Семинар 7. Структура общения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 7. Структура общения



Цель занятия: Познакомить студентов с механизмами социальной перцепции, способами формирования первого впечатления о человеке; изучить функции, особенности и приемы невербальной коммуникации; раскрыть содержание психологических механизмов межличностной коммуникации и взаимодействия людей, стилей и способов взаимодействия.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

1. Перцептивная сторона общения.

2. Коммуникативная сторона общения.

3. Интерактивная сторона общения.

 

Литература

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9.

 

Ключевые понятия: восприятие и понимание человека человеком, механизмы социальной перцепции, эффекты восприятия, коммуникация, вербальное и невербальное общение, общение как взаимодействие, типы и стили взаимодействия.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите общие закономерности процесса восприятия.

2. Отчего зависит точность первого впечатления?

3. Какие характеристики субъекта и объекта восприятия влияют на процесс социальной перцепции?

4. В чем сходство и различие таких механизмов социального познания, как идентификация и эмпатия?

5. Какие установки препятствуют развитию эмпатийности?

6. Какие факторы влияют на формирование способности к коммуникативной рефлексии?

7. Какие техники активного слушания способствуют пониманию партнера по общению?

8. Что общего и различного между вербальной и невербальной коммуникацией?

9. Какие функции выполняют невербальные сообщения при взаимодействии с вербальными?

10. Какие каналы невербальной коммуникации вы знаете?

11. Относится ли организация пространства общения к невербальной коммуникации?

12. Перечислите типы взаимодействия по К.Томасу.

13. Дайте определение транзактного анализа.

14. Дайте определение понятиям «Родитель», «Ребенок», «Взрослый» согласно теории транзактного анализа Э.Берна.

 

Задание 1. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы: их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями и коленями. Американцы считают, что азиаты "фамильярны" и чрезмерно "давят", а азиаты считают американцев "слишком холодными и официальными".

2. Алан Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. При рукопожатии деревенский житель протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

4. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

Задание 2. Определите средства невербального общения по следующим характеристикам.

1. Понятие, используемое для обозначения различных движений человека; жесты, мимика, позы, взгляд, походка, а также экспрессия лица и фигуры человека, обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

2. Общее название ритмико-интонационных сторон речи: высоты, длительности, громкости, тембра голоса; темпа, интонации речи, ударений.

3. Включение в речь пауз, а также плач, смех, вздох, кашель,

4. Физический контакт (прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи) и расположение тела в пространстве.

Задание 3. В трансактной концепции Э.Берна выделены позиции Ребенка, Взрослого, Родителя. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данной характеристике принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку.

Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходств и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность в своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.

Задание 4. Принятие позиции Ребенка, Взрослого или Родителя может характеризоваться рядом физических признаков. Определите, какую позицию занимает ваш собеседник, если он:

1) выражает себя по большей части не словами, а проявлениями чувств; похлопывает собеседника по плечу; кусает ногти; шмыгает носом; смотрит на собеседника открытым взглядом; поджимает губы; легко плачет; поднимает вверх указательный палец; сдержан; смущается; хмурит брови; хихикает; надувает губы; поднятием руки спрашивает разрешения что-либо сказам; часто вспыхивает от раздражения; вздрагивает от испуга; хнычет; внимателен; уверен в себе; цокает языком; строит глазки; пожимает плечами; ставит руки на бедра; скрещивает руки на груди; держит руки пирамидой вверх; потупляет взор; изображает на лице ужас; дразнит; восторгается; смеется; «ломает» руки; тяжко вздыхает; снисходительно кивает головой; криво усмехается;

