Проблема социализации личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема социализации личности



Понятие социализации: 1) совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Кон И.С.); 2) двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности (Андреева Г.М.)

Смежные понятия: Воспитание:широкое значение - усвоение норм и ценностей; узкое значение - целенаправленное воздействие. Адаптация – как составная часть социализации, и как ее механизм. Социализированность – соответствие человека социальным требованиям.

Биогенетический и социогенетический подходы:

Развитие личности, в том числе и социальное развитие, определяется биологическими факторами; Развитие есть созревание в соответствии с внутренним планом, т.е. биологическая программа реализуется в определенных социокультурных условиях; Развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необратимо. Примеры теорий: теория рекапитуляции Ст. Холла; психоанализ З. Фрейда

Различные типы личности являются продуктом различных культур. Социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом).Социализация имеет и интегрирующие функцию: на основе сложившихся стандартов социального мышления и действия у человека формируется чувство МЫ. Основным «завоеванием» социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Примеры теорий: интеракционистские, теории социального научения, когнитивные теории.

Особенности современной социализации: 1 ) длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации значительно увеличился по сравнению с предшествующими эпохами; 2) гуманизация детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества;3)современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Общество лишено стабильности, и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро; 4) образование и приобретение профессии; 5)т ворчеств о;6) новые требования к чертам личности (амбивалентность ).

Сферы социализации:

Деятельность - освоение новых видов деятельности, расширение «каталога» деятельностей (А.Н. Леонтьев):1. Ориентировка в системе связей внутри деятельности 2. Центрирование вокруг главного вида Д и соподчинение ему остальных;3. Освоение в ходе реализации деятельности новых ролей.

Общение: 1. Расширение – умножение контактов с другими людьми, специфика его в каждом возрасте;2. Углубление – переход от монолога к диалогу, децентрация в общении.

Самосознание- становление в человеке образа его Я:1. Структура Я (три компонента);2. Целостность;3. Идентичность

Факторы социализации: Социализация происходит в определенных условиях, наиболее значимые из которых названы факторами. Факторы социализации разделяют на целенаправленные и стихийные. Мудрик А.В. выделяет следующие факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

 

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Институты социализации:

Семья: в сфере деятельности: овладение начальными формами взаимодействия, восприятие первых норм и ценностей, овладение совокупностью различных ролей; в сфере общения: первые навыки, конкретные формы и способы общения с другими людьми; в сфере самосознания: формирование образа Я, отношение ребенка к миру Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций, культурных норм.

Школа: второй ведущий институт социализации.

основная задача - приобщение к социальному опыту человечества (в виде знаний, умений и навыков);

является подлинной моделью общества,

обладает рядом специфических особенностей: 1. целенаправленный характер воздействия;2. ориентация на идеальную модель (сумма ЗУН, качества личности);3. критерии оценки деятельности (степень соответствия идеальному образцу);4. временная фиксация сроков воздействия;5. наличие штата профессиональных социализаторов – учителей, преподавателей.

Группы сверстников: Группа сверстников в школе - это первая свободно избранная ребенком группа, в отличие от семьи и группы учителей. Ее особая ценность - обретение независимостьиот контроля взрослых, даже возможность противодействия

три психологические функции группы (Кон И.С.):1. специфический канал информации;2. особый вид деятельности и межличностных отношений;3. особый вид эмоциональных контактов - любовь и уважение равных.

СМИ: В построении образа социального мира в современных обществах огромную роль играют средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение. Они дают возможность передавать большие объемы информации на колоссальные по численности аудитории, охватывать не отдельные индивиды или группы, а именно массы.

Специфика воздействия: 1. информация является организованной и структурированной, уже прошла отбор; человек получает интерпретацию информации;2. «отсроченная обратная связь»;3. подача информации в большей степени подчиняется нормамобщения, принятым в обществе;4. особая роль коммуникатора: коммуникатором выступает целый коллектив участников, а потребителю информации непосредственно «дан» один представитель этого коллектива

Стадии социализации:

Андреенкова (1970): дотрудовая (охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.); т рудовая (это весь период трудовой деятельности человека); послетрудовая (сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры)

А.В. Петровский: 1) стадия адаптации (На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности); 2) стадия индивидуализации (человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое); 3)стадия интеграции (На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности человека к определенной социальной группе).

Ошибки социализации: Социализация как типичный и единичный процессы; Асоциализация - процесс усвоения личностью антиобщественных; Десоциализация – деформация; Отставание в социализации - усвоение с опозданием, Ресоциализация – восстановление, повторно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.007 с.)