Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы контроля за учебной деятельностью↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К методам контроля за учебной деятельностью учащихся относятся: повседневное наблюдения за учебной работой учащихся, опрос, контрольная работа, метод проверки домашних заданий учащихся, программированный контроль (тестирование). Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет педагогу составить представление о том, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере проявляют самостоятельность в учебной работе, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Наиболее распространенным методом проверки и оценки знаний является метод учащихся. Различают индивидуальный, фронтальный, письменный и комбинированный виды опроса. При индивидуальном опросе педагог вычленяет в учебном материале отдельные смысловые части и требует от учащегося, вызванного к доске, развернутого ответа на поставленный вопрос. Сущность фронтального опроса состоит в том, что педагог расчленяет изученный учебный материал на сравнительно мелкие вопросы с тем, чтобы таким путем проверить знания как можно большего количества учащихся. При письменном опросе педагог организует воспроизведение учащимися пройденного материала в письменной форме или в виде выполнения упражнений и практических заданий. Комбинированный опрос заключается в том, что педагог не только устно выявляет знания учащихся, но и дает некоторым из них письменные задания. Эффективным методом проверки и оценки умений и навыков учащихся является контрольная работа. Ее сущность состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы этот метод позволяет выявить качество учебно-познавательной деятельности всех учащихся. Важное место в системе проверки и оценки знаний, умений и навыков занимает метод проверки домашних заданий учащихся. Проверка домашних заданий позволяет учителю составить представление, с одной стороны, о степени самостоятельности учащихся, С другой – об их отношении к учебной работе, о качестве усвоения изучаемого материала. При проверке знаний, умений и навыков учащихся применяется и такой метод, как программированный контроль, или так называемый метод тестирования. Его сущность состоит в том, что учащимся предлагают вопросы с несколькими вариантами ответов, из которых только один является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ. Различают безмашинный и машинный программированный контроль. Несколько слов следует сказать о критериях оценки качества учебно-познавательной деятельности учащихся. Школы и вузы Республики Беларусь перешли (с2002/2003 учебного года) на десятибалльную систему оценки качества обучения, в Российской Федерации в этом плане проводится экспериментальная работа.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какое значение в обучении имеет контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся? 2. В чем заключается суть сущность функций контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся. 3. Что составляет содержание контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся? 4. Назовите основные виды контроля за учебно-познавательной деятельностью. 5. С помощью каких методов осуществляется контроль за учебно-познавательной деятельностью?
Литература для самостоятельного изучения 1. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2000. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.,1999. 3. Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998. 4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.,1997. 5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999.
Глава 9. Технологии обучения
9.1. Понятие о технологии обучения 9.2. Программированное обучение 9.3. Компьютеризация обучения 9.4. Проблемное обучение 9.5. Технологии эвристического обучения 9.6. Модульное обучение.
Понятие о технологии обучения Среди многочисленных новых направлений в педагогике, привлекающих внимание ученых и практиков, особого внимания заслуживает технология обучения. Все возрастающее число научных работ, специальных периодических изданий, горячая полемика вокруг этой проблемы свидетельствуют о том, что технологии обучения представляю собой интенсивно развивающуюся область современной дидактики. Технологии обучения первоначально связывались с появлением в обучении технических средств. В бывшем Советском Союзе это понятие было расширено до понятия «педагогическая технология», под которой понимается последовательно взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Само понятие «технология» (греч. techne – искусство, ремесло; logos – учение) означает совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют организовать и провести определенные процессы. В словарях дано множество определений понятия «технология». Однако, на наш взгляд, это понятие более точно и правильно толкуется в иностранных словарях. Так, в «Толковых словарях Англии и США» можно прочитать: «В общенаучном понимании слово «технология» означает осуществляемую с конкретными целями и в определенной последовательности совокупность действий, направленных на достижение заранее предопределенного результата. Следовательно, под технологией обучения понимают конкретное, научно обоснованное и специальным образом организованное обучение, включающее совокупность способов, приемов и форм взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение конкретных образовательных целей. Конкретная педагогическая технология обучения базируется на определенной педагогической теории. При ее разработке прогнозируются педагогическая деятельность преподавателя и обучающегося с использованием ТСО или без них. В обучении содержательная часть всегда остается неизменной. Она включает в себя компоненты социального опыта, которые должны усвоить подрастающие поколения. Поэтому большинство технологий обучения связаны с совершенствованием процессуальной части обучения, не затрагивая его содержательную часть. Ниже будут рассмотрены такие технологии обучения, как программированное и проблемное обучение, компьютерное обучение, а также эвристическое обучение. Технология модульного обучения, которая в основном используется в вузах России, затрагивает не только процессуальную, но и содержательную часть обучения, не изменяя его сущность.
