Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология билет 11 Творчество как психологическая категория.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбыстановятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категорияхпсихологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучисотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечтосовсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или впонятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимойот психической организации субъекта. Любая трактовка этих ценностей, которая исчерпывается представлениями о работе индивидуального сознания, неотвратимоведет к психологизму, ориентации, которая разрушает и основы изучения культуры, и саму психологию. Культура зиждется на общественно-исторических началах. Редукция ее форм к психодинамике — будь то ассоциации идей,эмоциональные комплексы, акты воображения или интуиции — препятствует проникновению в структуру и собственные механизмы развития этих форм.Неоднократно предпринимались попытки найти их корни и законы преобразования во внутреннем устройстве личности, ее переживаниях и особенностях реакций.Возникали различные так называемые психологические школы за пределами самой психологии — в языкознании, социологии, литературоведении, правоведении,логике. Во всех случаях эти школы усматривали в социально-исторических образованиях внешнюю проекцию актов сознания илинеосознаваемых влечений, стремясь представить дело таким образом, что именноэти силы конституируют структуры языка, искусства, правовых или иных социальныхнорм и отношений. Обостренный интерес к человеку как творцу культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяясубъекта в интенциях, «кипящем котле» его эмоций, образах-символах и «фантазмах». Указанные психологические школы из-за произвольности и зыбкости результатов, к которым привели их программные установки, повсеместно утратили влияние. Их бессилие перед проблемами истории культуры и ее феноменов определило резкую критику психологизма в различных разделах гуманитарного знания. Семья как основа формирования личности ребенка . Одной из важнейших среди них выступает проблема повышения воспитательного потенциала семьи, условия её положительного влияния на школьников, преодоления в ней негативных явлений. Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем. Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются: · возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности; · уровень педагогической культуры родителей; · характер взаимоотношений в семье; · способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам. Оценивая воспитательные возможности семьи целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их воспитанниками, анкетирование и тестирование детей и их родителей, а также рисунок семьи глазами ребенка, методика “Незаконченные предложения” о семье, которые предлагается продолжить родителям и детям по очереди;. В соответствии с результатами проведенной работы можно определить следующие уровни воспитательного потенциала семьи: Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения Низкий уровень. В семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку
Массовые формы работы с родителями – это беседы “за круглым столом”, вечера вопросов и ответов, родительские собрания. Многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. К групповым формам работы относятся: родительские собрания для групп родителей с высоким потенциалом, для групп со средним, а также для групп с низким потенциалом семьи. К индивидуальным формам работы относятся: педагогические консультации, посещение семей учащихся с целью изучения быта и жизни ребят, характера семейного воспитания, отношения родителей к труду. Народные ценности и преемственность поколения Преемственность- условие непрерывного развития. Связь прошлого и будущего через настоящие. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор соц развития личности и духовного прогресса народа. Народные ценности Творчество и интуиция Творчество является не только процессом производства некого материального, оно помогает человеку раскрывать свои сущностные силы, мастерство и способности. Творчество имеет в своей основе бессознательный элемент, но оно не противоположно рациональности, и является ее необходимым дополнением. Рациональность является фундаментом для творчества. Можно ли согласиться с последним суждением? Ведь мы только что выяснили, что в творчестве присутствует и бессознательное. Не стоит ли поговорить о таком явлении, как интуиция в творчестве?Поднимая вопрос в контексте, интуиция и творчество, многие мыслители и философы прошлого ломали копья в спорах. Среди них были как ярые приверженцы сугубо рациональной модели творчества, которые отрицали само понятие «интуиция в творчестве». Были также и те, кто признавал главенствующей роль бессознательного в творческом процессе и признавал, что интуиция и творчество вещи неразделимые. Мир и его фрагменты редко когда удовлетворяют художника, и вот тогда он включает свои духовные силы и возможности, а также, так называемые «озарения», которые могли бы быть прямыми доказательствами интуитивной природы творчества. Идея о главенствующей роли такого явления как интуиция в творчестве была поддержана давно. Еще Платон считал творчество способностью, родственной особому роду безумия. Кант утверждал, что творчество не имеет под собою рационального зерна и является отличительной чертой гениальности. Фрейд и Юм, целиком отрицали рациональность в творчестве, тем самым подтверждая тезис о том, что интуиция и творчество неразрывны. И одно способно порождать другое. Помните, мы говорили о неких творческих озарениях? Что это, как не интуиция в творчестве? Все тот же Платон и Демокрит рассматривали такое понятие как интуиция в творчестве, как некое внутреннее зрение, или высшую способность ума. В.С. Соловьев по вопросу такого понятия как интуиция и творчество, говорил, что интуиция это непосредственное усмотрение чего-либо в качестве нравственно доброго и прекрасного. Гуссерл и Спиноза в один голос называли интуицию в творчестве как «сущностное видение». А Фрейд, говоря о таком понятии, как интуиция в творчестве, говорил, что интуиция является бессознательным первопринципом творчества. Интуиции обязаны своими великими открытиями многие ученые, (чем наука, не часть творческого процесса?). Среди них Архимед и Ньютон, Ке-Куле и Броун. Кюри отмечал, что его открытия были делом случая. А Пуанкаре нашел доказательство своей теоремы во время простой прогулки около озера, в момент созерцания прекрасного. Интуиция и творчество сродни таким состояниям, как вдохновение, откровение, духовное видение. Интуиция и творчество понятия, неразделимые и они лежат в бессознательном слое психики человека. Мы уже неоднократно выясняли, что само понятие интуиции ненаучно, оно необъяснимо интеллектом. Также вряд ли кто-то станет спорить с тем, что наука, это, прежде всего интеллект и логика, суждения и анализ. Как же, тогда быть с интуитивными открытиями ученых? Значит, интуиция может и опирается на рефлексию. Она способна накапливать в памяти абстракции и образы, перерабатывать их и комбинировать, включаться в определенный момент человеческого поиска в волевые процессы. И тогда человек может прийти к внезапному решению собственной задачи, которая так долго не могла быть решена. Напоследок стоит отметить, что интуиция сопряжена с ошибками. И решения принятые под ее воздействием, нелишне проверять при помощи логики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.008 с.) |