Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет, задачи и функции социальной психологии

Поиск

Объект, предмет, задачи и функции социальной психологии

Объект соц. психологии:

— Личность в группе, социуме, обществе (положение в группе, статус, социальные роли, ценности, нормы и т.д.);

— Социальные группы (психологические характеристики групп, групповая динамика, внутригрупповые и межгрупповые отношения

— Массовидные явления психики (классы, социальные слои, массовые настроения, стереотипы, общественное мнение)

Предмет: определяется вопросом «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?»

· изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (по Г.М. Андреевой)

· изучение закономерностей познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний (т.е. последствия контактов между людьми в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов). (по А.Л. Свенцицкому)

Задачи: как прикладной науки и как отрасли научного знания

Особенностью социальной психологии явля­ется ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конк­ретными задачами, которые стоят перед об­ществом определенного типа, его традициями, культурой.

Задачи для исследователей:

корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе;

отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе исследований; понимать и осознавать проблемы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем.

В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стерео­типов, смена ролевого поведения, этнополитические конфликты. Реальна проблема психиче­ского здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, Переход от социальных гарантий в области здраво­охранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезнен­но. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.

Основные из этих задач следующие:

- теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

- исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

- выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

- разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

- выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

Общество диктует проблемы социаль­ной психологии, поэтому главная задача со­циального психолога — уметь выявить эти проблемы

  1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
  2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
  3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);
  4. Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
  5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
  6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

Функции соц. психологии:

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ: связана с выявлением методов,принципов, путей познания сущности исследуемых явлений,а также закономерностей механизмов их проявления;

Формирования концептуального аппарата науки;определение направлений практического применения результатов изучения соц.-пс. Феноменов.

2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ: с одной стороны она закл-ся в синтезировании соврем.научных представлений о природе психологии людей и её месте в дух.жизни общ-ва.

Показывает,как должен осуществляться процесс формир-ния правильных представлений в системе: ЧЕЛОВЕК-ГРУППА-ОБЩНОСТЬ-ОБЩЕСТВО

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ: показывающая какое непосредственное влияние соц.пс. явлления оказывают на развитие и функционирование общественных отношений,а также средства управления ими(регляция)

4. ПРОГНОЗТИЧЕСКАЯ: позволяет на основе учёта специфики функционирования соц.-пс. Явл-ний. Правильно оценить и раскрыть динамику и перспективы развития общ.сознания и духовной жизни общества.

5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ: дающая понять сущность реальных мнимых соц.-пс. Ценностей в жизни-деятельности общества в целом.

Методы:

Методы феноменологизации и концептуализации —выделение и систематизация социально-психологических феноменов и проблем.

Методы исследования и диагностики —наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.

Методы обработки и интерпретации данных.

Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей.

Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп.

Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия

Методы конструирования и творчества — позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового

Наблюдение- это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Требования: цель, избирательность, плановость, систематичность, полнота, объективность

Эксперимент -(от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Лабораторный и естественный. Констатирующий, формирующий, контрольный; пилотный.

Опрос — метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы.

Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого.

Социометрия -разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе; метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах

Требование к методу:

— Валидность — это качество психологического исследования, которое выражает его соответствие предмету исследования

— Надежность — это качество социально-психологического исследования, позволяющее получать один и тот же результат при повторном и многократном использовании одного и того же метода

— Точность информации - высокая степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины

Описательный этап:

1. Эмпирические предпосылки: Ораторское искусство Древней Греции (приемы и техники управления вниманием, эмоциональным состоянием больших групп людей); Опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально значимых установок (реклама); Действия жрецов, шаманов, ведунов (внушение); Культурно-психологические традиции джан-буддизма (приемы психотренинга, психотехники, психорегуляции))

2. Античный период: Платон (427 – 347 гг. до н.э.) рассматривая социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) «социологически ориентированная» философия: человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества.

3. Средние века и эпоха Возрождения:

Сущность – исследование и обобщение представлений о влиянии общества и государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп

-Н. Макиавелли

-Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро

-Белинский, Герцен, Чернышевский

-Складываются предпосылки в системе наук о человеке (Павлов, Сеченов, Дарвин и др.)

