Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение и межличностные отношенияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественные отношения: 1)различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль (Википедия); 2) многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них (Энциклопедия социологии) Межличностные отношения: 1) это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, 2) объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других. Природа межличностных отношений: Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений; их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Проявляются как сугубо индивидуальные качества личности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества; человек реализует себя, отдавая обществу всё воспринятое; проявляет себя как личность; закономерности их становления и развития межличностных отношений: Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений - это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов. Общение и межличностные отношения: 1.Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении.2.Общение выступает как способ цементирования индивидов. 3.Отношения реализуются в специфических формах общения. Подходы к пониманию межличностных отношений: социометрический (избирательные предпочтения детей); -социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем); -деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей). Типология отношений: 1) Функционально ролевые отношения выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?". 2) эмоционально оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает? 3) эмоционально оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает. Классификация межличностных отношений: 1 По характеру взаимодействия а) Деловые отношения. Могут быть непосредственными – общение с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с помощью других лиц (посредников) или технических средств б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах. б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах. 2 По форме взаимодействия а) п сихомоторные Осуществление практических совместных действий б) интеллектуальные При решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.) в ) перцептивные При решении задач на опознание и декодирование сигналов г) коммуникативны е Посредством речевых функций и других средств общения 3. по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные. Три элемента межличностных отношений:1. Огнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. 2. Аффективный аспект находи г свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.3.Поведенческийкомпонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений: пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностныехарактеристики. Статика и динамика: Межличностные отношения рассматриваются: в статике — сформировавшиеся на данный момент (особенности существующей системы отношений); в динамике —в развитии (законы преобразования и развития) Этапы развития межличностных отношений: Аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Дружба -это важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Любовь эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку или объекту. Отношения в развитии: стадия сближения; стадия близости; стадия дифференциации; стадия отдаления; стадия распада отношений Методы психологического исследования межличностных отношений в группе: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3)изучения мотивационного ядра межличностных выборов,4изучения сплоченности коллектива Социометрия: это система приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д . Референтометрия: измерение ценностной значимости других лиц. «референтная группа» (Т. Ньюком) - группа, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Методика исследования межличностных отношений Т.Лири: предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах; при исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Методика «Изучение привлекательности работы»: основана на сравнении образов реально существующих условий работы и условий, желаемых человеком. Соотношение этих двух оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе. Общение и личность Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди, занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Как видим, в модели общения Г. И. Андреевой в структуре общения выделены 3 взаимосвязанные стороны • коммуникативную, которая заключается в обмене информацией общающимися индивидами; • интерактивную, предполагающая взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров; • наконец, общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций. Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение. В концепции Л.С.Выготского общение – «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение. Выготский считал, что если развитие психики ребенка происходит в процессе общения. Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.133 (0.009 с.) |