Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедры психологии развития и инноваций (Протокол №1 от 27.08.2012), На заседании ученого совета Института психологии, социологии И социальных отношений (Протокол №1 от 27.08.2012) Автор-составитель: Доцент кафедры психологии развития и инноваций, кандидат психологических наук, Заведующий кафедрой: Профессор кафедры психологии развития и инноваций, Доктор психологических наук, профессор ___________________________Б. Н. Рыжов
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра психологии развития и инноваций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки – 050100.62 педагогическое образование Профиль – английский язык Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очная Курс 2, семестр 4
Москва – 2012 1. Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины “Социальная психология” является формирование у студентов системных представлений о предмете социальной психологии в единстве ее фундаментальных и прикладных проблем, а также в области практических применений. Задачидисциплины: 1. познакомить студентов с основными проблемами социальной психологии, базовыми понятиями науки, ее историей и современным состоянием; 2. раскрыть основные механизмы и закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленных включением их в различные социальные группы; 3. проанализировать основные условия развития и образования человека, его профессиональное и личностное становление в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений; 4. сформировать умения анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов, выявлять и оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в социальных сообществах, проектировать социально-психологические условия совместной деятельности, квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми, руководить совместной деятельностью; 5. выработать навыки творческого использования теоретических и практических знаний о психологических особенностях малых и больших социальных групп.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина “Социальная психология” относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой части ООП. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина “Социальная психология”, являются образование, социальная сфера, культура. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. в области культурно-просветительской деятельности: – изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп. Для освоения дисциплины “Социальная психология” обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе их общешкольной подготовки в области гуманитарных дисциплин, прежде всего, истории и обществознания, а также изучения дисциплин “История”, “Педагогика”, “Общая психология”, “Возрастная и педагогическая психология” в 1 -3 семестрах: – представление о современных концепциях картины мира на основе сформированного мировоззрения; – владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; – владение умением логически верно строить устную и письменную речь; – владение навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики; – владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате эссе, реферата, статьи, экспертного заключения, рецензии, графического моделирования (перевода информации в графическую форму); – владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин “Психология общения”, “Конфликтология”, прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины “Общая психология” направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции: – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); – готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); – способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). Профессиональные компетенции: общепрофессиональные: – способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач (ОПК-2); – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4). в области педагогической деятельности: – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); – готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованные в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); – способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6). в области культурно-просветительской деятельности: способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9). Специальные компетенции: – умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (СК-14); – умеет формулировать исследовательскую задачу, выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (СК-16); – владеет основными теоретическими и эмпирическими методами исследования (СК-17); – умеет описать ход проведенного собственного исследования; логично и последовательно представить его результаты (СК-18).
В результате изучения дисциплины “Социальная психология” студент должен: Знать · основные категории и понятия социальной психологии; · основные направления, подходы, концепции и современные тенденции развития социальной психологии; · социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, групп как целостных образований; · психологические механизмы общения, массовидных явлений, возникновения, существования и развития различных социальных общностей, групп; · социально-психологические закономерности межличностных и межгрупповых отношений; · активные методы и технологии социального психологического воздействия; · психодиагностические методы изучения социально-психологических явлений. Уметь · формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам социальной психологии и на ее основе уметь объяснять природу социальных процессов и явлений; · выделять социально-психологические качества и типы личности, видеть перспективу своего личностного развития, уметь формировать свой жизненный план, владеть приемами самовоспитания личности; · организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений, определять цели взаимодействия, выбирать рациональный способ организации сотрудничества, бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. Владеть · навыками анализа социально-психологических научных текстов, а также материалов, имеющих прикладное значение для использования их при интерпретации фактов социальной действительности; · приемами ведения дискуссии и полемики; · навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; · навыками научного социально-психологического исследования.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплин и виды занятий
5.3. Виды учебной работы, образовательные технологии
Тематика и последовательность лекций соответствуют заявленным в программе требованиям к результату освоения дисциплины “Социальная психология”. В процессе изложения основных тем курса преподавателем активно используются информационно-коммуникационные технологии. Изложение содержания по разделам сопровождается демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов (лекции-визуализации). Во вводной лекц ии объясняется цель курса, его роль в системе учебных дисциплин и профессиональной подготовке, дается обзор курса, намечаются научные проблемы, рассматриваемые в курсе. На этой лекции студенты знакомятся с литературой и методикой самостоятельной работы по курсу, особенностями промежуточного и итогового контроля. Проблемы второго и третьего разделов программы освещаются в ходе обзорной, объяснительной и проблемной лекций. Результаты освоения разделов проверяются в ходе тестирования на первом этапе рубежного контроля. При чтении лекций применяются методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: диалог, беседа, дискуссия. Проблемная лекция с элементами эвристической беседы посвящена ключевым вопросам психологии личности раздела программы “Психические свойства личности”. Материал лекций закрепляется в ходе семинарских и практических занятий. Его освоение проверяется тестированием, выполнением письменных заданий, решением психологических задач, а также выполнением творческих работ. Завершающая лекция проводится в форме пресс-конференции и носит обзорный характер. Студенты заранее готовят интересующие их вопросы и заранее передают преподавателю в письменном виде. Контроль уровня освоения осуществляется косвенно – в ходе презентации учебных проектов, посвященных ….
