Анализ социологических данных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ социологических данных.



В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным.

В полном же объеме, то есть от первого до
последнего шага, последовательность действий социолога-
исследователя при анализе эмпирических данных может быть
представлена следующим образом.

Первая стадия - описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Предварительно осуществляется общий контроль качества полученной информации, ее редактирование: а) выявляются ошибки и пропуски, допущенные при сборе данных и при вводе их в компьютер для обработки, б) бракуются какие-то “единицы” выборочной совокупности, не отвечающие модели выборки (коррекция выборки), в) отсеиваются некомпетентные и неискренние респонденты (до 30% их может быть, изымаются их данные полностью или частично), г) производятся другие контрольные действия, которые на социологическом жаргоне называют “чисткой массива”.

Обработка первичной информации идет либо вручную, либо на компьютере. Вручную (при небольшом объеме выборки) по каждому вопросу анкеты подсчитывается в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных сколько респондентов выбрали тот или иной вариант ответа, сколько затруднились ответить, сколько не дали ответа на вопрос. После того могут быть составлены таблицы взаимной сопряженности - связей (как ответили отдельные категории респондентов) между ответами на различные вопросы. Компьютерная обработка информации ведется по специальным математическим программам.

Далее следует собственно описание – упорядочение, группировка всех данных по отдельным признакам (переменным), изучение простых распределений, выявляются аномалии и скошенности, рассчитываются показатели средней тенденции, вариации распределений. Проводится “уплотнение” исходной информации, т. е. укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов, выявление типических групп и т. п. Основная цель всех этих операций - сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа. Одновременно достигается первичное обобщение данных для более глубокого понимания существа изучаемых процессов. Эти данные излагаются в понятиях науки.

Вторая стадия анализа - углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем раскрытия сущности объекта, его подчиненности определенным законам, выявление причин, следствий рассматриваемого явления, структуры объекта.

Третья стадия, заключительная – проверка гипотез и попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Лучшим образом решению этой задачи отвечает повторное обследование, эксперимент, практика.

Результаты социологического анализа оформляются в научном отчете или аналитической записке, где:

- раскрываются все стороны изучаемой проблемы, связи и зависимости, выделяется существенное в них;

- в каждом разделе обозначаются проблемы, приводятся результаты их рассмотрения и выводы, могут опускаться второстепенные моменты ввиду их малозначимости;

- отчет (или записка) оформляются на уровне современных требований и имеющихся возможностей, к нему прилагаются протоколы компьютерной (или ручной) обработки первичной, собранной информации, статданные, сводки ответов на открытые вопросы, связи между вопросами и т.д.

Далее может быть этап практической реализации результатов исследования заказчиком (при возможном сопровождении его исследователем), их публикации.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое социологическое измерение?

2. Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?

3. Что такое социологический опрос?

4. Каковы особенности социометрического опроса?

5. Что такое социологическое наблюдение?

6. Что представляет собой анализ документов как метод социологического исследования?

7. В чем заключается традиционный анализ документов?

8. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анализа (контент-анализа) документов?

9. Какие виды шкал измерения вы знаете?

10. Раскройте этапы и особенности анализа социологических данных.

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

 

темы рефератов и курсовых работ

1. Учение Аристотеля об обществе и личности.

2. Социологический проект О. Конта.

3. Платон об устройстве общества и государства.

4. Современные тенденции в изменении социальной структуры российского общества.

5. Ценностные ориентации современной российской молодежи.

6. Состояние и перспективы развития российской семьи.

7. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы.

8. Культурная политика России: история и современность.

9. Социальные изменения и модернизация общества: социологический анализ.

10. Специфика становления и развития социологической науки в России.

11. Социокультурные особенности российского общества.

12. Модели социальной стратификации западного и российского общества.

13. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы.

14. Социология в СССР и России: история и современность.

15. Модернизация: зарубежный опыт и Россия.

16. Спонтанные формы поведения масс в современной России.

17. Проблематика конфликта в марксистской парадигме.

18. Российский социум в условиях перехода: гражданское общество и социология.

19. Социологический анализ ситуации на рынке труда и причин безработицы в современном городе.

20. Социологический анализ процессов функционирования служб занятости города.

21. Социологическое наблюдение и анализ уровня и качества жизни населения города (региона).

22. Социологический анализ профессионально-трудовой адаптации и реабилитации работников предприятия.

23. Общественное мнение как макрофактор общественной жизни.

24. Общественное мнение и public relations.

25. Пресса в системе выражения и формирования общественного мнения.

26. Социологический анализ состояния морально-психологического климата в трудовом коллективе предприятия (в городском микрорайоне).