Второй этап развития науки:

Сущность: 1)разработка первых социально-психологических теорий, 2 ) превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль научного знания,3) зарождение первых социально-психологических школ

2 этап: первые теории:

1. Психология народов: «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества.

М. Лацарус и Г. Штейнталь (Германия)«Журнал психологии народов и языкознания» (1859 г.) Цель журнала – «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое»

В. Вундт «Психология народов» рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний;изучать народы можно через язык, его мифы и обычаи

2. Психология масс: исследует проблемы общества, связанные с влиянием СМК и массовой культуры на психологию человека

Г. Тард: народ – гигантская аудитория; понятие массовой культуры, её основной признак – стандартизация; основной механизм – подражание

Г.Лебон считал, что жизнь общества больше определяется поведением толпы; особенности поведения человека в толпе; основной механизм – внушение

3. Теория инстинктов социального поведения: Разрабатывалась под влиянием теории Ч. Дарвина. Основоположник - У. МакДугалл

Сущность – причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами (борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, стадный)

2 этап: самостоятельность науки: Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания? Появление первого учебника 1908 год «Введение в социальную психологию» (американский психолог У. МакДугалл); «Социальная психология» (американский социолог Э. Росс

Экспериментально-теоретический этап развития науки:

1 период - господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы): Официальная веха - программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.

Главный акцент – экспериментальные исследования малой группы (школа К.Левина).

2 период - развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания: с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции à оживление интереса к теоретическому знанию;

Появляются четыре основные направления: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории и интеракционизм

3 этап: вклад основных школ психологии:

1. Функционализм (Д.Дьюи, Д.Энджел, Г.Кэрр и др.): влияние эволюционной теории Ч. Дарвина;основная проблема – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни;

ввели новые методы исследования личности и группы (тесты, опросники, интервью)

2. Бихевиоризм (Бехтерев В.М., Павлов И.П., Уотсон Д., Толмен Э., Скиннер Б. и др.): изучает закономерности поведения человека и животных; поведение – объективная наблюдаемая реальность (стимул – реакция);основная проблема – проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок;выделено 4 основных закона: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.

3.Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.Адлер, Э.Эриксон, А. Фрейд): исследует проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и её поведения в обществе;2 основные проблемы: конфликта человека и общества (столкновение влечений человека с социальными запретами) и источников социальной активности личности.

4.Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс): исследует человека как полноценно развивающуюся личность (самоактуализация); пирамида потребностей (роста и развития); источник активности – единство 2 тенденций: к стремления к напряжению и к редукции напряжения.

5.Когнитивная психология (Ж.Пиаже, Жд. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон): делает акцент на процессе познания мира; основная проблема – проблема принятия решений (разрешение противоречия между тем, что человек знает, и тем, что должен узнать); каждый человек имеет свое объяснение мира (решения принимаются на основе своего видения)

6.Интеракционизм (Г.Мид, Р.Блумер, М.Кун, Э. Гофман): исследует проблемы взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения; личность всегда социальна и не может формироваться вне общества; особое значение придавалось коммуникации как обмену знаками и символами; изучались проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории.

Голосовые характеристики

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, см еха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Различные эмоции также могут показывать тон, сила и высота голоса, скорость речи.

3.Такесика: Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

4. Проксемика: к проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Общение и личность

Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности.

Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди, занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Как видим, в модели общения Г. И. Андреевой в структуре общения выделены 3 взаимосвязанные стороны

• коммуникативную, которая заключается в обмене информацией общающимися индивидами;

• интерактивную, предполагающая взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров;

• наконец, общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций.

Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение. В концепции Л.С.Выготского общение – «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение. Выготский считал, что если развитие психики ребенка происходит в процессе общения. Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.

Неэффективное общение

а) принижающее общение - ущемление прав партнера

б) агрессивное общение - то общение в процессе которого имеют место нападки на партнера.