Семинарские и практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса “Социальная психология”. Задачами семинарских занятий являются: - углубленное изучение теоретического материала; - формирование навыка переработки научных текстов, обобщения материала, развитие критического мышления и др.; - развитие самостоятельности при освоении знаний, творческой инициативы и творческих способностей; - формирование навыка публичных выступлений, способности к рассуждениям перед аудиторией и защите своей точки зрения. Наиболее часто в процессе обучения используются семинар-дискуссия, проблемный семинар, семинар-конференция. Преобладающей организационной формой являются практические занятия. Их формат соответствует деятельностной направленности процесса обучения. Цели практических занятий: - помочь студентам осмыслить изучаемый материал; - формировать навыки и умения учебной деятельности; - помочь студентам установить связь теории и практики, научить переносить знания в новые ситуации; - помочь студентам осознать связь научных знаний с их будущей профессиональной деятельностью. Для обеспечения полноценного осмысления научных знаний используются различные дидактические средства: - различного рода учебные задачи (репродуктивные, продуктивные, творческие, рефлексивные); - учебные задания на составление таблиц, схем, интерпретацию результатов диагностики; - опыты и демонстрации; - моделирование проблемных ситуаций и проектирование способов их разрешения; - изучение диагностических методик; - деловые и ролевые игры. Одно занятие проводится в форме группового психологического тренинга. Отдельное занятие организуется в форме презентаций учебных проектов с элементами учебных дискуссий и выполнением вспомогательных учебных заданий. Высоким потенциалом в преподавании дисциплины “Социальная психология” обладают интерактивные методы. Студенты получают возможность развить необходимые навыки межличностного и группового взаимодействия, а также более глубоко понять собственный потенциал, личные ресурсы, которыми они обладают или которые необходимо развить для будущей профессиональной деятельности. Интерактивные методы эффективны в развитии коммуникативных и исследовательских навыков будущих педагогов. Особое внимание в обучении уделяется организации рефлексивной деятельности студентов, которая предполагает осознание себя не только как субъекта учебной и других видов деятельности, но и как личности, субъекта жизнедеятельности. Рефлексия может быть направлена на: - свои внутренние психические акты и состояния; - собственный психологический опыт и динамику его приобретения; - способы учебной работы, познавательной, коммуникативной и других видов деятельности; - личностные смыслы и ценности; - образ себя. Рефлексивные ситуации организуются на основе: - обращения студентов к собственному накопленному ранее психологическому опыту (рефлексивные задачи); - воссоздания и моделирования ситуаций в психологических играх и упражнениях (тренинговые методы); - использования ярких образов людей и ситуаций, представленных в художественных произведениях, фильмах.
