Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Современные концепции социологии науки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для усвоения данной темы важно проследить преемственность между социологией знания и социологией науки. Необходимо различать парадигмы в современной социологии науки: · функционалистско-нормативистскую, или институциональную (Р.Мертон); · когнитивную (Б. Варне, Д.Блур); · конструктивистскую (К.Кнорр-Цетина); · релятивистскую (У.Коллинс); · этнометодологическую (Г.Гарфинкель). При изучении функционалистско-нормативистской, или институциональной, парадигмы социологии науки важно обратить внимание на модель «чистой» науки Р.Мертона, его концепцию научного открытия и исследование функционирования науки как социального института. Рекомендуется проследить дальнейшее развитие мертоновской парадигмы, а именно: · основные идеи «Социальной система науки» и «Научного сообщества» Н.Сторера, · изучение структуры научного сообщества (М.Поланьи, У.Хэгстром), · исследование «невидимых колледжей» (Д. Прайс), · исследование сети социальных связей и коммуникаций в науке (Н.Маллинс), · исследование социальной стратификации в науке (С.Коул, Дж.Коул). Критика мертоновской парадигмы. Важно обратить внимание на дискурс-анализ (М.Малкей). Необходимо знать позиции современных социологов науки относительно природы научного знания, их концепции развития науки и исследования деятельности и карьеры ученого.
& Литература: 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 3. Гайденко П.П. Христианство и генезис европейского естествознания// Философско-религиозные основы науки. - М., 1997. 4. Коммуникации в науке. М., 1981. 5. Коммуникация в современной науке. М., 1976. 6. Крейн Д. Социальная структура группы ученых: проверка гипотезы о «невидимом колледже» // Коммуникация в современной науке. М., 1976. 7. Маркова Л.А. Историки и социологи науки о социальной природе научного знания // Современная западная социология науки: критический анализ. М., 1988. 8. Мертон Р. Наука и социальный порядок // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 2. 9. Нугаев Р.М. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности // Вопросы философии. 2001. - № 1. 10. Огурцов А.П. От социологии знания – к социологии науки (20-е 30-е годы ХХ в. // Современная западная социология науки: критический анализ. М., 1988. 11. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. 12. Сторер Н. Социология науки// Современная американская социология. М., 1972. 13. Уитли Р. Когнитивная и социальная институционализация научных специальностей и областей исследования // Научная деятельность: структура и институты. М., 1980. 14. Хайек Ф.А. фон. Контрреволюция науки: Этюды о злоупотреблениях разумом (Пер.с англ.). М., 2003. 15. Юдин Б.Г. Когнитивная социология науки //Современная западная социология науки: критический анализ. М., 1988.
Контрольные вопросы к теме: 1. Каким образом социология знания повлияла на развитие социологии науки? 2. Почему мертоновская парадигма считается доминирующей в социологии науки? 3. За что критиковали мертоновскую парадигму социологии науки? 4. Кто впервые употребил термин «научное сообщество»? 5. Что такое «невидимый колледж»? 6. Какие аспекты карьеры ученого рассматривает социология науки? 7. Проанализируйте фразу Г. Коллинза и Г. Кокса и попробуйте выяснить, какую позицию они отстаивают: «Мы не выступаем против науки – деятельности, которая, как мы считаем, все еще воплощает в себе высшие творческие культурные потенции, - мы выступаем за то, что ее можно рассматривать как «искусство» а не как «истину»».
$ Темы докладов:
· П.Фейерабенд: наука – миф современности. Литература: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки: Пер. с англ. и нем. М., 1986. · Когнитивная социология науки. Литература: Юдин Б.Г. Когнитивная социология науки //Современная западная социология науки: критический анализ. М., 1988.
· Мертоновская парадигма социологии науки. Литература: 1. Кравченко С.А.Социология: учебник для вузов. М., 2004. 2. Мертон Р. Наука и социальный порядок // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 2. 3. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
· «Невидимый колледж». Литература: Крейн Д. Социальная структура группы ученых: проверка гипотезы о «невидимом колледже» // Коммуникация в современной науке. М., 1976.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.007 с.) |