Семинар 15. Проблемы, понятия и направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 15. Проблемы, понятия и направления



Современной психологии

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные концепции гештальтпсихологии.

2. Первые теории гуманистической психологии (Г. Олпорт, Р. Мэй, А. Маслоу).

3. Теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса, В. Франкла и А. Лэнгле.

4. Основные идеи и принципы генетической психологии.

5. Основные положения когнитивной психологии.

 

Конспектирование научных работ

1. Маслоу А.Д. Для чего нам экзистенциальная психология // Маслоу А., Мэй Р., Олпорт Г., Роджерс К. Экзистенциальная психология. – М. – Львов, 2005. – С. 61-71.

2. Франкл В. Доктор и душа. – СПб., 1997. – С. 252-254 (Экзистенциальный вакуум), С. 254-255 (Смысл жизни), С. 255-257 (Сущность существования), С. 257-258 (Смысл любви), С. 258-261 (Смысл страдания), С. 275-277 (Критика пандетерминизма).

3. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М., 1995. – С. 80-116 (Искусство любить. 1. Любовь – ответ на проблему человеческого существования).

 

Задачи и упражнения

1. Охарактеризуйте основные концепции гештальтпсихологии.

Ученый Предмет и задачи исследования Основные результаты
М. Вертгеймер Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления
К.Кофка Изучение свойств, законов и развития восприятия Синтрез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов
В.Келер Изучение законов и развития обрзно-схематического мышления, изоморности психического, психофизического и физического полей Инсайт, законы образно-схематического мышления
К.Левин Исследование психологического поля личности и социального поля группы Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференцация и виды лидерства

 

2. В чем, по Вашему мнению, заключается особенность основных корней гуманистической психологии?

Ученый Движущие силы развития и структура личности Основные достижения
Г. Олпорт Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен Открытость системы человек-общество, опросники
А. Маслоу Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей Потребность в самоактуализации, механизме идентификации и отчуждения
К. Роджерс Я-концепция, в центре которой гибкая и адекватная самооценка Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

 

3. Проанализируйте отрывок из работы М.Ханта. Как зарождались идеи гештальтпсихологии? Как появился фи-феномен?

Сидя у окна поезда, пересекавшего в конце лета 1910 года центральную Германию, молодой психолог Макс Вертгеймер смотрел на ландшафт, заинтересованный иллюзией, которую миллионы пассажиров принимали как нечто само собой разумеющееся, но которая, на его взгляд, нуждалась в объяснении. Далекие телеграфные столбы, дома и холмы, хоть и неподвижные, казалось, бежали вместе с поездом. Почему?

Это загадка заставила Вертгеймера подумать о другом кажущемся движении – иллюзии, создаваемой стробоскопом, игрушкой, использующей тот же принцип, что и кино, как раз входившее в моду. В обоих случаях быстрый показ серии фотографий, сделанных с промежутком в доли секунды, или рисунков, содержащих еле заметные изменения, создавал впечатление непрерывного движения.

Этот феномен, известный уже не одно десятилетие, так никогда и не находил удовлетворительного объяснения. Томас Эдисон и другие, создавшие кино в 1890 годах, довольствовались получением эффекта без понимания его причины. Однако в тот день в поезде Вертгеймера посетила внезапная догадка. Он получил степень доктора в Вюрцбурге, где, отказавшись от вундтовских принципов, группа психологов использовала интроспекцию для изучения сознания. Теперь Вертгеймер предположил, что иллюзия движения возникает не в сетчатке, как думали многие психологи, а в мозгу, где высшие психологические процессы питают переход от одной последовательной картинки к другой, тем самым порождая восприятия движения. Вертгеймер быстро потерял интерес к проблеме движущегося ландшафта и больше к ней не возвращался.

В это время Вертгеймер, занимавшийся в Венском университете изучением неспособности читать, ехал в отпуск на Рейн, однако посетившая его идея так его взволновала, что он сошел с поезда во Франкфурте, чтобы посоветоваться с профессором Фридрихом Шуманом, экспертом в области восприятия, у которого он учился в Берлинском университете до того, как переехал в Вюрцбург; профессор Шуман недавно перевелся в университет Франкфурта.

В городе Вертгеймер купил в магазине игрушек стробоскоп и провел весь вечер, занимаясь с ним в номере отеля. (Стробоскоп – научный инструмент для наблюдения за движущимися частями механизма как за неподвижными, но в XIX и в начале XX века так называли популярную игрушку, создающую впечатление движения). К стробоскопу прилагались изображения лошади и мальчика; если приводить его в действие с нужной скоростью, лошадь казалась бегущей, а мальчик – идущим. Вертгеймер заменил картинки листками бумаги, на которых провел две параллельные прямые. Он обнаружил, что при одной скорости видит сначала одну линию, потом другую, расположенные порознь; при другой скорости – обе линии рядом с друг другом; при третьей – одну линию, перемещающуюся из одного положения в другое. Вертгеймер провел исторический эксперимент и заложил основу новой психологической теории.

