Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Социология как наука: история становления и современность.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ» Волгоградский филиал Шакарбиева С.В. ___________________________________ (фамилия, инициалы автора) СОЦИОЛОГИЯ ______________________________________ (наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для студентов специальностей «Экономическая безопасность»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..».........................201_ г.
Подпись заведующего кафедрой............…………..
Волгоград 2012
Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
1.1.Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Социология» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Дидактические единицы по учебной дисциплине «Конфликтология»
ДЕ1. основные этапы становления социологии как науки, ДЕ2. особенности становления западной и отечественной социологии, ДЕ3. современное состояния социологии, методологические и теоретические проблемы современной социологии, проблемы научного статуса социологии, основные научные подходы к определению предмета и метода современной социологии, ДЕ4. поиск оптимальных методов исследования, определение структуры социологической теории, место социологии в системе современного научного знания, ДЕ5. возможности комплексного подхода в изучении социальных проблем, основы современного социологического знания, ДЕ6. общество как объект социологического анализа, ДЕ7. социальная структура общества и основные ее элементы, ДЕ8. личность и ее место в обществе, основные механизмы и проблемы взаимодействия личности и общества, социализацию как важнейший способ включения личности в общественную жизнь, ДЕ9. проблемы социализации в современном обществе и соотношения индивидуального и общественного, ДЕ10. девиация как способ взаимодействия личности и общества, основные причины девиантного поведения, ДЕ11. способы и проблемы социального контроля в современном обществе, ДЕ12. место прикладных социологических исследований в исследовании общества и получении социологического знания, ДЕ13. методы эмпирического социологического исследования.
1.2. Целью учебной дисциплины «Социология» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о социальных явлениях и процессах, ознакомление с основными принципами социологического анализа социальных проблем. Основными задачами данного учебного курса являются: - Способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований. - Помочь студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в современной России, исследовать острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные. - Раскрыть основное содержание курса социологии, остановиться на наиболее значительных его проблемах, показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций, с том числе и русской социологической школы. - Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины [1] . В результате изучения предмета «Социология» студент должен знать:
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
Студент должен приобрести следующие навыки: 1. Способность различать особенности протекания социальных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, разрабатывать методики предупреждения, разрешения социальных проблем, проблемы социальной адаптации, разрабатывать меры профилактики социальных конфликтов. 2. Способность использовать методы прикладного анализа для определения уровня социальной напряженности в обществе, регионах, городах и других поселенческих образованиях. 3. Способность формировать бесконфликтные мировоззренческие установки, логику бесконфликтного мышления и поведения в социуме. 4. Уметь анализировать конкретные социальные явления и “проектировать” определенную среду обитания. 5. Владеть методами научных исследований в более узких направлениях социологии. 6. Приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, управленческие знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем социолога и преподавателя.
Обладать следующими компетенциями: Общекультурные компетенции (ОК) v владением научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1); v знанием основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2); v способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); v способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); v способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5); v владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-6); v умением обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7); v осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8); v владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9). Профессиональные компетенции (ПК) v знанием истории эволюции предмета социологии, природы социальных изменений, их структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания социальных конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление социальными конфликтами и миром (ПК-1); v способностью проводить исследования по проблемам взаимодействия в обществе, анализировать с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы социальной реальности, определять детерминирующие факторы и закономерности социального взаимодействия (ПК-2); v способностью применять методологию междисциплинарного анализа социальных явлений, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля социологии (ПК-3); v знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способностью самостоятельно планировать исследовательский проект, знанием основных методов анализа информации, умением анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладанием основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4); v в информационно-аналитической деятельности: v владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-5); v владением навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6); v в технологической деятельности: v способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (ПК-7); v способностью и готовностью соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности социолога (ПК-8); v в проектной деятельности: v способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности и мирных способов взаимодействия (ПК-9); v способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение мира, социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-10); v в педагогической деятельности: v владением навыками воспитательной работы и умением их использовать в педагогической практике (ПК-12); v в организационно-управленческой деятельности: v способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять социологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-13); v способностью анализировать социальные ситуации в организациях (ПК-14).