2) употребляет следующие слова и выражения: «хочу»; «на мой взгляд»; «никогда в жизни...»; «давай пойдем»; «запомни раз и навсегда!»; «что»; «где»; «самый (большой, высокий, лучший, самый-самый)»; превосходные степени сравнения; «только попробуй...», «не буду»; «заруби себе на носу!»; «сынок (варианты: милок, голубчик, деточка, мой дорогой)»; «сколько можно тебе повторять!?»; «какой бестолковый»: «мам, я пошел.,.»; «подумаешь, какой...»; «когда вырасту и стану большим...»; «ужасный»: «ну- ну»; «идиотский»; «чушь»; «почему»: «я полагаю»; «неверно»: «вероятно»: «возможно»; «когда»; «кто»; «как»; «по сравнению с...»; «справедливо»; «иначе говоря...»; «сколько»; «каким образом»; «неизвестно»; «действительно»: «правильно ли я понял, что...».

Задание 5. Как известно, манипуляторские психологические игры препятствуют честным, доверительным и откровенным взаимоотношениям. Ниже приведены описания некоторых из них. Какие психологические причины обусловливают их применение? Можно ли манипулятора привести к убеждению отказаться от них и если да, то каким образом?

А. Игра «меня рвут на части». Любители этой игры охотно берут много поручений, чтобы иметь возможность сослаться на перегруженность. При этом некоторые люди искренне верят в свою перегруженность, считают, что они «сгорают на работе».

Б. Игра «святая простота». Приверженцы такой роли стараются нарочито наивно рассуждать. У собеседника при этом возникает естественное желание Учить и, следовательно, - частично или полностью решать за исполнителя проблему. Если игрок женщина, она может, широко пользуясь афоризмом «Сила женщины - в ее слабости» и апеллируя к рыцарству своих консультантов, полностью переложить на них свои обязанности.

В. Игра «казанская сирота». Используется целый ряд приемов: 1) сотрудник держится подальше от руководства, чтобы потом иметь возможность сказать, что он был заброшен и его действиями не руководили; 2) заявляет, что ему не помогают ни руководство, ни коллеги; 3) ссылается на отсутствие прав — «никто меня слушать не хочет»; 4) указывает на непосильность задачи для него («Я - не профессор», «Академий не кончал», «Я - слабая женщина»);

5) может напроситься на грубость или спровоцировать незаконные действия, что дает возможность занять позицию обиженного и избавиться от служебного контроля;

6) слыть дураком и вызывать сочувствие.

Задание 6. Ниже приведен отрывок из книги И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Проанализируйте ходы манипуляции Остапа Бендера. Какие психологические приемы лежат в основе общения Остапа Бендера с Эллочкой Людоедкой?

На ней был халатик переделанный из толстовки Эрнеста Павловича и отороченный загадочным мехом.

Остап сразу понял как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.

- Прекрасный мех! - воскликнул он.

- Шутите! - сказала Эллочка нежно. - Это мексиканский тушкан.

- Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце! ... Изумруд. Изумруд!

Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-то о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

- Вы парниша, что надо, - заметила Эллочка после первых минут знакомства.

Задание 7. Какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

1. Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

2. Если вам сделали комплимент, его необходимо тут же вернуть, сделав его больше и цветистее.

3. Для того чтобы люди захотели с вами общаться, вы сами должны этого хотеть и собеседники должны это видеть.

4. Говорите с другим человеком о себе и он будет слушать вас часами.

5. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нес богаче. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

6. В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника.

7. В разговоре надо стремиться как можно искреннее внушать собеседнику сознание его значительности.

8. Указывайте на ошибки других прямо, а не косвенно.

9. В общении главное правило: делать подарки Ребенку и не дразнить Родителя своего собеседника.

10. Главное в общении - побольше говорить, поменьше слушать и не допускать в разговоре пауз.

Задание 8. Ниже приведен список разнообразных межличностных ролей. Подумайте, какие из них успешнее играются взрослыми, подростками, детьми.

