы образования. Социологические характеристики и проблемы структурных элементов образования. Образовательное учреждение как система, его организационная и социальная структуры. Групповые интересы в образо­вании. Социально-практические возможности, связанные с исследованием структуры системы образования.

 

МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА

 

Тема 6. Социально-образовательные общности

 

Работники образования и уча­щиеся как социальные группы. Функции образования и функции школы. Функциональные особенности дошкольного, допрофессионального, профес­сионального образования. Функции школьного коллектива. Социальные и профессиональные функции учителя и их эволюция. Социальный статус учи­теля. М. Вебер о "полупрофессионалах". Противоречия в природе труда учи­телей. Социально-экономические, демографические и культурные характери­стики учительства в России, в региональной системе образования. Учителя в городской и в сельской школе. Положение учащихся в социальной структуре общества. Социальные группы учащихся. Социальные роли учащихся в об­разовательных общностях. Социальное стереотипирование в профессиональ­ной деятельности работников образования.

Проблемы социальной дифференциации в образовании. Образование как механизм и среда социального воспроизводства. Образование и социаль­ная структура общества. Социальные идеологии и теории о природе соци­альных различий в образовании. Социально-классовая дифференциация че­рез образование. Социальные функции образования. Город и село. Мужчины и женщины. Расовые и национальные отношения в образовании. Семья и образование. Возраст и образование. Элитарное и элитное образование. Неравенство образователь­ных возможностей и проблема конфликтов в образовании. Образовательная политика как средство социальной политики. Перспективы образования в мире.

 

МОДУЛЬ 4. НУАКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

МОДУЛЬ 5. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОРЕМЕННОСТЬ

Тема 10. Становление и развитие университетов: история и современность

Университетское образование как фактор творческого роста научного потенциала. Историческое развитие университетов. История возникновения классического университета (теологическое, гуманитарное, научно-исследовательское направления). Факторы инновационной деятельности университета (формирование ученого-исследователя, развитие мыслительной деятельности как формы научного анализа, развитие коммуникативных форм научной аргументации и др.).

Концепции университетского образования. Причины появления пер­вых университетов в Южной Европе в XI-XII веках. Основные тен­денции, лежащие в основе университетов. Теория университетов. Либеральное и утилитарное образование. Критика обеих концепций.

Идеальная модель университета Дж. Ньюмена. Университет как научное общение студентов и преподавателей. Интеллектуальное развитие и поиск истины. Университет как источник и механизм со­циальных перемен.

Модели университетского образования в ХХ в. В. фон Гумбольдт об объединении науки и высшего образования. Новая модель университета. Отрицание утилитаризма, приоритет опытной науки и гуманитарного образования. Университет как центр науки, научных исследований и высшего научного преподавания.

Развитие университетской науки в XX веке. Значение роли науч­ной информации и высшего знания. Д. Белл - университетская наука в постиндустриальном обществе. Две модели университетской науки в конце XX века: регионально-экономическая и культуросозидающая.

 

Тема 11. Наука и образование в современном обществе

 

Особенности развития науки и техники в конце XX века. Научно-технический прогресс. Развитие промышленных технологий. Осо­бенности науки в индустриально-развитых странах и странах «третьего мира». Российская наука конца XX века.

Новый облик науки и системы высшего образования в России. «Большая наука».

Основные характеристи­ки современной науки и образования. Наука и образование как приоритетное направление в деятельности государства. Финансирование науки и образования. Историческая необходимость человеческой ориентации науки и образования. Перспективы развития науки и образования.

Социологические проблемы высшего профессионального образования. Студенчество вузов: ценностностные ориентации, учебно-познавательная активность, профессионализация студентов. Преподаватели вузов: условия труда, перспективы научного роста, проблемы подготовки научно-педагогических кадров. Болонский процесс и высшая школа в России.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Таблица 2

Виды СРС Формируемые компетенции Форма контроля
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК –8 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ПК-6 ПК-31
Курсовая работа                       нет
Реферат +   +       + +       оценка слушателей по указанным критериям
Эссе +     +     +   + +   оценка преподавателем
Доклад     +   +   +       + оценка слушателей по указанным критериям
Подготовка к тестированию + +   + + +       +   ответы на устные вопросы в аудитории
Работа с кейсами + + + + + + + + + + + защита группового проекта

 

 

Таблица 3. Перечень тем семинарских занятий

 

Название темы Название семинарского занятия Содержание
       
  Тема 1. Наука и образование в системе социального знания Наука и образование как отрасли социологического знания 1. Наука и образование как объекты социологического анализа. 2. Социология образования как отрасль социологической науки. 3. Объект, предмет ифункции науки и образования.
  Тема 2.Становление и развитие социологии науки и образования Теоретические концепции и парадигмы развития науки и образования 1.История развития науки и образования. 2. Основные парадигмы в социологии науки. 3. Наука и образование в XXI веке.  
  Тема 3. Наука и образования как социальный институт Структура, функции и проблемы развития науки и образования как социальных институтов 1. Образование как социальный институт и фактор развития личности. 2. Структура и функции образования в современном обществе. 3. Трансформация института образования.
  Тема 4. Социально-образователь-ные общности Социальные группы и общности в системе образования 1. Понятие и структура социально-образовательных общностей. 2. Характеристика статуса учителя и преподавателя. 3. Проблемы социальной дифференциации в образовании.
       
