Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, предмет, задачи и функции социальной психологии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объект, предмет, задачи и функции социальной психологии Объект соц. психологии: Личность в группе, социуме, обществе (положение в группе, статус, социальные роли, ценности, нормы и т.д.); Социальные группы (психологические характеристики групп, групповая динамика, внутригрупповые и межгрупповые отношения Массовидные явления психики (классы, социальные слои, массовые настроения, стереотипы, общественное мнение) Предмет: определяется вопросом «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?» · изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (по Г.М. Андреевой) · изучение закономерностей познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний (т.е. последствия контактов между людьми в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов). (по А.Л. Свенцицкому) Задачи: как прикладной науки и как отрасли научного знания Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конкретными задачами, которые стоят перед обществом определенного типа, его традициями, культурой. Задачи для исследователей: корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе; отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе исследований; понимать и осознавать проблемы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем. В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стереотипов, смена ролевого поведения, этнополитические конфликты. Реальна проблема психического здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, Переход от социальных гарантий в области здравоохранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезненно. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи. Основные из этих задач следующие: - теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров; - исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме; - выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества; - разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.); - выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения. Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества. Общество диктует проблемы социальной психологии, поэтому главная задача социального психолога — уметь выявить эти проблемы
7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии. Функции соц. психологии: 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ: связана с выявлением методов,принципов, путей познания сущности исследуемых явлений,а также закономерностей механизмов их проявления; Формирования концептуального аппарата науки;определение направлений практического применения результатов изучения соц.-пс. Феноменов. 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ: с одной стороны она закл-ся в синтезировании соврем.научных представлений о природе психологии людей и её месте в дух.жизни общ-ва. Показывает,как должен осуществляться процесс формир-ния правильных представлений в системе: ЧЕЛОВЕК-ГРУППА-ОБЩНОСТЬ-ОБЩЕСТВО 3. РЕГУЛЯТИВНАЯ: показывающая какое непосредственное влияние соц.пс. явлления оказывают на развитие и функционирование общественных отношений,а также средства управления ими(регляция) 4. ПРОГНОЗТИЧЕСКАЯ: позволяет на основе учёта специфики функционирования соц.-пс. Явл-ний. Правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общ.сознания и духовной жизни общества. 5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ: дающая понять сущность реальных мнимых соц.-пс. Ценностей в жизни-деятельности общества в целом. Методы: Методы феноменологизации и концептуализации —выделение и систематизация социально-психологических феноменов и проблем. Методы исследования и диагностики —наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. Методы обработки и интерпретации данных. Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия Методы конструирования и творчества — позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового Наблюдение- это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Требования: цель, избирательность, плановость, систематичность, полнота, объективность Эксперимент -(от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Лабораторный и естественный. Констатирующий, формирующий, контрольный; пилотный. Опрос — метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы. Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого. Социометрия -разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе; метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах Требование к методу: Валидность — это качество психологического исследования, которое выражает его соответствие предмету исследования Надежность — это качество социально-психологического исследования, позволяющее получать один и тот же результат при повторном и многократном использовании одного и того же метода Точность информации - высокая степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины Описательный этап: 1. Эмпирические предпосылки: Ораторское искусство Древней Греции (приемы и техники управления вниманием, эмоциональным состоянием больших групп людей); Опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально значимых установок (реклама); Действия жрецов, шаманов, ведунов (внушение); Культурно-психологические традиции джан-буддизма (приемы психотренинга, психотехники, психорегуляции)) 2. Античный период: Платон (427 – 347 гг. до н.э.) рассматривая социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) «социологически ориентированная» философия: человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества. 3. Средние века и эпоха Возрождения: Сущность – исследование и обобщение представлений о влиянии общества и государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп -Н. Макиавелли -Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро -Белинский, Герцен, Чернышевский -Складываются предпосылки в системе наук о человеке (Павлов, Сеченов, Дарвин и др.) Второй этап развития науки: Сущность: 1)разработка первых социально-психологических теорий, 2 ) превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль научного знания,3) зарождение первых социально-психологических школ 2 этап: первые теории: 1. Психология народов: «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. М. Лацарус и Г. Штейнталь (Германия)«Журнал психологии народов и языкознания» (1859 г.) Цель журнала – «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое» В. Вундт «Психология народов» рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний;изучать народы можно через язык, его мифы и обычаи 2. Психология масс: исследует проблемы общества, связанные с влиянием СМК и массовой культуры на психологию человека Г. Тард: народ – гигантская аудитория; понятие массовой культуры, её основной признак – стандартизация; основной механизм – подражание Г.