Семинар 12. Бессознательное в структуре психики человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 12. Бессознательное в структуре психики человека



Вопросы для обсуждения

1. Понимание бессознательного.

2. Классификация бессознательного.

3. Основные положения теории бессознательного в психоанализе З.Фрейда.

4. Основные положения теории бессознательного в аналитической психологии К.Г. Юнга.

5. Современные представления о психологических защитных механизмах.

 

Конспектирование научных работ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. – С. 19-38 (Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты)

2. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб., 2006. – С. 378-390 (Я и Оно)

3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994. – С. 111-133 (Структура души)

 

Задачи и упражнения

1. Почему Л.Н. Толстой обращался в своих произведениях к сновидным образам? Как представлена характеристика сновидений в творчестве Л.Н. Толстого?

«Сновидные образы привлекают внимание Толстого на всем протяжении его творческого пути. Художественное изображение этих процессов дано уже в первом его произведении – «История вчерашнего дня», ряд таких состояний подробно описан в больших его романах, не ослабляется интерес к ним и в последние годы его творчества. Интерес Толстого к этим явлениям несомненно связан с общим его стремлением раскрыть психику человека во всей ее многосторонности, показать подлинность, естественность человеческой натуры, «высказать правду о душе человека». В его произведениях дано описание 43-х сновидений, и, кроме того, в одном произведении дан теоретический анализ этих процессов.

Большой интерес представляют эти процессы по самому их содержанию и психологической характеристики. Художественное описание Толстым сновидений – одна их форм психологического анализа душевной жизни. Изучение этого вопроса показывает, что Толстой и в этой области развивает оригинальную психологическую концепцию. Его «диалектика души» и здесь получает яркое отражение. В этом смысле изучение сновидений представляет и более общий интерес для понимания его художественного творчества. Во многих литературных снах отражены сложные идейные и психологические вопросы творчества Толстого, и в тоже время сновидения, как своеобразные процессы, обрисованы в их психологической правдивости.

Характеристика сновидений представлена в творчестве Толстого не только в форме художественного изображения, но и в виде теоретического анализа. Наличие такого анализа значительно облегчает понимание основной концепции сновидений, развиваемой Толстым в его художественных произведениях. Как будет видно из дальнейшего изложения, теоретический анализ сновидений и их художественное изображение в творчестве Толстого в основных своих чертах сходны.

Общая характеристика сновидений дана Толстым в рассказе «История вчерашнего дня». Приведем первоначально основной текст рассуждения о сне и сновидениях.

«Воспоминание о времени, которое мы проводим во сне, не происходит из одного и того же источника, из которого происходят воспоминания о действительной жизни, - из памяти, как способности воспроизводить впечатления наши, но из способности группировать впечатления. В минуту пробуждения мы все те впечатления, которые имели во время засыпания и во время сна (почти никогда человек не спит совершенно), мы приводим к единству под влиянием того впечатления, которое содействовало пробуждению, которое происходит также, как засыпание: постепенно начиная с низшей способности до высшей. – Эта операция происходит так быстро, что сознать ее слишком трудно, и привыкши к последовательности и к форме времени, в котором проявляется жизнь, мы принимаем эту совокупность впечатлений за воспоминание проведенного времени во сне. – Каким образом объяснить то, что вы видите длинный сон, который начинается тем обстоятельством, которое вас разбудило; вы видите, что идете на охоту, заряжаете ружье, подымаете дичь, прицеливаетесь и стреляете, и шум, который вы приняли за выстрел, это графин, который вы уронили на пол во сне. Или: вы приезжаете к вашему приятелю N, ждете его, наконец приходит человек и докладывает; N приехал; это наяву вам говорит ваш человек, чтобы вас разбудить. Чтобы проверить справедливость этого, избави бог верить снам, которые вам рассказывают те, которые всегда что-нибудь видели и видели что-нибудь значащее и интереснее.

Эти люди от привычки выводить заключения из снов, на основании гадателей дали себе форму известную, к которой они приводят все; добавляют из воображения недостающее и выкидывают все то, что не подходит под эту форму. Например, вам будет рассказывать мать, что она видела, как ее дочь улетела на небо и сказала: «Прощайте, маменька, я за вас буду молиться!» А она просто видела, что дочь ее лезла на крышу и ничего не говорила, и что эта дочь, когда влезла наверх, сделалась вдруг поваром Иваном и сказала: «А вы не влезете!».