Программированное обучение Долгие годы внимание многих исследователей и практических работников было привлечено к так называемому программированному обучению. С середины 50-х годов ХХ в. оно стало предметом интенсивных исследований в разных странах мира. Эти исследования по программированному обучению базировались на опытах научения животных. Сущность разработанной методики основывалась на выработке условных рефлексов и сводилась к следующему: для достижения требуемого поведения животного процесс научения разбивался на ряд элементарных шагов – действий, за правильное выполнение которых животное каждый раз получало поощрение. Принципы этой методики были перенесены на обучение человека путем разработки и реализации определенных образовательных программ. Следуя таким программам, обучающийся достигает образовательных целей, совершая ряд определенных познавательных действий. В развитии теории программированного обучения выделяют следующие этапы: 1) формализация и логизация процесса обучения (от появления общей теории управления до появления ЭВМ); 2) накопление информации об управлении процессом обучения и зарождение теории программированного обучения (середина 40 – конец 50-х гг. ХХ в). 3) бурное развитие теории обучения (конец 50 – начало 60-х гг ХХ в.). 4) компьютеризация обучения (от появления персональных компьютеров до настоящего времени). Сущность программированного обучения состоит в том, что учебный материал расчленяется на отдельные небольшие порции или шаги (рамки, кадры), усвоение которых осуществляется учащимися в результате самостоятельного выполнения отдельных предусмотренных программой познавательных действий и самоконтроля. Для программированного обучения характерно: * расчленение учебного материала на небольшие части; * наличие системы предписаний по последовательному выполнению определенных познавательных действий, направленных на усвоение каждой части; * наличие заданий для проверки усвоения каждой части; * наличие ответов, информирующих учащихся о правильности выполнения им заданий. Выделяют следующие формы программированного обучения: * безмашинное; * машинное. Процесс специальной переработки учебного материала для программированного обучения получил название программирования. Существует несколько способов программирования учебного материала: линейное программирование; разветвленное программирование; смешанное программирование. При линейном программировании обучающийся, работая над учебным материалом, последовательно переходит от предыдущего шага программы к следующему. По своему содержанию шаги (кадры, рамки) бывают различными: в одних, например, дается только информация, другие включают задание совершить действие по ее усвоению или только контрольные задания, а в третьих может быть и то, и другое. Ответ обычно размещается так, чтобы он не бросался в глаза, но чтобы его легко можно было найти и использовать для самопроверки. Работая по программированным пособиям, построенным по линейному принципу, учащиеся последовательно, переходя от шага к шагу, прорабатывают весь материал. Однако линейный способ программирования не учитывает, что учащиеся, проработав какую-то относительно законченную часть учебного материала, в ответе на вопрос или при выполнении задания могут допустить ошибку. Поэтому при разветвленном программировании предусматривается несколько вариантов ответов. Учащийся выбирает тот, который кажется ему наиболее правильным. В зависимости от выбранного ответа он получает указания по дальнейшей работе. Быстрее всех осваивают программу учащиеся, которые правильно отвечают на вопросы и выполняют задания. Те же, кто выбирает неправильный ответ, отсылаются к корректирующим рамкам, где они получают дополнительную информацию, позволяющую устранить допущенные ошибки. Смешанное программирование включает в себя элементы и линейного, и разветвленного. Средства программированного обучения подразделяются на две группы: 1. Программированные пособия: * программированные учебники, обеспечивающие управление всеми этапами познавательной деятельности учащихся; * программированные сборники задач и упражнений, предназначенные для закрепления знаний и выработки умений и навыков; * программированные дополнения к действующим учебникам, помогающие организовать самостоятельную учебную работу учащихся; * программированные контрольные задания (тесты). 2. Обучающие машины: * собственно обучающие машины, выполняющие все дидактические функции; * машины – «репетиторы», позволяющие организовать закрепление знаний; * машины – «экзаменаторы», контролирующие результаты обучения учащихся. Названные выше программированные пособия разрабатывались по отдельным учебным дисциплинам школьного и вузовского обучения. Относительно обучающих машин отметим, что они в 60-70-е годы ХХ в. выпускались промышленностью. Однако в обучении из-за отсутствия соответствующих программ практически не использовались. Появление персональных компьютеров открыло новые возможности для разработки и использования программированного обучения. В настоящее время использование персональных компьютеров в образовании рассматривают как новую технологию обучения.
