Тема 7. Научные сообщества: понятие, структура и уровни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Научные сообщества: понятие, структура и уровни



 

Понятие и структура научного сообщества. Структура научного сообщества как фактора развития науки и образования. Уровни научного сообщества. Ученый-одиночка, на­учный коллектив, научная среда.

Развитие научных школ в обществе. Подготовка научных кадров. Студенческие научные общества. Магистратура как этап подготовки к статусу ученого. Степени и звания в истории российского образования. Современные проблемы подготовки магистров в структуре высшего образования. Социальные аспекты организации науки и образования.

Нормы и ценности науки и образования. Нормативный контроль в науке и образовании. Пози­тивные и негативные санкции. Формирование норм и ценностей нау­ки, их соотношение с нормативно-ценностной системой всего обще­ства. Взаимоотношения общества и науки, общества и образования

Коммуникационные технологии в системе научного сообщества. Формальный и неформальный способы передачи норм и ценно­стей. Коммуникация в науке и обществе. Специфика связей, осуществляемых при помощи технических средств, непосредственные связи, смешан­ные связи. Влияние научной коммуникации на развитие науки и образования.

Влияние ценностно-нормативной системы на автономность

нау­ки и образования. Признаки автономности научного сообщества. Двойственность социальной роли ученого. Поддержание автономности науки и образования.

 

 

МОДУЛЬ 4. НУАКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Тема 8. Особенности научной и преподавательской деятельности

 

Системный характер науки, ее отличительные признаки. Осо­бенности науки как формы и сферы человеческой деятельности. Наука как социально-ориентированная деятельность. Структура на­учной деятельности и ее организация. Целенаправленность и целеосознанность научной и педагогической деятельности.

Субъективность научной деятельности. Субъект науки. Ученый как социокультурный феномен. Особенности творчества в науке и преподавательской деятельности. Нормы научной деятельности. Нормы экспериментирования и мето­дологические нормы.

Человек и наука. Социальная ответственность ученого как фактор развития науки и образования, отдельных дисциплин и исследовательских направлений. Ограниче­ние свободы исследований.

Проблемы мобильности научной элиты. Социальная мобильность ученых. Внутрипрофессиональная мобильность. Воспроизводство научных кадров. Механизм рекрутирования в научном сообществе. Стратегия развития карьеры. Творческая индивидуальность и самостоятельность. Обеспечение продуктивности исследовательской работы в условиях глобальной конкурентноспособной среды.

Методы выявления субъектов научного сообщества в университете. Экспертная оценка научной деятельности. Атрибутивная оценка: шкала достижений. Социологический опрос. Интервью. Наукометрические методы исследования. Социометрические методы исследования.

 

Тема 9. Традиции и инновации в научной и образовательной деятельности

Традиции в науке: сущность и виды. Нормальная наука. Понятие дисцип­линарной матрицы. Изменение и развитие традиций. Многообразие традиций: вербализованные и невербализованные, явные и неявные, специально-научные и общенаучные.

Сущность открытия. Соотношение традиций и инноваций. Динамика науки. Научная революция как вид новаций. Виды на­учных революций. Новые теоретические концепции. Новые методы исследования.

Глобальные научные революции. Революция классического ес­тествознания XVII века. Дисциплинарно организованная наука - рево­люция XIX века. Революция неклассического естествознания конца XIX -середины XX веков. Научно-техническая революция. Постнеклассическая революция науки конца XX века.

МОДУЛЬ 5. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОРЕМЕННОСТЬ

Тема 10. Становление и развитие университетов: история и современность

Университетское образование как фактор творческого роста научного потенциала. Историческое развитие университетов. История возникновения классического университета (теологическое, гуманитарное, научно-исследовательское направления). Факторы инновационной деятельности университета (формирование ученого-исследователя, развитие мыслительной деятельности как формы научного анализа, развитие коммуникативных форм научной аргументации и др.).

Концепции университетского образования. Причины появления пер­вых университетов в Южной Европе в XI-XII веках. Основные тен­денции, лежащие в основе университетов. Теория университетов. Либеральное и утилитарное образование. Критика обеих концепций.

Идеальная модель университета Дж. Ньюмена. Университет как научное общение студентов и преподавателей. Интеллектуальное развитие и поиск истины. Университет как источник и механизм со­циальных перемен.

Модели университетского образования в ХХ в. В. фон Гумбольдт об объединении науки и высшего образования. Новая модель университета. Отрицание утилитаризма, приоритет опытной науки и гуманитарного образования. Университет как центр науки, научных исследований и высшего научного преподавания.

Развитие университетской науки в XX веке. Значение роли науч­ной информации и высшего знания. Д. Белл - университетская наука в постиндустриальном обществе. Две модели университетской науки в конце XX века: регионально-экономическая и культуросозидающая.

 

Тема 11. Наука и образование в современном обществе

 

Особенности развития науки и техники в конце XX века. Научно-технический прогресс. Развитие промышленных технологий. Осо­бенности науки в индустриально-развитых странах и странах «третьего мира». Российская наука конца XX века.

Новый облик науки и системы высшего образования в России. «Большая наука».

Основные характеристи­ки современной науки и образования. Наука и образование как приоритетное направление в деятельности государства. Финансирование науки и образования. Историческая необходимость человеческой ориентации науки и образования. Перспективы развития науки и образования.

Социологические проблемы высшего профессионального образования. Студенчество вузов: ценностностные ориентации, учебно-познавательная активность, профессионализация студентов. Преподаватели вузов: условия труда, перспективы научного роста, проблемы подготовки научно-педагогических кадров. Болонский процесс и высшая школа в России.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Таблица 2

Виды СРС Формируемые компетенции Форма контроля
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК –8 ОК-9 ОК-11 ОК-12 ПК-6 ПК-31
Курсовая работа                       нет
Реферат +   +       + +       оценка слушателей по указанным критериям
Эссе +     +     +   + +   оценка преподавателем
Доклад     +   +   +       + оценка слушателей по указанным критериям
Подготовка к тестированию + +   + + +       +   ответы на устные вопросы в аудитории
Работа с кейсами + + + + + + + + + + + защита группового проекта

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия рабочими учебными планами не предусмотрены.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Перечень тем семинарских занятий представлен в таблице 3

 

Таблица 3. Перечень тем семинарских занятий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.006 с.)