На следующий день Вертгеймер посетил в университете Шумана и сообщил ему своих наблюдениях, о том, каково, по его предположению, было их объяснение, и спросил его мнение. Шуман не мог пролить свет на обнаружение явления, но предложил Вертгеймеру воспользоваться его лабораторией и оборудованием, включая новый тахистоскоп собственной конструкции. С его помощью исследователь мог, регулируя скорость вращения диска с прорезями в нем, предъявлять испытуемому визуальные стимулы на очень короткое время, а используя диски с по-разному расположенными прорезями – предъявлять меняющиеся изображения. Тахистоскоп точно и контролируемо делал то, что стробоскоп делал грубо.

Поскольку Вертгеймер нуждался в испытуемых для своих опытов, Шуман познакомил его с одним из своих ассистентов – Вольфгангом Кёлером, который вскоре привел и другого – Курта Коффку. Они были несколько моложе Вертгеймера (ему было – тридцать, Кёлеру – двадцать два, Коффке – двадцать четыре), но все трое интересовались высшими психическими процессами, которые физиологи и сторонники Новой Психологии Вундта игнорировали; молодые люди сразу нашли общий язык, и им предстояло до конца жизни оставаться друзьями и коллегами.

Вертгеймер, холостой и обладавший независимым доходом – его отец был директором процветающей коммерческой школы в Праге – мог поступать, как ему вздумается; а вздумалось ему отказаться от отпускных планов и почти на полгода остаться проводить эксперименты во Франкфурте, где Кёлер, Коффка и жена Коффки выступали в роли испытуемых.

Основной эксперимент, явившийся развитием попытки в номере отеля, заключался в поочередном проецировании трехсантиметровой горизонтальной линии и другой, расположенной на два сантиметра ниже. При медленном темпе предъявления все добровольцы (они только много позже узнали, что делал Вертгеймер) видели сначала одну линию, потом другую; при быстром темпе – обе одновременно; при умеренном – единственную линию, плавно перемещающуюся из верхнего в нижнее положение и обратно.

Как вариант Вертгеймер использовал вертикальную и горизонтальную линии; при правильной скорости испытуемые видели одну линию, поворачивающуюся под углом 90 градусов. В другом варианте Вертгеймер использовал огоньки: при правильной скорости испытуемые видели один перемещающийся огонек. В разных опытах Вертгеймер применял многочисленные линии, разные цвета, различные формы; в каждом случае ему удавалось вызвать иллюзию движения. Даже когда он сообщил своим трем испытуемым, что происходит, они не могли себя заставить не видеть движение. При помощи особых опытов Вертгеймер исключил всякую возможность того, что феномен вызывался движениями глаз или ретинальными (возникающими на сетчатке) последовательными образами.

Иллюзия, заключил Вертгеймер, была «делом психического состояния», которое он называл фи-феноменом. Буква «фи», говорил он, «обозначает нечто существующее за пределами восприятия «а» и «в», являясь следствием «психологического короткого замыкания» в мозгу. Фи-феномен, как предположил Вертгеймер, является результатом психологического короткого замыкания в мозгу между двумя областями, стимулируемыми нервными импульсами от участков сетчатки, которые стимулируются «а» и «в».» (Хант М. История психологии. – М., 2009. – С. 371-374)

4. Выберите правильный вариант ответа.

· Бихевиоризм

а) Опирался на схему «S-R»;

б) Превратил психологию в «психологию без психики»;

в) Ввел понятие научения;

г) Заложил идеи программированного обучения;

д) Ввел идеи установки;

е) Все ответы верны;

ж) Все ответы не верны.

· Классический психоанализ

а) Опирался на практику лечения истерических неврозов;

б) Сделал предметом бессознательные влечения человека;

в) Определил либидо, как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности;

г) Ввел в психологию метод «свободных ассоциаций»;

д) Все ответы верны;

е) Все ответы неверны.

· Гештальтпсихологи

а) Сделали предметом психологии образы восприятия;

б) Определил гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию;

в) Трактовали интеллект как оведение;

г) Ввели в психологию идею инсайта;

д) Определили гештальты как элементы сознания;

е) Все ответы верны;

ж) Все ответы неверны.