Лебон считал, что жизнь общества больше определяется поведением толпы; особенности поведения человека в толпе; основной механизм – внушение 3. Теория инстинктов социального поведения: Разрабатывалась под влиянием теории Ч. Дарвина. Основоположник - У. МакДугалл Сущность – причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами (борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, стадный) 2 этап: самостоятельность науки: Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания? Появление первого учебника 1908 год «Введение в социальную психологию» (американский психолог У. МакДугалл); «Социальная психология» (американский социолог Э. Росс Экспериментально-теоретический этап развития науки: 1 период - господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы): Официальная веха - программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Главный акцент – экспериментальные исследования малой группы (школа К.Левина). 2 период - развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания: с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции à оживление интереса к теоретическому знанию; Появляются четыре основные направления: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории и интеракционизм 3 этап: вклад основных школ психологии: 1. Функционализм (Д.Дьюи, Д.Энджел, Г.Кэрр и др.): влияние эволюционной теории Ч. Дарвина;основная проблема – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни; ввели новые методы исследования личности и группы (тесты, опросники, интервью) 2. Бихевиоризм (Бехтерев В.М., Павлов И.П., Уотсон Д., Толмен Э., Скиннер Б. и др.): изучает закономерности поведения человека и животных; поведение – объективная наблюдаемая реальность (стимул – реакция);основная проблема – проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок;выделено 4 основных закона: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига. 3.Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.Адлер, Э.Эриксон, А. Фрейд): исследует проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и её поведения в обществе;2 основные проблемы: конфликта человека и общества (столкновение влечений человека с социальными запретами) и источников социальной активности личности. 4.Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс): исследует человека как полноценно развивающуюся личность (самоактуализация); пирамида потребностей (роста и развития); источник активности – единство 2 тенденций: к стремления к напряжению и к редукции напряжения. 5.Когнитивная психология (Ж.Пиаже, Жд. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон): делает акцент на процессе познания мира; основная проблема – проблема принятия решений (разрешение противоречия между тем, что человек знает, и тем, что должен узнать); каждый человек имеет свое объяснение мира (решения принимаются на основе своего видения) 6.Интеракционизм (Г.Мид, Р.Блумер, М.Кун, Э. Гофман): исследует проблемы взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения; личность всегда социальна и не может формироваться вне общества; особое значение придавалось коммуникации как обмену знаками и символами; изучались проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории. Голосовые характеристики Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, см еха, вздоха и т.д. Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Различные эмоции также могут показывать тон, сила и высота голоса, скорость речи. 3.Такесика: Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. 4. Проксемика: к проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Общение и личность Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди, занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Как видим, в модели общения Г. И. Андреевой в структуре общения выделены 3 взаимосвязанные стороны • коммуникативную, которая заключается в обмене информацией общающимися индивидами; • интерактивную, предполагающая взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров; • наконец, общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций. Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение. В концепции Л.С.Выготского общение – «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение. Выготский считал, что если развитие психики ребенка происходит в процессе общения. Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п. Неэффективное общение а) принижающее общение - ущемление прав партнера б) агрессивное общение - то общение в процессе которого имеют место нападки на партнера. в) защитно-агрессивное общение - агрессивное общение, вызванное другим партнером. Ответная форма (следствие, частный случай агрессивного общения). Любая агрессия - это признак слабости, это форма, через которую человек защищается. Промежуточная форма эффективного и неэффективного общения - директивное общение (прямое, указывающее) - прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д. Развитие малой группы Образование (возникновение) малой группы: Г.М. Андреева: «причины возникновения малой группы лежат вне её и вне индивидов, её образующих, в более широкой социальной системе», т.е. малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда - это социальная детерминанта. Психологические причины возникновения, т.е. как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова? 1через феномен давления группы на индивида;2 через формирование групповой сплоченности. Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь… Развитие группы: Стадия I — формирование группы или формальное объединение индивидов; характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве; стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы. Стадия 2 - брожения — одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушается голос меньшинства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с лидерством. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства. Стадия III — это стадия нормирования, т. е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации; завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. Последняя, стадия IV — стадия деятельности. На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, структура принята всеми членами и предельно функциональна. Люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия полностью перемещается от задач взаимодействия к задачам деятельности. Развитие группы: М. Вудкок и Д. Френсис: « притирка»; «ближний бой», «экспериментирование», «эффективность», «зрелость» Стратометрическая концепция А. В. Петровского: выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и,во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации. А – сама предметная деятельность Б – «ценностно-ориентационное единство» В - собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью Г - поверхностные связи между членами группы Модель развития группы А.С.Макаренко: 1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.2. педагог предъявляет требования к активу, которая транслирует эти требования ко всему коллективу. 3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе. Психологические механизмы развития малой группы: Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. Понятие о коллективе: Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Признаки коллектива: 1. это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; 2. добровольный характер объединения; 3. целостность – коллектив как система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, структурой руководства и управления; 4. особая форма взаимоотношений: принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива. Лидерство и руководство: Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности.