в) защитно-агрессивное общение - агрессивное общение, вызванное другим партнером. Ответная форма (следствие, частный случай агрессивного общения). Любая агрессия - это признак слабости, это форма, через которую человек защищается.

Промежуточная форма эффективного и неэффективного общения - директивное общение (прямое, указывающее) - прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д.

Развитие малой группы

Образование (возникновение) малой группы:

Г.М. Андреева: «причины возникновения малой группы лежат вне её и вне индивидов, её образующих, в более широкой социальной системе», т.е. малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда - это социальная детерминанта.

Психологические причины возникновения, т.е. как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова? 1через феномен давления группы на индивида;2 через формирование групповой сплоченности. Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь…

Развитие группы:

Стадия Iформирование группы или формальное объединение индивидов; харак­теризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве; стадия завер­шается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.

Стадия 2 - брожения — одна из форм внутригруппового конфликта. Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяс­нение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушается голос меньшин­ства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с лидерством. По завер­шении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства.

Стадия III — это стадия нормирования, т. е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации; завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение.

Последняя, стадия IVстадия деятельности. На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, структура принята всеми членами и предельно функциональна. Люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственнос­тью. Энергия полностью перемещается от задач взаимодействия к зада­чам деятельности.

Развитие группы: М. Вудкок и Д. Френсис: « притирка»; «ближний бой», «экспериментирование», «эффективность», «зрелость»

Стратометрическая концепция А. В. Петровского: выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и,во-вторых, общественную значимость деятельности. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критерию). В центре располагается диффузная (неопределенная) группа, а промежуточные положения занимают просоциальная и асоциальная ассоциации.

А – сама предметная деятельность Б – «ценностно-ориентационное единство» В - собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью Г - поверхностные связи между членами группы

Модель развития группы А.С.Макаренко: 1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.2. педагог предъявляет требования к активу, которая транслирует эти требования ко всему коллективу. 3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе.

Психологические механизмы развития малой группы: Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Понятие о коллективе:

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Признаки коллектива: 1. это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; 2. добровольный характер объединения; 3. целостность – коллектив как система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, структурой руководства и управления; 4. особая форма взаимоотношений: принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Лидерство и руководство:

Лидер — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности.

Лидер Руководитель
регулирует межличностные отношения регулирует официальные отношения
действует в микросреде действует в макросреде
возникает стихийно возникает организованно
мобилен стабилен
имеет неформальные санкции имеет формальные санкции
принимает непосредственные решения («здесь и сейчас») процесс принятия решения сложен, опосредован
узкофункционально многофункционально

 

Теории лидерства:

Структурный подход (теория черт) – ставит задачу выявить универсальную структуру личности эффективного лидера, определив свойственные ей черты

• К. Бэрд (1941) – список из 79 черт: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и др.

• Р. Стогдилл – добавил бдительность, популярность, красноречие;

• Ч. Хэнди (1981) – чаще выделяют такие черты, как интеллект, инициатива, уверенность в себе

Ситуативный подход – черты и качества лидера относительны; лидерство – продукт ситуации; в отдельных ситуациях выделяются люди, превосходящие в чем-либо.

А. Филлей и Р.Хаус (1969) – ситуационные переменные, влияющие на эффективность лидерства: история данной организации; стаж руководителя в должности; возраст руководителя и предыдущий опыт; специфические требования работы; психологический климат группы; величина группы; особенности личности подчиненных; время для принятия решения и т.д.

Системный подход – лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, как функция группы; лидер – субъект управления этим процессом; изучать лидерство нужно с точки зрения целей и задач группы.

 

Классификация ролей:

Шибутани - «конвенциональные» и «межличностные»;Тибо и Келли - «предписанные» и «достигнутые»; Р. Линтон - активные и латентные;Т. Сарбин и В. Аллен - по степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль - семь стадий.

Структура социальной роли Г.Олпорта: Социальное предписание; Понимание роли; Принятие роли; Поведение в социальной системе.

Основные характеристики роли (Т.Парсонс): эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация; мотивация

Репертуар социальных ролей: Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей)

Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом

Ролевой конфликт: ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

Андреева Г.М.

