Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля



1. Тематика рефератов:

1. «Понимающая» социология М. Вебера.

2. «Социальный характер» в концепции Э. Фромма.

3. Актуальные проблемы социологического анализа эффективности деятельности медицинских учреждений.

4. Виды девиантного поведения.

5. Демографическая политика в России: общая характеристика.

6. Деятельная социология П. Штомпки.

7. Здравоохранение в Волгоградской области: статистический анализ.

8. Интегральная социология П. Сорокина.

9. Контент-анализ личных документов и его использование в определении содержания работы с пациентами.

10. Концепции общества: историко-социологический анализ.

11. Концепция социального конфликта Р. Дарендорфа.

12. Концепция теории общества Г. Гегеля.

13. Метод экспертных оценок в изучении функционирования социальных групп.

14. Модели общественного развития.

15. Модели социальной стратификации западного и российского общества.

16. Мониторинги общественного мнения: сущность, организация, показатели.

17. Общественное мнение и public relations.

18. Общество в системной теории Н. Лумана.

19. Отличительные черты немецкого, английского этноса.

20. Отличительные черты русского этноса.

21. Парадигмы теории социальных систем в российской социологии.

22. Система социального обслуживания населения в Волгоградской области.

23. Социальная организация: понятие, типология, строение и функционирование.

24. Социальное взаимодействие и социальные отношения: основные концепции.

25. Социальное развитие города как социологическая проблема.

26. Социально-политические концепции ХVIII века: основные идеи и их авторы.

27. Социально-философские концепции и социологические представления Т. Гоббса и Д. Локка.

28. Социальные идеи мыслителей Древней Греции и Древнего мира: софисты, Аристотель, Платон.

29. Социальные идеи Средневековья в европейских странах.

30. Социальные институты (формирование, виды, функции).

31. Социальные учения в эпоху Возрождения: итальянский гуманизм, теория естественного права, утопический социализм.

32. Социологическая концепция М.М. Ковалевского.

33. Социологические концепции личности.

34. Социологические проблемы эффективности функционирования учреждений медицинского обслуживания населения в современном городе.

35. Социологический анализ состояния морально-психологического климата в трудовом коллективе организации.

36. Социологический проект О. Конта.

37. Социология в современной России: направления, школы, концепции.

38. Социология религии М. Вебера и современная религиозная ситуация в России.

39. Специфика становления и развития социологической науки в России (основные направления русской социологической мысли).

40. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье.

41. Теории личности Дж. Мида и Ч. Кули.

42. Теория «социального действия» Т. Парсонса.

43. Теория «социальной системы» Т. Парсонса.

44. Теория классов К. Маркса.

45. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма.

46. Теория стратификации П. Сорокина.

47. Теория структурации А. Гидденса.

48. Типы систем здравоохранения США и стран Европы.

49. Уровень жизни населения.

50. Феноменологическая социология (А. Щюц).

51. Эволюционная концепция Г. Спенсера.

52. Эмпирические исследования в Древнем Риме: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

53. Этнографические исследования: теория и практика.

2. Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля уровня знаний слушателей:

Вариант 1:

1. Социология как наука: объект, предмет, цели, задачи.

2. Система показателей доходов населения.

3. Характеристика русского этноса.

Вариант 2:

1. Социальная статистика как теория и как практика.

2. Социальная мобильность.

3. Демографические процессы.

Вариант 3:

1. Этнография и демография как науки.

2. Социальная стратификация.

3. Система показателей уровня жизни населения.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Раскройте смысл понятий «макросоциология» и «микросоциология». Какие макро- и микросоциологические теории Вы знаете?

2. Назовите факторы, обусловившие развитие социологической мысли в России.

3. Охарактеризуйте основные концептуальные подходы к определению общества.

4. Дайте определения понятиям «социальная система» и «социетальная система».

5. Рассмотрите изучения, учет, выражение и формирование общественного мнения как систему взаимообусловленных действий. Аргументируйте (с привлечением примеров из практики), почему приводит к дисфункциям в социальном и государственном управлении даже «выпадения» одного из четырех элементов, перечисленных выше?

6. Проанализируйте и покажите (на примере своего региона, города, села), как реализуются функции общественного мнения в условиях трансформации российского общества.

7. Назовите общие черты и признаки социальных институтов.

8. Назовите и охарактеризуйте основные виды социальных институтов, которые существуют в любых цивилизованных обществах.

9. Дайте развернутое определение малой группе. Какова роль в жизни человека и общества малых групп?

10. Дайте характеристику понятию социальной общности и соотнесите его с понятием «социальная группа».

11. Дайте определение понятию «коллектив» и охарактеризуйте основные виды коллективов.

12. Назовите основные элементы структуры коллектива.

13. Объясните разницу в понятиях «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

14. Охарактеризуйте социальную структуру личности.

15. Опишите процесс социализации в «первичных» и «вторичных» группах.

