Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 16. Проблемы, понятия и направления современной психологии

Поиск

Вопросы для обсуждения

1. Основные идеи онтопсихологии А. Менегетти.

2. Теория и практика трансперсональной психологии и психосинтеза.

3. Научные школы и направления российской психологии.

4. Основные идеи и принципы православной психологии.

5. Логика развития отечественной психологии в XXI веке.

 

Конспектирование научных работ

1. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. – С. 208-219 (Методы психотерапии с трансперсональный ориентацией)

2. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. – М., 2004. – С. 95-101 (Человек с позиции онтопсихологии), С. 103-108 (Предпосылки онтопсихологии)

3. Слободчиков В.И. Христианская психология – ее возможность и действительность // Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. – СПб., 2005. – С. 6-15

 

Задачи и упражнения

1. Каким психологическим концепциям присущи следующие подходы к человеку:

а) «человек познающий»;

б) «человек реагирующий»;

в) «человек нуждающийся»;

г) «человек гармоничный, самоактуализирующийся»;

д) «человек как обширное поле сознания, духовное и космическог существо».

2. Прокомментируйте фрагмент работы М. Пеллерен. Какие выводы можно сделать? Вокруг какого центра ориентируются измерения личности?

«Роберто Асаджиоли, основатель психосинтеза, определил его как «интегральную и динамическую концепцию человеческого существа. Психосинтез объединяет разные психологические подходы, в частности связанные с клиническим опытом, он также использует понятия, заимствованные у философов и психологов «экзистенциалистов» (Бисвангер, Бубер, Франкл, Ясперс, Марсель, Левинас), и в более общем смысле – в русле вечных проблем существования: жизни, смерти, страдания. Теория, разработанная в рамках психосинтеза, ставит себе целью показать, что все измерения личности организуются вокруг определенного центра и представляют собой единое целое». (Пеллерен М. Психосинтез. – М., 204. – С. 7)

3. Обоснуйте основные идеи и принципы православой психологии в врачевании души. Обратите внимание на работы:

· Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М., 2005

· Антоний митрополит Сурожский. Человек перед Богом. – М., 2001

· Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004

· Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника – психология. – М., 1994

· Флоренская Т.А. Мир дома Твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.,2004

4. Сформулируйте свою позицию по отношению к «популярной» психологии. В чем ее отличие от академической психологии? Каково соотношение современной академической психологии и «популярной» психологии? В чем причины развития «популярной» психологии?

5. Напишите рецензию на работу:

Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). – М., 2005

Какова роль молитвы, по мнению Ф.Е. Василюка, в мире переживания?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте работу:

· Соколова Е.Е. Некоторые социальные факторы формирования научных школ в отечественной психологии в 20-40-е годы XX века (на материале школы А.Н. Леонтьева) // Психологический журнал. 1997. Т.18. №4. С. 123-128

Выразите свое мнение о прочитанном. Сформулируйте основные идеи, изложенные автором статьи.

2. «Формы зла все изменяются, а зло остается, способы калечения людей меняются, а само оно остается. Каждое поколение, борясь против несправедливости своего времени, верит, что следующее поколение будет жить в обетованной земле, а на самом деле на долю каждого следующего поколения падают свои несправедливости – и если они и бывают менее крупными, то зато они оказываются более утонченными. Нужно их выкорчевывать на корню…» (Из дневников Сергея Леонидовича Рубинштейна // Психологический журнал. 1999. Т.20. №4. С 18-23)

Охарактеризуйте позицию Сергея Леонидовича Рубинштейна. Прочитайте его идеи и выскажите свое мнение о прочитанном.

3. Прочитайте работу:

· Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. №3. С. 117-127

Выразите свое мнение о прочитанном. Выявите особенности Московской психологической школы? Какие традиции складывались в ней?

4. Посмотрите видеолекции:

· Абульханова К.А. Значение и развитие Рубинштейновской концепции субъекта в отечественной психологии.

· Климов Е.А. Психологическая мысль в народном сознании далекого прошлого.

5. Подготовьте рецензию на статью А.Б. Орлова «Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы (опубликована в журнале Вопросы психологии. 1994. №3. С. 150-155)

 

Практическое задание

Проинтерпретируйте русскую народную сказку с позиции различных психологических школ и направлений. Объясните причины поведения персонажей русской народной сказки, используя характерные для определенной школы или направления термины и понятия. Запишите свой вариант психологической интерпретации. Осмыслите развития во взглядах на психику и поведение персонажей с позиции различных психологических школ и направлений. Ответьте на следующие вопросы:

1. К какому психологическому направлению принадлежит данный вариант сказки?

2. В какое время возникало данное психологическое направление или школа?

3. Назовите основателей и основных представителей данной школы или направления.

4. Объясните основные термины и понятия, которые Вы использовали в процессе психологической интерпретации русской народной сказки.

5. Установите различия в объяснении поведения персонажей русской народной сказки с разных психологических позиций.


Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные положения и идеи онтопсихологии А. Менегетти.