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи Дисциплина «Социология» принадлежит к гуманитарному учебному циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Конфликтология», «История конфликтологии», «Общая конфликтология», «Статистика», «Психология», «Философия» и др.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Социология» на 2012 – 2013 уч. год. для студентов ЭБ-100
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины. Семинарское занятие № 1 Литература 1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009. 2. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010. 3. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008. 4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009. Семинарское занятие № 2 Тема 2. Социальные системы и социоструктурные образования. 1. Понятие «общество» в истории социологической мысли и в свете системного подхода. 2. Понятие социальной системы. Социальная система и ее структура. 3. Социальные связи и типы социальных систем. Социальные связи и социетальная система. 4. Современные концепции обществ. Типология обществ. 5. Формирование и развитие социального движения. Типологии социальных движений. 6. Общество и государство. Гражданское общество. 7. Социальная структура и социальная стратификация. Понятие социальной структуры. 8. Идеи социального неравенства в общественной мысли до возникновения социологии. Теория классов К. Маркса и становление стратификационной теории. Литература
6. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010. 7. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008. 8. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009. Темы докладов 1. М. Вебер и классический этап становления социологии неравенства. 2. Теория стратификации П. Сорокина. Функционалистская стратификация (Т. Парсонс, Г. Шилз, Б. Барбер, К. Девис и др.). 3. Современные формы социального неравенства. Понятие элиты. Понятие маргинальности. 4. Природа социальной мобильности. Сущность, типы и формы социальной мобильности. Факторы социальной мобильности. 5. Социальные институты и социальные организации. Виды социальных институтов. Семинарское занятие № 3 Тема 3. Человек в социокультурной системе. 1. Личность как социальный тип. Понятие «человек» и «личность» в гуманитарных науках. Концепции человека. 2. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. Понятие, уровни и элементы социальной структуры личности. 3. Сущность социализации. Человек как субъект и объект социализации. 4. Понятие ресоциализации. Агенты и институты социализации. Социализация и персонализация. 5. Характерные особенности социализации и ресоциализации в условиях современной России. 6. Социальный тип личности. Социально-исторические типы личности. Социокультурная типология и социальные типы личности. Типологизации личности в социологических исследованиях. 7. Личность как деятельный субъект. Понятия «деятельность» и «поведение». Механизмы социальной деятельности и поведения. Литература 9. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009. 10. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010. 11. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008. 12. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009. Темы докладов 1. Потребности и интересы как механизмы определенности поведения. 2. Виды интересов. Мотивы и ценностные ориентации. 3. Уровни социальных установок. 4. Виды социального поведения (по Р. Мертону). Теории поведения личности. 5. Социальный контроль и девиация. 6. Сущность, функции и элементы социального контроля. Механизм социального контроля. Социальные нормы: сущность и виды. 7. Общая характеристика теорий девиантного поведения. Понятие девиации как отклонения от социальной нормы. Формы девиантного поведения. 8. Типы теоретического объяснения девиантного поведения: биологический (Ч. Ламброзо, У. Шелдон), психологический (З. Фрейд), социологический (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).Делинквентное поведение. Семинарское занятие № 4 Литература 1. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М.,2010. 2. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 2009. 3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. Самарский университет, – Самара, 2008. 4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2008. Темы докладов 1. Мировая система и процессы глобализации. 2. Содержание понятия «мировая система». Формирование мировой системы. Конвергенция и конфликт. 3. Концептуальное разнообразие понятия «глобализация». Характеристика основных процессов глобализации в мире. 4. Глобализация: перспективы и новые конфликты. 5. Место России в мировом сообществе. Семинарское занятие № 5 Темы докладов 1. Программа прикладного социологического исследования. 2. Программа как стратегический документ исследования. Принципы ее составления. Функции программы. Структура программы. Методологический и методико-процедурный разделы: их взаимосвязь и взаимообусловленность. 3. Социологическое измерение. Типы шкал. Выборка. Понятие измерения в социологии. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик. Основные типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная. Их характеристика. 4. Объективная необходимость выборочных исследований. Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки: качественные и количественные показатели. Типологизация выборок. Случайные выборки: простая случайная, механическая, стратифицированная, серийная, многоступенчатая. Неслучайные выборки. 5. Программные требования к выборке. Семинарское занятие № 6 Семинарское занятие № 10
Литература
Темы докладов и рефератов
Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Cоциология» включает следующие виды работ:
В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы. Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений: СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию; ПКР – подготовка к контрольной работе; УМ – изучение учебного материала; СК – изучение учебного материала и составление конспекта; ПДР – подготовка реферата; СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций; РОР – рецензирование и оценка письменных работ; ДИ – участие в разработке деловой игры; ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта); АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д. Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений: Б – беседа индивидуальная или с группой; КО – контрольный опрос; КР – контрольная работа; РПР – рецензирование письменных работ студентов; З – заслушивание на занятиях подготовленных работ; ОБС – обсуждение на занятиях результатов. Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий. Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже Вопросы к экзамену 1. Возникновение социологии: исторические и теоретические предпосылки. 2. Западная классическая социология. 3. Русская классическая социология. 4. Социальная стратификация и мобильность. 5. Личность и социализация личности. 6. Девиантное поведение и социальный контроль. 7. Программа социологического исследования: структура и предназначение. 8. Социологические исследования. Основные виды, этапы и методы. 9. Статистика как научная дисциплина и как вид практической деятельности. 10. Уровень жизни населения: определение, основные характеристики и показатели. 11. Госкомстат России: структура и функции. 12. Внутренние источники статистической информации: отчетность предприятий; регистр предприятий; переписи и обследования. 13. Внешние источники статистической информации: административные источники; денежная и банковская статистика; платежный баланс; таможенная статистика. 14. Показатели доходов домашнего хозяйства в СНС: первичные доходы. 15. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемые доходы, определение социальных трансфертов. 16. Показатели доходов домашних хозяйств: скорректированный располагаемый доход. 17. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемый денежный доход; баланс денежных доходов и расходов населения. 18. Прожиточный минимум и потребительская корзина. 19. Предмет, цель, задачи и методы демографии. Демографические процессы. 20. Естественное, миграционное, социальное движение населения. Численность и структура населения (возрастная, половая, семейная). 21. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения и её основные принципы. 22. Россия: формирование территории государства. 23. Половозрастная структура и семейный состав населения России и других стран. Исторический обзор. 24. Смертность, средняя продолжительность жизни, естественный рост населения. 25. Размещение населения России. Плотность населения. Урбанизация и миграция населения. 26. Демографическая политика: основные понятия, цели, методы. 27. Предмет и задачи этнографии. 28. Этнические общности и группы. 29. Этногенез и этническая история народов России. 30. Культурно-историческое взаимодействие народов. 31. Природа и сущность стереотипов. 32. Этнические стереотипы и этнические образы. 33. В чем состоит отличие автостереотипов от гетеростереотипов. 34. Расселение, динамика численности и сдвиги в размещении населения. 35. Проблемы миграции населения. 36. Этносоциальные аспекты трудовой деятельности, культурной и языковой жизни населения. 37. Социальная работа с учетом основных занятий, социальной организации, семейных отношений, материальной и духовной культуры, роста национального самосознания, этнической идентификации людей.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с. 2. Девятко,И.Ф. Методы социологического исследования: учеб.пособие для студентов вузов / Девятко, Инна Феликсовна. - 6-е изд. - М.: КДУ, 2010. 3. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.-316 с. 4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с. 5. Афанасьев, Валерий Владимирович. Историческая социология:[Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Афанасьев, Валерий Владимирович. - М.: КДУ, 2009. 6. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с. 7. П. Штомпка “Социология. Анализ современного общества». пер. с польск. С.М. Червонной». - М.: Логос.- 2008. - 664. 8. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с. 9. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с. 10. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009- 447с. 11. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. СПб,2008. 12. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с. 13. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. Спб,2008. 14. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2009.- 479с. 15. Зборовский. История социологии: Учебник.М., 2010. 16. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.- М.,2009. 17. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов./ С.С. Фролов.М.: Гардарики,2008. 18. Волков Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков: под ред. д.ф.н., профессор В.И. Добреньков.- Из-во 3-е -Ростов-на Дону.: Феникс,2007. 19. Клюев В. Социология: Учебное пособие. / Анатолий Владимирович Клюев, Вячесвлав Георгиевич Лукьянов, Иван Серафимович Урсу; Сев.-Зап. Акад. Гос.службы (СЗАГС).- СПБ.:Изд-во СЗАГС,2007. 20. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник С.А. Кравченко 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство: Экзамен., 2007. - 750 с. 21. Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Г.В. Осипов. Юрма.2010. 22. Кравченко А., Анурин В. Социология. Учебник для вузов. М.,2005. 23. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для студентов вуза.М.: Культура,Академический проект. 2009. 24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2011.
Рекомендации по работе с литературой При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники: 1. Новикова, С. С., Соловьёв А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе [Текст]: учебное пособие для высшей школы. -М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.-496 с. 2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Изд-во «Добросвет», 2008.-596 с. 3. Глушкова В. Г. Демография: учебное пособие. К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.012 с.) |