Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В разделе 1 настоящего комплекса Вам предложено решить итоговый тест. Специфика решения первого задания заключается в том, что Вам необходимо сопоставить предложенные термины с их определениями, ответы будут выглядеть следующим образом: 1а, 2г, 3в и т.д. Во всех остальных заданиях предложены варианты ответов, из которых нужно выбрать правильные. Количество верных ответов в одном задании может быть самым различным – от одного до нескольких (правильными также могут быть и все ответы). Со способами обработки тестов преподавателем, Вы можете ознакомиться ниже. Каждому слушателю предлагается ответить на все 25 вопросов. Возможны два варианта оценивания работы: 1) Подсчет правильных ответов на вопросы: «отлично» – 80-100% правильных ответов (на 20-25 вопросов даны верные ответы); «хорошо» – 60-70% правильных ответов (от 15 до 19 вопросов); «удовлетворительно» – 50% правильных ответов (13-14 вопросов); «неудовлетворительно» – правильные ответы на 12 и менее вопросов (0-50%). В этом варианте количество неправильных ответов внутри одного вопроса не учитывается, даже при одной ошибке (пропущен нужный ответ или включен ненужный) считается, что на данный вопрос дан неправильный ответ. При этом возможные крайности (как одна, так и 3-4 ошибки в одном вопросе) нейтрализуются. 2) Подсчет количества сделанных студентом ошибок: «отлично» – сделано 10-20% ошибок (5 и менее неверных ответов); «хорошо» – сделано 30-40% ошибок (6-10 неверных ответов); «удовлетворительно» – сделано 50% ошибок (11-15 неверных ответов); «неудовлетворительно» – сделано более 50% ошибок (16 и более неправильных ответов). Под ошибкой здесь понимается как пропуск нужного ответа, так и включение неправильного ответа. При этом не имеет значения, на какое количество вопросов даны верные ответы (можно в 3-х вопросах сделать по одной ошибке или в одном вопросе 3 ошибки, но в обоих случаях – оценка «отлично», т.к. сделаны 3 ошибки). Второй способ оценки предполагает присвоение каждой ошибке 0,5 балла, затем считается общее количество ошибок и по предложенной выше шкале оценивается работа студента. Советы по подготовке к зачету
Опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена (зачета) возникают по следующим темам:
2. Программа прикладного социологического исследования. 3. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации. 4. Социальная статистика.
РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы и практических заданий по темам лекций. 1 Практическое задание к теме 1. Задание 1. Дополните пирамиду научного знания О. Конта. Какую научную дисциплину добавляет в данную пирамиду Г. Спенсер? Где он ее располагает? Какие критерии лежат в основе данной иерархии наук? Задание: вставьте названия, которые, по вашему мнению, является правильным ответом[2].
Задание 2. Сравните основные характеристики двух типов обществ, данных Г. Спенсером. Дополните таблицу
Практическое задание к теме 2 Задание 1. Заполните таблицу.
Задание 2. Подчеркивая классовый характер общества, К. Маркс заметил, что классы подвижны и на каждом этапе развития общества существуют основные и промежуточные социальные группы. Заполните соответствующие графы в таблице.
Задание 3. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
Задание 4. Какую из нижеуказанных групп можно считать реальной группой?
Задание 5. Заполните таблицу.
3 Практическое задание к теме 3 Задание 1. Каковы взгляды нижеуказанных авторов на механизмы взаимодействия общества и личности?
Задание 2. Согласны ли Вы с нижеуказанным утверждением? «Человек, впервые попробовавший наркотики после 20 – лет, к 30 годам становится наркоманом, но при этом сохраняется как личность. Однако, ребенок, начавшийся колоться в 13 лет, к 23 годам полностью деградирует как личность». Обоснуйте свой ответ. Задание 3. Продолжите список институтов социализации: семья, лицей, спортивный клуб, больница ……………………………? Задание 4. Дополните таблицу. Постарайтесь выявить как можно больше возможных социальных причин, вызывающих различные формы девиаций. Предложите и как можно больше механизмов регулирования данных отклонений.
Практическое задание к теме 4 Задание 1. Распределите в таблице следующие элементы социальной структуры общества: первобытное стадо, племя, народ, нация, семья, классы, сословия, агрегация, квазигруппа, аудитория, толпа, социальные круги, ингруппа, аутгруппа, городское население, работники физического труда, женщины, молодежь, пенсионеры, этнографические группы.
Задание 2. Существуют различные концепции возникновения общества: Какую концепцию Вы считаете наиболее верной и почему? Дайте обоснование своей позиции. Задание 3. Укажите различия между структурно-функциональной и конфликтной моделями общества.
5 Практическое задание к теме 5 Разработайте программу социологического исследования на интересующую Вас тему Практическое задание к теме 6 Задание 1 Составьте анкету, бланк интервью или карточку наблюдения для проведения социологического исследования к написанной вами программе. Задание 2 Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
7 Практическое задание к теме 7 Задание 1. 9 Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины.
Задание 2. В той же таблице обведите кружком те научные дисциплины, которые теснее всего связаны с социологией. 10 Практическое задание к теме 8 Задание 1 Укажите источники формирования статистики уровня жизни населения__________________ Задание 2 Заполните таблицу
Задание 3 Дайте классификацию видов социальных услуг, применяемую в статистике. 12 Практическое задание к теме 9 Задание 1 Заполните таблицу
Задание 2 Перечислите основные законодательные акты в области демографической политики государства
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов 1. Выборка – процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений. 2. Генеральная совокупность – это множество элементов, которые являются объектом данного исследования. 3. Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему. 4. Девиация (от лат. deviatio – отключение) – это поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных). 5. Закон интеллектуальной эволюции человечества (О. Конт). Согласно данному закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую или фиктивную; метафизическую или абстрактную; научную или позитивную. 6. Микросоциология занимается изучением и анализом общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). 7. Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. 8. Наблюдение – сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. 9. Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей; это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. 10. Опрос – метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. 11. Референтная группа – реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке. 12. Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. 13. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis – совместный, товарищеский, общностный, общественный. 14. Социальная психология возникла на стыке психологии и социологии; она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп (Г.М. Андреева). 15. Социальные факты (Дюркгейм) - политические, правовые, моральные, религиозные и др. идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. 16. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и взаимоотношения. 17. Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях и в конкретное время. 18. Социальное взаимодействие – 1) это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. 2) это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. 19. Социальная структура — это «определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей». 20. Социальная стратификация – наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. 21.Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. 22. Социальный институт (Г.В. Осипов) – определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной решаемой социальным институтом задачи. 23. Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирующих функционирование официальных организаций и социальных групп и образующих социальную систему. 24. Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. 25. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. 26. Социальная напряженность – это массовый адаптационный синдром, который отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации (а во многих случаях – дезадаптации) различных категорий населения к хронической фрустрации, трудностям (понижению уровня жизни и социальным изменениям). 27. Статус – позиция человека в обществе с определенными правилами и обязанностями. 28. Социальная роль – это совокупность требований (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения), которые общество предъявляет лицам, занимающим определенные социальные позиции. 29. Социализация – это процесс освоения индивидом социальных норм и ценностей, системы статусов и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучения и т.д.). 30. Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях изучается поведение людей в новых условиях, влияние экспериментальных факторов на поведение; предполагает разработку программы исследования, выделение единиц наблюдения, формулирование гипотез.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.01 с.) |