16. Опишите процесс ролевого обучения ребенка взрослым ролям. Какое значение имеет подражание в процессе такого обучения?

17. Назовите возрастные этапы и критические периоды социализации.

18. Охарактеризуйте механизм социального контроля на конкретном примере.

19. Оцените возможности применения способов социального контроля в малой и большой социальной группе.

20. Дайте классификацию типов преступного поведения.

21. Охарактеризуйте состояние и причины девиации и преступности в современной России?

22. Дайте определение основным понятиям теории социальных изменений.

23. Покажите взаимосвязь культурных традиций и процессов модернизации общества на примере России.

24. Охарактеризуйте сущность процесса глобализации.

25. Охарактеризуйте место России в мировом сообществе.

26. Охарактеризуйте сущность и специфику социологического опроса. В чем вы видите преимущества и недостатки получения информации в процессе опроса.

27. Составьте типологическую классификацию видов опроса. Опишите содержание и назначение каждого из видов.

28. Раскройте сущность и специфику социометрического метода. Какие ограничения возникают в его использовании, и чем они обусловлены?

29. Дайте характеристику видов социометрических критериев.

30. Выделите особенности, преимущества и недостатки метода наблюдения.

31. Раскройте содержание и назначение каждого из видов наблюдения.

32. Выделите особенности, преимущества и недостатки метода анализа документов.

33. Обоснуйте возможности использования метода контент-анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной Вами теме.

34. Раскройте сущность, основное назначение, возможности и ограничения метода экспертных оценок. Покажите, с помощью каких средств и процедур обеспечивается более полное использование его достоинств.

35. Проанализируйте типичные ошибки, которые случаются в применении метода экспертных оценок. Укажите, из-за чего они возникают, и к каким последствиям может привести каждая из них.

36. Охарактеризуйте стратегию и тактику качественных исследований.

37. Охарактеризуйте кратко основные социологические проблемы правового и нормативного регулирования социальной защиты, поддержки и обслуживания населения города (региона).

38. Охарактеризуйте основные направления социологического анализа процессов социальной работы в городе (регионе).

39. Предложите перечень основных социальных показателей трудозанятости и безработицы, используемых в практике социологического анализа.

40. Охарактеризуйте отличительные черты этнического образа различных этносов (русского, американского, английского, немецкого и др.) - на выбор.

3. Практические задания (см. раздел 3)

4. Итоговый тест по дисциплине.

1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями: Понятия:

а) социология;

б) социальный факт;

в) научный метод;

г) микросоциология;

д) интеракция;

е) социальная физика;

ж) макросоциология;

з) парадигма;

и)теория обмена.

Определения:

1. уровень социологического анализа, ориентированный на изучение непосредственного взаимодействия между людьми в повседневных изменчивых социальных обстоятельствах;

2. научное исследование общества, социальных институтов и социальных групп, взаимодействия внутри них и между ними;

3. всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время собственное существование, не зависимое от индивидуальных проявлений;

4. способ получения знаний, предполагающий тщательный отбор данных и выстраивание определенных теоретических систем на основе доказательств и логических аргументов, проверка которых доступна другим исследователям;

5. уровень социологического анализа, ориентированный на изучение устойчивых социальных структур и длительных временных процессов;

6. знание, дающее обобщенную модель постановки проблем и их решений;

7. процесс взаимодействия людей друг с другом;

8. первоначальное название социологии в работах основателя социологии;

9. концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается.

1. Кто из ученых делил социологию на две части: социальную статику, описывающую законы существования, и социальную динамику, описывающую законы и этапы изменения общества:

а) Г. Спенсер;

б) Э. Дюркгейм;

в) О. Конт;

г)К. Маркс

3. Кто ввел в социологию понятие «идеального типа»:

а) К. Маркс;

б) Р. Мертон;

в) М. Вебер;

г) Ф. Теннис

4. Какие парадигмы относятся к макросоциологическим:

а) теория социального действия;

б) структурный функционализм;

в) символический интеракционизм;

г) феноменология;

д) теория конфликта;

е) этнометодология

5. Какое понятие является основным в теории структурно-функционального анализа:

а) социальная система;

б) социальная общность;

в) общество;

г) культура

6. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена:

а) любое взаимодействие есть обмен;

б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат;

в) если вознаграждение уменьшается в два раза, то во столько раз обязательно возрастет реальная отдача;

г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение;

д) если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий.

7. Что из перечисленного ниже НЕ относится к видам исследований:

а) аналитическое;

б) пробное;

в) описательное;

г) факторное;

д) пилотажное;

е) корреляционное

8. Какие виды социологических исследований выделяют по периодичности проведения исследования:

а) сплошные;

б) разовые;

в) комплексные;

г) выборочные;

д) панельные;

е) лонгитюдные;

ж) монографические



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.013 с.)