Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология билет 11 Творчество как психологическая категория.

Поиск

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбыстановятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категорияхпсихологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучисотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечтосовсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или впонятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимойот психической организации субъекта.

Любая трактовка этих ценностей, которая исчерпывается представлениями о работе индивидуального сознания, неотвратимоведет к психологизму, ориентации, которая разрушает и основы изучения культуры, и саму психологию.

Культура зиждется на общественно-исторических началах. Редукция ее форм к психодинамике — будь то ассоциации идей,эмоциональные комплексы, акты воображения или интуиции — препятствует проникновению в структуру и собственные механизмы развития этих форм.Неоднократно предпринимались попытки найти их корни и законы преобразования во внутреннем устройстве личности, ее переживаниях и особенностях реакций.Возникали различные так называемые психологические школы за пределами самой психологии — в языкознании, социологии, литературоведении, правоведении,логике.

Во всех случаях эти школы усматривали в социально-исторических образованиях внешнюю проекцию актов сознания илинеосознаваемых влечений, стремясь представить дело таким образом, что именноэти силы конституируют структуры языка, искусства, правовых или иных социальныхнорм и отношений. Обостренный интерес к человеку как творцу культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяясубъекта в интенциях, «кипящем котле» его эмоций, образах-символах и «фантазмах».

Указанные психологические школы из-за произвольности и зыбкости результатов, к которым привели их программные установки, повсеместно утратили влияние. Их бессилие перед проблемами истории культуры и ее феноменов определило резкую критику психологизма в различных разделах гуманитарного знания.

Семья как основа формирования личности ребенка

. Одной из важнейших среди них выступает проблема повышения воспитательного потенциала семьи, условия её положительного влияния на школьников, преодоления в ней негативных явлений.

Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.

Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:

· возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;

· уровень педагогической культуры родителей;

· характер взаимоотношений в семье;

· способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам. Оценивая воспитательные возможности семьи целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их воспитанниками, анкетирование и тестирование детей и их родителей, а также рисунок семьи глазами ребенка, методика “Незаконченные предложения” о семье, которые предлагается продолжить родителям и детям по очереди;.

В соответствии с результатами проведенной работы можно определить следующие уровни воспитательного потенциала семьи:

Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг.

Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения

Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку

 

Массовые формы работы с родителями – это беседы “за круглым столом”, вечера вопросов и ответов, родительские собрания. Многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

К групповым формам работы относятся: родительские собрания для групп родителей с высоким потенциалом, для групп со средним, а также для групп с низким потенциалом семьи.

К индивидуальным формам работы относятся: педагогические консультации, посещение семей учащихся с целью изучения быта и жизни ребят, характера семейного воспитания, отношения родителей к труду.

Народные ценности и преемственность поколения

Преемственность- условие непрерывного развития. Связь прошлого и будущего через настоящие. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор соц развития личности и духовного прогресса народа.

Народные ценности

Творчество и интуиция

Творчество является не только процессом производства некого материального, оно помогает человеку раскрывать свои сущностные силы, мастерство и способности. Творчество имеет в своей основе бессознательный элемент, но оно не противоположно рациональности, и является ее необходимым дополнением. Рациональность является фундаментом для творчества.

Можно ли согласиться с последним суждением? Ведь мы только что выяснили, что в творчестве присутствует и бессознательное. Не стоит ли поговорить о таком явлении, как интуиция в творчестве?Поднимая вопрос в контексте, интуиция и творчество, многие мыслители и философы прошлого ломали копья в спорах. Среди них были как ярые приверженцы сугубо рациональной модели творчества, которые отрицали само понятие «интуиция в творчестве». Были также и те, кто признавал главенствующей роль бессознательного в творческом процессе и признавал, что интуиция и творчество вещи неразделимые.

Мир и его фрагменты редко когда удовлетворяют художника, и вот тогда он включает свои духовные силы и возможности, а также, так называемые «озарения», которые могли бы быть прямыми доказательствами интуитивной природы творчества.

Идея о главенствующей роли такого явления как интуиция в творчестве была поддержана давно. Еще Платон считал творчество способностью, родственной особому роду безумия. Кант утверждал, что творчество не имеет под собою рационального зерна и является отличительной чертой гениальности. Фрейд и Юм, целиком отрицали рациональность в творчестве, тем самым подтверждая тезис о том, что интуиция и творчество неразрывны. И одно способно порождать другое. Помните, мы говорили о неких творческих озарениях? Что это, как не интуиция в творчестве?

Все тот же Платон и Демокрит рассматривали такое понятие как интуиция в творчестве, как некое внутреннее зрение, или высшую способность ума.

В.С. Соловьев по вопросу такого понятия как интуиция и творчество, говорил, что интуиция это непосредственное усмотрение чего-либо в качестве нравственно доброго и прекрасного. Гуссерл и Спиноза в один голос называли интуицию в творчестве как «сущностное видение». А Фрейд, говоря о таком понятии, как интуиция в творчестве, говорил, что интуиция является бессознательным первопринципом творчества.

Интуиции обязаны своими великими открытиями многие ученые, (чем наука, не часть творческого процесса?). Среди них Архимед и Ньютон, Ке-Куле и Броун. Кюри отмечал, что его открытия были делом случая. А Пуанкаре нашел доказательство своей теоремы во время простой прогулки около озера, в момент созерцания прекрасного.

Интуиция и творчество сродни таким состояниям, как вдохновение, откровение, духовное видение. Интуиция и творчество понятия, неразделимые и они лежат в бессознательном слое психики человека. Мы уже неоднократно выясняли, что само понятие интуиции ненаучно, оно необъяснимо интеллектом. Также вряд ли кто-то станет спорить с тем, что наука, это, прежде всего интеллект и логика, суждения и анализ.

Как же, тогда быть с интуитивными открытиями ученых?

Значит, интуиция может и опирается на рефлексию. Она способна накапливать в памяти абстракции и образы, перерабатывать их и комбинировать, включаться в определенный момент человеческого поиска в волевые процессы. И тогда человек может прийти к внезапному решению собственной задачи, которая так долго не могла быть решена.

Напоследок стоит отметить, что интуиция сопряжена с ошибками. И решения принятые под ее воздействием, нелишне проверять при помощи логики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.166 (0.01 с.)