Методология и методы социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методы социальной психологии



Метод - путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности

Научный метод - совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта

В современной науке термином методология (от греч. methodos — «путь познания») обозначают три разных уровня научного знания:

Общая методология — это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.Методологические установки задаются теми философскими принципами, на которые ориентируется в своей научной деятельности исследователь. Так, например, социальный психолог бихевиористской ориентации в своих исследованиях отталкивается от принципов философии позитивизма, которые ориентируют его на естественнонаучные методы познания. А это, в свою очередь, предполагает преимущественно лабораторные исследования с акцентом на фиксацию всех внешних, объективных проявлений социально-психологических явлений. Стремление выйти за границы лабораторного эксперимента, попытки сделать широкие теоретические обобщения расцениваются в этой традиции как привнесение спекуляции в социально-психологическую теорию.
Сторонники так называемой «гуманитарной» ориентации настаивают на необходимости учета «социального контекста», что, в свою очередь, предполагает более широкое применение различных методов социологического исследования, а также право исследователя использовать ценностные суждения, отражающие социальную позицию исследователя. Таким образом, общий набор методов и характер их конкретного применения несут в себе методологическую нагрузку и связаны с философской ориентацией исследователя.

Частная методология — система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективный субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социаль­ного контекста

Методологические приемы (методология) по Т. В. Корниловой это — множество методик исследования, терапии и т. п

4 уровня:.

1.Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

2.Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.0д.);

3.Специальные, собственные методы социальной психологии:

1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги);

2. Методы социально-психологического исследования:

а) Методы обработки информации (общенаучные методы);

б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;

4.Частные методики.

Методы:

Методы феноменологизации и концептуализации —выделение и систематизация социально-психологических феноменов и проблем.

Методы исследования и диагностики —наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование.

Методы обработки и интерпретации данных.

Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей.

Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп.

Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия

Методы конструирования и творчества — позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового

Наблюдение- это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Требования: цель, избирательность, плановость, систематичность, полнота, объективность

Эксперимент -(от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Лабораторный и естественный. Констатирующий, формирующий, контрольный; пилотный.

Опрос — метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы.

Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого.

Социометрия -разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе; метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах

Требование к методу:

— Валидность — это качество психологического исследования, которое выражает его соответствие предмету исследования

— Надежность — это качество социально-психологического исследования, позволяющее получать один и тот же результат при повторном и многократном использовании одного и того же метода

— Точность информации - высокая степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины

История становления и развития социальной психологии

Описательный этап 1 период – античность
2 период – средние века и эпоха Возрождения
Этап относительно самостоятельного становления социальнопсихологического знания 60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века
Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии 1 период - господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), 2 период - развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по наст. время)

Описательный этап:

1. Эмпирические предпосылки: Ораторское искусство Древней Греции (приемы и техники управления вниманием, эмоциональным состоянием больших групп людей); Опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально значимых установок (реклама); Действия жрецов, шаманов, ведунов (внушение); Культурно-психологические традиции джан-буддизма (приемы психотренинга, психотехники, психорегуляции))

2. Античный период: Платон (427 – 347 гг. до н.э.) рассматривая социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) «социологически ориентированная» философия: человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества.

3. Средние века и эпоха Возрождения:

Сущность – исследование и обобщение представлений о влиянии общества и государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп

-Н. Макиавелли

-Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро

-Белинский, Герцен, Чернышевский

-Складываются предпосылки в системе наук о человеке (Павлов, Сеченов, Дарвин и др.)

Второй этап развития науки:

Сущность: 1)разработка первых социально-психологических теорий, 2 ) превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль научного знания,3) зарождение первых социально-психологических школ

2 этап: первые теории:

1. Психология народов: «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества.

М. Лацарус и Г. Штейнталь (Германия)«Журнал психологии народов и языкознания» (1859 г.) Цель журнала – «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое»

В. Вундт «Психология народов» рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний;изучать народы можно через язык, его мифы и обычаи

2. Психология масс: исследует проблемы общества, связанные с влиянием СМК и массовой культуры на психологию человека

Г. Тард: народ – гигантская аудитория; понятие массовой культуры, её основной признак – стандартизация; основной механизм – подражание

Г.Лебон считал, что жизнь общества больше определяется поведением толпы; особенности поведения человека в толпе; основной механизм – внушение

3. Теория инстинктов социального поведения: Разрабатывалась под влиянием теории Ч. Дарвина. Основоположник - У. МакДугалл

Сущность – причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами (борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, стадный)

2 этап: самостоятельность науки: Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания? Появление первого учебника 1908 год «Введение в социальную психологию» (американский психолог У. МакДугалл); «Социальная психология» (американский социолог Э. Росс

Экспериментально-теоретический этап развития науки:

1 период - господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы): Официальная веха - программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.

Главный акцент – экспериментальные исследования малой группы (школа К.Левина).

2 период - развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания: с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции à оживление интереса к теоретическому знанию;

Появляются четыре основные направления: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории и интеракционизм

3 этап: вклад основных школ психологии:

1. Функционализм (Д.Дьюи, Д.Энджел, Г.Кэрр и др.): влияние эволюционной теории Ч. Дарвина;основная проблема – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни;

ввели новые методы исследования личности и группы (тесты, опросники, интервью)

2. Бихевиоризм (Бехтерев В.М., Павлов И.П., Уотсон Д., Толмен Э., Скиннер Б. и др.): изучает закономерности поведения человека и животных; поведение – объективная наблюдаемая реальность (стимул – реакция);основная проблема – проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок;выделено 4 основных закона: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.

3.Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.Адлер, Э.Эриксон, А. Фрейд): исследует проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и её поведения в обществе;2 основные проблемы: конфликта человека и общества (столкновение влечений человека с социальными запретами) и источников социальной активности личности.

4.Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс): исследует человека как полноценно развивающуюся личность (самоактуализация); пирамида потребностей (роста и развития); источник активности – единство 2 тенденций: к стремления к напряжению и к редукции напряжения.

5.Когнитивная психология (Ж.Пиаже, Жд. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон): делает акцент на процессе познания мира; основная проблема – проблема принятия решений (разрешение противоречия между тем, что человек знает, и тем, что должен узнать); каждый человек имеет свое объяснение мира (решения принимаются на основе своего видения)

6.Интеракционизм (Г.Мид, Р.Блумер, М.Кун, Э. Гофман): исследует проблемы взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения; личность всегда социальна и не может формироваться вне общества; особое значение придавалось коммуникации как обмену знаками и символами; изучались проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.017 с.)