Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные социологические парадигмы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структурные парадигмы рассматривают организацию, функционирование, развитие общества как единого системного целого и в основном на макроуровне. В числе таких парадигм структурный функционализм и конфликтные теории. Функциональные идеи Дюркгейма развиты американскими социологами Талкоттом Парсонсом (1902-1979) и Мертоном. Основные положения структурного функционализма следующие: 1. Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонентов, они взаимодействуют и, в целом, поддерживают существование всей системы. 2. Общество развивает свои институты. Они адаптируются к внешней среде и обеспечивают выживаемость всей системы. 3. Все социальные явления и факты должны рассматриваться под углом зрения их последствий. 4. Дисфункциональные формы поведения и институты (которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде) угрожают самовыживанию общества, подлежат контролю и устранению. Таким образом, в основе структурного функционализма – идея социального порядка. Парсонс выдвинул и обосновал принцип системного строения общества. Он считает, что всем системам присущи: 1. Адаптация – приспособление к окружающей среде. 2. Целеполагание – постановка целей и мобилизация ресурсов для их реализации. 3. Интеграция – обеспечение внутреннего единства и упорядочности. 4. Поддержание ценностного стандарта – выработка такой мотивации деятельности индивидов, чтобы обеспечивались внутренняя стабильность, равновесие системы. При ответе на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей или общественный порядок, Парсонс ввел понятие «система действия». Под ней понимается совокупность различных уровней социальной реальности, объединяемых в одно целое по принципам информационно-кибернетической модели. Все многообразие человеческой деятельности рассматривается как состоящее из четырех взаимосвязанных систем: 1) культура, 2) социальная система, 3) личность, 4) организм. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие. Упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Различают два вида взаимодействий: сотрудничество и соперничество (конкуренция). Парсонс выделил так называемые типовые варианты действия, альтернативы: 1) ориентация на себя или на коллектив; 2) стремление к удовлетворению текущих или перспективных потребностей; 3) ориентация на социальные или от природы присущие характеристики (возраст, внешний вид) другого индивида; 4) подчинение своего поведения общему правилу или специфическим моментам ситуации. Из критики структурного функционализма, его преувеличения интеграцией и согласием за счет радикальных изменений и нестабильности родилась теория конфликта. В 50-60 – х гг. XX века теорию конфликта разрабатывали немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) и американский социолог Луиз Козер (род. 1913) и др. Американский социолог Чарлз Миллс (1916-1962) обращает внимание на борьбу за власть между конфликтующими группами. Дарендорф, Козер утверждают, что все сложные организмы основываются на перераспределении власти. В основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление к перераспределению власти. Подчеркивается объективная ценность конфликта. Он мешает закостенению социальной системы и стимулирует ее развитие. Однако ряд конфликтов тормозят этот процесс. К ним западные социологи относят классовую борьбу. Причины социальных конфликтов усматривают в несовершенстве психологических механизмов и межгрупповых отношений. Главное, по мнению социологов, не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в повышенную социальную напряженность. Эту задачу должны решать не только правительства, но и социологи. Основные положения теории конфликта: 1. Трения и конфликты между социальными группами – естественное состояние любого общества. Социальная жизнь есть нескончаемая борьба за власть. 2. В каждом обществе ресурсы и материальные средства распределяются неравномерно. 3. Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по отношению к другим. Группы, находящиеся наверху, организуют общество так, чтобы укрепить свое господство. 4. Почти каждое социальное действие служит выгоде одних общественных элементов и наносит урон другим элементам. Дарендорф считает, что избежать или снять конфликты невозможно. Необходимо их направить по определенному руслу, не разрушающему систему, а ведущему к ее плавной эволюции. Для этого следует вывести конфликты на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе, судебных разбирательств и т.д. Рядом с теорией конфликта идет теория социального действия или обмена (американские социологи Джордж Хоманс - род. 1910, Питер Блау - род. 1918, Ричард Эмерсон). Главным она считает человеческое поведение и взаимодействие: стимул (S) – реакция (R). Функционирование человека и общества базируется на обмене различными социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, порядок и т.п. Стремление человека к обмену – это базовое начало его деятельности и поведения. Благодаря обмену в обществе создаются и функционируют различные структуры, (социальные институты), действуют механизмы отношений (признания, уважения, дружбы и т.