Промышленное производство;Управление, Развитие организации, Массовая коммуникация и реклама, ШколаБорьба с противоправным поведением, Наука, Служба семьи, Политика

Социальная психология, встав на путь самостоятельного развития, интенсивно разрабатывает прикладные отрасли: политическую психологию, экономическую, психологию управления, психологию пропаганды и др. Разработка прикладных отраслей является в современных условиях одной из тенденций развития социальной психологии и важным средством ее утверждения как социально- психологической науки, одной и фундаментальных наук в системе современного обществознания. Словосочетание "практическая социальная психология", иногда заменяемое термином "социально-психологическое вмешательство", представляет собой совершенно особую сферу деятельности ученых-психологов. Можно согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, однако неправомерно отождествлять их. Фундаментальные и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза различны. Однако важно, что продуктом и фундаментального, и прикладного исследования является некоторая рекомендация. Их различия также в уровне: фундаментальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, в то время как рекомендации, следующие из прикладных исследований, носят инструментальный характер: они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые "указания" или "советы". Вместе с тем это лишь рекомендации, адресованные тем, кто будет их реализовывать и осуществлять. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он не дает рекомендаций своим заказчикам, он вообще не производит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование. Тем не менее практическая психология завоевывает себе права гражданства. В ее рамках достаточно трудно разделить различные узкопрофессиональные подходы, т.е. вычленить именно социально-психологическую проблематику. Она тесно переплетена с проблемами общей, медицинской, педагогической психологии, социологии, управления. Тот факт, что сфера в целом получила название "практическая социальная психология" обусловлен тем, что все области практических приложений психологических знаний есть области социальной жизни; тем, что во всех этих областях социально-психологические феномены – общение и совместная деятельность являются основными.

• Основные прикладные отрасли социально-психологического знания

• 1. Сфера воспитания подрастающего поколения. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная психология. Задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению отклонений от свойств личности, соблюдающих нормы поведения.

• 2. Сфера укрепления и развития семьи – область применения на практике социально-психологических знаний. Основные задачи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», профессиональное обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание спец. семейных консультаций); исследования внутрисемейных установок, которые возникают по отношению к детям («репродуктивная установка»): иметь ли детей, сколько их иметь и т.д.

• 3. Сфера межличностной аттракции – закономерности формирования чувства привязанности, дружбы, любви и т.д.

• 4. Политическая психология, политический лидер, создание имиджа.

• 5. Гармонизация общения, компетентность в общении и т.д.

• 6. Оптимизация отношений между представителями разных этносов и культур.

• 7. Практические направления социально-психологической работы в области рекламы и маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

Объект, предмет, задачи и функции социальной психологии

Объект соц. психологии:

— Личность в группе, социуме, обществе (положение в группе, статус, социальные роли, ценности, нормы и т.д.);

— Социальные группы (психологические характеристики групп, групповая динамика, внутригрупповые и межгрупповые отношения

— Массовидные явления психики (классы, социальные слои, массовые настроения, стереотипы, общественное мнение)

Предмет: определяется вопросом «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?»

· изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. (по Г.М. Андреевой)

· изучение закономерностей познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний (т.е. последствия контактов между людьми в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов). (по А.Л. Свенцицкому)

Задачи: как прикладной науки и как отрасли научного знания

Особенностью социальной психологии явля­ется ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конк­ретными задачами, которые стоят перед об­ществом определенного типа, его традициями, культурой.

Задачи для исследователей:

корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе;

отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе исследований; понимать и осознавать проблемы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем.

В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стерео­типов, смена ролевого поведения, этнополитические конфликты. Реальна проблема психиче­ского здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, Переход от социальных гарантий в области здраво­охранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезнен­но. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.

Основные из этих задач следующие:

- теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

- исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

- выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

- разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

- выработка теоретических основ социально психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения.

Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

Общество диктует проблемы социаль­ной психологии, поэтому главная задача со­циального психолога — уметь выявить эти проблемы

  1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
  2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
  3. Исследование новых социально-психологическ


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.187 (0.021 с.)