  Тема 5. Традиции и инновации в науке и образовании Иинноваци-онные основы развития науки и образования в современном обществе 1. Понятие дисцип­линарной матрицы. 2. Изменение и развитие традиций. 3. Сущность открытия. 4. Соотношение традиций и новаций. 5. Виды на­учных революций. 6. Новые теоретические концепции.  
  Тема 6. Научное сообщество: сущность, структура и уровни Место и роль научного сообщества в социологии науки и образовании 1. Понятие и структура научного сообщества. 2. Социальные аспекты организации науки и образования. 3. Формирование норм и ценностей нау­ки, их соотношение с нормативно-ценностной системой всего обще­ства.
  Тема 7. Особенности научной и педагогической деятельности Роль и место ученого в профессиональной деятельности и обществе   1. Изменение положения ученого в обществе с древности до се­годняшнего дня. 2. Этика науки и ответственность ученого. 3. Социальное положение современных российских ученых.
  Тема 8. Университетская наука и образование: история и современность Проблемы университетской науки и образования в XXI веке 1. Историческое развитие университетов. 2. Основные тен­денции, лежащие в основе университетов. 3. Идеальная модель университета. 4. Университет как научное общение студентов и преподавателей. 5. Объединение науки и высшего образования.
  Тема 9. Наука и образование в современном обществе Наука и образования: основные тенденции и перспективы развития 1. Появление «большой науки». 2. Взаимовлияние общества и науки в современном мире. 3. Проблемы науки конца XX века. 4. Перспективы развития науки.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Курсовая работа рабочими учебными планами не предусмотрена

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. Рекомендуемая литература.

9.1.1. Основная литература.

Словари и справочники

1. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. Минобрнауки РФ, Росстат, ГУ ВШЭ. М., 2009.

Образование в РФ.: 2007. Статистический сборник.- М.: - Минобрнауки. – ГУ ВШЭ. М., 2007.- 363 с.

Федеральный закон об «Образовании» № 3266-1 от 10.07.1992.

4. Кто есть кто в России. Наука. Культура. Образование: Энциклопедия.-Новосибирск: Макс Медиа Сибирь. Выпуск 1 -2009.-256 с.

Учебные пособия:

 

1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие /Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.- 59 с.

2. Всероссийская социологическая конференция `Образование и общество`. Москва, 20-22 октября 2009 г. - М.: ИС РАН; РОС, 2009.

3. Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие/ Отв. ред. О.Н. Яницкий. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 52 с.

4. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с.

5. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет /МО и науки РФ; Федеральное агентство по образованию; Центр социологических исследований; РАН, Институт социологии; М.К.Горшков, Ф.Э.Шереги.- М.:ЦСПиМ, 2010.-592 с.

6. Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки. М.: РАН. 2008.

7. Костылева Л.В. Социально-экономическое неравенство населения региона: Учебное пособие/Л.В.Костылева, К. А. Гулин, Р.В.Дубиничев.- Вологда:ИСЭРТ РАН,2009.-148 с.

8. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.:Проспект,2009.-240 с.

9. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах /Отв. Ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. – 400 с.

10. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе-декабре 2009 года (экономический доклад в таблицах)/Петростат.-СПб.:Петростат,2010.- 292 с.

11. Трубников, Наука и образования, Учебник, М.: Университет, 2008.

 

9.1.2. Дополнительная литература.

 

1. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ. 2008. №4

2. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. 2008. № 6.

3. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: Учебное пособие. – М.: Университет, 2007.

4. Дробницкий, Этика науки, М.: Аспект, 2007.

5. Константиновский Д.Л.Неравенство и образование. Опыт социологических иcследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) - М.: ЦСО, 2008. - 551 с.

6. Зиятдинова Ф.Г. «Образование и наука в трансформирующемся обществе» Социс. №11, 2008.

7. Константиновский Д.Л. Размышления о социологии образования / Социологические исследования. 2008. №7.

Методы и средства обучения

Изучение курса «Социология науки и образования» наряду с традиционными методами обучения (лекции, семинары, доклады и др.) предполагает использование активных методов обучения. Среди активных методов обучения, используемых в учебном процессе в курсе социологии, используются: мультимедийные лекции, структурно-логические схемы, презентации; деловые игры, анализ конкретных ситуаций, решение имитационных задач.

С внедрением информационных технологий в учебный процесс при самостоятельном изучении курса сегодня используются также электронные учебники, схемы и сл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.14 с.)