Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. Социальные общности и группы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Социальные общности. 2. Социальная группа. 3. Малые группы и коллективы.
Социальные общности. Общество как целостная система состоит из множества подсистем. Одной из них является социальная общность. Социальная общность – это совокупность индивидов как результат их социальных связей, взаимодействий, отношений. В тоже время она является самостоятельным субъектом социального действия, поведения и источником своего развития, движения. Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу – от двух (диада) людей до многочисленных международных движений. По продолжительности существования – от минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций. По плотности связи – от тесно сплоченных коллективов и организаций до расплывчатых, аморфных образований (болельщики). По базовым признакам различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Все общности делятся на два подкласса: массовые и групповые. Массовые характеризуются: - нерасчлененной структурой, раздвинутыми границами, неопределенным качественным и количественным составом и принципом вхождения в них; - ситуативным способом существования, образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной действительности, невозможны вне ее, неустойчивы, меняются от случая к случаю; - разнородностью состава, межгрупповой природой, т.е. они вне классовых, этнических и иных границ; - как правило, в силу своей аморфности не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц. Типичный образец массовых общностей – широкие политические или экологические движения болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд. Существенным в классификации социальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В строго научном смысле территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности определяют еще как квазигруппы или агрегации. Здесь людьми осуществляются определенные неглубокие социальные контакты, общение. Отличительными чертами квазигруппы являются: - достаточно случайное, непреднамеренное образование; - неустойчивость взаимосвязей; - кратковременность совместных действий в них. Основные виды квазигрупп – аудитория, толпа, социальные круги. Аудитория – это социальная общность, объединенная взаимодействием с каким-то индивидом или группой по поводу какой-то информации (у них имеющейся). Это сложное и неоднородное образование, оно может еще делиться. Толпа – собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы проста, в ней, как правило, лидеры и все остальные. Но толпа больше, чем просто агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно являются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на виды: - случайная толпа – наиболее неопределенная совокупность индивидов; - обусловленная толпа – заранее планирующееся и относительно структурированное собрание людей; - экспрессивная толпа – социальная квазигруппа. Обычно организуется в целях удовлетворения личных потребностей ее членов. Активность людей здесь сама по себе является целью и результатом; - действующая толпа – форма общностей с активными, эмоциональными типами поведения, ее действия носят непредсказуемый, кратковременный характер. Некоторые теоретики определяют поведение толпы как продукт групповой «инфекции», вызывающей коллективное «устремление». Американский социолог Ральф Тернер объясняет уникальность феномена толпы возникающим и быстро развивающимся в ней комплексом специфических норм. Еще разновидностью квазигрупп являются социальные круги – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между членами. Это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их участниками. Существуют следующие разновидности социальных кругов: - контактные – постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (болельщики, очередь и т.д.); - профессиональные – объединения для обмена информацией по профессиональному признаку; - дружеские – по совместному проведению мероприятий; - статусные – образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов с одинаковыми или близкими статусами. Таким образом, квазигруппы – это переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам.
