Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема малой группы в социальной психологииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Малая группа по Андреевой: небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте.. Размер группы: За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феноменсоциального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Структура малой группы: 1.Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержения. 2.Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе. 3.Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей. 4. Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния. Классификация малых групп: 1. Деление малых групп на " первичные" (семья, друзья, соседи и т.п.) и "вторичные" (группы, которые непосредственных личных контактов не имеют, а для общения используются "посредники", например, радио). 2.Деление малых групп на "формальные" и "неформальные". 3. Деление малых групп на " группы членства" и "референтные группы ". Группа членства рассматривается просто как местопребывание индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентации. В референтной группе человек стремиться сохранить свое членство в группе. Динамические процессы в малой группе 1. образование группы; 2. групповое давление на индивида (формирование норм, большинство, меньшинство); 3. групповая сплоченность; 4. лидерство в группе; 5. принятие группового решения; 6. социальная фасилитация и ингибиция (Социальная фасилитация - психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают; Ингибиция– ухудшение продуктивности, скорости, качества деятельности индивида в присутствии посторонних лиц-наблюдателей.) 7. деиндивидуализация (Утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.) 8. огруппление мышления и т.д. (Режим мышления, возникающий у людей в случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий") Развитие малой группы Образование (возникновение) малой группы: Г.М. Андреева: «причины возникновения малой группы лежат вне её и вне индивидов, её образующих, в более широкой социальной системе», т.е. малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда - это социальная детерминанта. Психологические причины возникновения, т.е. как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова? 1через феномен давления группы на индивида;2 через формирование групповой сплоченности. Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь… Развитие группы: Стадия I — формирование группы или формальное объединение индивидов; характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве; стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы. Стадия 2 - брожения — одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушается голос меньшинства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с лидерством. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства. Стадия III — это стадия нормирования, т. е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации; завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. Последняя, стадия IV — стадия деятельности. На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, структура принята всеми членами и предельно функциональна. Люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия полностью перемещается от задач взаимодействия к задачам деятельности. Развитие группы: М. Вудкок и Д. Френсис: « притирка»; «ближний бой», «экспериментирование», «эффективность», «зрелость» Стратометрическая концепция А. В. Петровского: выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и,во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации. А – сама предметная деятельность Б – «ценностно-ориентационное единство» В - собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью Г - поверхностные связи между членами группы Модель развития группы А.С.Макаренко: 1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.2. педагог предъявляет требования к активу, которая транслирует эти требования ко всему коллективу. 3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе. Психологические механизмы развития малой группы: Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. Понятие о коллективе: Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Признаки коллектива: 1. это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; 2. добровольный характер объединения; 3. целостность – коллектив как система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, структурой руководства и управления; 4. особая форма взаимоотношений: принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.131.112 (0.009 с.) |