Теории лидерства: Структурный подход (теория черт) – ставит задачу выявить универсальную структуру личности эффективного лидера, определив свойственные ей черты • К. Бэрд (1941) – список из 79 черт: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и др. • Р. Стогдилл – добавил бдительность, популярность, красноречие; • Ч. Хэнди (1981) – чаще выделяют такие черты, как интеллект, инициатива, уверенность в себе Ситуативный подход – черты и качества лидера относительны; лидерство – продукт ситуации; в отдельных ситуациях выделяются люди, превосходящие в чем-либо. А. Филлей и Р.Хаус (1969) – ситуационные переменные, влияющие на эффективность лидерства: история данной организации; стаж руководителя в должности; возраст руководителя и предыдущий опыт; специфические требования работы; психологический климат группы; величина группы; особенности личности подчиненных; время для принятия решения и т.д. Системный подход – лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, как функция группы; лидер – субъект управления этим процессом; изучать лидерство нужно с точки зрения целей и задач группы.
Классификация ролей: Шибутани - «конвенциональные» и «межличностные»;Тибо и Келли - «предписанные» и «достигнутые»; Р. Линтон - активные и латентные;Т. Сарбин и В. Аллен - по степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль - семь стадий. Структура социальной роли Г.Олпорта: Социальное предписание; Понимание роли; Принятие роли; Поведение в социальной системе. Основные характеристики роли (Т.Парсонс): эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация; мотивация Репертуар социальных ролей: Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей) Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом Ролевой конфликт: ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей. Андреева Г.М. Промышленное производство;Управление, Развитие организации, Массовая коммуникация и реклама, ШколаБорьба с противоправным поведением, Наука, Служба семьи, Политика Социальная психология, встав на путь самостоятельного развития, интенсивно разрабатывает прикладные отрасли: политическую психологию, экономическую, психологию управления, психологию пропаганды и др. Разработка прикладных отраслей является в современных условиях одной из тенденций развития социальной психологии и важным средством ее утверждения как социально- психологической науки, одной и фундаментальных наук в системе современного обществознания. Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Фундаментальные и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза различны. Однако важно, что продуктом и фундаментального, и прикладного исследования является некоторая рекомендация. Их различия также в уровне: фундаментальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, в то время как рекомендации, следующие из прикладных исследований, носят инструментальный характер: они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые "указания" или "советы". Вместе с тем это лишь рекомендации, адресованные тем, кто будет их реализовывать и осуществлять. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование. Тем не менее практическая психология завоевывает себе права гражданства. В ее рамках достаточно трудно разделить различные узкопрофессиональные подходы, т.е. вычленить именно социально-психологическую проблематику. Она тесно переплетена с проблемами общей, медицинской, педагогической психологии, социологии, управления. Тот факт, что сфера в целом получила название "практическая социальная психология" обусловлен тем, что все области практических приложений психологических знаний есть области социальной жизни; тем, что во всех этих областях социально-психологические феномены – общение и совместная деятельность являются основными. • Основные прикладные отрасли социально-психологического знания • 1. Сфера воспитания подрастающего поколения. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная психология. Задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению отклонений от свойств личности, соблюдающих нормы поведения. • 2. Сфера укрепления и развития семьи – область применения на практике социально-психологических знаний. Основные задачи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», профессиональное обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание спец. семейных консультаций); исследования внутрисемейных установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная установка»): иметь ли детей, сколько их иметь и т.д. • 3. Сфера межличностной аттракции – закономерности формирования чувства привязанности, дружбы, любви и т.д. • 4. Политическая психология, политический лидер, создание имиджа. • 5. Гармонизация общения, компетентность в общении и т.д. • 6. Оптимизация отношений между представителями разных этносов и культур. • 7. Практические направления социально-психологической работы в области рекламы и маркетинга.
Объект, предмет, задачи и функции социальной психологии Объект соц. психологии: Личность в группе, социуме, обществе (положение в группе, статус, социальные роли, ценности, нормы и т.д.); Социальные группы (психологические характеристики групп, групповая динамика, внутригрупповые и межгрупповые отношения Массовидные явления психики (классы, социальные слои, массовые настроения, стереотипы, общественное мнение) Предмет: определяется вопросом «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?» · изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (по Г.М. Андреевой) · изучение закономерностей познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний (т.е. последствия контактов между людьми в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов). (по А.Л. Свенцицкому) Задачи: как прикладной науки и как отрасли научного знания Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конкретными задачами, которые стоят перед обществом определенного типа, его традициями, культурой. Задачи для исследователей: корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе; отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе исследований; понимать и осознавать проблемы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем. В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стереотипов, смена ролевого поведения, этнополитические конфликты. Реальна проблема психического здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, Переход от социальных гарантий в области здравоохранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезненно. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи. Основные из этих задач следующие: - теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров; - исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме; - выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества; - разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.); - выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения. Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества. Общество диктует проблемы социальной психологии, поэтому главная задача социального психолога — уметь выявить эти проблемы
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.187 (0.021 с.) |