2. Социальные группы. Групповые общности или социальные группы – совокупность людей, имеющих общий признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда. Роберт Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: действие, членство и единство. Общность есть группа, когда налицо взаимодействие между ее членами; каждый член группы относительно других разделяет ожидания; она существует в определенные сроки. Два человека на автобусной остановке не группа, но станут ею, если начнут беседу, драку, другое взаимодействие. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются устойчивым взаимодействием; относительно высокой степенью сплоченности; выраженной однородностью состава: вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований. Классификация социальных групп, как правило, базируется на основных признаках, определяющих их устойчивость. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал признаки для классификации социальных групп: уровень культурного развития; типы структуры, существующей в группе; задачи и функции группы; преобладающие типы контактов между членами группы; различные виды связей в группах и другие. Классификация групп возможна, например, и по разделению их на основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он принадлежит и определяет эти группы как свои (моя семья, мой класс и т.д.). Такие группы называют ингруппами, человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами (мы). Другие группы, к которым не принадлежит индивид будут для него аутгруппами (не мы, другие). То есть люди всегда делят мы и другие. Американскими социологами Робертом Парком (1864-1944), Эрнстом Берджессом (1886-1966) и Эмори Богардусом (1882-1973) была разработана концепция социальной дистанции. С ее помощью можно измерить чувства и отношения индивида и социальной группы к различным аутгруппам. Близкой к ингруппе является референтная группа. Ее предложил социальный психолог Г. Хаймен. Это реальная или условная (воображаемая) социальная группа, система ценностей и норм которой является для индивида эталоном. Это может быть группа, к которой принадлежит данный индивид или группа, членом которой он хотел бы стать. В системе отношений «личность – общество» референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную о месте в социальной структуре); регулятивную (нормативную), устанавливающую нормы общества для личности; мировоззренческую (ценностно-оценочную), устанавливающую установки, идеалы, цели человека. Осознание принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять его поведение. В процессе взаимодействия с другими группами, людьми, мы приписываем каждому из них некоторые черты. Такой устойчивый образ социального объекта называется социальным стереотипом. Они постоянно рождаются, изменяются и исчезают. Французы более страстны, англичане замкнуты, русские открыты, отзывчивы. По характеру взаимоотношений между членами группами различают большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Разновидность малых социальных групп – первичные группы. Чарльз Кули отличительным их признаком считал непосредственный, интимный, межличностный контакт, высокий уровень эмоциональности. Примеры первичных социальных групп – семья, школа, класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда. Через первичную группу осуществляется освоение индивидами образцов поведения, социальных норм, ценностей, идеалов. Она выполняет роль связующего звена между обществом и личностью. Вторичная группа из людей, между которыми незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей. В таких группах индивидуальные черты личности не имеют большого значения, больше ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной группы является организация, сформировавшаяся для достижения определенных целей (политическая, производственная, религиозная). Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от типа взаимоотношений между ее участниками. Большая группа может быть только вторичной. Малые группы и коллективы. Малые социальные группы (от 2 до 15 человек) – основной объект социологического исследования. Характерными их чертами являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов группы; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей, норм, образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов. То есть малую группу отличает личный устойчивый контакт, общение, взаимодействие. Как реальная совокупность индивидов, малая группа стала рассматриваться социологами сравнительно недавно. Только в 60-х г.г. прошлого века возник и стал развиваться взгляд на малые группы как на реальные элементарные частицы общественной структуры. Современное представление о малой группе – малочисленная по составу. Ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом. Это является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Примерами малой группы является семья, производственная бригада, школа, класс, научный, воинский и другие первичные коллективы, коллективы космических, арктических, антарктических станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники. По данным социально-психологических исследований наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек. Различают малые группы формальные и неформальные. В формальной малой группе положение и поведение отдельных членов строго регламентируется официальными правилами организации и социальными инструментами. Для нее характерно разделение функций, безличность и договорность отношений одной, строго определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций, низкой зависимостью от традиций. Формальная группа – объективное социальное образование, элемент социальной структуры: семья, производственная бригада, научная кафедра, воинское подразделение и т.