А может быть, в воображении их по силе привычки слагается то, что они рассказывают, и тогда это служит еще доказательством моей теории о сне…

Если же хотите поверить, то на себе испытайте: вспомните ваши мысли, представления во время засыпания и просыпания и ежели кто-нибудь видел, как вы спали, и может рассказать вам все обстоятельства, которые могли подействовать на вас, то вы поймете, отчего вы видели то, а не другое. Обстоятельств этих так много зависящих от сложения, от желудка, от физических причин, что всех не перечтешь. Но говорят, что когда мы видим во сне, что летаем или плаваем, это значит: мы растем. Заметьте, отчего один день вы плаваете, другой – летаете, вспомните все, и очень легко объясните» (Т.I, C. 293-294).

«Во время ночи, заканчивает Толстой, несколько раз (почти всегда) просыпаешься, но пробуждаются только два низшие сознания души: тело и чувство. После этого опять засыпает чувство и тело – впечатления же, которые были во время пробуждения, присоединяются к общему впечатлению сна, и без всякого порядка и последовательности. – Ежели проснулось и 3-е, высшее сознание понятия и после опять засыпаешь, то сон уже разделяется на две половины» (там же, С. 294).

В приведенном рассуждении отчетливо отображаются существенные положения его концепции сновидений, получившие в дальнейшем художественное воплощение во снах, описанных им в ряде последующих произведений. На основе этого рассуждения (оставляя в стороне туманные рассуждения о душе) метод Толстого возможно определить таким образом. Раньше всего нужно указать на отчетливо выраженный интерес Толстого к качественным особенностям сновидений, на его стремление определить своеобразие психической жизни человека в этом состоянии, на острую его психологическую наблюдательность в изучении этих процессов. Во всем этом в особенности необходимо выделить интерес Толстого к образам и движению мысли во время сновидений.

Наблюдательность Толстого характеризуется широтой охвата различных компонентов сновидений. Толстого интересуют состояния сна и сновидений в самых различных сторонах, во всей полноте их психофизиологических особенностей, его внимание привлекает весь процесс сна и психической жизни в этом состоянии. Понимание сна в его динамических особенностях приводит писателя к выделению отдельных состояний сна и сновидений на различных их стадиях. В этом направлении Толстой характеризует различные фазы в возникновении сна, его течении и при переходе к пробуждению и состоянию сознательности.

Рассматривая сон, Толстой расчленяет его целостный процесс на отдельные стадии. Таким же образом он расслаивает и процесс сновидения, выделяя в нем различные его компоненты, с тем, чтобы таким путем вскрыть его психологическую основу, его существенные психологические функции.

Характеризуя процесс погружения в состояние сна, Толстой указывает на его последовательность, зависимость от прекращения деятельности различных компонентов сознания. По мнению писателя, первоначально прекращают деятельность более сложные и высшие формы сознания. При пробуждении имеет место обратная последовательность. Эта характеристика все же не свободна от противоречий, поскольку Толстой упоминает также и о засыпании, начиная с погружения в сон более элементарных качеств сознания. Данное разъяснение процесса погружения в сон воспроизводится Толстым и при объяснении им расчлененности сновидения на два, обособленных друг от друга. Такое членение сновидений писатель объясняет пробуждение мысли в перерыве между состояниями сна.

Рассматривая все эти процессы, Толстой исходит из определенного причинного их понимания. Он указывает на многообразие условий возникновения и течения сна и сновидений, - на условия физические, физиологические и психологические. В этом отношении Толстой придает особенное значение внешних впечатлений и состоянию сновидца. Возбуждение извне, воспринимаемые сновидцем, осознаются им не в их прямом значении, но подвергаются переработки в соответствии с содержанием сновидения, эти возбуждения приобретают значение движущего фактора сна, они трансформируются в своем содержании и включаются в состав сновидения. Процесс сновидения, при всей его кажущийся разбросанности, обладает известной внутренней цельностью, которую, в некоторых случаях, внешние раздражения, воспринимаемые сновидцем, не нарушают, но воспринимаются сновидцем в смысле содержания сна. Психика сновидца настолько поглощена образами сновидения, что преобразует в смысле этих образов и внешние впечатления, содержание которых во многом отлично от образов сновидения. Положение о трансформации внешних впечатлений в смысле содержания сна является одним из существенных в теории сновидений Толстого. В соответствии с этим положением писатель в ряде своих произведений характеризует взаимодействие сна и внешних впечатлений.

