Тема 1. Социология как наука: история становления и современность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология как наука: история становления и современность.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»

Волгоградский филиал

Шакарбиева С.В.

___________________________________

(фамилия, инициалы автора)

СОЦИОЛОГИЯ

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальностей

«Экономическая безопасность»

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ……..от «…..».........................201_ г.

 

 

Подпись заведующего кафедрой............…………..

 

Волгоград 2012

 

 

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология»  
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине  
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ  
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях  

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины.

 

1.1.Требования образовательного стандарта по учебной

дисциплине «Социология»

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Дидактические единицы

по учебной дисциплине «Конфликтология»

 

ДЕ1. основные этапы становления социологии как науки,

ДЕ2. особенности становления западной и отечественной социологии,

ДЕ3. современное состояния социологии, методологические и теоретические проблемы современной социологии, проблемы научного статуса социологии, основные научные подходы к определению предмета и метода современной социологии,

ДЕ4. поиск оптимальных методов исследования, определение структуры социологической теории, место социологии в системе современного научного знания,

ДЕ5. возможности комплексного подхода в изучении социальных проблем, основы современного социологического знания,

ДЕ6. общество как объект социологического анализа,

ДЕ7. социальная структура общества и основные ее элементы,

ДЕ8. личность и ее место в обществе, основные механизмы и проблемы взаимодействия личности и общества, социализацию как важнейший способ включения личности в общественную жизнь,

ДЕ9. проблемы социализации в современном обществе и соотношения индивидуального и общественного,

ДЕ10. девиация как способ взаимодействия личности и общества, основные причины девиантного поведения,

ДЕ11. способы и проблемы социального контроля в современном обществе,

ДЕ12. место прикладных социологических исследований в исследовании общества и получении социологического знания,

ДЕ13. методы эмпирического социологического исследования.

 

1.2. Целью учебной дисциплины «Социология» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о социальных явлениях и процессах, ознакомление с основными принципами социологического анализа социальных проблем.

Основными задачами данного учебного курса являются:

- Способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

- Помочь студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в современной России, исследовать острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

- Раскрыть основное содержание курса социологии, остановиться на наиболее значительных его проблемах, показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций, с том числе и русской социологической школы.

- Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки.

 

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины [1] .

В результате изучения предмета «Социология» студент должен знать:

  1. Основные положения социологической науки.
  2. Социологическое понимание личности, культуры, семьи, социальные изменения, формирование мировой системы, место России в мировом сообществе.
  3. Взаимосвязь социологии с другими общественными и гуманитарными дисциплинами.
  4. Историю социологической мысли.
  5. Современные социологические теории.

 

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  1. Самостоятельно анализировать научную литературу.
  2. Осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.
  3. Владеть методикой и техникой социологического исследования.
  4. Применять полученные теоретические знания на практике и использовать социологическую информацию в своей деятельности.
  5. Осмысливать общественные явления и ориентироваться в них.

 

 

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. Способность различать особенности протекания социальных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, разрабатывать методики предупреждения, разрешения социальных проблем, проблемы социальной адаптации, разрабатывать меры профилактики социальных конфликтов.

2. Способность использовать методы прикладного анализа для определения уровня социальной напряженности в обществе, регионах, городах и других поселенческих образованиях.

3. Способность формировать бесконфликтные мировоззренческие установки, логику бесконфликтного мышления и поведения в социуме.

4. Уметь анализировать конкретные социальные явления и “проектировать” определенную среду обитания.

5. Владеть методами научных исследований в более узких направлениях социологии.

6. Приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, управленческие знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем социолога и преподавателя.

