Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема социализации личностиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие социализации: 1) совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Кон И.С.); 2) двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности (Андреева Г.М.) Смежные понятия: Воспитание:широкое значение - усвоение норм и ценностей; узкое значение - целенаправленное воздействие. Адаптация – как составная часть социализации, и как ее механизм. Социализированность – соответствие человека социальным требованиям. Биогенетический и социогенетический подходы: Развитие личности, в том числе и социальное развитие, определяется биологическими факторами; Развитие есть созревание в соответствии с внутренним планом, т.е. биологическая программа реализуется в определенных социокультурных условиях; Развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необратимо. Примеры теорий: теория рекапитуляции Ст. Холла; психоанализ З. Фрейда Различные типы личности являются продуктом различных культур. Социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом).Социализация имеет и интегрирующие функцию: на основе сложившихся стандартов социального мышления и действия у человека формируется чувство МЫ. Основным «завоеванием» социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Примеры теорий: интеракционистские, теории социального научения, когнитивные теории. Особенности современной социализации: 1 ) длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации значительно увеличился по сравнению с предшествующими эпохами; 2) гуманизация детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества;3)современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Общество лишено стабильности, и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро; 4) образование и приобретение профессии; 5)т ворчеств о;6) новые требования к чертам личности (амбивалентность ). Сферы социализации: Деятельность - освоение новых видов деятельности, расширение «каталога» деятельностей (А.Н. Леонтьев):1. Ориентировка в системе связей внутри деятельности 2. Центрирование вокруг главного вида Д и соподчинение ему остальных;3. Освоение в ходе реализации деятельности новых ролей. Общение: 1. Расширение – умножение контактов с другими людьми, специфика его в каждом возрасте;2. Углубление – переход от монолога к диалогу, децентрация в общении. Самосознание- становление в человеке образа его Я:1. Структура Я (три компонента);2. Целостность;3. Идентичность Факторы социализации: Социализация происходит в определенных условиях, наиболее значимые из которых названы факторами. Факторы социализации разделяют на целенаправленные и стихийные. Мудрик А.В. выделяет следующие факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Институты социализации: Семья: в сфере деятельности: овладение начальными формами взаимодействия, восприятие первых норм и ценностей, овладение совокупностью различных ролей; в сфере общения: первые навыки, конкретные формы и способы общения с другими людьми; в сфере самосознания: формирование образа Я, отношение ребенка к миру Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций, культурных норм. Школа: второй ведущий институт социализации. основная задача - приобщение к социальному опыту человечества (в виде знаний, умений и навыков); является подлинной моделью общества, обладает рядом специфических особенностей: 1. целенаправленный характер воздействия;2. ориентация на идеальную модель (сумма ЗУН, качества личности);3. критерии оценки деятельности (степень соответствия идеальному образцу);4. временная фиксация сроков воздействия;5. наличие штата профессиональных социализаторов – учителей, преподавателей. Группы сверстников: Группа сверстников в школе - это первая свободно избранная ребенком группа, в отличие от семьи и группы учителей. Ее особая ценность - обретение независимостьиот контроля взрослых, даже возможность противодействия три психологические функции группы (Кон И.С.):1. специфический канал информации;2. особый вид деятельности и межличностных отношений;3. особый вид эмоциональных контактов - любовь и уважение равных. СМИ: В построении образа социального мира в современных обществах огромную роль играют средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение. Они дают возможность передавать большие объемы информации на колоссальные по численности аудитории, охватывать не отдельные индивиды или группы, а именно массы. Специфика воздействия: 1. информация является организованной и структурированной, уже прошла отбор; человек получает интерпретацию информации;2. «отсроченная обратная связь»;3. подача информации в большей степени подчиняется нормамобщения, принятым в обществе;4. особая роль коммуникатора: коммуникатором выступает целый коллектив участников, а потребителю информации непосредственно «дан» один представитель этого коллектива Стадии социализации: Андреенкова (1970): дотрудовая (охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.); т рудовая (это весь период трудовой деятельности человека); послетрудовая (сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры) А.В. Петровский: 1) стадия адаптации (На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности); 2) стадия индивидуализации (человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое); 3)стадия интеграции (На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности человека к определенной социальной группе). Ошибки социализации: Социализация как типичный и единичный процессы; Асоциализация - процесс усвоения личностью антиобщественных; Десоциализация – деформация; Отставание в социализации - усвоение с опозданием, Ресоциализация – восстановление, повторно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.254 (0.008 с.) |