Причинное понимание сновидений представлено в теории Толстого и в другом выражении. В приведенном выше рассуждении он отмечает влияние на содержание сновидения мыслей, возникших непосредственно перед засыпанием. Сновидение, таким образом, рассматривается не как случайный феномен в психологической деятельности человека, но как процесс, подготовленный предшествующими ему состояниями. В более общем виде это положение указывает на укорененность сновидения в личности, на роль предшествующих впечатлений. Поскольку сновидению могут предшествовать различные по содержанию состояния, это отображается и в содержании сновидений. Последние, таким образом, становятся многофункциональными психическими процессами, отображающие различные потребности и интересы личности.

В приведенном выше рассуждении Толстой отмечает своеобразие мыслительных операций в сновидениях. Таково его указание на метаморфоз образов сновидения, на полное их превращение в ходе сновидения. В этом же рассуждении Толстой указывает на своеобразие связи представлений во сне в отличие от группировки представлений в сознательном мышлении. В конкретной характеристике он констатирует видоизменение содержания сна при его пересказе после пробуждения, подменой его содержания сознательными желаниями сновидца.

Эта характеристика течения мыслей в сновидениях восполняется более общим положением об эмоциональной насыщенности образов, в связи с чем определяется эмоциональный характер логики сновидений.

Обозначенные особенности мыслительных процессов в сновидениях также получают отображение в характеристике этих состояний в художественных произведениях Толстого. Но, как будет показано в последующем анализе, наряду с названными мыслительными процессами Толстой описывает и некоторые другие. Таким образом, последующее изображение сновидений, при общем соответствии с теоретическим его анализом. Становится более содержательным и разносторонним в своей психологической характеристике. Вместе с этим, в зависимости от идейно-художественного контекста произведения и особенностей личности сновидца, в описании отдельных сновидений Толстой акцентирует те или другие из названных здесь мыслительных операций, благодаря чему также повышаются изобразительные функции отдельных сновидений.» (Страхов И.В. Психология литературного творчества. – М., Воронеж, 1998. – С. 234-239 (Художественное познание сновидений)).

 

2. Охарактеризуйте позицию автора о сновидении и индивидуации.

«На мой взгляд, символика сна – это не попытка привести какие-то скрытые мысли через цензуру сознания, как полагал З.Фрейд, а стенограмма в рисунках, которой пользуется наша психика. Такая стенограмма всегда индивидуальна и уникальна: не может быть, например, единого перевода стихов Уолта Уитмена. И потому остерегайтесь психотерапевтов, друзей, супругов и профессиональных толкователей снов, которые пытаются вам объяснить, что для вас значат ваши сны. Безусловно, выслушайте всех, кто-то, возможно, и натолкнет вас на верный путь. Но отвергайте любую интерпретацию, которая не будет созвучна вашей душе. Только вы можете расшифровать собственные сны.

Индивидуация – термин, введенный К. Юнгом для описания процесса, посредством которого человек становится уникальным существом, становится самим собой, тем, кто он есть на самом деле. Чтобы этого достичь, нужно действовать в двух направлениях.

Во-первых, вы должны избавиться от фальшивых одежд персоны (термин, также введенный К. Юнгом для обозначения внешнего социального фасада, ролей, которые играет человек). Многие упражнения и идеи, уже рассмотренные нами в этой книге (ведение дневника, вечерний обзор, субличности, упражнение по разотождествлению, самонаблюдение и в особенности гештальтметод работы над снами), помогут вам отличить свою самость (того, кем вы на самом деле являетесь) от социальных ролей, исполняемых вами в жизни.