 

 

Обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции (ОК)

v владением научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1);

v знанием основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);

v способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);

v способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

v способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5);

v владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-6);

v умением обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);

v осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);

v владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

Профессиональные компетенции (ПК)

v знанием истории эволюции предмета социологии, природы социальных изменений, их структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания социальных конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление социальными конфликтами и миром (ПК-1);

v способностью проводить исследования по проблемам взаимодействия в обществе, анализировать с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы социальной реальности, определять детерминирующие факторы и закономерности социального взаимодействия (ПК-2);

v способностью применять методологию междисциплинарного анализа социальных явлений, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля социологии (ПК-3);

v знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способностью самостоятельно планировать исследовательский проект, знанием основных методов анализа информации, умением анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладанием основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4);

v в информационно-аналитической деятельности:

v владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-5);

v владением навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6);

v в технологической деятельности:

v способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (ПК-7);

v способностью и готовностью соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности социолога (ПК-8);

v в проектной деятельности:

v способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности и мирных способов взаимодействия (ПК-9);

v способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение мира, социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-10);

v в педагогической деятельности:

v владением навыками воспитательной работы и умением их использовать в педагогической практике (ПК-12);

v в организационно-управленческой деятельности:

v способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять социологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-13);

v способностью анализировать социальные ситуации в организациях (ПК-14).

 

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи

Дисциплина «Социология» принадлежит к гуманитарному учебному циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Конфликтология», «История конфликтологии», «Общая конфликтология», «Статистика», «Психология», «Философия» и др.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Социология»

на 2012 – 2013 уч. год. для студентов ЭБ-100

 

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1. Социология как наука: история становления и современность        
Тема 2. Социальные системы и социоструктурные образования        
Тема 3. Человек в социокультурной системе        
Тема 4.. Социальные изменения в обществе        
Тема 5. Программа прикладного социологического исследования        
Тема 6. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации        
Тема 7. Социологические проблемы социальной работы        
Тема 8. Социальная статистика        
Тема 9. Этнография и демография        
Тема 10. Культура как фактор социальных изменений.        
Итого по курсу с экзаменом:       ЗЕТ 3

 

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.

Семинарское занятие № 1

Литература

1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009.

2. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010.

3. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009.

Семинарское занятие № 2

Тема 2. Социальные системы и социоструктурные образования.

1. Понятие «общество» в истории социологической мысли и в свете системного подхода.

2. Понятие социальной системы. Социальная система и ее структура.

3. Социальные связи и типы социальных систем. Социальные связи и социетальная система.

4. Современные концепции обществ. Типология обществ.

5. Формирование и развитие социального движения. Типологии социальных движений.

6. Общество и государство. Гражданское общество.

7. Социальная структура и социальная стратификация. Понятие социальной структуры.

8. Идеи социального неравенства в общественной мысли до возникновения социологии. Теория классов К. Маркса и становление стратификационной теории.

Литература

  1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009.

6. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010.

7. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008.

8. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009.

Темы докладов

1. М. Вебер и классический этап становления социологии неравенства.

2. Теория стратификации П. Сорокина. Функционалистская стратификация (Т. Парсонс, Г. Шилз, Б. Барбер, К. Девис и др.).

3. Современные формы социального неравенства. Понятие элиты. Понятие маргинальности.

4. Природа социальной мобильности. Сущность, типы и формы социальной мобильности. Факторы социальной мобильности.

5. Социальные институты и социальные организации. Виды социальных институтов.

Семинарское занятие № 3

Тема 3. Человек в социокультурной системе.

1. Личность как социальный тип. Понятие «человек» и «личность» в гуманитарных науках. Концепции человека.

2. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. Понятие, уровни и элементы социальной структуры личности.

3. Сущность социализации. Человек как субъект и объект социализации.

4. Понятие ресоциализации. Агенты и институты социализации. Социализация и персонализация.

5. Характерные особенности социализации и ресоциализации в условиях современной России.

6. Социальный тип личности. Социально-исторические типы личности. Социокультурная типология и социальные типы личности. Типологизации личности в социологических исследованиях.

7. Личность как деятельный субъект. Понятия «деятельность» и «поведение». Механизмы социальной деятельности и поведения.

Литература

9. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009.

10. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010.

11. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008.

12. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009.

Темы докладов

1. Потребности и интересы как механизмы определенности поведения.

2. Виды интересов. Мотивы и ценностные ориентации.

3. Уровни социальных установок.