2. Что такое Ин-се?

3. Почему трансперсональная психология получила название «четвертая сила»?

4. В чем заключаются основные принципы трансперсональной психологии?

5. Какие методы использовал С. Гроф в практике трансперсональной психотерапии?

6. Влияют ли перинатальные матрицы на поведение и здоровье человека? Охарактеризуйте сущность и особенности каждой перинатальной матрицы.

7. Что такое субличности, по мнению Р. Ассаджиоли?

8. Назовите основные идеи психосинтеза Р. Ассаджиоли.

9. Что такое программа усовершенствования по Ч.К. Тойчу?

10. В чем особенности психоделической эры исследований в трансперсональной психологии?

11. Каким образом изменение социальной ситуации повлияло на процесс развития психологии в России?

12. Какие проблемы стояли в центре внимания российских психологов в разных научных школах?

13. Какие проблемы стояли перед советской психологией?

14. Какие психологические школы существовали в СССР?

15. Как развивались научные школы В.М. Бехтерева и Л.С. Выготского во второй половине XX века.

16. Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в конце XX века – начале XXI века?

17. Перечислите основные идеи и принципы православной психологии.

18. В чем особенности православной психотерапии?

19. Охарактеризуйте когнитивный кризис в отечественной психологии.

20. Какие проблемы стояли перед научной школой С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева?

21. Какие направления развиваются в современной российской психологии?

Рекомендуемая литература

1. Абульханова К.А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 428-450.

2. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М., 2005

3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М., 2008

4. Барабанщиков В.А. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Психологический журнал. 2000. Т.21. №3. С. 5-9

5. Богданчиков С.А. Советская психология в мировом историко-психологическом контексте (современные подходы к проблеме) // Психологический журнал. 2006. Т.27. №1. С.89-96

6. Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы. / Сост. Н.А. Логинова. – СПб., 2006

7. Будилова Е.А. Труды по истории психологии. – М., 2009

8. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М., 1994

9. Дворецкая М.Я. Святоотечественная психология. – СПб., 2000

10. Друри Н. Трансперсональная психология. – М., Львов, 2001

11. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. – М., 2006

12. Козлов В.В. Трансперсональная психология. – М., 2010.

13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – С. 36-41 (Проеты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н. Корнилов и Л.С. Выготский)

14. Логинова Н.А. Опыт человекознания: история комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. – СПб., 2005

15. Менегетти А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. –М., 2003

16. Менегетти А. Введение в онтопсихологию – М., 2004

17. Методология комплексного человекознания и современная психология / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М., 2008

18. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – С. 5-7 (Врачевание духа), С. 95-244 (Православная психотерапия), С. 245-316 (православная психопатология), С. 317-346 (Безмолвие как метод лечения)

19. Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии. 1994. №3. С.150-155

20. Пеллерен М. Психосинтез. – М., 2004

21. Петровский А.В. Психология в России: XX век. – М., 2000

22. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и истории. / Под ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997

23. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005

24. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969

25. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989

26. Степанова Е.И. Становление психологической школы Б.Г. Ананьева: Памятные даты и события. – СПб., 2003

27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 1996. – С. 130-153 (Трансперсональная психология)

28. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. – СПб., 193

29. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М., Воронеж, 1996

30. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. – М., 2007

 

Примерный перечень тем рефератов

1. Общая характеристика материалистического учения о душе в Античности.

2. Проблема души в теории Платона.

3. Сравнительный анализ подходов Платона и Аристотеля к проблеме души.

4. Сравнительный анализ материалистических и идеалистических учений о душе в Античности.

5. Основные этапы развития психологии как науки.

6. Проблема сознания и рефлекса в работах Р. Декарта.

7. Характеристика видов познания в работах Дж. Локка.

8. Значение теории В. Вундта в развитии психологии сознания.

9. Общая характеристика психологических взглядов У. Джеймса.

10. Общая психология и возрастная психология – взаимосвязь и взаимовлияние.

11. Психология как интегратор человековедческих наук.

12. Общая характеристика психологии поведения.

13. Психологизм художественной литературы.

14. Основные отрасли психологии.

15. Система человекознания по Б.Г. Ананьеву.

16. Соотношение естественнонаучной, гуманитарной парадигм в психологии.

17. Психология как наука.

18. Человек как предмет познания в психологии и искусстве.

19. Общая характеристика субъективной реальности человека.

20. Особенности религиозного познания человека.

21. Основные подходы в психологии.

22. Задачи современной психологии.

23. Общие закономерности развития психологической науки.

24. Классификация психологических практик.

25. Взаимосвязь психологии и других наук.

26. Классификационные схем науки.

27. Трудности определения предмета психологии.

28. Современные дискуссии о предмете психологии.

29. Представления о душе в православной психологии.

30. Богословско-идеалистическая интерпретация души в учении Августина.

31. Общая характеристика психологии сознания.

32. Современная психология в решении фундаментальных методологических проблем.

33. Методы научной психологии.

