Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 2. Объект и предмет психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Современная наука о понимании объекта и предмета. 2. Полипредметность психологии и трудности определения предмета. 3. Предмет в разных отраслях, научных школах и направлениях. 4. Психологические феномены, изучаемые в разных научных школах и направлениях. 5. Современные дискуссии о предмете психологии. Конспектирование научных работ 1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2002. – С. 22-35 (В поисках предмета психологической науки). 2. Пастернак Б.Л. О предмете и методе психологии // Вопросы философии. 1988. №8. С. 97-105. 3. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М., 1997. – С. 326-341 (О философских основах психологии. Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии).
Задачи и упражнения 1. Выявите различия в предмете разных отраслей психологии и других наук
2. Прокомментируйте мнение К.Г. Юнга. «Душа человека как отражение мира у человека настолько многообразна, что существует бесконечное множество аспектов ее рассмотрения… Каждый выхватывает свой собственный фрагмент мира и сооружает для своего частного мира собственную частную же систему, зачастую с герметическими стенами» (Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994. – С. 111).
3. О каких особенностях русской души пишет Н.А. Бердяев? Коллективная психика может быть предметом какой отрасли психологии? «В типичной русской душе есть много простоты, прямоты и безхитренности, ей чужда всякая аффектация, всякий взвинченный пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест – это душа – легко опускающаяся и грешащая, кающаяся и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народам. Все остается в глубине у русского народа, и он не умеет себя пластически-благообразно выявить… В самых высших своих проявлениях русская душа – странническая, ищущая града не здешнего и ждущая его сошествия с неба… Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстное, жертвенность, неведомая западным народам». (Бердяев Н.А. Судьба России. – Москва, 1990).
4. Какую тенденцию в развитии предмета психологии обозначает автор? «Вместе с тем именно внутренняя жизнь личности всегда составляла предмет психологии, рассматривалась ли она с позиции психологии сознания или психологии бессознательной детерминации. Значительный вклад в изучение внутренней жизни человека внесли психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и другие направления глубинной психологии. На предшествующем этапе изучения психики, каждый можно назвать глобально-аналитическим, осуществлялось постепенное разложение целостного психического: знание было отделено от переживания, восприятие и память – от мышления, сознательное – от бессознательного, способности – от познавательных процессов, качества личности – от характера, характер – от темперамента, психические состояния – от психических процессов, биологическое – от социального. Сегодня настало время перейти от аналитического подхода к синтезу накопленных знаний – учению о целостной психике на основе реализации системного подхода. Настало время изучения внутреннего мира человека и внутренней психической жизни как реальности!» (Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М., 2006, С. 9)
5. Почему Л.С. Выготский предметом психологии считал историю развития высших психических функций? Обоснуйте его мнение.
Задания для самостоятельной работы
1. Прочитайте работу: Ярошевский М.Г. Предмет психологии и ее категориальный строй // Во- просы психологии. 1971. №5. С. 110-121. 2. Напишите несколько пословиц, отражающих психологическое содержание явлений. 3. Передайте Ваше восприятие развития психики человека в онтогенезе с помощью поэтических или прозаических отрывков. Составьте «лесенку жизни». 4. Разработайте кроссворд по изучаемой теме. 5. В чем заключается позиция Ж.-П. Сартра на проблему феномена? (См.: Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. – М., 2009. – С. 31-37) (1. Идея феномена. 2. Феномен бытия и бытие феномена)
Практическое задание Разработайте тест из 10 вопросов для проверки знаний по изучаемой теме. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение предмета и объекта. 2. Что является предметом изучения общей психологии? 3. Каково соотношение между объектом, предметом и проблемой психологической науки? 4. Назовите основные трудности определения предмета психологической науки. 5. В чем заключается сложность психологической науки по мнению Л.С. Выготского и А. Эйнштейна? 6. Почему П.Я. Гальперин вопрос о предмете психологии относил к особо значимым? 7. В чем заключается различие предмета научного исследования в разных отраслях психологии? 8. Дайте определение понятиям феномена и ноумена. 9. Перечислите основные феномены, изучаемые психологами разных школ и направлений. 10. Что такое субъект? 11. Какова позиция С.Л. Рубинштейна в понимании субъекта? 12. В чем причина полипредметности психологии? 13. Почему, на Ваш взгляд, отсутствует единая общепсихологическая теория, охватывающая все изучаемые феномены? 14. Назовите предмет психологии в деятельностном подходе. 15. Существуют ли критерии того, что относится к психологии? 16. Почему есть возможность подмены психологического исследования физиологическим или социологическим? 17. Почему поиск механизмов психологических явлений осуществляется не только в психологии? 18. Охарактеризуйте соотношение предмета и метода в психологии. 19. В чем особенность современных дискуссий о предмете психологии? 20. Могут ли социальные факторы влиять на смену предмета психологии? 21. Каковы общенаучные причины современных дискуссий о предмете психологии?
Рекомендуемая литература 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. 2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПБ., 1997. 3. Ломов Б.Ф. Психика человека как предмет системного исследования // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 347-362. 4. Пономарев Я.А. Психология и объективная реальность // Вопросы психологии. 1971. №6. С. 131-139. 5. Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. 6. Пфендер А. Психология как самостоятельная опытная наука. Предмет и задача психологии // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 117-143. 7. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. 8. Роменец В.А. Поступковая природы психического и предмет психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 379-396. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2011. 10. Рубинштейн С.Л. Предмет психологии // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 281-314. 11. Снегирёв В.А. Психология. – СПб., 2008. 12. Старовойтенко Е.Б. Предмет психологии и способ его раскрытия // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 462-474. 13. Татенко В.А. Предмет и метод психологической науки: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 490-509. 14. Фонсегрив Ж. Элементы психологии. – М., 2009.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.007 с.) |