Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная психология как наука.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Психология как наука. От греч. «психия»-душа. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности. Термин возник в 16 веке, переводилось как учение о душе. В конце 19 века психология выделилась как самостоятельная наука. Предмет психологии-психика. Психика- свойство живых существ(высоко организованной материи) обеспечивающее их ориентацию в мире деятельность и отражение объективного мира. Классификация отраслей психологии 1. на основании конкретной деятельности людей а)медецинская б)психология труда ыкв)педагогическая г)юридическая д) военная е)спортивная и т.д. 2. на основе принципов развития а)возрастная психология б)специальная психология 3. По отношению к обществу а) социальная психология б) сравнительная психология(зоопсихология) Задачи психологии 1. выявление объективных связей соц. О природных свойств 2. исследование практически всех психических явлений 3. раскрытие законов, которым подчиняется психика 4. создание теоритической базы 5. примирение психологии для совершенствования обучения и воспитания Место психологии в системе наук. - математикафия -военное дело - философия -литература, русский язык -медицина -педагогика. На стыке психологии с разными сферами деятельности, возникает новая наука, например – клиническая психология, педагогическая психология. Возрастная психология как наука. Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания. Этнопсихология как наука Этнопсихология- наука, изучающая психологические особенности индивида или группы, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющееся на сознательном и бессознательном уровне. Цели: 1. Выявление психологических механизмов, формирования позитивной этнической и культурной идентичности. 2. Изучение психологических механизмов, формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Задачи: 1. Исследование соц-психолог. Проблем межэтнического взаимодействия. 2. Изучение особенностей формирования и актуализация этнической идентичности, на индивидуально-личностном уровне. 3. Создание и опробирование программ и методов соц- псих треннинга, успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности. 4. Развитие теории этнич психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической культурной принадлежности на жизнь человека. ПЕРЕОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Традиционное деление жизненного цикла по Ж.Готфруа(1992) 4 периода: 1.пренатальный период(266 дней-9 мес.) Стадии: А)зиготы(0-14 дн),б)эмбрион(14 дн-2мес),анатомическая и физиологическая дифференциация органов,в)стадия плода(2-3мес-до момента родов)развитие системных функций необходимых для жизни во внешней среде. 2 детство.от рождения до 12л. А)1е детство(от рожд. До 3х лет) развитие функциональной независимости и речи,б)2е детство(3-6лет)развитие личности ребенка и когнетивных процессов, 3 детство(6-12 лет)приобретение основных когнетивных и соц. Навыков. А)пубертатный(12-16)пол. созревании е,формирование нов. Представлений о себе.,б)ювениальный(16-18)приспособление к семье,шк,сверстн.,в)юность(18-20)от отрочества к зрелости.свойственно чувство психологич. Независимости и соц. Безотв. 4 зрелость(20-бесконечность) А)ранняя зрелость(20-40)интенс. Личн. Жизнь,б)зрелый возраст(40-60)стабильн. И когнет. В проф. И соц. Отношении,в)завершается период зрелости(60-65)отход от акт. Жизни,г)1я старость(65-75),д)приклонный возраст(75-бесконечность) Билет№5 Пренатальный период Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики. Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см! Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона. Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения. В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках. Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них. К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса. Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий. Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.