27. Молодая семья.

28. Молодежь и выборы.

29. Социальные проблемы студенчества.

30. Социологические проблемы семьи и брака.

31. Социологические проблемы экологии.

32. Социологические проблемы предпринимательства.

33. Семья и демографические проблемы общества.

34. Социология преступности (делинквентного поведения).

35. Бедность в современном российском обществе.

36. Роль социологии в реформировании общества.

37. Что такое социальная аномия?

38. Маргинальность как социокультурное явление.

39. Социологический портрет российского предпринимательства.

40. Демографическая ситуация в современной России.

41. Социология и выборы.

42. Молодежь как социально-демографическая группа.

43. Образование и общество.

44. Социальные проблемы реформирования общества.

45. Индикаторы и показатели мониторинга социального состояния населения.

 

 

Примечание. Тема реферата выбирается студентом. Наряду с предложенными могут быть и другие, но по социальным, социологическим проблемам общества. Реферат готовится индивидуально. В нем должна быть раскрыта выбранная тема при использовании нескольких источников. Обязательно наличие плана (содержания), списка используемой литературы, источников и ссылок в тексте на них. Объем не менее 12 машинописных листов, 24 - рукописных (формата А-4).

 

вопросы к зачету

1. Предпосылки возникновения социологии

2. Социологический проект О. Конта

3. Эволюционная концепция Г. Спенсера

4. Классический этап развития социологии

5. Объект и предмет социологии

6. Метод социологии

7. Основные социологические категории и законы

8. Структура и функции социологии

9. Основные особенности и направления русской социологической мысли

10. Интегральная социология П. Сорокина

11. Особенности современного социологического знания

12. Современные социологические парадигмы

13. Общество как система

14. Типология обществ в социологии

15. Общество и государство. Гражданское общество

16. Особенности модернизации в России

17. Социальная структура общества

18. Социальная стратификация

19. Классы

20. Социальная мобильность

21. Проблемы социальной мобильности

22. Социальная структура и социальная стратификация современного российского общества

23. Формирование социальных институтов

24. Социальные институты: виды и функции

25. Социальные организации

26. Социальные общности

27. Социальные группы

28. Малые группы и коллективы

29. Личность как социальный тип

30. Личность как деятельный субъект

31. Девиация

32. Социальный контроль

33. Социальные изменения и процессы

34. Глобализация основных процессов в мире

35. Экономическая социология

36. Экономическое поведение

37. Собственность как социальный институт

38. Предпринимательство

39. Труд

40. Семья как социальный институт

41. Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений

42. Содержание и принципы семейной политики

43. Молодежь как особая социально-демографическая группа

44. Молодежная субкультура

45. Социальные проблемы молодежи

46. Общественное мнение как социальный институт

47. Изучение и формирование общественного мнения

48. Прикладное социологическое исследование

49. Программа исследования

50. Измерение и выборка в социологическом исследовании

51. Наблюдение

52. Анализ документов

53. Социологический опрос

54. Анализ социологических данных

 

 

ТЕСТ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО САМОКОНТРОЛЯ

1. Построение теоретической модели в исследовании предшествует выдвижению целей и гипотез.

2. Элементами социального действия выступают потребности, мотивации, ожидания.

3. Целенаправленным у Вебера называется действие, направленное на ясно осознаваемые цели.

4. Целостно-рациональное действие совершается автоматически, в силу привычки.

5. Аффективное действие совершается под влиянием эмоций.

6. У аффективного и традиционного действий нет цели.

7. В России растет число сожительств (нерегистрируемых браков) и число внебрачных рождений.

8. Любовь важнее для человеческого счастья, чем секс.

9. Где нет письменности, там нет цивилизации.

10. Раса, пол – это достигаемый статус.

11. Ранг – это место в социальной иерархии статусов.

12. В социологическом опросе выясняются субъективные мнения людей, называемых респондентами.

13. Социологический опрос начинается с составления анкеты.

14. Наблюдение бывает контролируемых и неконтролируемым.

15. Наблюдение – это самый распространенный метод в социологии.

16. Социология как наука возникла в XVIII веке.

17. В научный оборот термин «социология» ввел М. Вебер.

18. Общество и государство синонимы.

19. Изменение социального статуса личности – это карьера.

20. Социология под личностью понимает выдающегося деятеля.

21. Важными критериями успешности брака являются способности супругов приспособиться друг к другу и количество детей в семье.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Адаптация – пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям.

Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов по выявлению мнений респондентов и получению от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, ясных стандартов поведения.

Ассимиляция – взаимное, культурное проникновение. Через него личности и группы приходят к общей культуре.