Во-вторых, необходимо прийти к соглашению с исконными образами (или архетипами) коллективного бессознательного, чтобы они больше не могли влиять на ваше поведение. Это те мифы и символы, которые, согласно К. Юнгу, универсальны для всех людей независимо от культуры и исторической эпохи. В отличие от личного бессознательного, содержание которого первоначально осознавалось, но потом было забыто или вытеснено, содержания коллективного бессознательного никогда не были сознательными и приобретены человеком не в ходе личного опыта, а получены как родовые качества. Вот примеры архитепических образов: вечное дитя, ведьма, мать, герой и т.д. причем человек может видеть во сне мифологическую фигуру, о которой не имел никакого представления. Например, на моих занятиях, посвященных снам, одна женщина рассказала сон, персонажем которого была учительница по имени Минерва. Рассказчица, как выяснилось, ничего не знала о мифологии, но дальнейший анализ этого сна обнаружил, что она ожидала от меня большой мудрости как от педагога.

Психоаналитики юнгианского направления, чаще всего у зрелыхи пожилых людей. Выделяют особые сны, в которых проявляются различные этапы процесса индивидуации. Начало такого процесса обычно отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах и т.п. явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики.

Затем появляются сны о тени. Тенью Юнг называл темные стороны конкретного человека и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается признать в себе. В снах эти отвергаемые особенности или свойства проецируются на другого, которым часто становится «черный человек». Юнг был убежден, что всем нам очень важно вновь признать своей эту универсальную тень.

Понятие тени вовсе не является открытием XX или XXI века. Еще Платон в сочинении «Республика» писал: «Даже в самых достойных из нас ивут чудовищные и совершенно аморальные желания, которые порой обнаруживаются в наших снах».

Чтобы проработать свою тень, нужно в духе описанного выше метода гештальттерапии отождевиться с каждой зловещей фигурой ваших снов. (Мы сами создали их в своих снах. И любое зло, которое они творят – это наше порождение.) Если человек не признает этого зла как части себя, своей психики и продолжает лицемерно осуждать его в других, с ним происходит странная и печальная трансформация. Он сам превращается в того, кого осуждает и отвергает. Я полагаю, что именно в этом заключается смысл евангельской притчи о «непротивлении злу». Одна из трагедий нашей истории заключается в том, что очень часто люди, желающие добиться социальной справедливости, смотрят на стоящих у власти как на врага и олицетворение зла. Но как только они побеждают своего врага и сами приходят к власти, они приобретают все те его черты, которые раньше осуждали.

Тенью для вас может быть ваш друг, которого вы втайне презираете или которому завидуете. Это ваша оборотная сторона. Если вы сексуально раскрепощенный человек. Вашей тенью может стать тот, кого вы считаете пуританином. Если вы романтик и непоседа, то очень вероятно, что роль вашей тени для вас будет играть скучный человек, живущий прозаической жизнью мелкого чиновника. Если вы добровольно установили для себя шестидесятичасовую рабочую неделю. Тогда ваша тень томится в очереди безработных.

Мужчинам может сниться их Анима, архетип скрывающейся в них бессознательной женственности, не находящей себе выражение. У женщин такую же роль бессознательной мужественности играет Анимус. Таинственная Незнакомка, Беатриче Данте – вот примеры Анимы. Анимус в женских сновидениях может появиться в виде таинственного чужестранца, рыцаря в сверкающей кольчуге, Роберта Редфорда или Пола Ньюмана, а нередко и в виде целой группы мужчин.

Понаблюдайте, что делает Анима или Анимус в ваших снах. Представьте себе, что вы делаете тоже самое. Мы не можем быть цельными личностями, пока не признаем права на существование той части нашего существа, которая представляет начало противоположного пола. Мужчине необходимо принять свою мягкость, заботливость, артистизм, а не стараться спроецировать эти качества на свою Аниму (и тщетно искать ее в своей реальной жизни). Женщине нужно принять свою агрессивность, логику. Мыслительные способности, а не выискивать постоянно эти черты в своем Анимусе и в мужчинах, которые встречаются в ее жизни.

По мере продвижения процесса индивидуации в снах может появиться символика развития – путешествия, дороги, развилки, брод через реку.

