Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 16. Проблемы, понятия и направления современной психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Основные идеи онтопсихологии А. Менегетти. 2. Теория и практика трансперсональной психологии и психосинтеза. 3. Научные школы и направления российской психологии. 4. Основные идеи и принципы православной психологии. 5. Логика развития отечественной психологии в XXI веке.
Конспектирование научных работ 1. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. – С. 208-219 (Методы психотерапии с трансперсональный ориентацией) 2. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. – М., 2004. – С. 95-101 (Человек с позиции онтопсихологии), С. 103-108 (Предпосылки онтопсихологии) 3. Слободчиков В.И. Христианская психология – ее возможность и действительность // Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. – СПб., 2005. – С. 6-15
Задачи и упражнения 1. Каким психологическим концепциям присущи следующие подходы к человеку: а) «человек познающий»; б) «человек реагирующий»; в) «человек нуждающийся»; г) «человек гармоничный, самоактуализирующийся»; д) «человек как обширное поле сознания, духовное и космическог существо». 2. Прокомментируйте фрагмент работы М. Пеллерен. Какие выводы можно сделать? Вокруг какого центра ориентируются измерения личности? «Роберто Асаджиоли, основатель психосинтеза, определил его как «интегральную и динамическую концепцию человеческого существа. Психосинтез объединяет разные психологические подходы, в частности связанные с клиническим опытом, он также использует понятия, заимствованные у философов и психологов «экзистенциалистов» (Бисвангер, Бубер, Франкл, Ясперс, Марсель, Левинас), и в более общем смысле – в русле вечных проблем существования: жизни, смерти, страдания. Теория, разработанная в рамках психосинтеза, ставит себе целью показать, что все измерения личности организуются вокруг определенного центра и представляют собой единое целое». (Пеллерен М. Психосинтез. – М., 204. – С. 7) 3. Обоснуйте основные идеи и принципы православой психологии в врачевании души. Обратите внимание на работы: · Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М., 2005 · Антоний митрополит Сурожский. Человек перед Богом. – М., 2001 · Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004 · Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника – психология. – М., 1994 · Флоренская Т.А. Мир дома Твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.,2004 4. Сформулируйте свою позицию по отношению к «популярной» психологии. В чем ее отличие от академической психологии? Каково соотношение современной академической психологии и «популярной» психологии? В чем причины развития «популярной» психологии? 5. Напишите рецензию на работу: Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). – М., 2005 Какова роль молитвы, по мнению Ф.Е. Василюка, в мире переживания?
Задания для самостоятельной работы 1. Прочитайте работу: · Соколова Е.Е. Некоторые социальные факторы формирования научных школ в отечественной психологии в 20-40-е годы XX века (на материале школы А.Н. Леонтьева) // Психологический журнал. 1997. Т.18. №4. С. 123-128 Выразите свое мнение о прочитанном. Сформулируйте основные идеи, изложенные автором статьи. 2. «Формы зла все изменяются, а зло остается, способы калечения людей меняются, а само оно остается. Каждое поколение, борясь против несправедливости своего времени, верит, что следующее поколение будет жить в обетованной земле, а на самом деле на долю каждого следующего поколения падают свои несправедливости – и если они и бывают менее крупными, то зато они оказываются более утонченными. Нужно их выкорчевывать на корню…» (Из дневников Сергея Леонидовича Рубинштейна // Психологический журнал. 1999. Т.20. №4. С 18-23) Охарактеризуйте позицию Сергея Леонидовича Рубинштейна. Прочитайте его идеи и выскажите свое мнение о прочитанном. 3. Прочитайте работу: · Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. №3. С. 117-127 Выразите свое мнение о прочитанном. Выявите особенности Московской психологической школы? Какие традиции складывались в ней? 4. Посмотрите видеолекции: · Абульханова К.А. Значение и развитие Рубинштейновской концепции субъекта в отечественной психологии. · Климов Е.А. Психологическая мысль в народном сознании далекого прошлого. 5. Подготовьте рецензию на статью А.Б. Орлова «Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы (опубликована в журнале Вопросы психологии. 1994. №3. С. 150-155)
Практическое задание Проинтерпретируйте русскую народную сказку с позиции различных психологических школ и направлений. Объясните причины поведения персонажей русской народной сказки, используя характерные для определенной школы или направления термины и понятия. Запишите свой вариант психологической интерпретации. Осмыслите развития во взглядах на психику и поведение персонажей с позиции различных психологических школ и направлений. Ответьте на следующие вопросы: 1. К какому психологическому направлению принадлежит данный вариант сказки? 2. В какое время возникало данное психологическое направление или школа? 3. Назовите основателей и основных представителей данной школы или направления. 4. Объясните основные термины и понятия, которые Вы использовали в процессе психологической интерпретации русской народной сказки. 5. Установите различия в объяснении поведения персонажей русской народной сказки с разных психологических позиций. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите основные положения и идеи онтопсихологии А. Менегетти. 