Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и методы социальной психологииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод - путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности Научный метод - совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта В современной науке термином методология (от греч. methodos — «путь познания») обозначают три разных уровня научного знания: Общая методология — это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.Методологические установки задаются теми философскими принципами, на которые ориентируется в своей научной деятельности исследователь. Так, например, социальный психолог бихевиористской ориентации в своих исследованиях отталкивается от принципов философии позитивизма, которые ориентируют его на естественнонаучные методы познания. А это, в свою очередь, предполагает преимущественно лабораторные исследования с акцентом на фиксацию всех внешних, объективных проявлений социально-психологических явлений. Стремление выйти за границы лабораторного эксперимента, попытки сделать широкие теоретические обобщения расцениваются в этой традиции как привнесение спекуляции в социально-психологическую теорию. Частная методология — система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективный субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социального контекста Методологические приемы (методология) по Т. В. Корниловой это — множество методик исследования, терапии и т. п 4 уровня:. 1.Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий); 2.Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.0д.); 3.Специальные, собственные методы социальной психологии: 1. Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2. Методы социально-психологического исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).; 4.Частные методики. Методы: Методы феноменологизации и концептуализации —выделение и систематизация социально-психологических феноменов и проблем. Методы исследования и диагностики —наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. Методы обработки и интерпретации данных. Методы коррекции и терапии — позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Методы мотивирования и управления — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия Методы конструирования и творчества — позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового Наблюдение- это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Требования: цель, избирательность, плановость, систематичность, полнота, объективность Эксперимент -(от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Лабораторный и естественный. Констатирующий, формирующий, контрольный; пилотный. Опрос — метод сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы. Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого. Социометрия -разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе; метод описательного анализа межличностных отношений в малых группах Требование к методу: Валидность — это качество психологического исследования, которое выражает его соответствие предмету исследования Надежность — это качество социально-психологического исследования, позволяющее получать один и тот же результат при повторном и многократном использовании одного и того же метода Точность информации - высокая степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины История становления и развития социальной психологии
Описательный этап: 1. Эмпирические предпосылки: Ораторское искусство Древней Греции (приемы и техники управления вниманием, эмоциональным состоянием больших групп людей); Опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально значимых установок (реклама); Действия жрецов, шаманов, ведунов (внушение); Культурно-психологические традиции джан-буддизма (приемы психотренинга, психотехники, психорегуляции)) 2. Античный период: Платон (427 – 347 гг. до н.э.) рассматривая социальное поведение человека, исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) «социологически ориентированная» философия: человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества. 3. Средние века и эпоха Возрождения: Сущность – исследование и обобщение представлений о влиянии общества и государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп -Н. Макиавелли -Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро -Белинский, Герцен, Чернышевский -Складываются предпосылки в системе наук о человеке (Павлов, Сеченов, Дарвин и др.) Второй этап развития науки: Сущность: 1)разработка первых социально-психологических теорий, 2 ) превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль научного знания,3) зарождение первых социально-психологических школ 2 этап: первые теории: 1. Психология народов: «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. М. Лацарус и Г. Штейнталь (Германия)«Журнал психологии народов и языкознания» (1859 г.) Цель журнала – «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое» В. Вундт «Психология народов» рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний;изучать народы можно через язык, его мифы и обычаи 2. Психология масс: исследует проблемы общества, связанные с влиянием СМК и массовой культуры на психологию человека Г. Тард: народ – гигантская аудитория; понятие массовой культуры, её основной признак – стандартизация; основной механизм – подражание Г.Лебон считал, что жизнь общества больше определяется поведением толпы; особенности поведения человека в толпе; основной механизм – внушение 3. Теория инстинктов социального поведения: Разрабатывалась под влиянием теории Ч. Дарвина. Основоположник - У. МакДугалл Сущность – причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами (борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, стадный) 2 этап: самостоятельность науки: Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания? Появление первого учебника 1908 год «Введение в социальную психологию» (американский психолог У. МакДугалл); «Социальная психология» (американский социолог Э. Росс Экспериментально-теоретический этап развития науки: 1 период - господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы): Официальная веха - программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Главный акцент – экспериментальные исследования малой группы (школа К.Левина). 2 период - развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания: с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции à оживление интереса к теоретическому знанию; Появляются четыре основные направления: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории и интеракционизм 3 этап: вклад основных школ психологии: 1. Функционализм (Д.Дьюи, Д.Энджел, Г.Кэрр и др.): влияние эволюционной теории Ч. Дарвина;основная проблема – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни; ввели новые методы исследования личности и группы (тесты, опросники, интервью) 2. Бихевиоризм (Бехтерев В.М., Павлов И.П., Уотсон Д., Толмен Э., Скиннер Б. и др.): изучает закономерности поведения человека и животных; поведение – объективная наблюдаемая реальность (стимул – реакция);основная проблема – проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок;выделено 4 основных закона: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига. 3.Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.Адлер, Э.Эриксон, А. Фрейд): исследует проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и её поведения в обществе;2 основные проблемы: конфликта человека и общества (столкновение влечений человека с социальными запретами) и источников социальной активности личности. 4.Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс): исследует человека как полноценно развивающуюся личность (самоактуализация); пирамида потребностей (роста и развития); источник активности – единство 2 тенденций: к стремления к напряжению и к редукции напряжения. 5.Когнитивная психология (Ж.Пиаже, Жд. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон): делает акцент на процессе познания мира; основная проблема – проблема принятия решений (разрешение противоречия между тем, что человек знает, и тем, что должен узнать); каждый человек имеет свое объяснение мира (решения принимаются на основе своего видения) 6.Интеракционизм (Г.Мид, Р.Блумер, М.Кун, Э. Гофман): исследует проблемы взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения; личность всегда социальна и не может формироваться вне общества; особое значение придавалось коммуникации как обмену знаками и символами; изучались проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.013 с.) |