На этом этапе в снах непременно участвуют фигуры «мудрого старца» или «мудрой старой женщины». Появление этих архетипов свидетельствуют о том, что вы уже почти готовы довериться голосу мудрости вашего внутреннего гуру и перестать приписывать всю мудрость внешним авторитетам, будь то Платон, Иисус Христос, ваш научный руководитель. Эйнштейн или Бертран Рассел.

И наконец, могут начать появляться сны, которые символизируют чистую энергию или единство всей жизни». (Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. – М., 1992. – С. 127-143)

 

3. Подготовьте материал о позиции З. Фрейда и К.Г. Юнга в толковании сновидений. В чем заключается разница? Обоснуйте свою позицию.

4. З. Фрейд однажды заметил, покуривая сигару, что «иногда сигара может быть просто сигарой, и ничем иным. От каких теоретических «обвинений» он спас свою теорию этой репликой? Можно ли считать само это утверждение замкнутым механизмом, способом рационализации собственного курения?

5. Приведите примеры сюжетных линий художественных произведений, где бы четко прослеживалось влияние идей З. Фрейда и К.Г. Юнга.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Можно ли, не постигнув теории архетипов К.Г.Юнга создать образ народного вождя и героя?

2. Прочитайте работу: Блонский П.П. Очерки детской сексуальности // Психология младшего школьника: Избранные психологические труды. – М., Воронеж, 2006. – С. 460-553.

Какие источники знания детской сексуальности исследовал П.П. Блонский? Перечислите основные положения критики П.П. Блонским фрейдистской теории детской сексуальности. Обоснуйте свой взгляд на данную проблему.

3. Прочитайте работу: Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2006. – С. 26-48

В чем заключаются особенности психологической защиты у детей?

4. Изучите работу: Майерс Д. Интуиция. – СПб., 2009

Как соотносится бессознательное и интуиция? Важно ли понимать сильные стороны интуиции? В чем заключается опасность интуиции? Какие эксперименты были проведены? Что такое практическая интуиция?

5. Как по Вашему мнению, соотносятся психоанализ и символизм? Обратите внимание на работу: Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994

 

Практическое задание

Материалы: белая бумага размером 30х45 см., черная бумага размером 30х40 см. (допускается разрезать ее на более малые размеры квадратной формы), сухая и масляная пастель. Тарелка диаметром приблизительно 25 см. для изображения окружности, карандаш и линейка для изображения прямых линий.

Данное задание имеет смысл начать с прослушивания спокойной инструментальной музыки для создания соответствующего настроения.

Рисование макдал является релаксирующей деятельностью.

На листе белой бумаги, используя тарелку в качестве направляющей, нарисуйте окружность. Окружность можно нарисовать и от руки.

Используя художественный материал, нарисуйте внутри окружности все, что Вы захотите (линии, формы, цветные пятна). Вы можете начать с центра, Вы можете разделить пространство внутри окружности тем или иным способом. Вы можете выйти за пределы окружности. В рисовании макдал нет никаких жестких правил, и работу можно продолжать до тех пор, пока Вы не почувствуете, что она завершена.

Когда Вы закончите рисование, поставьте точку на вершине своего рисунка и стрелкой обозначьте направление. Повторите тоже самое, используя черную бумагу.

Прикрепите рисунок к стене и постарайтесь придумать название работе и подписать ее с обратной стороны рисунка или прямо на рисунке. Вы можете также дать короткое описание рисунка, тех форм и красок, которые Вы использовали, а также идею рисунка.

Возможно, что Вы увидите разницу между макдалами, изображенными на белой и черной бумаге. Цвета проявляются совершенно разным образом на черном фоне, и Вы можете заметить, что на черной бумаге Вы выбирали более светлые краски при рисовании макдалы.

Вопросы для самопроверки

1. К какому времени относят появление и расцвет психоанализа?

2. Каковы основные положения теории бессознательного З.Фрейда?

3. Какие компоненты входят в структуру личности по З.Фрейду?

4. Какими понятиями пользовался З.Фрейд для объяснения стадий психосексуального развития личности?

5. Какой критерий выбрал З.Фрейд для своей периодизации психосексуального развития личности?

6. Какие основные принципы легли в основу теории бессознательного З.Фрейда?

7. В чем роль защитных механизмов?

8. Перечислите механизмы психологической защиты личности?

