Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Современные социологические концепции искусства.

Поиск

При изучении данной темы необходимо рассмотреть социологические теории, в основе которых лежит представление о социальной зависимости искусства, фиксируемой с помощью средств и методов эмпирической и теоретической социологии. Важно увидеть корреляцию между состоянием общества в целом и искусством как специфической сферой социально значимой деятельности. Для понимания истоков социологии искусства следует вспомнить учения Платона, Аврелия Августина, Руссо, Ницше (традиция социальной критики искусства), И. Винкельмана, Г. Лессинга, Ш. Монтескье, Д. Дидро (связь между искусством и политическим состоянием общества), Ф. Шиллера (зависимость искусства от свободы и гармоничного развития личности).

 

Важно обратить внимание на положения:

  • И. Тэна о связи между содержанием произведения искусства и социальной средой и умонастроениями;
  • Ж. Гюйо об отражении в искусстве процессов социальной интеграции;
  • В.Гаузенштейна о необходимости общесоциологического анализа искусства, социального истолкования новейших тенденций «искусства как формы».

 

Необходимо коснуться проблемы пределов социологического анализа искусства и недостатка социологического подхода к искусству. О взаимоотношениях между искусством и социальной средой рекомендуется остановиться на следующих идеях:

  • А. Хаузер: социальная среда как единственный уровень мотивации художественной деятельности, фиксируемый социологией, сведение искусства к социальному аспекту;
  • Ш. Лало: социальная среда как необходимое, но недостаточное условие появления искусства.

 

Следует также обратиться к последователям Маркса, в частности, - рассмотреть вклад в социологию искусства:

  • французских неомарксистов (Ж.-П. Сартр, Л. Гольдман о взаимосвязи между социальной действительностью и структурой романа);
  • неомарксистов Франкфуртской школы (В. Беньямин, Х. М. Энценсбергер, Т. Адорно о социальном отношении и бытии индивида, о капитализме как форме социальной тотальности и об искусстве как вытеснении и возвращении вытесненного социального содержания).

 

Следует обратить внимание на изменение парадигмы понимания социологического анализа художественных феноменов в новейшей современной социологии искусства. Здесь необходимо обратиться:

  • к теории П. Бурдье («поле искусства»);
  • к теории интерпретации искусства Ф. Джеймисона («интерпретативные горизонты» искусства: текст-произведение, текст-дискурс, текст-история; стиль искусства и «культурная доминанта» общества).

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Проиллюстрируйте примерами связь, выявленную П. Сорокиным: «Каковы культура и общество, таковыми будут и изящные искусства. Если культура преимущественно чувственная, чувственными будут и ее основные изобразительные искусства. Если культура не интегрирована, хаотичными и эклектичными будут ее основные виды изобразительных искусств… Каждая из трех основных культур – идеациональная, идеалистическая, чувственная – имеет свою собственную форму изобразительных искусств, отличную от другой как внешними признаками, так и внутренним содержанием». Можно использовать материал из работы «Кризис нашего времени» (глава «Кризис изящных искусств»).

2. Прокомментируйте слова Теодора Адорно: «То обстоятельство, что столь многие отвергают специфический общественный момент как некую примесь, внесенную социологической интерпретацией, и по сути дела рассматривают только данные нотного текста, имеет свое основание не в музыке, а в нейтрализации сознания. Нейтрализованное сознание воздвигло стену между музыкальным опытом и переживанием действительности, в которой музыка обретает, хотя бы и полемически, свое место и на которую она откликается. Если музыкальный анализ научил раскрывать тончайшую ткань музыкального изложения, если музыковедение дает самый подробный отчет обо всех биографических сведениях о композиторе и его произведениях, то от всего этого самым жалким образом отстал метод раскрытия, дешифровки конкретного социального содержания в музыке, и он до сих пор вынужден довольствоваться импровизациями».

 

 

& Литература:

 

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.- СПб., 1999.

2. Ален. Рассуждения об эстетике. Нижний Новгород, 1996.

3. Вейдле В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества// Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

4. Глотов М.Б. Границы предмета социологии искусства. М., 1999.

5. Горичева Т. М. Христианство и современный мир. СПб., 1996.

6. Любимов Б. Театр – это лестница и вниз, и вверх…// Фома. № 1. 2006.

7. Маритен Ж. Ответственность художника// Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

8. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

9. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

10. Фриче В. М. Социология искусства. М., 2003

11. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

 

$Тема доклада:

· Социология музыки Теодора Адорно.

Литература:

Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.- СПб., 1999.

 

· Творчество и критика: парадоксы взаимосвязи.

Литература:

Ален. Рассуждения об эстетике. Нижний Новгород, 1996.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.214 (0.008 с.)