Аудитория – социальная общность, объединенная взаимодействием с каким-то индивидом или группой по поводу какой-то информации (у них имеющейся).

Бюджет времени – распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.п.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей.

Возрастная когорта – совокупность индивидов, принадлежащих по рождению к одному и тому же временному периоду (месяц, год или несколько лет). В расширительном толковании – совокупность индивидов в рамках одной популяции, которая пережила некое историческое событие в одном и том же возрасте.

Воспроизводство населения – категория, описывающая взаимодействие социально-экономических и других условий жизни и количественных параметров воспроизводства населения. Различают архаичный, традиционный и современный типы воспроизводства населения.

Выборочный метод - выбор оптимальной численности лиц для опроса с как можно меньшими ошибками отбора и с как можно большей надежностью полученных эмпирических данных. Тем самым выводы выборочного опроса ограниченного числа лиц (выборки) распространяются на всю (генеральную) совокупность лиц по изучаемой социальной проблеме. Для этого выборка должна быть репрезентативной, пропорционально воспроизводить все основные признаки (характеристики) генеральной совокупности.

Гендер – совокупность социальных характеристик пола.

Гипотеза – научное обоснованное предположение, объяснение каких-либо фактов или явлений, пока не подтвержденных, не проверенных. Это может быть предположение о структуре изучаемого объекта, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями, о причинах каких-либо явлений и о возможных подходах к решению социальной проблемы. Гипотезы должны содержать предположительные ответы на поставленные в задачах исследования вопросы и объяснять логические связи в проблеме.

Глобализация - усилившаяся взаимозависимость мирового сообщества, преобразование пространства и времени современного существования.

Государство - наиболее крупная социальная организация общества. Возникает из определенных социальных потребностей и характеризуется целями, структурой, наличием управляющих и управляемых подсистем и других признаков социальной организации. В тоже время государство - социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы.

Гражданское общество – совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений. Как самостоятельная форма социальной организации, гражданское общество формируется в борьбе с властью через требования расширения прав личности, затем участия в управлении государством и превращения государственной власти в инструмент регулирования общественных отношений.

Диспозиция личности – предрасположенность определенного индивида к своеобразному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, воплощающая в себе ценностные ориентации, общую направленность, социальные установки личности, особенности ее идентификации и взаимодействия с окружающей средой.

Документ – один из источников, используемых в социологическом исследовании для получения первичной социологической информации, представляющий собой письменное свидетельство о ком-то или чем-то.

Документальной - называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.

Задачи исследования – конкретизируют цель, это по сути вопросы, на которые должен быть получен ответ в ходе исследования. Тем самым реализуется его цель. Постановка задач позволяет выбрать средства и методы познавательных действий.

Идеальные типы – мыслительные логические конструкции, предельные понятия. Их создает исследователь для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.

Идентичность – социальное качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального отождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального.

Измерения - поиск и использование таких фактов, которые являются количественной (числовой) характеристикой сторон и свойств социальных явлений. Такими фактами могут быть предметы, события, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для измерения и служат числовым выражением социальных явлений и процессов, в социологии называются индикаторами. В качестве индикаторов могут быть сами признаки, явления, которые четко выражают свойства явления, или содержат в себе числовые значения (возраст, национальность, пол, образование и т.д.).

Индивид – конкретный человек или отдельный представитель человечества. Институционализация - процесс упорядочения, формализации, стандартизации социальных связей, норм, правил, статусов, ролей.

Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.

Интервальная (метрическая) шкала - для измерения свойств и признаков не просто в понятиях больше – меньше, а с фиксацией величины интервала. По ней в основном можно измерять те признаки и свойства, значение которых выражаются числом (возраст, стаж работы, учебы, число членов семьи и т.д.).

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Интерес – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т.д.) участвующих в них индивидов, групп, общностей.

Интерпретация понятий – истолкование, уточнение сущности и смысла понятий.

Коллектив - высший уровень развития группы и вид социальной организации. Для него характерны высокая сплоченность, контактность; единство ценностно-нормативной ориентации; глубокая идентификация (осознание принадлежности к группе); ответственность за результаты совместной групповой деятельности.

Компромисс – форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Компромисс – это баланс, временное соглашение.

Конвергенция – возрастание сходства в развитии разных социальных объектов или возбуждение реализации поведенческих предрасположенностей.

Конкуренция – борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, которые ограничены и неравно распределены (деньги, власть, статус, любовь, признательность и др.). Конкуренция - один из методов распределения вознаграждения, которого не хватает для всех.

Контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии.

Концепция – понимание, трактовка каких-либо явлений, процессов.

