Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 20 Потребности и ценностные ориентации личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие потребности Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович). Основные потребности: самореализация; потребность в безопасности; когнитивные и эстетические потребности(потребность в красоте, справедливости, порядке; потребность в уважение; физиологические потребности; потребность в привязанности, к любви, к привязонности к группе. Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации - цели жизни и ценностные ориентации - средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа - ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств. Билет № 21. Мотив и мотивация Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.). Понятие "мотив" (двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?» Билет № 22. Память. Память – это психический процесс человека, который заключается в сохранении, запоминании и воспроизведении информации, поступающей к человеку из окружающего мира. Виды памяти: 1.По длительности хранения информации: 1)Мгновенная или иконическая (0,1 - 0,5 сек) «Память образа» 2)Кратковременная(около 20 сек), работает без установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение объема информации от 5 до 9 едениц. 3)Оперативная (от нескольких секунд до нескольких дней),информация хранится осознанно для решения какой-либо задачи. 4)Долговременная (срок хранения информации не ограничен), информация может воспроизводиться множество раз. Чтобы вспомнить информацию из долговременной памяти нужно приложить силу воли. Генетическая – информация, хранящаяся в генотипе, передается по наследству. 2.По анализаторам: 1)Зрительная – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. 2)Слуховая - связана с сохранением и воспроизведением звуков. 3)Двигательная – запоминание, сохранение, а при необходимости, воспроизведение движений. Одна из самых крепких. Воспроизведение движений требует меньше силы воли, чем воспоминание зрительных, слуховых и речевых образов. 4)Осязательная, обонятельная, вкусовая, тактильная. 5)Речевая память Самая устойчивая память на запахи. 3. По характеру участия воли: 1)Произвольная – запоминание, воспроизведение и сохранение информации происходит с использованием усилий, установок и дополнительных действий со стороны человека. Формируется у человека с возрастом. Ребенок в возрасте 3-4 лет – около 5 минут может запоминать, слушать. 2)Непроизвольная – запоминание, сохранение и воспроизведение информации идет неосознанно.
Билет № 23. ВНИМАНИЕ Один из тех познавательных процессов человека,в отношении сущности и права на самостоятельное в рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия,несмотря на то,что его исследования ведутся уже много веков. Внимание-процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации,посупающей через органы чувств и игнорирование др. Функции: 1.активирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. 2. способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 3. обеспечивает избирательную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Виды: 1. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы. 2. Соц. Обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания,связанно с волевой регуляцией поведения,с избирательным реагированием на объект 3. Непосредственное внимание не управляется ничем кроме того объекта,на который оно направленно кроме того объекта,на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. 4. Опосредствованное внимание регулирует с помощью спец. Средств,например жестов,слов,указ. Знаков,предметов. 5. Непроизвольное внимание не связано с участием человека. 6. Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию. Теории; Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т.Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н.Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я.Гальперина. Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Д.Н. Узнадзе Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация"). Гальперин. 1.Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. 2.По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым. 3.В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата. 4.Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. 5.Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. 6.Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. 7.Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. 8.Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.011 с.) |