Творчество и интуиция Творчество является не только процессом производства некого материального, оно помогает человеку раскрывать свои сущностные силы, мастерство и способности. Творчество имеет в своей основе бессознательный элемент, но оно не противоположно рациональности, и является ее необходимым дополнением. Рациональность является фундаментом для творчества. Можно ли согласиться с последним суждением? Ведь мы только что выяснили, что в творчестве присутствует и бессознательное. Не стоит ли поговорить о таком явлении, как интуиция в творчестве?Поднимая вопрос в контексте, интуиция и творчество, многие мыслители и философы прошлого ломали копья в спорах. Среди них были как ярые приверженцы сугубо рациональной модели творчества, которые отрицали само понятие «интуиция в творчестве». Были также и те, кто признавал главенствующей роль бессознательного в творческом процессе и признавал, что интуиция и творчество вещи неразделимые. Мир и его фрагменты редко когда удовлетворяют художника, и вот тогда он включает свои духовные силы и возможности, а также, так называемые «озарения», которые могли бы быть прямыми доказательствами интуитивной природы творчества. Идея о главенствующей роли такого явления как интуиция в творчестве была поддержана давно. Еще Платон считал творчество способностью, родственной особому роду безумия. Кант утверждал, что творчество не имеет под собою рационального зерна и является отличительной чертой гениальности. Фрейд и Юм, целиком отрицали рациональность в творчестве, тем самым подтверждая тезис о том, что интуиция и творчество неразрывны. И одно способно порождать другое. Помните, мы говорили о неких творческих озарениях? Что это, как не интуиция в творчестве? Все тот же Платон и Демокрит рассматривали такое понятие как интуиция в творчестве, как некое внутреннее зрение, или высшую способность ума. В.С. Соловьев по вопросу такого понятия как интуиция и творчество, говорил, что интуиция это непосредственное усмотрение чего-либо в качестве нравственно доброго и прекрасного. Гуссерл и Спиноза в один голос называли интуицию в творчестве как «сущностное видение». А Фрейд, говоря о таком понятии, как интуиция в творчестве, говорил, что интуиция является бессознательным первопринципом творчества. Интуиции обязаны своими великими открытиями многие ученые, (чем наука, не часть творческого процесса?). Среди них Архимед и Ньютон, Ке-Куле и Броун. Кюри отмечал, что его открытия были делом случая. А Пуанкаре нашел доказательство своей теоремы во время простой прогулки около озера, в момент созерцания прекрасного. Интуиция и творчество сродни таким состояниям, как вдохновение, откровение, духовное видение. Интуиция и творчество понятия, неразделимые и они лежат в бессознательном слое психики человека. Мы уже неоднократно выясняли, что само понятие интуиции ненаучно, оно необъяснимо интеллектом. Также вряд ли кто-то станет спорить с тем, что наука, это, прежде всего интеллект и логика, суждения и анализ. Как же, тогда быть с интуитивными открытиями ученых? Значит, интуиция может и опирается на рефлексию. Она способна накапливать в памяти абстракции и образы, перерабатывать их и комбинировать, включаться в определенный момент человеческого поиска в волевые процессы. И тогда человек может прийти к внезапному решению собственной задачи, которая так долго не могла быть решена. Напоследок стоит отметить, что интуиция сопряжена с ошибками. И решения принятые под ее воздействием, нелишне проверять при помощи логики. Билет№18 Хара́ктер(греч. χαρακτηρ— примета, отличительная черта, знак)— структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику— окружающая среда. Также характер понимается как: система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.. мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий. Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций: • Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется -Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности). • Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек. Рисунок личности, акцентуация, психопатия Акцентуация - особенности личности, более выраженные, чем рисунок личности, но не так выпирающие, как в психопатии. Подробнее смотри Акцентуация характера и психопатия Типы акцентуаций характера Акцентуации характера имеют характерные типы, такие как шизоидный, истероидный, эпилептоидный и другие типы. Смотри Типы акцентуаций Акцентуации и воспитание ребенка Акцентуация характера - следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. СмотриАкцентуация характера: причины.
