Семинар 14. Проблемы, понятия и направления современной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 14. Проблемы, понятия и направления современной психологии



Вопросы для обсуждения

1. Развитие бихевиоризма в XX веке.

2. Основные идеи и принципы «гуманистического психоанализа Э. Фромма».

3. Общая характеристика детского психоанализа.

4. Эго-психология Э.Эриксона и концепция трансактного анализа Э.Берна.

5. Основные положения теории структурного психоанализа Ж. Лакана.

 

Конспектирование научных работ

1. Айзенк М. История когнитивной психологии // Общая психология. Тексты: В 3т. Т.1. Введение / Отв. Ред. В.В. Петухов. – М., 2001. – С. 547-553

2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. – М., 2001. – С. 32-40 (Структура трудностей), С. 155-168 (Трансформирование личности), С. 171-184 (Личность консультанта)

3. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. Бихевиоризм // Общая психология. Тексты: В 3т. Т.1. Введения / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., 2001. – С. 116-127

 

Задачи и упражнения

1. Д. Уотсон писал: «Бихевиорист ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие расширяющегося потока поведения». Как с точки зрения бихевиориста, должны «звучать» выражения «ребенок боится собаки», «я влюблен в эту женщину»? является ли предложенный бихевиористами объективный метод психологии?

2. Охарактеризуйте основные теории бихевиоризма.

 

Ученый Предмет и задачи исследования Основные результаты
Э. Торндайк Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике. Законы образования коннекции (связи), т.е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок.
Д. Уотсон Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи Доказательство прижиненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
Э. Толмен Изучение деятельности системы организм-среда, формирования целостного, молярного подхода к проблеме поведения Внутренняя переменная, определяющая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении
К. Халл Формирование гипотеко-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R. Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
Б. Скиннер Разработка методов целенаправленного изучения, управления и коррекции поведения. Изучения оперантного поведения. Законы оперантного обучения, программированное обкчение, методы коррекции поведения
Д. Мид Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я» Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я»
А. Бандура Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения

 

3. В трансактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и ребенку.

Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность в своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.

4. Ниже приведен список разнообразных межличностных ролей. Подумайте, какие из них успешнее играются взрослыми, подростками, детьми.

Вундеркинд, мудрец, скромник, Шалун, Тупица, Тихоня, Порочный Старикашка, Благородный Рыцарь, Добрый Папа, Красавчик, Невзрачный, Брюзга, Неудачник, Преуспевающий, Остроумец, Всеобщий Любимец, Душа Общества, Сизиф, Ясновидящий, Золушка, Ничтожество, Подхалим, Прилипала, Позер, Ханжа, Кавалер, Обыватель, Калека, Дурачок, Жертва Обстоятельств, Подстрекатель, Придурок, Шут, Агрессор, придворный, Старый Воин, Поэт, Профессор, Скандалист, Психопат, Правдоискатель.

5. Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в этих трансакциях и почему? Выразите свое мнение.

· Иванов. Что стало с молодежью!? Она совсем распустилась! Петров. Да, в их года мы были поскромнее.

· Преподаватель. Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число? Студент. Ах, да, я забыл извлечь квадратный корень!

· Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства? Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал.

· Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкаются пьяные. Коршунов. Ну конечно-конечно, с удовольствием провожу.

· Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина! Петров. О, конечно-конечно, я просто не заметил. Задумался, знаете… Садитесь, пожалуйста.

· Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку. Сидоров. Могу и вообще не выступать…

· Жена. Сходи, погуляй с Джерри. Заодно зайдешь за хлебом. Муж. Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться?

· Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово! Петров. Отлично!

· Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид? Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает… кто ты такой, чтобы всем указывать!?

· Ковбой. Не хотите ли взглянуть на наши конюшни? Барышня. Ах, я с детства обожаю лошадок!

 

Задания для самостоятельной работы

1. Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на Ваш взгляд, практические последствия такой теоретической позиции? Как она называется?

«Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врагом, перистом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков».

2. Из приведенных ниже фраз Э. Торндайка выросла теория бихевиоризма. Какая идея в них заключается?