Кооперация – от двух латинских слов: ко – вместе и операри – работать. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Главный ее смысл – в обоюдной пользе.

Культура – система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Макросоциология – исследует крупные социальные системы в исторически длительные промежутки времени.

Малые социальные группы (от 2 до 15 человек) – основной объект социологического исследования. Характерными их чертами являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов группы; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей, норм, образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов.

Маргинал (от лат. – находящийся на краю) – люди между (в промежуточном положении) разными социальными, культурными, этническими группами, с неполноценным статусом, отсутствием четких ориентиров и установок, с агрессивным поведением.

Маргинальность – понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения индивида между какими-либо социальными группами.

Менталитет – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета – духовность, коллективизм (соборность), широта души…

Микросоциология – область социологического знания, которая изучает поведение людей в их непосредственном межличностном общении.

Мобильность вертикальная – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.

Мобильность горизонтальная – изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Мобильность индивидуальная – изменение положения индивида в системе социальной стратификации.

Мобильность коллективная (групповая) – изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

Модернизация - процесс перехода от традиционного (сельскохозяйственного) общества к современному (индустриальному).

Молодежная культура - особая форма организации молодежи, автономное образование внутри господствующей культуры с определенным стилем жизни и мышлением ее носителей.

Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации и подготавливаемых обществом к выполнению социальных ролей взрослых.

Мотив – внутреннее побуждение индивида к действию (психологическое). Стимул – внешнее по отношению к индивиду средство побуждения к действию (богатство, слава, популярность, власть, социальные позиции, статусы). Стимулы – спусковой механизм мотивов как причин непосредственной деятельности.

Натурализм – теоретико-методологическое направление в социологии, предполагающее ориентацию на методы естественных наук. Основной постулат натуралистов различных направлений – изучение законов функционирования общества по аналогии с биологическими организмами.

Научное наблюдение - метод сбора информации, оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; планируется по заранее обдуманной процедуре; все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Научный метод – способ достижения научной истины. А учение о методах научного познания называется методологией. Метод включает опору на некоторые знания о предмете, собственно процесс научного познания – все действия по познанию предмета, аналитический подход к нему и средства, используемые в процессе познания.

Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Номинальная шкала - для измерения прежде всего объективных признаков респондентов – их пола, семейного положения, профессии, образования и т.д.

Общественное мнение - совокупное суждение, оценка различных социальных общностей тех или иных событий. Это состояние массового сознания, отношение общностей к актуальным проблемам, явлениям. Общественное мнение – это и политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти.

Общество - узловая категория социологии, совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей. В них выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Объект исследования – подлежащее исследованию явление или процесс. Он характеризуется количественно, структурно, в пространстве и времени. Чаще всего это какая-то совокупность людей. Определение объекта исследования делает обозримой проблему, обозначает носителей проблемной ситуации.

Объект общественного мнения - конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения.

Опрос социологический – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами по изучаемой проблеме к определенной социальной группе.

Опрос социометрический – специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственный контактов и межличностных отношений в малых социальных группах.

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Отраслевая социологическая теория – система теоретических знаний и прикладных методов, возникающая на стыках социологического знания с другими науками и ориентированная на исследование и объяснение особенностей развития социальных процессов и их тенденций не в обществе в целом, а в его различных сферах – в области труда, образования, науки и т.п.

Панельное исследование – способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Парадигма – определенная совокупность фундаментальных оснований научного знания. Это крупные теории или группы теории, всеми признанные достижения в данной области науки.

Пилотажное исследование – пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария.

Поведение - совокупность поступков личности, в которых отражается все механизмы сознания, т.е. ее позиции, ожидания и ориентации.

Поведение девиантное – совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы – моральные, правовые и др.

Поведение делинквентное (преступное) - совокупность противоправных поступков или преступлений.

Поведение социальное – совокупность внешне необходимых поступков и действий отдельных индивидов и групп, их определенная направленность и последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Позитивизм - философское направление, отрицает всякую ценность абстрактной мыслительной деятельности в пользу «позитивных фактов опыта», отказывается от «философии» в пользу «науки».

Предмет исследования – те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. Это могут быть какие-то виды или характеристики деятельности, потребности, состояния сознания, интересы, идеалы, мнения, мотивы, ценностные ориентации людей и т.п.

Признак – характеристика (или свойство) предмета анализа, которая может быть подвергнута наблюдению и измерению.