· Гуманистическая школа психологии

а) Ориентирована на рассвет всех потенциальных возможностей человека;

б) Сделала целью воспитания личностный рост;

в) Отводит главную роль индивидуальному опыту;

г) Является ветвью экзистенциализма;

д) Все ответы верны;

е) Все ответы неверны.

 

5. «Я увидел, как много мне дает принятие другого человека. Я увидел, что принимать другого человека и его чувства действительно легко, не труднее, чем понимать его». (Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. №2. С 58-65. Какие еще открытия были осуществлены К. Роджерсом? Как он их использовал в психотерапевтической практике?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте кроссворд по изучаемой теме.

2. Объясните пример, приведенный С.Л. Рубинштейном, с точки зрения гештальттеории.

А. Гельб и К. Гольдштейн проводят клиническое наблюдение за поведением больного. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает улицу. Больной говорит врачу: «Человек там подметает – я знаю, я вижу его ежедневно». - «Что Вы видите?» - «Длинную черту. Затем что-то вижу – то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди – длинные и узкие, повозки – широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить».

3. На основе работы:

Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. – Самара, 2008. – С. 121-145 (Гештальтпсихология),

создайте презентацию о гештальтпсихологии. Покажите ее значение для психологической науки и практики.

4. Чем, по Вашему мнению, отличается экзистециальный анализ от психологического? Обоснуйте свою позицию, используя работу А. Лэнгле (Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.,2005)

5. Подберите материал о развитии современной когнитивной психологии. Проанализируйте его и выявите основные идеи, важные для психологии.

 

Практическое задание

Прокомментируйте мнение В. Франкла. Напишите эссе на проблему экзистенциального вакуума в современном обществе.

«Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалось сексуальная неудовлетворенность. А ныне нас уже волнует уже другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом…

Всякий раз, когда меня спрашивают, почему возникает этот экзистенциальный вакуум, я привожу такую краткую формулу: животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие (то есть становится конформистом), либо сам делает только то, чего хотят – причем хотят от него – другие (то есть становится жертвой тоталитаризма)». (Франкль В. Страдание от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. – Новосибирск, 2009. – С. 7, 9)

Вопросы для самопроверки

1. В чем роль гештальта в развитии восприятия?

2. В чем сущность понятия «психологического поля»?

3. Что такое фи-феномен?

4. Как объяснял К. Коффка психическое развитие7

5. Перечислите основные идеи теории личности и группы К. Левина.

6. Чем различаются волевое и пасевое поведение?

7. В чем значение исследования продуктивного мышления М. Вертгеймера?

8. Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»?

9. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?

10. Какие потребности в структуре личности были описаны А. Маслоу?

11. Какова роль самоактуализации в развитии личности?

12. Какие методы исследования личности были разработаны Г.Олпортом?

13. Какие два полюса сознания, по мнению Р.Мэя, задают пространство свободы воли?

14. В чем причины нарушения адекватности самооценки, по мнению К. Роджерса.

15. Какие виды ценностей выделил В. Франкл?

16. Чем различаются подходы А. Маслоу и В. Франкла?

17. Перечислите основные идеи и принципы логотерапии В. Франкла.

18. Какие основные идеи Ж. Пиаже и Л. Кольберга были реализованы в генетической психологии?

19. В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии?

20. Какие вопросы изучал Д.С. Брунер?

21. Какова суть основных постулатов Д. Миллера, У. Найсера и Г. Келли?

Рекомендуемая литература

1. Гуссерль Э. Амстердамские доклады: феноменологическая психология // Предмет и метод психологии. /Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 84-100

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002

3. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней. – М., 2007

4. Коффка К. Функциональные и описательные понятия // Предмет и метод психологии. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С.36-56

5. Леонтьев Д.А. «Случай» Виктора Франкла // Психологический журнал. 2005. Т.26. №2. С. 118-127

6. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М., 2005

7. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997

8. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2001

9. Маслоу А. и др. Экзистенциальная психология. – М., Львов, 2005

10. Маслоу А. Психология развития и самоактуализации: основные допущения // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 234-260

11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. – М., 2001

12. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2004

13. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. – М., 2002

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994

15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994

17. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение. – М., 2007

18. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 209-233

19. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – СПб., 1996

20. Франкл В. Доктор и душа. – СПб., 1997. – С. 244-246 (Воля к смыслу), С. 254-255 (Смысл жизни), С. 257-258 (Смысл любви)

21. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. – М., 2009

22. Хант М. История психологии. – М., 2009

23. Шехтер М.С. Гештальтпсихология: ошибки и нерешенные проблемы // Психологический журнал. 1997. Т.18. №2. С. 141-148

24. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М., 2004



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.043 с.)