Компьютеризация обучения Появление персонального компьютера привело к тому, что им начали интересоваться и как средством обучения. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидактической работы. Компьютеры могут быстро оценить каждый ответ учащегося, выявить допущенные ошибки и их источники. Они могут регулировать уровень сложности заданий, т.е индивидуализировать процесс обучения применительно к способностям, интересам, темпу работы и уровню подготовки отдельного учащегося. Исследования, проведенные в бывшем Советском Союзе, Великобритании, Соединенных Штатах и Франции, показали, что ЭВМ можно использовать в обучении в следующих направлениях Компьютер как средство обучения. При наличии соответствующих программ компьютеры могут выполнять все дидактические функции: * предъявление учащимся информации; * закрепление знаний, умений и навыков учащихся; * оценка результатов обучения; * управление процессом учения. Несмотря на все достоинства компьютера как средства обучения, в этом качестве он используется очень редко в силу следующих причин: * отсутствие обучающих программ. Дело в том, что при разработке обучающей программы, кроме знания принципов и языка программирования, необходимо еще найти разумное дидактическое обоснование работы компьютера и логики развертывания учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому, не имея специального педагогического образования, программист не в состоянии разработать для компьютера обучающую программу; * существование определенных трудностей, связанных с закономерностями учебно-познавательной деятельности учащихся, особенностями их мышления. Устранение этой причины требует детальной научной проработки некоторых вопросов. Речь в данном случае идет о том, что на начальном этапе внедрения компьютеров в учебный процесс необходимо сформировать у учащихся определенную «компьютерную грамотность», т.е. компьютер выступает как объект изучения. В условиях массового использования компьютеров в обучении умения и навыки, которые составляют «компьютерную грамотность», приобретают характер общеучебных. В настоящее время не определены их перечень и содержание, а также не разработана методика их формирования у учащихся. После решения этой задачи компьютер на следующем этапе из объекта изучения должен превратиться в средство обучения. Такой переход невозможен без понимания педагогической сущности и закономерностей процесса обучения, психолого-педагогических механизмов управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, без учета возрастных особенностей их развития. Компьютер как средство моделирования природных и общественных процессов и явлений, отдельных ситуаций и действий. Использование компьютеров в этом качестве позволило бы сделать демонстрационный эксперимент более эффективным и наглядным, исключить материальные затраты на покупку для этих целей материалов и оборудования. Компьютер как банк педагогической информации. С помощью компьютера можно собирать и сохранять разнообразную информацию не только об успеваемости учащихся, но и о состоянии их здоровья, развитии познавательных процессов и мотивов учения, положении среди сверстников, нарушениях дисциплины и т.п. В заключение отметим, что перечисленные выше варианты использования компьютеров в обучении открывают новые перспективы для его совершенствования.
Проблемное обучение Важное значение проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся отмечалось еще педагогами прошлого. В частности, эту идею выдвигал немецкий педагог-демократ А.Дистерверг: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»[4]. Из отечественных педагогов на необходимость активизации самостоятельности мышления учащихся обращал внимание К.Д.Ушинский: «Самостоятельность головы учащегося единственное прочное основание всякого плодотворного учения»[5]. Вопросы проблемного обучения довольно широко освещаются в трудах М.Н.Скаткина, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, И.Ф.Харламова и других ученых-педагогов. Проблемное обучение, как и программированное, относится к активным технологиям обучения. Оно характеризуется тем, что изучаемый материал дается не в готовой репродуктивной форме, а в виде проблемы, познавательной ситуации, задачи или вопроса. Это позволяет учащимся, используя имеющиеся знания, умения и навыки, самим давать определения, формулировать правила, делать выводы, обобщения и другие собственные умозаключения. Основой проблемного обучения является решение проблемной ситуации (от греч. problema – задача, задание). Под проблемным обучением следует понимать такую организацию обучения, которая включает создание проблемой ситуации и вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на поиск ее решения. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов действия, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием. Поиск решения учащимися проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления. «Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на решение какой-то задачи», – подчеркивал С.Л.Рубинштейн[6]. Проблемное обучение включает в себя как способы создания проблемной ситуации, так и способы организации умственной деятельности учащихся по решению познавательной задачи. В связи с этим выделяют следующие уровни проблемного обучения: 1. Преподаватель создает проблемную ситуацию, ставит познавательную задачу и сам решает ее при активном обсуждении решения с учащимися (эвристическое обучение). 2. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а учащиеся под его руководством включаются в ее решение (частично-поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся). 3. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а ее решение учащиеся находят самостоятельно. 4. Преподаватель побуждает учащихся самим найти проблему в изучаемом материале и обосновать ее решение. В зависимости от подготовки учащихся можно выбирать соответствующий уровень проблемного обучения. Третий и четвертый уровни проблемного обучения связаны с организацией исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой они не только усваивают знания, но и учатся решать нестандартные задачи, приобретают творческие умения и навыки. Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач (по И.Ф.Харламову[7]): * способ аналогии (преподаватель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания); * индуктивный, аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы); * дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-то ранее изученный принцип, закон или закономерность); * способ отыскания причин, обуславливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей; * способ выдвижение гипотез и их подтверждения или опровержения; Проблемное обучение не может, однако, быть универсальной технологией обучения. Его применение имеет некоторые ограничения: * невозможность использования при изучении всего учебного материала; * сдерживает применение проблемного обучения его трудоемкость; * невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся. Все это показывает, что работники образовательных учреждений нуждаются не только в более глубоком осмыслении теоретической сущности и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи, связанной с его применением в процессе учебных занятий.
