Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Социология как наука: история становления и современность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ» Волгоградский филиал Шакарбиева С.В. ___________________________________ (фамилия, инициалы автора) СОЦИОЛОГИЯ ______________________________________ (наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для студентов специальностей «Экономическая безопасность»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..».........................201_ г.
Подпись заведующего кафедрой............…………..
Волгоград 2012
Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
1.1.Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Социология» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Дидактические единицы по учебной дисциплине «Конфликтология»
ДЕ1. основные этапы становления социологии как науки, ДЕ2. особенности становления западной и отечественной социологии, ДЕ3. современное состояния социологии, методологические и теоретические проблемы современной социологии, проблемы научного статуса социологии, основные научные подходы к определению предмета и метода современной социологии, ДЕ4. поиск оптимальных методов исследования, определение структуры социологической теории, место социологии в системе современного научного знания, ДЕ5. возможности комплексного подхода в изучении социальных проблем, основы современного социологического знания, ДЕ6. общество как объект социологического анализа, ДЕ7. социальная структура общества и основные ее элементы, ДЕ8. личность и ее место в обществе, основные механизмы и проблемы взаимодействия личности и общества, социализацию как важнейший способ включения личности в общественную жизнь, ДЕ9. проблемы социализации в современном обществе и соотношения индивидуального и общественного, ДЕ10. девиация как способ взаимодействия личности и общества, основные причины девиантного поведения, ДЕ11. способы и проблемы социального контроля в современном обществе, ДЕ12. место прикладных социологических исследований в исследовании общества и получении социологического знания, ДЕ13. методы эмпирического социологического исследования.
1.2. Целью учебной дисциплины «Социология» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о социальных явлениях и процессах, ознакомление с основными принципами социологического анализа социальных проблем. Основными задачами данного учебного курса являются: - Способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований. - Помочь студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в современной России, исследовать острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные. - Раскрыть основное содержание курса социологии, остановиться на наиболее значительных его проблемах, показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций, с том числе и русской социологической школы. - Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины [1] . В результате изучения предмета «Социология» студент должен знать:
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
Студент должен приобрести следующие навыки: 1. Способность различать особенности протекания социальных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, разрабатывать методики предупреждения, разрешения социальных проблем, проблемы социальной адаптации, разрабатывать меры профилактики социальных конфликтов. 2. Способность использовать методы прикладного анализа для определения уровня социальной напряженности в обществе, регионах, городах и других поселенческих образованиях. 3. Способность формировать бесконфликтные мировоззренческие установки, логику бесконфликтного мышления и поведения в социуме. 4. Уметь анализировать конкретные социальные явления и “проектировать” определенную среду обитания. 5. Владеть методами научных исследований в более узких направлениях социологии. 6. Приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, управленческие знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем социолога и преподавателя.
Обладать следующими компетенциями: Общекультурные компетенции (ОК) v владением научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1); v знанием основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2); v способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3); v способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); v способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5); v владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-6); v умением обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7); v осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8); v владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9). Профессиональные компетенции (ПК) v знанием истории эволюции предмета социологии, природы социальных изменений, их структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания социальных конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление социальными конфликтами и миром (ПК-1); v способностью проводить исследования по проблемам взаимодействия в обществе, анализировать с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы социальной реальности, определять детерминирующие факторы и закономерности социального взаимодействия (ПК-2); v способностью применять методологию междисциплинарного анализа социальных явлений, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля социологии (ПК-3); v знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способностью самостоятельно планировать исследовательский проект, знанием основных методов анализа информации, умением анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладанием основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4); v в информационно-аналитической деятельности: v владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-5); v владением навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6); v в технологической деятельности: v способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (ПК-7); v способностью и готовностью соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности социолога (ПК-8); v в проектной деятельности: v способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности и мирных способов взаимодействия (ПК-9); v способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение мира, социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-10); v в педагогической деятельности: v владением навыками воспитательной работы и умением их использовать в педагогической практике (ПК-12); v в организационно-управленческой деятельности: v способностью разрабатывать планы развития организаций, осуществлять социологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-13); v способностью анализировать социальные ситуации в организациях (ПК-14).