Самостоятельная работа студентов осуществляется по следующим направлениям: 1) подготовка к семинарским и практическим занятиям, в том числе процедурам текущего контроля; 2) подготовка к мероприятиям рубежного контроля; 3) выполнение и презентация учебного проекта; В ходе обучения используются следующие виды самостоятельной работы: 1. Самостоятельная работа студента, связанная с выполнением текущих заданий (задания по базовому учебнику и дополнительным учебным пособиям, чтение хрестоматийной психологической литературы, выполнение творческих заданий, написание эссе, решение ситуационных задач, подбор материалов для экспериментальной работы а также другие виды работы). 2. Самостоятельная индивидуальная работа студента, направленная на устранение отдельных недостатков в знаниях, умениях и навыках. 3. Самостоятельная работа, связанная с овладением новым материалом (изучение студентами дополнительной литературы, выполнение лабораторных работ и т.п.); 4. Индивидуальная самостоятельная работа студентов (устные доклады, рефераты, подбор информации по актуальной проблеме и т. д.) 5. Самостоятельная работа студента по их собственной инициативе (самостоятельный поиск текстов для сообщений на семинарских и практических занятиях, написанию курсовой работы). Последовательное выполнение всех видов самостоятельной работы, постепенное усложнение заданий и задач, стоящих перед студентами, способствуют развитию навыков дальнейшей самостоятельной работы и повышает профессиональную и коммуникативную компетентность студентов. Для оптимальной организации самостоятельной работы студентам предлагаются методические рекомендации (см. часть II УМКД), которые включают задания к семинарским и практическим занятиям, характеристики контрольных мероприятий, комментарии, рекомендации по освоению отдельных содержательных линий. Дифференцированной может быть и самостоятельная работа при подготовке к рубежному контролю – комплексной контрольной работе. Тем студентам, которые не сумели освоить на должном уровне содержание практических и семинарских занятий, а также пропустили те или иные лекционные занятия, предлагается комплекс дополнительных заданий. Особый характер носит самостоятельная работа студентов при подготовке и при выполнении учебных проектов. Она предполагает более углубленное изучение выбранной темы, осуществляется в составе группы, что требует от студентов не только применения навыков самоорганизации, но и готовности к активному взаимодействию с коллегами, способности аргументировано формулировать и отстаивать собственное мнение, конструктивно воспринимать критику в свой адрес. В такой ситуации принципиальное значение приобретает алгоритм формирования групп. Наиболее целесообразный подход подразумевает формирование групп вокруг студентов, набравших по результатам рубежного контроля наибольшее количество рейтинговых баллов и способных обеспечить эффективное выполнение учебных задач.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) Основная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2004. 2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. 3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Питер, 2010. 4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2001. 5. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.,2003. 6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер,2003. 7. Социальная психология. Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.: Академия, 2006. 8. Сухов А.Н. Социальная психология – М.: «Академия», 2009. 9. Социальная психология: Хрестоматия. Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.
б) Дополнительная литература
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.,1990. 2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс,2000. 3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М.: Аспект Пресс,2001. 4. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России / Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1997. № 4. 5. Андриенко, Е. В. Социальная психология – М.: Академия, 2002. 6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 7. Берн Э. Трасактный анализ в группе. – М., 1994. 8. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1983. 9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. 10. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.,1998. 11. Горянина, В. А. Психология общения – М.: Академия, 2008. 12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009. 13. Еникеев, М. И. Социальная психология – М.: ПРИОР, 2000. 14. Журавлев А.Л., Соснин В.Л., Красников М.А. Социальная психология - М., ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006. 15. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. 16. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.,2003. 17. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.,2001. 18. Мальханова И.А. Деловое общение – М.: Академический проект, 2008. 19. Методы социальной психологии под общ. ред. Н. С. Минаевой. – М.: Академический проект, 2007. 20. Назаретян А.Г. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – СПб.,2003. 21. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002. 22. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2003. 23. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб.: Питер, 2004. 24. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача.- М: Издательство «Институт практической психологии», 1998. 25. Психология и этика делового общения / Под ред.Лавриенко В.Н. – М., 2000. 26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.,1999. 27. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: Изд.-во Проспект, 2004. 28. Социальная психология в современном мире. Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.,2002. 29. Чалдини Роберт. Психология влияния – СПб.,2000. 30. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.,1995. 31. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1999. 32. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999. 33. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.,1994.
В) Интернет-ресурсы
http://www.psychology.ru/ http://flogiston.ru/ http://lib.ru/ http://www.alleng.ru/ http://www.psychology-online.net/ http://www.psy.msu.ru/
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Доступ к копировальному аппарату и принтеру. На каждом занятии используется компьютерное проекционное оборудование.
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра психологии развития и инноваций
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.014 с.) |