Билет № 19. Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Типы темперамента Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Свойства темперамента У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку. Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Билет № 22. Память. Память – это психический процесс человека, который заключается в сохранении, запоминании и воспроизведении информации, поступающей к человеку из окружающего мира. Виды памяти: 1.По длительности хранения информации: 1)Мгновенная или иконическая (0,1 - 0,5 сек) «Память образа» 2)Кратковременная(около 20 сек), работает без установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение объема информации от 5 до 9 едениц. 3)Оперативная (от нескольких секунд до нескольких дней),информация хранится осознанно для решения какой-либо задачи. 4)Долговременная (срок хранения информации не ограничен), информация может воспроизводиться множество раз. Чтобы вспомнить информацию из долговременной памяти нужно приложить силу воли. Генетическая – информация, хранящаяся в генотипе, передается по наследству. 2.По анализаторам: 1)Зрительная – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. 2)Слуховая - связана с сохранением и воспроизведением звуков. 3)Двигательная – запоминание, сохранение, а при необходимости, воспроизведение движений. Одна из самых крепких. Воспроизведение движений требует меньше силы воли, чем воспоминание зрительных, слуховых и речевых образов. 4)Осязательная, обонятельная, вкусовая, тактильная. 5)Речевая память Самая устойчивая память на запахи. 3. По характеру участия воли: 1)Произвольная – запоминание, воспроизведение и сохранение информации происходит с использованием усилий, установок и дополнительных действий со стороны человека. Формируется у человека с возрастом. Ребенок в возрасте 3-4 лет – около 5 минут может запоминать, слушать. 2)Непроизвольная – запоминание, сохранение и воспроизведение информации идет неосознанно.
Билет № 23. ВНИМАНИЕ Один из тех познавательных процессов человека,в отношении сущности и права на самостоятельное в рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия,несмотря на то,что его исследования ведутся уже много веков. Внимание-процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации,посупающей через органы чувств и игнорирование др. Функции: 1.активирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. 2. способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 3. обеспечивает избирательную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Виды: 1. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы. 2. Соц. Обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания,связанно с волевой регуляцией поведения,с избирательным реагированием на объект 3. Непосредственное внимание не управляется ничем кроме того объекта,на который оно направленно кроме того объекта,на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. 4. Опосредствованное внимание регулирует с помощью спец. Средств,например жестов,слов,указ. Знаков,предметов. 5. Непроизвольное внимание не связано с участием человека. 6. Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию. Теории; Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т.Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н.Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я.Гальперина. Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Д.Н. Узнадзе Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация"). Гальперин. 1.Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. 2.По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. 3.В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата. 4.Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. 5.Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. 6.Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. 7.Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. 8.Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий. Билет № 25. Врсприятие- способность чел-ка воспринимать мир в виде образцов,складывающиеся в процессе жизненного опыта. Восприятие- осмысленный синтез (связанный с речью) разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целостное явление. Свойства восприятий: 1)Предметность- основное св-во восприятия, складывающееся в процессе и результате восприятия способ воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами. 2) Целостность- образ воспринимаемых предметов не в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивающийся до некоторой целостности. 3) Константность- относительны по форме, цвету, предмету. 4) Категориальность- каждый предмет обозначается словом- понятием. Закон восприятия: Состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов. Виды восприятия: ощущения, осязание, обоняние, слух, зрение.