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи Дисциплина «Социология» принадлежит к гуманитарному учебному циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Конфликтология», «История конфликтологии», «Общая конфликтология», «Статистика», «Психология», «Философия» и др.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Социология» на 2012 – 2013 уч. год. для студентов ЭБ-100
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины. Семинарское занятие № 1 Литература 1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009. 2. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010. 3. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008. 4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009. Семинарское занятие № 2 Тема 2. Социальные системы и социоструктурные образования. 1. Понятие «общество» в истории социологической мысли и в свете системного подхода. 2. Понятие социальной системы. Социальная система и ее структура. 3. Социальные связи и типы социальных систем. Социальные связи и социетальная система. 4. Современные концепции обществ. Типология обществ. 5. Формирование и развитие социального движения. Типологии социальных движений. 6. Общество и государство. Гражданское общество. 7. Социальная структура и социальная стратификация. Понятие социальной структуры. 8. Идеи социального неравенства в общественной мысли до возникновения социологии. Теория классов К. Маркса и становление стратификационной теории. Литература
6. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010. 7. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008. 8. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009. Темы докладов 1. М. Вебер и классический этап становления социологии неравенства. 2. Теория стратификации П. Сорокина. Функционалистская стратификация (Т. Парсонс, Г. Шилз, Б. Барбер, К. Девис и др.). 3. Современные формы социального неравенства. Понятие элиты. Понятие маргинальности. 4. Природа социальной мобильности. Сущность, типы и формы социальной мобильности. Факторы социальной мобильности. 5. Социальные институты и социальные организации. Виды социальных институтов. Семинарское занятие № 3 Тема 3. Человек в социокультурной системе. 1. Личность как социальный тип. Понятие «человек» и «личность» в гуманитарных науках. Концепции человека. 2. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности. Понятие, уровни и элементы социальной структуры личности. 3. Сущность социализации. Человек как субъект и объект социализации. 4. Понятие ресоциализации. Агенты и институты социализации. Социализация и персонализация. 5. Характерные особенности социализации и ресоциализации в условиях современной России. 6. Социальный тип личности. Социально-исторические типы личности. Социокультурная типология и социальные типы личности. Типологизации личности в социологических исследованиях. 7. Личность как деятельный субъект. Понятия «деятельность» и «поведение». Механизмы социальной деятельности и поведения. Литература 9. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. Ростов-на-Дону 2009. 10. Гилинский Я.И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2010. 11. Кон И. С. Социология личности. – М., 2008. 12. Кравченко А.И. Социология. Учебник для слушателей вузов. - М., 2009. Темы докладов 1. Потребности и интересы как механизмы определенности поведения. 2. Виды интересов. Мотивы и ценностные ориентации. 3. Уровни социальных установок. 4. Виды социального поведения (по Р. Мертону). Теории поведения личности. 5. Социальный контроль и девиация. 6. Сущность, функции и элементы социального контроля. Механизм социального контроля. Социальные нормы: сущность и виды. 7. Общая характеристика теорий девиантного поведения. Понятие девиации как отклонения от социальной нормы. Формы девиантного поведения. 8. Типы теоретического объяснения девиантного поведения: биологический (Ч. Ламброзо, У. Шелдон), психологический (З. Фрейд), социологический (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).Делинквентное поведение. Семинарское занятие № 4 Литература 1. Основы прикладной социологии. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М.,2010. 2. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова. - М., 2009. 3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. Самарский университет, – Самара, 2008. 4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2008. Темы докладов 1. Мировая система и процессы глобализации. 2. Содержание понятия «мировая система». Формирование мировой системы. Конвергенция и конфликт. 3. Концептуальное разнообразие понятия «глобализация». Характеристика основных процессов глобализации в мире. 4. Глобализация: перспективы и новые конфликты. 5. Место России в мировом сообществе. Семинарское занятие № 5 Темы докладов 1. Программа прикладного социологического исследования. 2. Программа как стратегический документ исследования. Принципы ее составления. Функции программы. Структура программы. Методологический и методико-процедурный разделы: их взаимосвязь и взаимообусловленность. 3. Социологическое измерение. Типы шкал. Выборка. Понятие измерения в социологии. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик. Основные типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная. Их характеристика. 4. Объективная необходимость выборочных исследований. Сущность выборки. Генеральная и выборочная совокупности. Репрезентативность выборки: качественные и количественные показатели. Типологизация выборок. Случайные выборки: простая случайная, механическая, стратифицированная, серийная, многоступенчатая. Неслучайные выборки. 5. Программные требования к выборке. Семинарское занятие № 6 Семинарское занятие № 10
Литература
Темы докладов и рефератов
Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Cоциология» включает следующие виды работ:
В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы. Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений: СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию; ПКР – подготовка к контрольной работе; УМ – изучение учебного материала; СК – изучение учебного материала и составление конспекта; ПДР – подготовка реферата; СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций; РОР – рецензирование и оценка письменных работ; ДИ – участие в разработке деловой игры; ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта); АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д. Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений: Б – беседа индивидуальная или с группой; КО – контрольный опрос; КР – контрольная работа; РПР – рецензирование письменных работ студентов; З – заслушивание на занятиях подготовленных работ; ОБС – обсуждение на занятиях результатов. Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий. Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже Вопросы к экзамену 1. Возникновение социологии: исторические и теоретические предпосылки. 2. Западная классическая социология. 3. Русская классическая социология. 4. Социальная стратификация и мобильность. 5. Личность и социализация личности. 6. Девиантное поведение и социальный контроль. 7. Программа социологического исследования: структура и предназначение. 8. Социологические исследования. Основные виды, этапы и методы. 9. Статистика как научная дисциплина и как вид практической деятельности. 10. Уровень жизни населения: определение, основные характеристики и показатели. 11. Госкомстат России: структура и функции. 12. Внутренние источники статистической информации: отчетность предприятий; регистр предприятий; переписи и обследования. 13. Внешние источники статистической информации: административные источники; денежная и банковская статистика; платежный баланс; таможенная статистика. 14. Показатели доходов домашнего хозяйства в СНС: первичные доходы. 15. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемые доходы, определение социальных трансфертов. 16. Показатели доходов домашних хозяйств: скорректированный располагаемый доход. 17. Показатели доходов домашних хозяйств: располагаемый денежный доход; баланс денежных доходов и расходов населения. 18. Прожиточный минимум и потребительская корзина. 19. Предмет, цель, задачи и методы демографии. Демографические процессы. 20. Естественное, миграционное, социальное движение населения. Численность и структура населения (возрастная, половая, семейная). 21. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения и её основные принципы. 22. Россия: формирование территории государства. 23. Половозрастная структура и семейный состав населения России и других стран. Исторический обзор. 24. Смертность, средняя продолжительность жизни, естественный рост населения. 25. Размещение населения России. Плотность населения. Урбанизация и миграция населения. 26. Демографическая политика: основные понятия, цели, методы. 27. Предмет и задачи этнографии. 28. Этнические общности и группы. 29. Этногенез и этническая история народов России. 30. Культурно-историческое взаимодействие народов. 31. Природа и сущность стереотипов. 32. Этнические стереотипы и этнические образы. 33. В чем состоит отличие автостереотипов от гетеростереотипов. 34. Расселение, динамика численности и сдвиги в размещении населения. 35. Проблемы миграции населения. 36. Этносоциальные аспекты трудовой деятельности, культурной и языковой жизни населения. 37. Социальная работа с учетом основных занятий, социальной организации, семейных отношений, материальной и духовной культуры, роста национального самосознания, этнической идентификации людей.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с. 2. Девятко,И.Ф. Методы социологического исследования: учеб.пособие для студентов вузов / Девятко, Инна Феликсовна. - 6-е изд. - М.: КДУ, 2010. 3. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2009.-316 с. 4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с. 5. Афанасьев, Валерий Владимирович. Историческая социология:[Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Афанасьев, Валерий Владимирович. - М.: КДУ, 2009. 6. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с. 7. П. Штомпка “Социология. Анализ современного общества». пер. с польск. С.М. Червонной». - М.: Логос.- 2008. - 664. 8. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с. 9. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с. 10. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009- 447с. 11. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. СПб,2008. 12. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с. 13. Кравченко А.И.,Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. Спб,2008. 14. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2009.- 479с. 15. Зборовский. История социологии: Учебник.М., 2010. 16. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.- М.,2009. 17. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов./ С.С. Фролов.М.: Гардарики,2008. 18. Волков Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков: под ред. д.ф.н., профессор В.И. Добреньков.- Из-во 3-е -Ростов-на Дону.: Феникс,2007. 19. Клюев В. Социология: Учебное пособие. / Анатолий Владимирович Клюев, Вячесвлав Георгиевич Лукьянов, Иван Серафимович Урсу; Сев.-Зап. Акад. Гос.службы (СЗАГС).- СПБ.:Изд-во СЗАГС,2007. 20. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник С.А. Кравченко 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство: Экзамен., 2007. - 750 с. 21. Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Г.В. Осипов. Юрма.2010. 22. Кравченко А., Анурин В. Социология. Учебник для вузов. М.,2005. 23. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для студентов вуза.М.: Культура,Академический проект. 2009. 24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2011.
Рекомендации по работе с литературой При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники: 1. Новикова, С. С., Соловьёв А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе [Текст]: учебное пособие для высшей школы. -М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.-496 с. 2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Изд-во «Добросвет», 2008.-596 с. 3. Глушкова В. Г. Демография: учебное пособие. К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.017 с.) |