Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 14. Проблемы, понятия и направления современной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Развитие бихевиоризма в XX веке. 2. Основные идеи и принципы «гуманистического психоанализа Э. Фромма». 3. Общая характеристика детского психоанализа. 4. Эго-психология Э.Эриксона и концепция трансактного анализа Э.Берна. 5. Основные положения теории структурного психоанализа Ж. Лакана.
Конспектирование научных работ 1. Айзенк М. История когнитивной психологии // Общая психология. Тексты: В 3т. Т.1. Введение / Отв. Ред. В.В. Петухов. – М., 2001. – С. 547-553 2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. – М., 2001. – С. 32-40 (Структура трудностей), С. 155-168 (Трансформирование личности), С. 171-184 (Личность консультанта) 3. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. Бихевиоризм // Общая психология. Тексты: В 3т. Т.1. Введения / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., 2001. – С. 116-127
Задачи и упражнения 1. Д. Уотсон писал: «Бихевиорист ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие расширяющегося потока поведения». Как с точки зрения бихевиориста, должны «звучать» выражения «ребенок боится собаки», «я влюблен в эту женщину»? является ли предложенный бихевиористами объективный метод психологии? 2. Охарактеризуйте основные теории бихевиоризма.
3. В трансактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и ребенку. Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность в своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность. 4. Ниже приведен список разнообразных межличностных ролей. Подумайте, какие из них успешнее играются взрослыми, подростками, детьми. Вундеркинд, мудрец, скромник, Шалун, Тупица, Тихоня, Порочный Старикашка, Благородный Рыцарь, Добрый Папа, Красавчик, Невзрачный, Брюзга, Неудачник, Преуспевающий, Остроумец, Всеобщий Любимец, Душа Общества, Сизиф, Ясновидящий, Золушка, Ничтожество, Подхалим, Прилипала, Позер, Ханжа, Кавалер, Обыватель, Калека, Дурачок, Жертва Обстоятельств, Подстрекатель, Придурок, Шут, Агрессор, придворный, Старый Воин, Поэт, Профессор, Скандалист, Психопат, Правдоискатель. 5. Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в этих трансакциях и почему? Выразите свое мнение. · Иванов. Что стало с молодежью!? Она совсем распустилась! Петров. Да, в их года мы были поскромнее. · Преподаватель. Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число? Студент. Ах, да, я забыл извлечь квадратный корень! · Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства? Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал. · Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкаются пьяные. Коршунов. Ну конечно-конечно, с удовольствием провожу. · Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина! Петров. О, конечно-конечно, я просто не заметил. Задумался, знаете… Садитесь, пожалуйста. · Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку. Сидоров. Могу и вообще не выступать… · Жена. Сходи, погуляй с Джерри. Заодно зайдешь за хлебом. Муж. Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться? · Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово! Петров. Отлично! · Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид? Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает… кто ты такой, чтобы всем указывать!? · Ковбой. Не хотите ли взглянуть на наши конюшни? Барышня. Ах, я с детства обожаю лошадок!
Задания для самостоятельной работы 1. Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на Ваш взгляд, практические последствия такой теоретической позиции? Как она называется? «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врагом, перистом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков». 2. Из приведенных ниже фраз Э. Торндайка выросла теория бихевиоризма. Какая идея в них заключается? «Цыпленок, столкнувшись с одиночеством и ограничивающими его свободу стенками, отвечал на это действиями, которые в сходной ситуации в природе должны были бы освободить его. Некоторые из этих действий приводили к успеху, и вытекающее из него удовольствие приводило к запечатлению. Отсутствие удовольствия запечатление подавляло». (Цит. по: Хант М. История психологии. – М., 2009. – С. 325) 3. Дайте оценку основным достижениям в модернизации классического психоанализа.
4. Прочитайте работу: Ильин Г.Л. Проблема бессознательного во французском структурализме // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1980. №1. С. 62-73. Выделите основные идеи исследований, осуществленных во французском структурализме. Выразите свое мнение о прочитанном. 5. Докажите, что в теориях З.Фрейда и Э.Эриксона есть нечто большее, но наличествуют и различия.
Практическое задание Представьте, что чувство, которое Вы сейчас испытываете, можно сравнить с матрешкой. Нарисуйте на листе бумаги это «чувство-матрешку» и подпишите его. Подумайте: быть может, за этим чувством стоит другое чувство? Представьте его в виде матрешки и нарисуйте на другом листе бумаги, подпишите его. Не подсматривайте в первый рисунок. Раскройте «чувства-матрешки» столько раз, сколько необходимо, пока не доберетесь до последней, самой маленькой. Сделайте их рисунки на отдельных листах. Сравните рисунки. Этот метод работы с различными чувствами и состояниями, основанными на идеях трансактного анализа о «покрывающих» чувствах. На идее гештальт-терапии о проживании чувств «здесь и сейчас». (См. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб., 2010. – С. 296-298) Вопросы для самопроверки 1. Какие основные проблемы изучала А. Фрейд? 2. В чем отличие Эго-психологии от классического психоанализа? 3. Чем отличается взгляд М. Клейн на агрессию от позиции А. Фрейд? 4. Какие виды идентичности выделяются Э. Эриксоном? 5. Какова роль языка в теории Ж. Лакана? 6. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма? 7. В чем суть понятия научения? 8. Какой метод исследования был разработан Э. Торндайком? 9. Каковы причины модификации классического бихевиоризма? 10. В чем различия между стимульным и оперативным бихевиоризмом? 11. Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкрепления? 12. В чем значение самоэффективности, по мнению А. Бандуры? 13. Охарактеризуйте основные положения теории оперантного бихевиоризма. 14. В чем суть «теории привязанности» Д. Боулби? 15. Какие изменения внес Х.С. Салливан в классический психоанализ? 16. Какие изменения в фрейдомарксизм В. Райха внес Э. Фромм? 17. Назовите основные положения концепции трансактного анализа Э. Берна. 18. Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, занимался этнопсихологическими исследованиями? 19. В чем особенность понятия «социальное окружение» в теории Э. Фромма? 20. Перечислите основные положения теории гуманистического психоанализа Э. Фромма? 21. Какие достижения в модификации глубинной психологии были осуществлены во второй половине XX века? Рекомендуемая литература 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб., 1992 2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд. – М., 2005 3. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль /Сост. В.М. Лейбин. –М., 1994 4. Люк Хельмут Е. История психологии. Течения, школы, пути развития. – М., 2012. 5. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007 6. Овчаренко В.И. Российские психоаналитики. – М., 2000 7. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. – С. 259-271 Ортодоксальный бихевиоризм. Небихевиоризм. 8. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория. – М. 1996 9. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.2. практика. – М., 1996 10. Французская психологическая школа / Под ред. А. Желбо, А.В. Россохина. – СПб., 2005. – С. 55-80 (История психоанализа во Франции), С. 501-522 (Психоанализ и психосоматика) 11. Фромм Э. Кризис психоанализа. – СПб., 2000 12. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996 13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996 14. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М., Воронеж, 1996
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.80 (0.008 с.) |