Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная установка: понятие, функции, влияние на поведение↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная установка = аттитюд = проявление усвоенного социального опыта в действиях и поступках людей. Основные признаки аттитюда (Г.Олпорт):определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное, на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Функции социальной установки: Приспособительная - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению целей. Функция знания - аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. Функция выражения (или саморегуляции) - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности Функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности Направляющее и Динамическое влияние на поведение. Регуляция социального поведения: нормы, роли Социальное поведение: система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой; действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру Регуляция социального поведения: регуляция» - упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами Функции социальной регуляции: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Нормативная регуляция поведения: Социальные нормы – это определенные стандарты или правила, принятые в каком-либо обществе и регулирующие поведение людей в соответствии с ожиданиями данного общества. Нормы – суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают как: 1) как средство ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации;2)как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности людей. Виды норм: Социальные, общественные;Групповые; Внутриличностные Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы Групповые нормы предусматривают: позитивные санкции (похвала, моральные и материальные вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, и …негативные санкции для тех, кто отступает от данных норм. Роль и ролевое поведение: «Социальная роль – нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимаемого данную позицию» Классификация ролей: Шибутани - «конвенциональные» и «межличностные»;Тибо и Келли - «предписанные» и «достигнутые»; Р. Линтон - активные и латентные;Т. Сарбин и В. Аллен - по степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль - семь стадий. Структура социальной роли Г.Олпорта: Социальное предписание; Понимание роли; Принятие роли; Поведение в социальной системе. Основные характеристики роли (Т.Парсонс): эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация; мотивация Репертуар социальных ролей: Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей) Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом Ролевой конфликт: ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей. Социально-психологические свойства личности Социально-психологические свойства личности: 1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния; 3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.) КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ: Общительность: - черта характера, выражающая потребность и способность личности к общению с др. людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны легкость контактов, умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, лидерству в группе. Уверенность в себе: свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей Контактность – это специфическое социальное умение, в основе которого лежит способность вступать в психологический контакт Коммуникабельность – качественная характеристика контактов, их глубина, интенсивность, соблюдение социальных норм Коммуникативность – владение средствами установление контакта Коммуникативная совместимость: готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе. Характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта. Направления прикладных исследований в социальной психологии Андреева Г.М. Промышленное производство;Управление, Развитие организации, Массовая коммуникация и реклама, ШколаБорьба с противоправным поведением, Наука, Служба семьи, Политика Социальная психология, встав на путь самостоятельного развития, интенсивно разрабатывает прикладные отрасли: политическую психологию, экономическую, психологию управления, психологию пропаганды и др. Разработка прикладных отраслей является в современных условиях одной из тенденций развития социальной психологии и важным средством ее утверждения как социально- психологической науки, одной и фундаментальных наук в системе современного обществознания. Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Фундаментальные и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза различны. Однако важно, что продуктом и фундаментального, и прикладного исследования является некоторая рекомендация. Их различия также в уровне: фундаментальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, в то время как рекомендации, следующие из прикладных исследований, носят инструментальный характер: они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые "указания" или "советы". Вместе с тем это лишь рекомендации, адресованные тем, кто будет их реализовывать и осуществлять. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование. Тем не менее практическая психология завоевывает себе права гражданства. В ее рамках достаточно трудно разделить различные узкопрофессиональные подходы, т.е. вычленить именно социально-психологическую проблематику. Она тесно переплетена с проблемами общей, медицинской, педагогической психологии, социологии, управления. Тот факт, что сфера в целом получила название "практическая социальная психология" обусловлен тем, что все области практических приложений психологических знаний есть области социальной жизни; тем, что во всех этих областях социально-психологические феномены – общение и совместная деятельность являются основными. • Основные прикладные отрасли социально-психологического знания • 1. Сфера воспитания подрастающего поколения. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная психология. Задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению отклонений от свойств личности, соблюдающих нормы поведения. • 2. Сфера укрепления и развития семьи – область применения на практике социально-психологических знаний. Основные задачи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», профессиональное обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание спец. семейных консультаций); исследования внутрисемейных установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная установка»): иметь ли детей, сколько их иметь и т.д. • 3. Сфера межличностной аттракции – закономерности формирования чувства привязанности, дружбы, любви и т.д. • 4. Политическая психология, политический лидер, создание имиджа. • 5. Гармонизация общения, компетентность в общении и т.д. • 6. Оптимизация отношений между представителями разных этносов и культур. • 7. Практические направления социально-психологической работы в области рекламы и маркетинга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.013 с.) |