Модульное обучение Модульное обучение стало использоваться в некоторых вузах в конце 80 – начале 90-х годов ХХ в. Но это не было технологией в обучении. Отдельные ее элементы использовались в опыте донецкого учителя математики и физики В.Шаталова и одесского учителя химии Н.Гузика. Необходимость такого обучения применительно к математике была научно обоснована и доказана П.Эрдниевым, который применительно к школьному образованию разработал так называемую теорию и методику укрупненных единиц. Суть этих идей заключалась в том, что изучение материала необходимо осуществлять большими блоками, а не дробить его на мелкие части, как это делается в школе. Модуль (от лат. modulus – мера) – это часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль – это логически завершенный блок учебной дисциплины. Он включает содержание теоретического учебного материала, которое должны усвоить обучающиеся, содержание семинарских (практических и лабораторных) занятий, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения учебного материала, вопросы самоконтроля, форму отчетности и критерии оценки.
Примерная структура учебного модуля
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения, основными целями которой являются: § стимулирование систематической учебной работы студентов; § повышение состязательности в учебе и оценка реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебной деятельности; § создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение образования в рамках многоуровневой системы обучения; § снижение случайностей при сдаче экзамена. Оценка успешности обучения студентов в рейтинговой системе осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контролей. Текущий контроль – это оценка знаний, умений и навыков студента в ходе учебных занятий и самостоятельной учебной работы. Формами текущего контроля могут быть опросы на семинарских (практических, лабораторных) занятиях, а также короткие по времени задания, выполняемые студентами на лекциях. Промежуточный контроль осуществляется по учебному материалу модуля курса и проводится по окончании его изучения в заранее установленное время. Итоговый контроль – это экзамен в сессионный период или зачет по курсу. Общая оценка по учебной дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и промежуточного контроля, и баллов, полученных при сдаче экзамена или зачета. Максимальная сумма баллов, которую студент может получить за семестр по каждой учебной дисциплине в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля составляет 100 баллов. На основании рейтинговой системы по каждому модулю оценивается: посещение студентами занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый уровень подготовки. По курсу, независимо от продолжительности его изучения, определяется не больше трех модулей в семестре. Курсовые работы и проекты, дипломные работы представляют собой самостоятельные модули, по которым разрабатываются задания и критерии их рейтинговой оценки. Модульное обучение базируется на конкретных показателях, а рейтинговая оценка эффективности обучения студентов позволяет с определенной степенью достоверности характеризовать качество их подготовки. Организация модульного обучения, связанная с упорядочением его содержания, руководства и контроля, является весьма трудоемкой для преподавателей и требует от них большого профессионализма. Для применения модульного обучения необходимо провести большую научную работу по определению содержания модулей, подготовке по каждому из них заданий и тестов по оценке знаний, умений и навыков студентов.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определения «технологии обучения». На каких основах она строится? 2. Какие технологии обучения вы можете назвать и охарактеризовать? 3. В чем заключается Раскройте сущность программированного обучения? 4. С помощью каких средств осуществляется программированное обучение? 5. Что такое компьютерное обучение. 6. Что собой представляет проблемное обучение? 7. В чем состоит сущность модульного обучения?
Литература для самостоятельного изучения 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987. 3. Гузеев В.В. Лекции по технологии обучения. – М., 1992. 4. Капустин Н.И. Педагогические технологии адаптированной школы. – М., 1999. 5. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989, 6. Машбиц Е.И. Компьютеризаия обучения: проблемы и перспективы. – М.,1987. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998, 8. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. – Каунас. 1989.
[1] Дистервег А. Собр. соч. – М., 1961. – Т.2. – С.68. [2] См.: Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1995. – С.125-133. [3] Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 11 т. – М.-Л., 1952. – Т.10. – С.425. [4] Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956. – С.158. [5] Ушинский К.Д. Избр.пед.соч.: В 2-х т. – М., 1949. – Т.1. – С.144. [6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940. – С.290. [7] Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. – Минск, 1975. – С.43.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.011 с.) |