9. В чем причины изучения бессознательного?

10. Какие направления существуют в понимании бессознательного?

11. Как соотносятся интуиция и бессознательное?

12. Дайте определение бессознательному.

13. Перечислите основные положения концепции первобытного мышления К. Леви-Строса.

14. Назовите разновидности бессознательного.

15. Каково соотношение бессознательного и сознания в психике, по мнению З. Фрейда?

16. В чем значение теории бессонательного З.Фрейда для психологической практики.

17. Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?

18. Каким образом трансформировал К.Г. Юнг подход З.Фрейда к символической интерпретации данных психоанализа?

19. В чем состоят основные принципы аналитической психологии К.Г.Юга

20. Каково соотношение личного и коллективного бессознательного по мнению К.Г. Юнга?

21. Охарактеризуйте разногласия К.Г. Юнга с З.Фрейдом.

Рекомендуемая литература

1. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. – Мн., 2003. – С. 462-518

2. Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. – М., 2005

3. Анцыферова Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга (Статья первая: Особенности развития личности в первой половине жизни) // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 16-26

4. Анцыферова Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга (Статья вторая: Вторая половина жизни человека: этапы индивидуации, проблемы призвания, судьбы, смысла жизни) // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №3. С. 10-19

5. Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг. – М., 2009

6. Бессознательное: Сборник статей. – Новороссийск,1994.

7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды. – М., Воронеж, 2006

8. Гайар К. Карл Густав Юнг. – М., 2004

9. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб., 2007

10. Дадун Р. Фрейд. – М., 1994

11. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М., 1996

12. Лаврова О.В. Любовь в эпоху постмодерна. Ad hoc коучинг о людях «До востребования». – М., 2010.

13. Лейбин В.М. Карл Густов Юнг: психопоэтический портрет. – М., 2011.

14. Минделл А. Квантовый ум: грань между физикой и психологией. – М., 2011.

15. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2006.

16. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011.

17. Руткевич А.М. Психоанализ: Истоки и первые этапы развития. – М., 1997

18. Сартр Ж.-П. Фрейд. – М., 1992

19. Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда. –М., 1994

20. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Словарь аналитической психологии. – СПб., 2009

21. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., Воронеж, 1997

22. Франц М.-Л. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. – СПб., 2009

23. Французская психоаналитическая школа / Под ред. А. Жибо, А.В. Россохина. – СПб., 2005

24. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. – Тбилиси, 1991. С. 15-70 (Очерки истории психоанализа, С. 71-138 (Массовая психология и анализ человеческого «Я»), С. 351-392 («Я» и «Оно»)

25. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992. – С. 91-148 (Автобиография), С. 364-466 (Зигмунд Фрейд – Карл Густав Юнг «Из переписки»), С. 3-90 (Стефан Цвейг. Зигмунд Фрейд)

26. Фрейд З. Толкование сновидений. – Мн., 2000

27. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М., Харьков, 2001. – С. 311-362 (О психоанализе), С. 529-708 (Очерки по психологии сексуальности)

28. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб., 2006. – С. 113-180 (Три очерка по теории сексуальности), С. 378-390 (Я и Оно)

29. Шур М. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть. – М., 2005

30. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. – Киев, 1994

31. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994. – С. 103-122 (Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное), С. 135-164 (Архетипы коллективного бессознательного), С. 175-315 (Отношения между Я и бессознательным)

32. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994. – С. 37-60 (Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы), С. 61-69 (Противоречия Фрейда и Юнга), С.11-133 (структура души), С. 158-185 (Архаичный человек), С. 219-246 (Аналитическая психология и мировоззрение), С.293-316 (Проблема души современного человека)

33. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., 1995. – С. 209-224 (Брак как психологическое отношение), С. 225-230 (К психологии и патологии так называемых аккультных феноменов)

34. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. –М., 1996. – С. 87-117 (Феноменология духа в сказке), С. 155-185 (Общая точка зрения на психологию сновидений), С. 186-197 (Сознание, бессознательное и индивидуация)

35. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 2002

36. Юнг К.Г. Синхрония. – М., К., 2003

37. Юнг К.Г. Психология и алхимия. – М., 2008



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.079 с.)