34. А.Ф. Лазурский о методах психологии.

35. Система методологических принципов отечественной психологии.

36. Стратегия психологического исследования.

37. Особенности системного подхода Б.Ф. Ломова.

38. Феномен психики в науке.

39. Структурная организация психики человека.

40. Особенности развития психики человека в онтогенезе.

41. Идеальность психики.

42. Основные концепции происхождения психики.

43. Психика и мозг человека.

44. Уровни психического отражения.

45. Стадии и уровни развития психики животных.

46. Особенности психики животных.

47. В.М. Бехтерев о развитии психики.

48. Соотношение психики, сознания и бессознательного.

49. Структура сознания.

50. Сознание и сопереживание.

51. Деятельность и сознание.

52. Культура и сознание.

53. Измененные состояния сознания.

54. Нарушения сознания.

55. Основные черты первобытного сознания.

56. Развитие сознания в онтогенезе.

57. Методологические положения С.Л. Рубинштейна о соотношении индивидуального и общественного сознания.

58. Сознание и язык.

59. Структура самосознания.

60. Жизненный путь и сознание личности.

61. Смысл, мифы и значения в структуре сознания.

62. Междисциплинарный подход к проблеме сознания.

63. Манипуляция сознанием.

64. Социальные представления и сознание личности.

65. Философско-антропологическая концепция С.Л. Рубинштейна.

66. Модусы человеческого существования.

67. Социально-психологическая характеристика сознания человека капиталистического общества по Э. Фромму.

68. Соотношение бытия и сознания.

69. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

70. Общая характеристика массового сознания.

71. Общая характеристика экологического сознания.

72. Общая характеристика обыденного сознания

73. Общая характеристика группового сознания.

74. Соотношение сознания, самосознания и Я-концепции личности.

75. Самость, идентичность и сила Я.

76. Общая характеристика этнического самосознания.

77. Самореализация личности.

78. Актуальные проблемы психологии Я.

79. Содержательные характеристики Я-концепции.

80. Образ физического Я личности.

81. Уверенность в себе и застенчивость.

82. Теория бессознательного З. Фрейда.

83. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

84. Современные представления о психологических защитных механизмах.

85. Индивидуальная психология А. Адлера.

86. Концепция «биоэнергетического потока» В. Райха.

87. Теория неосознаваемой установки Д.Н. Узнадзе.

88. К. Хорни о самореализации личности.

89. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

90. Общая характеристика детского психоанализа.

91. Теория структурного психоанализа Ж. Лакана.

92. Эго-психология Э. Эриксона.

93. Концепция трансактного анализа Э. Берна.

94. Общая характеристика бихевиоризма.

95. Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Д. Уотсона и Б.Ф. Скиннера.

96. Общая характеристика гештальтпсихологии.

97. Самоактуализация и ее значение в теории А. Маслоу.

98. Общая характеристика гуманистической психологии.

99. Общая характеристика генетической психологии.

100. Общая характеристика когнитивной психологии.

101. Логотерапия В. Франкла.

102. Экзистенциальный анализ А. Лэнгле.

103. Теория клиент-центрированной терапии К. Роджерса.

104. Общая характеристика онтопсихологии А. Менегетти

105. Общая характеристика трансперсональной психологии.

106. Психосинтез Р. Ассаджиоли.

107. Научные школы российской психологии.

108. Становление культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

109. Вклад В.М. Бехтерева в психологическую науку.

110. Основании русской научной психологии И.М. Сеченовым.

111. Становление психологической школы А.Н. Леонтьева.

112. Проблема структуры сознания в трудах А.Н. Леонтьева.

113. Проблема развития психики в трудах А.Н. Леонтьева.

114. Вклад А.Н. Леонтьева в психологическую науку.

115. Проблема сознания, самосознания и жизненного пути субъекта в трудах К.А. Абульхановой.


 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Общая психология» направлено на приобретение студентами когнитивной, функциональной и личностной компетенций. Под компетенцией в данном случае понимается «способность человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные элементы знаний и умений» (определение OECD в рамках общеевропейского процесса формирования «Европейской системы квалификаций»).

Когнитивная компетенция предполагает использование теорий и понятий, а также «скрытые знания», приобретенные в опыте. В процессе изучения дисциплины «Общая психология» студенты приобретают, прежде всего, знания об основных психологических понятиях, феноменах и законах.

Функциональная компетенция предполагает формирование умений и навыков. В процессе изучения дисциплины «Общая психология» студенты приобретают, прежде всего, следующие умения и навыки:

использовать полученные знания при анализе психологических явлений;

определять основные психологические условия и факторы развития личности и группы;

корректно применять диагностические инструменты при исследовании психологических явлений;

разрабатывать и применять психологические технологии, обеспечивающие оптимизацию деятельности, общения и развития группы и личности.

Личностная компетенция предполагает поведенческие навыки человека в различных сферах жизнедеятельности, в данном случае как в сфере профессиональной деятельности, так и в сфере саморазвития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.011 с.)