4. Виды социального поведения (по Р. Мертону). Теории поведения личности.

5. Социальный контроль и девиация.

6. Сущность, функции и элементы социального контроля. Механизм социального контроля. Социальные нормы: сущность и виды.

7. Общая характеристика теорий девиантного поведения. Понятие девиации как отклонения от социальной нормы. Формы девиантного поведения.

8. Типы теоретического объяснения девиантного поведения: биологический (Ч. Ламброзо, У. Шелдон), психологический (З. Фрейд), социологический (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).Делинквентное поведение.

Семинарское занятие № 4

Литература

1. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М.,2010.

2. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 2009.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. Самарский университет, – Самара, 2008.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2008.

Темы докладов

1. Мировая система и процессы глобализации.

2. Содержание понятия «мировая система». Формирование мировой системы. Конвергенция и конфликт.

3. Концептуальное разнообразие понятия «глобализация». Характеристика основных процессов глобализации в мире.

4. Глобализация: перспективы и новые конфликты.

5. Место России в мировом сообществе.

Семинарское занятие № 5

Темы докладов

1. Программа прикладного социологического исследования.

2. Программа как стратегический документ исследования. Принципы ее составления. Функции программы. Структура программы. Методологический и методико-процедурный разделы: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

3. Социологическое измерение. Типы шкал. Выборка. Понятие измерения в социологии. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик. Основные типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная. Их характеристика.

4. Объективная необходимость выборочных исследований. Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки: качественные и количественные показатели. Типологизация выборок. Случайные выборки: простая случайная, механическая, стратифицированная, серийная, многоступенчатая. Неслучайные выборки.

5. Программные требования к выборке.

Семинарское занятие № 6

Семинарское занятие № 10

  1. Сущность культуры.
  2. Функции культуры в обществе и закономерности развития культуры.
  3. Основные элементы культуры.
  4. Типология культуры.
  5. Субкультура и контркультура.

Литература

  1. Михайлова Л. И.Социология культуры: Учебное пособие. – М., 2009.
  2. Смелзер Н. Социология: Учебник. – М., 2008.
  3. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 2006.
  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2009.

 

Темы докладов и рефератов

 

  1. Особенности постмодернистской культуры.
  2. Субкультура как часть культуры.
  3. Политическая культура молодежи.
  4. Молодежная субкультура.
  5. Преступная субкультура.
  6. Контркультура в современной России.

 

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по дисциплине

«Cоциология» включает следующие виды работ:

№ п/п Тема Вопросы, выносимые на СРС Содержание СРС Форма контроля СРС Учебно-методическое обеспечение
           