2. Что такое Ин-се? 3. Почему трансперсональная психология получила название «четвертая сила»? 4. В чем заключаются основные принципы трансперсональной психологии? 5. Какие методы использовал С. Гроф в практике трансперсональной психотерапии? 6. Влияют ли перинатальные матрицы на поведение и здоровье человека? Охарактеризуйте сущность и особенности каждой перинатальной матрицы. 7. Что такое субличности, по мнению Р. Ассаджиоли? 8. Назовите основные идеи психосинтеза Р. Ассаджиоли. 9. Что такое программа усовершенствования по Ч.К. Тойчу? 10. В чем особенности психоделической эры исследований в трансперсональной психологии? 11. Каким образом изменение социальной ситуации повлияло на процесс развития психологии в России? 12. Какие проблемы стояли в центре внимания российских психологов в разных научных школах? 13. Какие проблемы стояли перед советской психологией? 14. Какие психологические школы существовали в СССР? 15. Как развивались научные школы В.М. Бехтерева и Л.С. Выготского во второй половине XX века. 16. Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в конце XX века – начале XXI века? 17. Перечислите основные идеи и принципы православной психологии. 18. В чем особенности православной психотерапии? 19. Охарактеризуйте когнитивный кризис в отечественной психологии. 20. Какие проблемы стояли перед научной школой С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева? 21. Какие направления развиваются в современной российской психологии? Рекомендуемая литература 1. Абульханова К.А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 428-450. 2. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М., 2005 3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М., 2008 4. Барабанщиков В.А. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Психологический журнал. 2000. Т.21. №3. С. 5-9 5. Богданчиков С.А. Советская психология в мировом историко-психологическом контексте (современные подходы к проблеме) // Психологический журнал. 2006. Т.27. №1. С.89-96 6. Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы. / Сост. Н.А. Логинова. – СПб., 2006 7. Будилова Е.А. Труды по истории психологии. – М., 2009 8. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М., 1994 9. Дворецкая М.Я. Святоотечественная психология. – СПб., 2000 10. Друри Н. Трансперсональная психология. – М., Львов, 2001 11. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. – М., 2006 12. Козлов В.В. Трансперсональная психология. – М., 2010. 13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – С. 36-41 (Проеты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н. Корнилов и Л.С. Выготский) 14. Логинова Н.А. Опыт человекознания: история комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. – СПб., 2005 15. Менегетти А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. –М., 2003 16. Менегетти А. Введение в онтопсихологию – М., 2004 17. Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М., 2008 18. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – С. 5-7 (Врачевание духа), С. 95-244 (Православная психотерапия), С. 245-316 (православная психопатология), С. 317-346 (Безмолвие как метод лечения) 19. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии. 1994. №3. С.150-155 20. Пеллерен М. Психосинтез. – М., 2004 21. Петровский А.В. Психология в России: XX век. – М., 2000 22. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и истории. / Под ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997 23. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005 24. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969 25. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989 26. Степанова Е.И. Становление психологической школы Б.Г. Ананьева: Памятные даты и события. – СПб., 2003 27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 1996. – С. 130-153 (Трансперсональная психология) 28. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. – СПб., 193 29. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М., Воронеж, 1996 30. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. – М., 2007
Примерный перечень тем рефератов 1. Общая характеристика материалистического учения о душе в Античности. 2. Проблема души в теории Платона. 3. Сравнительный анализ подходов Платона и Аристотеля к проблеме души. 4. Сравнительный анализ материалистических и идеалистических учений о душе в Античности. 5. Основные этапы развития психологии как науки. 6. Проблема сознания и рефлекса в работах Р. Декарта. 7. Характеристика видов познания в работах Дж. Локка. 8. Значение теории В. Вундта в развитии психологии сознания. 9. Общая характеристика психологических взглядов У. Джеймса. 10. Общая психология и возрастная психология – взаимосвязь и взаимовлияние. 11. Психология как интегратор человековедческих наук. 12. Общая характеристика психологии поведения. 13. Психологизм художественной литературы. 14. Основные отрасли психологии. 15. Система человекознания по Б.Г. Ананьеву. 16. Соотношение естественнонаучной, гуманитарной парадигм в психологии. 17. Психология как наука. 18. Человек как предмет познания в психологии и искусстве. 19. Общая характеристика субъективной реальности человека. 20. Особенности религиозного познания человека. 21. Основные подходы в психологии. 22. Задачи современной психологии. 23. Общие закономерности развития психологической науки. 24. Классификация психологических практик. 25. Взаимосвязь психологии и других наук. 26. Классификационные схем науки. 27. Трудности определения предмета психологии. 28. Современные дискуссии о предмете психологии. 29. Представления о душе в православной психологии. 