п.). Взаимодействие – это обмен выгодами, приносящий пользу обеим сторонам. Обменные акты – это элементарные социальные действия, присвоение качеств, характеристик, свойств личности другими (а не просто сделки купли-продажи). По существу на первый план выходит ценностно-нормативный психологический уровень взаимодействия. То есть эта теория больше повернута к человеку, отстаивает точку зрения, что людям необходимы различные виды вознаграждений. Получить их они могут только в процессе и результате взаимодействия с другими людьми (одобрение, уважение, статус значимы только в окружении, во взаимодействии). Интерпретивные парадигмы делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения, его мотивов, главным образом, на микроуровне. Они исходят из методологических принципов социологического знания, сформулированных Вебером, его теории социального действия и включают в себя символический интеракционизм, феноменологическую социологию и этнометодологию. Символический интеракционизм рассматривает общество как совокупность межиндивидуальных взаимодействий. Такой анализ социальных взаимодействий осуществляется преимущественно в их символическом содержании. В качестве основного символического средства взаимодействия здесь рассматривается язык. Через социальные символы индивид соотносит свои действия с социальными нормами и образцами поведения. Все многообразные связи человека с природой, вещами, людьми опосредованы символами. Тем самым социальные символы предстают как знаки взаимодействия. Люди реагируют на символы, отражающие действия. В числе таких символов могут быть слова, предметы, дистанция, на которой общаются люди, выражение их лиц и поступки. Нашивки на одежде, легкий кивок головы сигнализирует другу, что пора уходить с вечеринки – все это символы. Наш прошлый опыт дает понимание определенных символов, облегчает общение. Основоположник символизма и интеракционизма – американский социолог Джордж Мид (1863-1931). Его последователи Герберт Блумер (род. 1900), Чарлз Кули (1864-1929) и другие. Основные положения символического интеракционизма сводятся к следующему: - отдельные лица стремятся понять смысл социальных взаимодействий; - социальное действие не несет заранее обусловленного смысла. Социальные смыслы постоянно изменяются и варьируются; - для интерпретации социального акта (поведения) необходимо понять смысл поведения тех, кто осуществляет данный акт. Социальная деятельность – это совокупность социальных ролей, которая фиксируется в символах. Люди придают значение объектам и соответственно действуют в отношении их. Это теория действия или ролевая теория. Таким образом, точка зрения интеракционизма противоположна структурному функционализму. Общество не структура, где взаимодействия обретают как бы собственное реальное существование, независимое от его участников, а процесс, в котором взаимодействия и его участники связаны неразрывно. Еще одна из интерпретивных парадигм – феноменологическая социология австрийского социолога Альфреда Шюца (1899-1959). Она исходит из идеи социологии антипозитивиской направленности, ориентированной на субъективный опыт. Эта идея направлена против структурного функционализма, его высокого уровня абстрактности и потери в силу этого повседневности, непосредственности жизненного мира. Общество – результат взаимодействия индивидов. Социология должна обратиться к закономерностям жизненного мира – феноменального, где действия людей имеют субъективный смысл, ориентированны на действия других и зависят от них. Это по сути подход понимающей социологии Вебера. Но если у Вебера созданная в голове исследователя схема интерпретации накладывается на повседневность, то у Шюца эту схему надо искать в самом мире и ее черты сделать предметом исследования. С символическим интеракционизмом связана еще одна из парадигм современной западной социологии – этнометодология. И для нее – основное изучение взаимодействия. Ее основатель – американский социолог Гарольд Гарфинкель (род. 1917). Суть этой концепции в использовании методов изучения различных общин и примитивных культур в анализе современных социальных, культурных явлений и процессов. Основное требование этнометодологии не допускать разрыва между субъектами и объектами изучения. Социолог должен быть включен в ситуацию исследования. Его взаимодействие, взаимосопряженность с исследуемым дает более богатую информацию, чем другие способы ее получения. Но социальная действительность здесь, по сути, отождествляется с восприятием исследователем. Социальные действия индивидов, утверждал Гарфинкель, организуются посредством фоновых ожиданий. Это моральный порядок. Представления индивида о социальном мире – это правила взаимодействий. Они заключаются: - в категоритизации и стандартизации всякого обыденного взаимодействия; - в ориентации и координации хода взаимодействия индивида с другими членами группы; - в обнаружении отклонений от «нормального» хода событий; - в коррекции хода взаимодействия и осуществлении успешного поведения. Таким образом, методы этнографии и социальной антропологии превращаются в общую методологию социологических исследований. Объединительные парадигмы анализируют социальные реалии через призму единства