«Цыпленок, столкнувшись с одиночеством и ограничивающими его свободу стенками, отвечал на это действиями, которые в сходной ситуации в природе должны были бы освободить его. Некоторые из этих действий приводили к успеху, и вытекающее из него удовольствие приводило к запечатлению. Отсутствие удовольствия запечатление подавляло». (Цит. по: Хант М. История психологии. – М., 2009. – С. 325)

3. Дайте оценку основным достижениям в модернизации классического психоанализа.

Ученый Движущие силы развития личности Структура и/или типология личности Основные механизмы развития и защиты
Г. Салливан Чувство беспокойства, тревоги «Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я» Избирательное внимание  
Э. Фромм Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей – быть или иметь Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм
Э. Эриксон Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и др.) Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности Стремление к целостности, идентификации (с собой, своей культурой, этносом и др.)

 

4. Прочитайте работу: Ильин Г.Л. Проблема бессознательного во французском структурализме // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1980. №1. С. 62-73.

Выделите основные идеи исследований, осуществленных во французском структурализме. Выразите свое мнение о прочитанном.

5. Докажите, что в теориях З.Фрейда и Э.Эриксона есть нечто большее, но наличествуют и различия.

 

Практическое задание

Представьте, что чувство, которое Вы сейчас испытываете, можно сравнить с матрешкой. Нарисуйте на листе бумаги это «чувство-матрешку» и подпишите его. Подумайте: быть может, за этим чувством стоит другое чувство? Представьте его в виде матрешки и нарисуйте на другом листе бумаги, подпишите его. Не подсматривайте в первый рисунок. Раскройте «чувства-матрешки» столько раз, сколько необходимо, пока не доберетесь до последней, самой маленькой. Сделайте их рисунки на отдельных листах. Сравните рисунки.

Этот метод работы с различными чувствами и состояниями, основанными на идеях трансактного анализа о «покрывающих» чувствах. На идее гештальт-терапии о проживании чувств «здесь и сейчас». (См. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб., 2010. – С. 296-298)


Вопросы для самопроверки

1. Какие основные проблемы изучала А. Фрейд?

2. В чем отличие Эго-психологии от классического психоанализа?

3. Чем отличается взгляд М. Клейн на агрессию от позиции А. Фрейд?

4. Какие виды идентичности выделяются Э. Эриксоном?

5. Какова роль языка в теории Ж. Лакана?

6. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?

7. В чем суть понятия научения?

8. Какой метод исследования был разработан Э. Торндайком?

9. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?

10. В чем различия между стимульным и оперативным бихевиоризмом?

11. Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкрепления?

12. В чем значение самоэффективности, по мнению А. Бандуры?

13. Охарактеризуйте основные положения теории оперантного бихевиоризма.

14. В чем суть «теории привязанности» Д. Боулби?

15. Какие изменения внес Х.С. Салливан в классический психоанализ?

16. Какие изменения в фрейдомарксизм В. Райха внес Э. Фромм?

17. Назовите основные положения концепции трансактного анализа Э. Берна.

18. Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, занимался этнопсихологическими исследованиями?

19. В чем особенность понятия «социальное окружение» в теории Э. Фромма?

20. Перечислите основные положения теории гуманистического психоанализа Э. Фромма?

21. Какие достижения в модификации глубинной психологии были осуществлены во второй половине XX века?


Рекомендуемая литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб., 1992

2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд. – М., 2005

3. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль /Сост. В.М. Лейбин. –М., 1994

4. Люк Хельмут Е. История психологии. Течения, школы, пути развития. – М., 2012.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007

6. Овчаренко В.И. Российские психоаналитики. – М., 2000

7. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. – С. 259-271 Ортодоксальный бихевиоризм. Небихевиоризм.

8. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория. – М. 1996

9. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.2. практика. – М., 1996

10. Французская психологическая школа / Под ред. А. Желбо, А.В. Россохина. – СПб., 2005. – С. 55-80 (История психоанализа во Франции), С. 501-522 (Психоанализ и психосоматика)

11. Фромм Э. Кризис психоанализа. – СПб., 2000

12. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996

14. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М., Воронеж, 1996

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.028 с.)