Вундеркинд, Мудрец, Скромник, Шалун, Тупица, Тихоня, Порочный Старикашка, Добрый Папа, Красавчик, Невзрачный, Брюзга, Неудачник, Преуспевающий, Остроумец, Всеобщий Любимец, Душа Общества, Сизиф, Ясновидящий, Золушка, Ничтожество, Подхалим, Прилипала, Позер, Ханжа, Кавалер, Обыватель, Калека, Дурачок, Жертва Обстоятельств. Подстрекатель, Придурок, Шут, Агрессор, Придворный, Старый Воин, Поэт, Профессор. Скандалист, Психопат, Правдоискатель.

 

 

Тесты для самоконтроля

Тема. Предмет социальной психологии и история развития социально-психологических идей.

1.Закончите предложение, выбрав один из вариантов: Социальная психология – это наука…

1.1. …о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

1.2. …о массовидных явлениях психики.

1.3. .., изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

1.4. …об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, отношениях личности и общества.

2. Закончите предложения, используя следующие термины: психологическая диагностика, экологическая психология, политическая психология, консультирование, этнопсихология, юридическая психология, психология управления, психотехнологии в социальной практике, экономическая психология, историческая психология.

2.1. Социально-психологическую теорию составляют дисциплины…

2.2. Прикладную социальную психологию составляют дисциплины…

3. Дополните предложения названиями наиболее значимых в тот период социально-психологических теорий: психология масс, бихевиоризм, теория инстинктов социального поведения, интеракционизм, психоанализ, когнитивизм, психология народов.

3.1. Основные социально-психологические теории второй половины XIX в. - …

3.2. Основные социально-психологические теории первой половины XX в. - …

4. Каковы особенности становления социально-психологической науки в России?

Тема. Социализация.

1. Выберите правильные определения социально-психологических процессов из числа предложенных ниже:

1.1. Асоциализация - это…

1.2. Десоциализация - это…

1.3. Ресоциализация - это…

А. …процесс отучения от старых ценностей, норм и правил поведения.

Б. …процесс усвоения антиобщественных правил, ценностей и норм поведения.

В. …процесс усвоения новых правил, ценностей и норм поведения взамен старых.

2. Выберите названия социально-психологических механизмов социализации из данного списка:

2.1. аттракция;

2.2. внушение;

2.3. вытеснение;

2.4. идентификация;

2.5. конформность;

2.6. подражание;

2.7. регрессия;

2.8. сублимация;

2.9. фасилитация.

3. Завершите характеристики трёх подходов к рассмотрению стадий социализации, последовательно употребляя приведённые ниже названия стадий:

3.1. анальная;

3.2. дотрудовая;

3.3. маргинальная;

3.4. оральная;

3.5. первичная;

3.6. послетрудовая;

3.7. связанная с утратой статуса;

3.8. трудовая;

3.9. устойчивая;

3.10. фаллическая.

А. Классический психоанализ выделяет следующие стадии социализации: …

Б. Согласно деятельностному подходу в социализации выделяются следующие стадии: …

В. Компромиссный подход предлагает выделение следующих стадий социализации: …

Тема. Проблема группы в социальной психологии.

1. Назовите функции социальной группы.

2. Дайте определения таких видов социальных групп, как:

2.1. Большая группа - …

2.2. Лабораторная группа - …

2.3. Малая группа - …

2.4. Реальная группа - …

2.5.Условная группа - …,

исходя из формулировок, приведённых ниже:

А. … совокупность людей, объединённых по какому-либо общему признаку, где индивиды не имеют объективных взаимоотношений друг с другом.

Б. … общность людей, существующая в общем для них пространстве и времени и объединённая реальными отношениями.

В. … группа, созданная в соответствии с замыслом исследователя, который комплектует их состав.

Г. … общность, члены которой, не имея непосредственного общения между собой, опосредованно связаны психологическими механизмами межгрупповой коммуникации.

Д. … небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

 

Тема. Социальная психология малых групп.

1. Каковы основные качественные признаки, определяющие границы малых групп?