  Человек в социокультурной системе.   Личность как социальный тип. Понятие «человек» и «личность» в гуманитарных науках. Концепции человека. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. Понятие, уровни и элементы социальной структуры личности. Сущность социализации. Человек как субъект и объект социализации. Понятие ресоциализации. Агенты и институты социализации. Социализация и персонализация. Характерные особенности социализации и ресоциализации в условиях современной России. Социальный тип личности. Социально-исторические типы личности. Социокультурная типология и социальные типы личности. Типологизации личности в социологических исследованиях. Личность как деятельный субъект. Понятия «деятельность» и «поведение». Механизмы социальной деятельности и поведения.   УМ, СК КО ОЛ3, ОЛ5, ДЛ7
  Социальные изменения в обществе. Социальные изменения: понятия и виды. Основные понятия теорий социальных изменений: социальный прогресс, социальная эволюция и социальная революция, реформа, социальный процесс. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Динамика социокультурных изменений. Механизм социокультурной регуляции. Основные типы социокультурной регуляции поведения людей и социального контроля. Социальные идеалы, ценности, смыслы действий, нормы, образы поведения. Мировая система и процессы глобализации.   УМ, СК КО ОЛ 3,159,163 ОЛ 5, ДЛ 7
  Программа прикладного социологического исследования.   Сущность и виды прикладного социологического исследования. Структура прикладного социологического исследования как совокупность и определенная последовательность действий. Функции и критерии классификации прикладного социологического исследования. Организационные и материальные предпосылки проведения эффективных прикладных социологических исследований. Исследовательские центры, лаборатории, группы. Программа прикладного социологического исследования. Программа как стратегический документ исследования. Принципы ее составления. Функции программы. Структура программы. Методологический и методико-процедурный разделы: их взаимосвязь и взаимообусловленность.   СМ,КО З, ОБС ОЛ 42,43,44    
  Методы сбора, обработки и анализа социологической информации».     Социологический опрос. Виды опросов. Социометрические методы. Социометрический опрос. Методы наблюдения и эксперимента в социологии. Программа наблюдения. Общая характеристика эксперимента. Классификация экспертных опросов. Качественные методы.   ПДР, З З, ОБС ОЛ 48, 159, 163, 164, 167, 168  
  Социологические проблемы социальной работы».   Государственные стандарты и социальные нормативы в области социального обслуживания населения и социологическая оценка их влияния на социальную ситуацию в городе. Повышение уровня и качества жизни населения как социологическая проблема Понятие о семье как социальном институте и малой группе в логике социологического анализа. Девиантное поведение в обществе как социологическая проблема. Факторы и условия развития социопатий в обществе на кризисном этапе реформ.   ПДР, З З, ОБС УЛ 159, 163 ДЛ 47
  Социальная статистика».     Система показателей статистики уровня жизни населения. Потребительская корзина. Статистика потребления населением товаров и услуг. Статистика здравоохранения, образования и других разделов социальной статистики. Показатели формирования и использования фондов медицинского страхования. Статистика социального обеспечения и социальной защиты населения. Статистика социальных услуг, социальной поддержки населения. Статистика социальной работы с детьми, молодежью, и другими категориями населения. Система показателей социальной работы: контингент, объём, структура ПДР, З КО ОЛ 57 ДЛ 4
  Образование как социальный институт.     Становление системно-функционального подхода к образованию. Особенности системного подхода к образованию. Структура системы образования. Образовательное учреждение как корпорация. Функции образования в обществе.Социальные ожидания, задачи образования. Взаимосвязь и взаимозависимость образования и общества Образование и социальная стратификация. Образование и экономическая сфера Образование и политическая сфера. Образование и культурная сфера СК, КО З, ОБС ОЛ 159.161, 164 ДЛ 67,68
      УМ, ПДР З ОЛ3,,7,8,11,13 ДЛ 26,27
  Программа социологического исследования. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Определение объекта и предмета исследования. Системный анализ объекта исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий: цель и содержание процедур. Операциональные определения и процедура операционализации понятий. Понятие рабочей гипотезы. Требования к гипотезе. Выборочный метод. Репрезентативность выборки и требования к ней. Определение объема выборки. Типы выборки. Стратегический план исследования. СК З ОЛ1,3,,8,20,21 ДЛ 53-56
  Семья как социальный институт.   Исследования семьи в социологии XIX века и в классический период. Современные исследования семьи и брака. Типы и виды семейно-брачных отношений. Эволюция семьи: основные этапы и социальное содержание. Характерные особенности брачно-семейных отношений во 2-й пол. 20 века. Семья в современной России: основные тенденции развития ситуации. СК,ПДР З ОЛ1,3,,8,20,21 ДЛ 69-76

В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы.

Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений:

СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию;

ПКР – подготовка к контрольной работе;

УМ – изучение учебного материала;

СК – изучение учебного материала и составление конспекта;

ПДР – подготовка реферата;

СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций;

РОР – рецензирование и оценка письменных работ;

ДИ – участие в разработке деловой игры;

ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта);

АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д.

Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений:

Б – беседа индивидуальная или с группой;

КО – контрольный опрос;

КР – контрольная работа;

РПР – рецензирование письменных работ студентов;

З – заслушивание на занятиях подготовленных работ;

ОБС – обсуждение на занятиях результатов.

Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий.

Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже

Вопросы к экзамену

1. Возникновение социологии: исторические и теоретические предпосылки.

2. Западная классическая социология.

3. Русская классическая социология.

4. Социальная стратификация и мобильность.

