Семинар 2. Объект и предмет психологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 2. Объект и предмет психологии



Вопросы для обсуждения

1. Современная наука о понимании объекта и предмета.

2. Полипредметность психологии и трудности определения предмета.

3. Предмет в разных отраслях, научных школах и направлениях.

4. Психологические феномены, изучаемые в разных научных школах и направлениях.

5. Современные дискуссии о предмете психологии.

Конспектирование научных работ

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2002. – С. 22-35 (В поисках предмета психологической науки).

2. Пастернак Б.Л. О предмете и методе психологии // Вопросы философии. 1988. №8. С. 97-105.

3. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М., 1997. – С. 326-341 (О философских основах психологии. Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии).

 

Задачи и упражнения

1. Выявите различия в предмете разных отраслей психологии и других наук

Предмет зоопсихологии Формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания
Предмет специальной психологии Особенности детей с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания
Предмет социальной девиантологии Природа, законы и закономерности, а также механизмы девиантного поведения
Предмет этнопсихологии Представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов
Предмет антропологии Человек и его мир во всех проявлениях жизнедеятельности (духовных и материальных)
Предмет социологии Общество как социальная система в целом, ее развитие и функционирование через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты
Предмет социальной педагогики Взаимодействие влияния среды и преобразующих эту среду сил человека, зависимость жизненных путей человека и человеческих судеб от факторов среды
Предмет педагогики Процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека
Предмет социальной психологии Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональные группы и т. д.), малых групп (коллектив, семья, группа друзей и т. д.)
Предмет педагогической психологии Различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания
Предмет возрастной психологии Факты и закономерности генезиса психики человека
Предмет психологии человека Факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества

 

2. Прокомментируйте мнение К.Г. Юнга.

«Душа человека как отражение мира у человека настолько многообразна, что существует бесконечное множество аспектов ее рассмотрения… Каждый выхватывает свой собственный фрагмент мира и сооружает для своего частного мира собственную частную же систему, зачастую с герметическими стенами» (Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994. – С. 111).

 

3. О каких особенностях русской души пишет Н.А. Бердяев? Коллективная психика может быть предметом какой отрасли психологии?

«В типичной русской душе есть много простоты, прямоты и безхитренности, ей чужда всякая аффектация, всякий взвинченный пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест – это душа – легко опускающаяся и грешащая, кающаяся и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народам. Все остается в глубине у русского народа, и он не умеет себя пластически-благообразно выявить… В самых высших своих проявлениях русская душа – странническая, ищущая града не здешнего и ждущая его сошествия с неба… Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстное, жертвенность, неведомая западным народам». (Бердяев Н.А. Судьба России. – Москва, 1990).

 

4. Какую тенденцию в развитии предмета психологии обозначает автор?

«Вместе с тем именно внутренняя жизнь личности всегда составляла предмет психологии, рассматривалась ли она с позиции психологии сознания или психологии бессознательной детерминации. Значительный вклад в изучение внутренней жизни человека внесли психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и другие направления глубинной психологии.

На предшествующем этапе изучения психики, каждый можно назвать глобально-аналитическим, осуществлялось постепенное разложение целостного психического: знание было отделено от переживания, восприятие и память – от мышления, сознательное – от бессознательного, способности – от познавательных процессов, качества личности – от характера, характер – от темперамента, психические состояния – от психических процессов, биологическое – от социального.

Сегодня настало время перейти от аналитического подхода к синтезу накопленных знаний – учению о целостной психике на основе реализации системного подхода. Настало время изучения внутреннего мира человека и внутренней психической жизни как реальности!» (Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М., 2006, С. 9)

 

5. Почему Л.С. Выготский предметом психологии считал историю развития высших психических функций? Обоснуйте его мнение.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Прочитайте работу:

Ярошевский М.Г. Предмет психологии и ее категориальный строй // Во-

просы психологии. 1971. №5. С. 110-121.

2. Напишите несколько пословиц, отражающих психологическое содержание явлений.

3. Передайте Ваше восприятие развития психики человека в онтогенезе с помощью поэтических или прозаических отрывков. Составьте «лесенку жизни».

4. Разработайте кроссворд по изучаемой теме.

5. В чем заключается позиция Ж.-П. Сартра на проблему феномена? (См.: Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. – М., 2009. – С. 31-37) (1. Идея феномена. 2. Феномен бытия и бытие феномена)

 

Практическое задание

Разработайте тест из 10 вопросов для проверки знаний по изучаемой теме.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение предмета и объекта.

2. Что является предметом изучения общей психологии?

3. Каково соотношение между объектом, предметом и проблемой психологической науки?

4. Назовите основные трудности определения предмета психологической науки.

5. В чем заключается сложность психологической науки по мнению Л.С. Выготского и А. Эйнштейна?

6. Почему П.Я. Гальперин вопрос о предмете психологии относил к особо значимым?

7. В чем заключается различие предмета научного исследования в разных отраслях психологии?

8. Дайте определение понятиям феномена и ноумена.

9. Перечислите основные феномены, изучаемые психологами разных школ и направлений.

10. Что такое субъект?

11. Какова позиция С.Л. Рубинштейна в понимании субъекта?

12. В чем причина полипредметности психологии?

13. Почему, на Ваш взгляд, отсутствует единая общепсихологическая теория, охватывающая все изучаемые феномены?

14. Назовите предмет психологии в деятельностном подходе.

15. Существуют ли критерии того, что относится к психологии?

16. Почему есть возможность подмены психологического исследования физиологическим или социологическим?

17. Почему поиск механизмов психологических явлений осуществляется не только в психологии?

18. Охарактеризуйте соотношение предмета и метода в психологии.

19. В чем особенность современных дискуссий о предмете психологии?

20. Могут ли социальные факторы влиять на смену предмета психологии?

21. Каковы общенаучные причины современных дискуссий о предмете психологии?

 

Рекомендуемая литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПБ., 1997.

3. Ломов Б.Ф. Психика человека как предмет системного исследования // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 347-362.

4. Пономарев Я.А. Психология и объективная реальность // Вопросы психологии. 1971. №6. С. 131-139.

5. Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005.

6. Пфендер А. Психология как самостоятельная опытная наука. Предмет и задача психологии // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 117-143.

7. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969.

8. Роменец В.А. Поступковая природы психического и предмет психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 379-396.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2011.

10. Рубинштейн С.Л. Предмет психологии // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 281-314.

11. Снегирёв В.А. Психология. – СПб., 2008.

12. Старовойтенко Е.Б. Предмет психологии и способ его раскрытия // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 462-474.

13. Татенко В.А. Предмет и метод психологической науки: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 490-509.

14. Фонсегрив Ж. Элементы психологии. – М., 2009.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.011 с.)