30. Богословско-идеалистическая интерпретация души в учении Августина. 31. Общая характеристика психологии сознания. 32. Современная психология в решении фундаментальных методологических проблем. 33. Методы научной психологии. 34. А.Ф. Лазурский о методах психологии. 35. Система методологических принципов отечественной психологии. 36. Стратегия психологического исследования. 37. Особенности системного подхода Б.Ф. Ломова. 38. Феномен психики в науке. 39. Структурная организация психики человека. 40. Особенности развития психики человека в онтогенезе. 41. Идеальность психики. 42. Основные концепции происхождения психики. 43. Психика и мозг человека. 44. Уровни психического отражения. 45. Стадии и уровни развития психики животных. 46. Особенности психики животных. 47. В.М. Бехтерев о развитии психики. 48. Соотношение психики, сознания и бессознательного. 49. Структура сознания. 50. Сознание и сопереживание. 51. Деятельность и сознание. 52. Культура и сознание. 53. Измененные состояния сознания. 54. Нарушения сознания. 55. Основные черты первобытного сознания. 56. Развитие сознания в онтогенезе. 57. Методологические положения С.Л. Рубинштейна о соотношении индивидуального и общественного сознания. 58. Сознание и язык. 59. Структура самосознания. 60. Жизненный путь и сознание личности. 61. Смысл, мифы и значения в структуре сознания. 62. Междисциплинарный подход к проблеме сознания. 63. Манипуляция сознанием. 64. Социальные представления и сознание личности. 65. Философско-антропологическая концепция С.Л. Рубинштейна. 66. Модусы человеческого существования. 67. Социально-психологическая характеристика сознания человека капиталистического общества по Э. Фромму. 68. Соотношение бытия и сознания. 69. Соотношение общественного и индивидуального сознания. 70. Общая характеристика массового сознания. 71. Общая характеристика экологического сознания. 72. Общая характеристика обыденного сознания 73. Общая характеристика группового сознания. 74. Соотношение сознания, самосознания и Я-концепции личности. 75. Самость, идентичность и сила Я. 76. Общая характеристика этнического самосознания. 77. Самореализация личности. 78. Актуальные проблемы психологии Я. 79. Содержательные характеристики Я-концепции. 80. Образ физического Я личности. 81. Уверенность в себе и застенчивость. 82. Теория бессознательного З. Фрейда. 83. Аналитическая психология К.Г. Юнга. 84. Современные представления о психологических защитных механизмах. 85. Индивидуальная психология А. Адлера. 86. Концепция «биоэнергетического потока» В. Райха. 87. Теория неосознаваемой установки Д.Н. Узнадзе. 88. К. Хорни о самореализации личности. 89. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. 90. Общая характеристика детского психоанализа. 91. Теория структурного психоанализа Ж. Лакана. 92. Эго-психология Э. Эриксона. 93. Концепция трансактного анализа Э. Берна. 94. Общая характеристика бихевиоризма. 95. Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Д. Уотсона и Б.Ф. Скиннера. 96. Общая характеристика гештальтпсихологии. 97. Самоактуализация и ее значение в теории А. Маслоу. 98. Общая характеристика гуманистической психологии. 99. Общая характеристика генетической психологии. 100. Общая характеристика когнитивной психологии. 101. Логотерапия В. Франкла. 102. Экзистенциальный анализ А. Лэнгле. 103. Теория клиент-центрированной терапии К. Роджерса. 104. Общая характеристика онтопсихологии А. Менегетти 105. Общая характеристика трансперсональной психологии. 106. Психосинтез Р. Ассаджиоли. 107. Научные школы российской психологии. 108. Становление культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. 109. Вклад В.М. Бехтерева в психологическую науку. 110. Основании русской научной психологии И.М. Сеченовым. 111. Становление психологической школы А.Н. Леонтьева. 112. Проблема структуры сознания в трудах А.Н. Леонтьева. 113. Проблема развития психики в трудах А.Н. Леонтьева. 114. Вклад А.Н. Леонтьева в психологическую науку. 115. Проблема сознания, самосознания и жизненного пути субъекта в трудах К.А. Абульхановой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение дисциплины «Общая психология» направлено на приобретение студентами когнитивной, функциональной и личностной компетенций. Под компетенцией в данном случае понимается «способность человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные элементы знаний и умений» (определение OECD в рамках общеевропейского процесса формирования «Европейской системы квалификаций»). Когнитивная компетенция предполагает использование теорий и понятий, а также «скрытые знания», приобретенные в опыте. В процессе изучения дисциплины «Общая психология» студенты приобретают, прежде всего, знания об основных психологических понятиях, феноменах и законах. Функциональная компетенция предполагает формирование умений и навыков. В процессе изучения дисциплины «Общая психология» студенты приобретают, прежде всего, следующие умения и навыки: использовать полученные знания при анализе психологических явлений; определять основные психологические условия и факторы развития личности и группы; корректно применять диагностические инструменты при исследовании психологических явлений; разрабатывать и применять психологические технологии, обеспечивающие оптимизацию деятельности, общения и развития группы и личности. Личностная компетенция предполагает поведенческие навыки человека в различных сферах жизнедеятельности, в данном случае как в сфере профессиональной деятельности, так и в сфере саморазвития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.011 с.) |