Прикладная социология – практическая часть социологической науки, которая изучает процессы в социальных подсистемах, в конкретных организациях, на уровне социальных институтов; имеет свои методы исследования (опрос, наблюдение, анализ документов и другие); вскрывает источники и причины развития или торможения конкретных социальных явлений, ее выводы имеют значение для управления социальной жизнью; представляет единство конкретных социологических исследований и специальных социологических теорий; разрабатывает проекты (программы), гипотезы конкретных социологических исследований, их этапы, определяет надежность и достоверность получения и анализа социальной информации, процедуры сбора и обработки ее.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей новой среды, когда нормы и ценности старой не приводят к удовлетворению. Обязательное условие процесса приспособления – подчинение.

Проблема - реальное жизненное противоречие. Любая реальная проблема несет что-то новое, представляет собой пока не решенную (познавательную или практическую задачу). Научную проблему должны отличать острота, актуальность, новизна и проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это, например, противоречие между знанием о потребностях людей в каких-то действиях и не знанием путей, средств, методов реализации этих действий.

Программа социологического исследования – изложение основных принципов, теории и методологии исследования, описание его процедур и организации. Ее главное назначение в предварительном теоретическом анализе проблемы. Программа должна содержать ответы на три основных вопроса: «Что надо делать?» «Чем делать?» «Как делать?»

Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Ранг – порядковое положение на шкале измерений, которому присвоен конкретный номер.

Ранговая (порядковая) шкала - для измерения свойств и признаков социальных явлений через отношение к кому или чему-либо. Ее позиции располагаются в строгом порядке по значимости (от большего к меньшему или наоборот).

Революция - форма социального изменения, которая характеризуется радикальной сменой политического и социального слоя, участием широких слоев населения в преобразованиях, реализацией конкретных жизненных потребностей людей, ниспровержением существующего строя путем применения силы.

Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утрата способности к выполнению человеком, группой, обществом тех или иных функций.

Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Ролевая напряженность – ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования.

Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Семья – прежде всего группа, связанных отношениями брака и родства людей. Она обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие личные и общественно значимые потребности. Основа семьи – брак как исторически меняющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной. Семья – это социальный институт, т.е. система связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства рода. Эти отношения регулируются определенными ценностями и нормами, позитивными и негативными санкциями.

Системное описание проблемы исследования - строится модель объекта, выделяются и раскрываются его элементы, их внутренние и внешние связи, по сути развертывается проблема исследования.

Случайная, систематическая или механическая выборка - когда единицы обследования выбираются случайно, но по какому-то принципу (например, каждый десятый), жребию из хорошо перемешанной генеральной совокупности.

Собственность - взаимодействие между людьми по поводу вещей и предметов. Эти отношения всегда так или иначе оформлены и отрегулированы нормами и санкциями. Собственность есть естественная сущность человека, потому она персонифицирована.

Сознание - то, что формирует и определяет готовность к поведению, его регуляции и саморегуляции. В него входят потребности и интересы, цели и мотивы, ожидания и ориентации, установки и диспозиции.

Социализация – процесс усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания.

Социальная группа – объединение людей при общем участии в конкретной деятельности, связанное системой отношений, регулируемых социальными институтами.

Социальная мобильность – изменение индивидом или группой социального статуса (места) в социальной структуре общества. Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном – из одного слоя в другой; 2) горизонтальном – передвижение на одном и том же уровне, не меняя слоя или статуса.

Социальная общность – исходное (базовое, ключевое) устойчивое, целостное образование. Совокупность индивидов как результат их социальных связей, взаимодействий, отношений. В тоже время она является самостоятельным субъектом социального действия, поведения и источником своего развития, движения.

Социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

Социальная связь - зависимость, реализованная через социальное действие.

Социальная система – множество социальных элементов (индивидов, групп, общностей) с отношениями и связями между ними, образующее целостность, находящуюся во взаимодействии с внешними условиями ее бытия.

Социальная структура - связи людей в их совокупности, относительно устойчивые отношения людей, порядок их взаимодействия и дифференциации. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Структура предполагает определенную группировку людей, их дифференциацию или интеграцию, характеризующую место в обществе.

Социальная технология – система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, совокупность операций и процедур социального воздействия на объект на пути получения оптимального социального результата.

Социальное - отношение людей друг к другу, к факторам и условиям жизнедеятельности, к положению в обществе и к обществу в целом

Социальное взаимодействие – процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других, обмениваются действиями. От единичного акта (контакта) взаимодействие отличается сопряженностью, возобновляемостью, заинтересованностью в другом.

Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения социальных групп, отличается включенностью в нее значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений.

Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда.

Социальные законы – объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению к друг к другу. К социальным относятся законы социальной дифференциации и интеграции, мобильности, интернационализации общественной жизни, социализации индивида, урбанизации общества и другие. По существу – это законы – тенденции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.124 с.)