Проблема малой группы в социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема малой группы в социальной психологии



Малая группа по Андреевой: небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте..

Размер группы: За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феноменсоциального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Структура малой группы:

1.Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержения.

2.Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.

3.Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

4. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Классификация малых групп:

1. Деление малых групп на " первичные" (семья, друзья, соседи и т.п.) и "вторичные" (группы, которые непосредственных личных контактов не имеют, а для общения используются "посредники", например, радио).

2.Деление малых групп на "формальные" и "неформальные".

3. Деление малых групп на " группы членства" и "референтные группы ". Группа членства рассматривается просто как местопребывание индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентации. В референтной группе человек стремиться сохранить свое членство в группе.

Динамические процессы в малой группе

1. образование группы;

2. групповое давление на индивида (формирование норм, большинство, меньшинство);

3. групповая сплоченность;

4. лидерство в группе;

5. принятие группового решения;

6. социальная фасилитация и ингибиция (Социальная фасилитация - психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают; Ингибиция– ухудшение продуктивности, скорости, качества деятельности индивида в присутствии посторонних лиц-наблюдателей.)

7. деиндивидуализация (Утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.)

8. огруппление мышления и т.д. (Режим мышления, возникающий у людей в случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий")

Развитие малой группы

Образование (возникновение) малой группы:

Г.М. Андреева: «причины возникновения малой группы лежат вне её и вне индивидов, её образующих, в более широкой социальной системе», т.е. малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда - это социальная детерминанта.

Психологические причины возникновения, т.е. как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова? 1через феномен давления группы на индивида;2 через формирование групповой сплоченности. Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь…

Развитие группы:

Стадия Iформирование группы или формальное объединение индивидов; харак­теризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве; стадия завер­шается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.

Стадия 2 - брожения — одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяс­нение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушается голос меньшин­ства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с лидерством. По завер­шении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства.

Стадия III — это стадия нормирования, т. е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации; завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение.

Последняя, стадия IVстадия деятельности. На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, структура принята всеми членами и предельно функциональна. Люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственнос­тью. Энергия полностью перемещается от задач взаимодействия к зада­чам деятельности.

Развитие группы: М. Вудкок и Д. Френсис: « притирка»; «ближний бой», «экспериментирование», «эффективность», «зрелость»

Стратометрическая концепция А. В. Петровского: выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и,во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.

А – сама предметная деятельность Б – «ценностно-ориентационное единство» В - собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью Г - поверхностные связи между членами группы

Модель развития группы А.С.Макаренко: 1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.2. педагог предъявляет требования к активу, которая транслирует эти требования ко всему коллективу. 3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе.

Психологические механизмы развития малой группы: Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Понятие о коллективе:

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Признаки коллектива: 1. это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; 2. добровольный характер объединения; 3. целостность – коллектив как система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, структурой руководства и управления; 4. особая форма взаимоотношений: принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.124.217 (0.005 с.)