2. Малые группы делятся на … . Закончите предложения, содержащие классификацию малых групп, согласно следующим критериям:

2.1. продолжительность существования;

2.2. степень тесноты эмоциональных контактов;

2.3. степень произвольности вхождения и выхода из группы;

2.4. мера организованности;

2.5. психологическая значимость для индивидов.

Используйте названия видов малых групп, приведённые ниже: а) временные; б)закрытые; в)неорганизованные; г) неформальные; д)организованные; е)открытые; ж референтные; з)стабильные; и)формальные; к)членства.

 

Тема. Социальная психология больших социальных групп и массовидных явлений.

1. Назовите три основных уровня развития больших социальных групп.

2. Обозначьте психологический потенциал уровней развития больших социльных групп: а) типологического,

б) идентификационного,

в) солидарности,

употребляя предложенные формулировки:

2.1. группового действия;

2.2. социализации;

2.3. группового самосознания.

3. Из перечисленных ниже социальных групп выделите стихийные группы:

3.1. класс;

3.2. конфессия;

3.3. масса;

3.4. нация;

3.5. партия;

3.6. профсоюз;

3.7. публика;

3.8. толпа;

3.9. этнос.

4. Какие признаки характеризуют: а) толпу как группу; б) поведение человека в толпе? Используйте в ответе следующие характеристики: высокая контактность; деиндивидуализация поведения; быстрая переключаемость внимания; некритичность мышления; неорганизованность; непредсказуемость поведения; непроизвольное искажение информации; отсутствие общей, всеми осознаваемой цели; повышенная внушаемость; снижение самоконтроля; физическая и психологическая возбудимость.

5. Классифицируйте разновидности слухов по их характеристикам:

а) информационной;

б) степени влияния на людей;

в) экспрессивной.

Используйте в ответе приведённые далее определения слухов:

абсолютно недостоверные; агрессивные; будоражащие общественное мнение; вызывающие антиобщественное поведение отдельных социальных групп; достоверные с элементами неправдоподобия; вызывающие массовые беспорядки и панику; желания; недостоверные с элементами правдоподобия; правдоподобные; пугала.

Тема. Психология общения.

1. Закончите предложения, употребляя следующие термины: биологическое, вербальное, деятельностное, когнитивное, кондиционное, косвенное, материальное, мотивационное, невербальное, непосредственное, опосредованное, прямое, социальное.

1.1. По содержанию выделяются следующие виды общения: …

1.2. По целям выделяются следующие виды общения: …

1.3. По средствам выделяются следующие виды общения: …

2. Завершите характеристики трёх сторон общения, используя приведённые ниже окончания предложений: … в восприятии и познании друг друга партнёрами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания; … в обмене информацией между общающимися индивидами; … в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

a. Коммуникативная сторона общения состоит …

b. Интерактивная сторона общения заключается …

c. Перцептивная сторона общения состоит …

3.Из перечисленных ниже определений выделите функции социального восприятия:

1.1. Познание себя как основы для познания других людей;

1.2. Целостное отражение предметов, явлений, событий;

1.3. Форма непосредственного психического отражения действительности;

1.4. Организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

1.5. Познание партнёров по взаимодействию;

1.6. Неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств;

1.7. Установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор надёжных партнёров.

4. Назовите механизмы социального восприятия и взаимопонимания.

5. Назовите основные компоненты в структуре социальной установки, выбирая необходимые термины из приведённых ниже: защитный, когнитивный, поведенческий, приспособительный, регулирующий, эмоциональный.

6. Какое из приведённых далее определений социального стереотипа, по Вашему мнению, является правильным?

6.1. Социальный стереотип – это сложившееся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивое представление о тех или иных социальных явлениях.

6.2. Социальный стереотип – «сокращённое», упрощённое и ценностно окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании.

6.3. Социальный стереотип – относительно устойчивый и упрощённый образ социального объекта.

6.4. Социальный стереотип – упрощённый, схематизированный образ социального объекта, характеризующийся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.017 с.)