д. Структура формальной группы и типы ее поведения определяются группой большего масштаба или обществом в целом. Межличностные отношения в формальных группах складываются внутри установленных официальных рамок. Авторитет определяется должностью, а не личностными качествами. Неформальная группа возникает в рамках формальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов и взаимных симпатий. Социальные отношения здесь относительно независимы от социальных структур, нечетко выражена цель групповой деятельности, контроль неформальный, зависит от традиций и осознанности группового членства. Часто неформальную группу называют группой по интересам. В ее основе чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация. Неформальная группа может образовываться как в рамках формальной группы, так и вне ее (неформалы среди молодежи – друзья, подростки, сверстники и в политической жизни). Контакты членов носят ярко выраженный личностный характер. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет неформального лидера, контроль осуществляется с помощью неформальных норм и традиций. Малая группа принимает множество форм до сложных, многоярусных. Однако исходных форм всего две – диада и триада. Диада – это группа из двух человек. У них формируются устойчивые межличностные отношения на чувствах любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания. Эмоциональная привязанность заставляет влюбленных бережно относиться друг к другу, т.е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он сделал тебе. Исходный закон межличностных отношений в диаде – эквивалентность обмена и взаимность. Но в больших группах, скажем, в коммерческой организации начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает. Но диада – непрочное объединение. С охлаждением чувств любовная пара распадается. Триада – активное взаимодействие трех человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. С ним трудно бороться в одиночку. В триаде и зарождается феномен большинства, она более стабильна, в ней лучше разделение труда. Но здесь попеременно меняются ролями и, в результате никто не доминирует, больше независимость индивидов. Взаимодействие членов групп между собой называется групповой динамикой. К ее процессам относятся руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и др. Из важнейших проблем в группах можно выделить: Коммуникационные связи – это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение, а показатель физической и социальной близости индивидов. Не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы, часть из них отрицательно сказывается на ее сплоченности. Лидерство в группах. В каждой группе складывается система социальных ролей, причем она постоянно меняется по содержанию ролей и их значимости, по отношению ролей к другим ролям. Более значимые роли лидеров, проявления индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы или в силу обладания более высоким формальным статусом. Исключительные качества делают индивида лидером, если его деятельность ведет к повышению эффективности деятельности группы в целом. Авторитет лидера базируется на признании коллективом его деловых и личностных качеств. Одна из его черт – быть новатором, изменять субкультуру группы. Высшим уровнем развития группы и видом социальной организации является коллектив. Для него характерны высокая сплоченность, контактность; единство ценностно-нормативной ориентации; глубокая идентификация (осознание принадлежности к группе); ответственность за результаты совместной групповой деятельности. Выделяют первичный производственный коллектив – группу работников низового подразделения предприятия. Она выполняет взаимосвязанные операции; объединена непосредственными, устойчивыми личными контактами; неделима далее. Это коллективы участков, бригад, смен, отделов предприятия. Такие коллективы создаются по организационно-производственному признаку для выполнения определенной задачи. В структуре первичного производственного коллектива выделяются лидерская группа (или лидер, руководство); ядро (те, кто уже стабилизировался и авторитетны) и периферийная часть (кто недавно, у кого это сквозной этап – летуны и т.д.). Есть еще трудовой коллектив – основная экономическая, социальная и политическая ячейка общества, разновидность социальных институтов и социальных общностей. Его главная цель – производство материальных и других благ. Социология изучает: - этапы и критерии социальной зрелости коллектива; - социально-демографическую и профессионально-квалификационную структуру работников; - взаимосвязь формальной и неформальной организации; - отношение к труду и способы его стимулирования; - социально-ролевую структуру взаимоотношений людей; - социальное планирование развития трудового коллектива; - социальное управление; - деятельность заводских социологов. Трудовой коллектив необходимо рассматривать в единстве двух его сторон: как социальную общность и как социальную организацию. Это вытекает из двойственного характера труда. С одной стороны, он всеобщая обязанность каждого работать на благо всех. И жестко регламентируется на основе норм, санкций. С другой стороны, человек обладает правом на труд (добровольностью, свободой). Это проявляется в сфере межличностных, неформальных отношений. Как социальная организация, трудовой коллектив – это разновидность общественного института, как социальная общность – элемент социальной структуры общества. Каждый коллектив выполняет определенные функции. Среди них можно выделить производственную, организационную, воспитательную, управленческую и другие.
контрольные вопросы для самостоятельной работы 1. В чем особенность понимания социальной группы в системе социологического знания? 2. Почему аудиторию относят к квазигруппам? Каковы основные свойства аудитории? 3. Дайте развернутое определение малой группе. Какова роль в жизни человека и общества малых групп? 4. Дайте характеристику понятию социальной общности и соотнесите его с понятием “социальная группа”. 5. В чем особенности массовых общностей? 6. Дайте определение понятию “коллектив” и охарактеризуйте основные виды коллективов.
Лекция 10. Личность. 1. Личность как социальный тип. 2. Личность как деятельный субъект.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.0.127 (0.009 с.) |