5. Личность и социализация личности.

6. Девиантное поведение и социальный контроль.

7. Программа социологического исследования: структура и предназначение.

8. Социологические исследования. Основные виды, этапы и методы.

9. Статистика как научная дисциплина и как вид практической деятельности.

10. Уровень жизни населения: определение, основные характеристики и показатели.

11. Госкомстат России: структура и функции.

12. Внутренние источники статистической информации: отчетность предприятий; регистр предприятий; переписи и обследования.

13. Внешние источники статистической информации: административные источники; денежная и банковская статистика; платежный баланс; таможенная статистика.

14. Показатели доходов домашнего хозяйства в СНС: первичные доходы.

15. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемые доходы, определение социальных трансфертов.

16. Показатели доходов домашних хозяйств: скорректированный располагаемый доход.

17. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемый денежный доход; баланс денежных доходов и расходов населения.

18. Прожиточный минимум и потребительская корзина.

19. Предмет, цель, задачи и методы демографии. Демографические процессы.

20. Естественное, миграционное, социальное движение населения. Численность и структура населения (возрастная, половая, семейная).

21. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения и её основные принципы.

22. Россия: формирование территории государства.

23. Половозрастная структура и семейный состав населения России и других стран. Исторический обзор.

24. Смертность, средняя продолжительность жизни, естественный рост населения.

25. Размещение населения России. Плотность населения. Урбанизация и миграция населения.

26. Демографическая политика: основные понятия, цели, методы.

27. Предмет и задачи этнографии.

28. Этнические общности и группы.

29. Этногенез и этническая история народов России.

30. Культурно-историческое взаимодействие народов.

31. Природа и сущность стереотипов.

32. Этнические стереотипы и этнические образы.

33. В чем состоит отличие автостереотипов от гетеростереотипов.

34. Расселение, динамика численности и сдвиги в размещении населения.

35. Проблемы миграции населения.

36. Этносоциальные аспекты трудовой деятельности, культурной и языковой жизни населения.

37. Социальная работа с учетом основных занятий, социальной организации, семейных отношений, материальной и духовной культуры, роста национального самосознания, этнической идентификации людей.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.

2. Девятко,И.Ф. Методы социологического исследования: учеб.пособие для студентов вузов / Девятко, Инна Феликсовна. - 6-е изд. - М.: КДУ, 2010.

3. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.-316 с.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.

5. Афанасьев, Валерий Владимирович. Историческая социология:[Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Афанасьев, Валерий Владимирович. - М.: КДУ, 2009.

6. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.

7. П. Штомпка “Социология. Анализ современного общества». пер. с польск. С.М. Червонной». - М.: Логос.- 2008. - 664.

8. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.

9. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с.

10. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009- 447с.

11. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. СПб,2008.

12. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.

13. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. Спб,2008.

14. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2009.- 479с.

15. Зборовский. История социологии: Учебник.М., 2010.

16. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.- М.,2009.

17. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов./ С.С. Фролов.М.: Гардарики,2008.

18. Волков Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков: под ред. д.ф.н., профессор В.И. Добреньков.- Из-во 3-е -Ростов-на Дону.: Феникс,2007.

19. Клюев В. Социология: Учебное пособие. / Анатолий Владимирович Клюев, Вячесвлав Георгиевич Лукьянов, Иван Серафимович Урсу; Сев.-Зап. Акад. Гос.службы (СЗАГС).- СПБ.:Изд-во СЗАГС,2007.

20. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник С.А. Кравченко 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство: Экзамен., 2007. - 750 с.

21. Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Г.В. Осипов. Юрма.2010.

22. Кравченко А., Анурин В. Социология. Учебник для вузов. М.,2005.

23. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для студентов вуза.М.: Культура,Академический проект. 2009.

24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2011.

 

Рекомендации по работе с литературой

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники:

1. Новикова, С. С., Соловьёв А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе [Текст]: учебное пособие для высшей школы. -М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.-496 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Изд-во «Добросвет», 2008.-596 с.

3. Глушкова В. Г. Демография: учебное пособие.

К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.185 с.)