№ 26 Понятие о методах психологической диагностики. психодиагностика- это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека Методы, классификация: - операционализм(требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимочетко указывать на конкретные процедуры, приемы с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление описанное в понятии действительно существует. Предпологает указание на практическое действие или операцию, который может выполнить любой иследаватель) - верификация(всякое новое понятие вводимое в научный оборот и претендующее на получениие статуса научного обязательно должно пройти проверку на его не пустоту) 27. основные понятия: психика, сознание, индивид, личность Психика- свойство живых существ(высоко организованных материй), обеспечивающее их ориентацию в пространстве. Сознание- форма отражения объективной действительности в психике человека. Высокий уровень отражения психического и саморегуляции. Сознание конструирует, собирает, интегрирует, многообразные явления человеческой реальности в подлинно- целостный способ бытия. Личность- человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него и окружающих.(это проявление деятельности психики и она формируется на основе поведения, сознания, психических и высших психических процессов) Индивид- отдельный представитель человеческого рода. Теории личности. У. Джемс: (1) физическое, материальной Я = мое, (2) социальное Я, рождается при взаимодействии человека с другими людьми, социальный стереотип или привычка, (3) духовное Я – центр личности, источник активности личности. Активность духовного Я – волевая активность. Развитие личности – развитие воли. З. Фрейд: (1) Оно (не природа) – задержанное, подавленное желание, которое породило уже личностную проблему и, может быть, психическое расстройство, (2) Я – сознание, (3) Сверх-Я (не культура) – неверное представление о культуре, субъект до конца не понимает, что такое культурная норма. (1, 2, 3) тесно взаимосвязаны. Пациент психоаналитика второй раз еще не родился. Э. Берн: рассматривал человека как субъекта общения. Главное – (2). Родитель (3) – носитель универсальных норм. “Нельзя, потому что нельзя”, “Не стоит, потому что все равно ничего не выйдет”. Взрослый (2) использует нормы в конкретной ситуации и решает проблемы, “Почему нельзя?”, нельзя имеет 2 значения: запрещено и невозможно, то есть бессмысленно. Ребенок (3) – субъект неуправляемых желаний, “Что такое культурный запрет, норма? Почему нельзя?”. (1, 2, 3) динамично сочетаются. Культурный запрет универсален. Социальные правила имеют конкретную отнесенность. Джемс. Личность – совокупность психических функций необходимых для жизнедеятельности в целом. Тело – орудие обитающего в нем сознания. Волевая активность тоже необходима для существования личности. Познающее Я – источник активности, познаваемое Я – предмет научного изучения. Познание = мышление. Фрейд. Природные предпосылки: психоанализ – первая психология тела, телесное желание проникло в психику, это конечная причина всякого психического явления. Социальные условия: определяются в раннем детстве в семейной ситуации. Любой защитный механизм, препятствующий развитию личности может быть снят: понимание культурных норм. Все телесные желания могут быть осмыслены рационально. В. Райх. Основа строения личности – жизненная энергия. Основа развития – ее высвобождение. Телесный характер – фильтр для социальных взаимодействий. Самость = здоровое тело. Познавательное представление о себе не играет терапевтической роли. Адлер: природные свойства – возможный источник комплекса неполноценности, материал для преобразования при компенсации комплекса неполноценности. Социальное условие – самое главное. Сущность личности – индивидуальный жизненный стиль. Он должен быть понят субъектом. Психология как наука. От греч. «психия»-душа. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики,как особой формы жизнедеятельности. Термин возник в 16 веке, переводилось как учение о душе. В конце 19 века психология выделилась как самостоятельная наука. Предмет психологии-психика. Психика- свойство живых существ(высоко организованной материи) обеспечивающее их ориентацию в мире деятельность и отражение объективного мира. Классификация отраслей психологии 1. на основании конкретной деятельности людей а)медецинская б)психология труда ыкв)педагогическая г)юридическая д) военная е)спортивная и т.д. 2. на основе принципов развития а)возрастная психология б)специальная психология 3. По отношению к обществу а) социальная психология б) сравнительная психология(зоопсихология) Задачи психологии 1. выявление объективных связей соц. О природных свойств 2. исследование практически всех психических явлений 3. раскрытие законов, которым подчиняется психика 4. создание теоритической базы 5. примирение психологии для совершенствования обучения и воспитания Место психологии в системе наук. - математикафия -военное дело - философия -литература, русский язык -медицина -педагогика. На стыке психологии с разными сферами деятельности, возникает новая наука, например – клиническая психология, педагогическая психология. Возрастная психология как наука. Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития - основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания. Этнопсихология как наука Этнопсихология- наука, изучающая психологические особенности индивида или группы, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющееся на сознательном и бессознательном уровне. Цели: 1. Выявление психологических механизмов, формирования позитивной этнической и культурной идентичности. 2. Изучение психологических механизмов, формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Задачи: 1. Исследование соц-психолог. Проблем межэтнического взаимодействия. 2. Изучение особенностей формирования и актуализация этнической идентичности, на индивидуально-личностном уровне. 3. Создание и опробирование программ и методов соц- псих треннинга, успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности. 4. Развитие теории этнич психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической культурной принадлежности на жизнь человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.165 (0.013 с.) |