объективного и субъективного, структуры и индивида, пытаются ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами. Одна из объединительных парадигм – концепция структурации Гидденса. Он указывает на три основных источника социальных изменений в современных обществах: 1. Если в досовременных обществах социальные изменения были жестко увязаны во времени и пространстве, то «приход модерна разорвал пространство и время». Социальные действия людей свободно перемещаются в самых широких пространственно-временных рамках. Значительно возрастают масштабы координации социальной деятельности. Субъекты ее не контактируют друг с другом физически. Социолог предлагает анализировать общество не как единую систему институтов, а как организацию социальной жизни в пространстве и во времени, действия индивидов в их повседневной жизни. 2. Социальная жизнь «высвобождается» от привязанности к локальным рамкам. Социальные отношения организуются по всему объему пространства и времени. Символические знаковые системы обеспечивают социальный обмен – это деньги и т.п. А экспертные системы помогают людям принять решения – это консультации профессионалов-юристов, врачей, психоаналитиков, религиозных деятелей, технических специалистов. 3. Усвоение знания осуществляется людьми параллельно с отслеживанием социальной жизни. Вносятся соответствующие корректировки, как в знания, так и в условия жизни. Уточнение знаний о мире побуждает людей к определенной деятельности. Знания оказывают решающее влияние на социальные изменения. Общество- результат этих изменений, повседневного поведения простых людей. У французского социолога Пьера Бурдье (род. 1930) социальная действительность есть «социальное пространство». Его отображением вовне является физическое пространство, где как в реальном пространстве располагаются наличные социальные объекты. Двойственность социального пространства в социальном и физическом плане – это реальность распределения материальных ресурсов и средств и реальность представлений, мышления, поведения. Бурдье различает в социальном пространстве позиции или реальное положение индивида и диспозиции или его представления о своем положении, схемы поведения, мышления и оценивания. Эта двойственность социального пространства, или социума теоретически у Бурдье преодолевается посредством «габитуса». «Габитус» - это слепок объективных структур, воспринятых индивидом. Они глубоко укоренились в его сознании и «забыты», не доступны рациональному осмыслению. Габитус задает пределы, в которых агент творит свои поступки. Габитус отражает объективные структуры, но он не механизм воспроизводства практики агентов. Практики – это продукт взаимодействия габитуса и различных событий. Оригинальную интерпретацию социальных изменений дает польский социолог Петр Штомпка. Социальная реальность может существовать как потенциальная возможность (зародыш) будущего и как действительность (конкретные процессы). И структуры, и агенты могут рассматриваться как потенциальные возможности и действительность. Во взаимодействии друг с другом структуры по отношению к агентам обладают независимой динамикой. У нее три формы: - принцип инерции – в странах реального социализма типичной реакцией на экономические трудности было повышение цен и налогов, а не переход к рыночной экономике; - принцип момента – за одним моментом социальных изменений идет следующий, тоже - за дезорганизацией; - принцип последовательности – нельзя, например, модернизировать экономику без предварительного обучения рабочей силы. Действия агентов могут быть адекватны динамике структур, а могут и не вписываться в них. Они могут осуществлять социальные действия исходя из своих потенциальных возможностей. Но в реальной жизни структуры не существуют без агентов, а агенты всегда включены в какие-то структуры. Штомпка рассматривает социальные изменения через среды человеческого существования: природу и сознание. И четыре фактора проявляют себя в историческом развитии: 1) структурные воздействия; 2) способности субъектов; 3) «очеловеченная» природа; 4) видоизменяющееся сознание. Сам механизм социальных изменений постоянно обновляется, так как трансформируются со временем принципы человеческой деятельности. Историческая тенденция – в растущем контроле над средой, в управлении ею и в обособлении от нее. Люди используют природные ресурсы и защищают общество от негативного воздействия природы.
контрольные вопросы для самостоятельной работы 1. Каковы особенности современного социологического знания? 2. Дайте определение понятию “социологическая парадигма”. 3. Назовите и охарактеризуйте основные социологические парадигмы. 4. Почему Т. Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем? 5. Раскройте основные идеи общей теории социального действия Т. Парсонса. 6. Дайте общую характеристику теорий социального конфликта. 7. Охарактеризуйте концепцию социального конфликта Р. Дарендорфа 8. Какие социологические теории относятся к интерпретивным парадигмам? 9. Раскройте основные идеи теории символического интеракционизма. 10. В чем заключается специфика этнометодологии? 11. Какие теории входят в группу объединительных парадигм и в чем их суть?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.011 с.) |